постоянно мигрируют по пищевым цепям. Вызывают появление раковых опухолей в организме человека и рождению детей с недостатками физического и умственного развития, болезни кожи, устойчивые генетические изменения. Основными источниками попадания подобных вредных веществ в природу, являются строительные материалы, оболочки различных кабелей, лакокрасочные изделия. Подобные загрязнители попадают в водоемы от несанкционированных свалок. Другими источниками загрязнения выступают химическая, металлургическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности. Поставщиком диоксинов является автотранспорт при сгорании топлива. В таблице 3 представлена структура выбросов от стационарных источников Орловской области 2011-2012 гг.
Таблица 3 - Структура выбросов от стационарных источников Орловской области .
Годы Показатель
ЛОС** NOX CO SO2 Твердые Прочие
2011 0,6 3,0 4,5 0,3 0,8 0,2
2012 0,6 2,8 3,7 0,1 0,8 3,1
Отклонение,± 0 -0,2 -0,8 -0,2 0 -2,9
По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 г.». ЛОС - Локальные очистные сооружения
Анализ таблицы, свидетельствует о снижении в 2012 г. всех показателей по сравнению с 2011 г. Необходимо формировать у людей ответственность перед природой и будущими поколениями, а также сохранить окружающую среду и преумножить её богатства. Все перечисленные загрязняющие элементы опасны для окружающей среды, современного человеческого общества и будущих поколений. По указанным выше причинам необходимо проводить постоянный мониторинг экологической обстановки, контролировать выбросы и отходы всех отраслей промышленности, сельского хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году». М.: НИА-Природа, 2013. 483 с.
2. Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 году». М.: НИА-Природа, 2010. 288 с.
3. Доклад об экологической ситуации в Орловской области в 2011 г. / Правительство Орловской области. Управление по охране и использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической безопасности Орловской области (Орелоблэконадзор); Вышегородских Н.В., Рыжиков В.В., Григорьев В.К. и др. Орел: Издательский Дом «Орловская литература и книгоиздательство» («ОРЛИК»); 2012. 172с.
4. Гусева, Т.В. Гидрохимические показатели состояния окружающей среды: справочные материалы/Под. ред. Т.В. Гусевой/Высшее образование. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 192 с.
5. Фёдоров, Л.Д. Пестициды - токсический удар по биосфере и человеку/ Л.Д. Фёдоров, А.В. Яблоков/ М.: Наука, 1999. 462 с.
УДК 338.012
РЕЙТИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РАЙОНОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В. Г. Небытов, кандидат биологических наук, доцент ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: vniisrs.orelsau@mail.ru
Аннотация. Определено неравномерное экологическое состояние уровня сельских территорий муниципальных образований Орловской области по данным диагностических показателей: атмосферного воздуха, водных объектов, отходов производства и потребления, состояния земель.
Ключевые слова: рейтинг, сельские территории, рейтинг экологического состояния муниципальных районов.
Abstract. The non-uniform ecological condition of level rural territories of municipal formations of the Oryol area is established according of diagnostic parameters: atmospheric air, water objects, waste products of manufacture and consumption, condition of soil.
Key words: rating, rural territories, rating of ecological condition of municipal areas.
В настоящее время социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию. Устойчивое развитие «sustainable development» привлекло внимание мирового научного сообщества еще в 1992 г. после доклада Комиссии ООН по окружающей среде и развитию в рамках конференции в Рио-де-Жанейро. На конференции было сформулировано определение, которое включает в себя три составляющих: экономическую эффективность, социальное равенство и экологическую устойчивость [1]. На Римской сессии ФАО были приняты основные положения по устойчивому развитию сельского хозяйства и сельской местности, ставящие целью снижение уровня бедности и увеличении вклада сельского населения в экономическое, социальное и экологическое благосостояние страны [2]. Необходимость устойчивого развития была подтверждена ООН на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. [3]. В 1996 г. на Европейской конференции по сельскому развитию проходившей в Ирландии была принята «Коркская декларация», которая поставила устойчивое сельское развитие в основу сельской политики Европейского Союза. [4]. В США концепция устойчивого сельского хозяйства и сельского развития включает взаимосвязанное выполнение трех главных целей: сохранение здоровой природной среды, достижение доходности фермерских хозяйств, установление в обществе принципов социальной и экономической справедливости. [5]. Единство трех основных составляющих является средством достижения устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. Так, в «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» определены основные задачи экологической политики, включающие экологическую реабилитацию сельских территорий и экологизацию основных сфер сельской экономики [6]. В «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [7] указано, что необходимым условием устойчивого развития сельских территорий является обеспечение их экологической безопасности на основе развития рационального природопользования и своевременной реализации мер по предупреждению негативного влияния антропогенных процессов на окружающую среду.
Наиболее системообразующие базовые диагностические показатели, представленны в виде объединенных групп, включающих состояние воздушной среды; состояние водного бассейна; состояние, использования и охраны земельных ресурсов; образования, удаления и утилизации отходов, которые определяли уровень экологической устойчивости сельских территорий. С целью осуществления комплексной оценки состояния окружающей среды предлагается систему показателей оценивать по сумме баллов отдельных диагностических показателей, определяя «уровень (рейтинг) экологического состояния (по 5 бальной шкале - очень высокий, высокий, средний, низкий и очень низкий).
Оценка состояния и мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на территории Орловской области осуществляется по данным лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области"), данных ГУ "Орловский ЦГМС" [8]. В настоящее время отсутствует сеть мониторинга за состоянием атмосферы на сельских территориях Орловской области. По данным отчитывающихся предприятий расположенных на сельских территориях, (форма статотчетности 2-ТП (воздух) наибольшее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников динамике по годам отмечено в Орловском, Мценском, Ливенском районах. Наиболее крупными предприятиями -источниками загрязнения атмосферного воздуха сельских территорий являлись: ЗАО «Сахарный комбинат «Отрадинский», ООО «Знаменский селекционно -гибридный центр. В соответствии с принятой градацией уровень загрязнения атмосферного воздуха на сельских территориях муниципальных образований оценивался как «низкий» и благоприятный для проживания. Отмечена тенденция более высокого образования отходов в Орловском, Мценском, Ливенском районах. В настоящее время на ЗАО сахарных комбинатов «Отраднинский», «Колпнянский» и «Ливенский» Залегощенском сахарном заводе среднегодовые запасы дефеката составляют более 200 тыс. тонн. Дефекат складируется в отстойниках на территории заводов и является источником загрязнения окружающей среды пылью карбоната кальция и органических соединений. Необходимо агрохимическое использование дефеката местных сахарных заводов (комбинатов) в качестве мелиоранта на 15 тыс. га пашни Орловской области. Социальный эффект снижения отрицательного влияния на окружающую среду, вследствие ликвидации запасов дефеката в отстойниках сахарных комбинатов. В Орловской области выявлено196 т запрещенных, устаревших и пришедших в негодность пестицидов. Ввод в эксплуатацию мусоросортировочного (перерабатывающего) комплекса (г. Орёл) и установка в 17 муниципальных образованиях Орловской области мусороперезагрузочных станций будет способствовать улучшению экологической обстановка и санитарно-эпидемиологической ситуации на сельских территориях. Для Орловской области приоритетным направлением в сфере обращения с отходами является повышение объемов извлекаемого из отходов вторичного сырья путем их сортировки и организации переработки. В хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья будут вовлечены до 90 % образующихся отходов. Размещение ТБО на свалках осуществляется на земельных участках, отведенных местными органами власти в 6080-е гг. прошлого века, но не имеющих разрешительных природоохранных документов, т.е. фактически они являются несанкционированными. На несанкционированных свалках размещены малоопасные и практически не опасные:
твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ, отходы потребления на производстве, подобные коммунальным). Отходы с г. Орла свозится на Орловский полигон захоронения ТБО, в 5 км от г. Орла. Утилизация ТБО в Ливенском районе производится на полигоне, расположенном д. Здоровецкие Выселки на землях Здоровецкого сельского поселения Ливенского района на участке. К экологическим проблемам следует отнести загрязнение водоемов сбросами канализации, так как во многих сельских районах очистное канализационное оборудование отсутствует, и сооружения для очистки сточных вод представляют в большинстве своем отдельные выгребные ямы. Так, из 27 муниципалитетов области станциями биологической очистки сточных вод обеспечены только 7. По данным Федерального агентства водных ресурсов, форма №3-ТП (водхоз), состояние водного бассейна по районам Орловской области характеризовалось почти 50% сбросом сточных вод по отношению к забору из водных источников. Превышения гигиенических нормативов по содержанию солей железа в питьевой воде отмечались на 8 административных территориях: Знаменский, Глазуновский, Кромской, Орловский, Свердловский, Урицкий и Хотынецкий, Шаблыкинский районы. Превышение гигиенических нормативов по показателям жесткости (более 10 мг/экв. л) зафиксировано в питьевой воде хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории 6 районов области (Болховский, Знаменский, Орловский районы Ливенский, Урицкий районы). Для Орловской области характерны высотные отметки над уровнем моря, превышающие 282 м, разделяющие бассейны рек Дона и Оки. Наиболее высокими показателями эродированности почв отмечались в Дмитровском, Мценском, Урицком районах.
Различия в экологическом состоянии сельских территорий муниципальных районов определяются многими факторами. Анализ состояния изменений диагностических показателей атмосферного воздуха, водных объектов, отходов производства и потребления, состояния земель выявил неравномерное экологическое состояние уровня сельских территорий муниципальных образований Орловской области. На основе суммирования баллов диагностических показателей 2014 г. выделены 5 уровней экологического состояния сельских территорий (очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий) Орловской области (рис. 1).
Рисунок 1 - Уровень (рейтинг) экологического состояния сельских территорий районов Орловской области (по
сумме баллов диагностических показателей)
Пространственная экологическая дифференциация муниципальных районов проявлялась в зависимости от неравномерности распределения экономической деятельности и, как следствие, неравномерности уровня и качества жизни населения в разрезе территорий. Сельские территории Орловского, и Мценского районов по суммарной бальной оценке (10 и 11) отнесены к очень низкому уровню. Основные экологические проблемы связаны с наличием промышленного воздействия, наличии большого числа предприятий, транспортных магистралей, очагов техногенного загрязнения окружающей среды. Низким уровнем экологического состояния сельских территорий по сумме баллов 13 выделен Ливенский район, Хотынецкий, Дмитровский районов по сумме баллов 16-17 характеризовались средним уровнем экологического состояния. Экологическая обстановка на сельских территориях Малоархангельского, Должанского, Глазуновского, Залегощенского, Корсаковского, Краснозоренского, Новодеревеньковского, Новосильского, Свердловского, Знаменского, Кромского, Верховского, Покровского, Троснянского, Шаблыкинского (18-20 баллов) характеризовалась очень высоким уровнем экологического состояния. Загрязнения воздуха и воды имеют низкие показатели. Природные экосистемы сохранили большой природно-ресурсный потенциал для самовосстановления и очищения.
Экологическая обстановка в пределах сельских территорий Колпнянского (17), Урицкого (16), Сосковского (17), Болховского (17) районов характеризовалась высоким индексом экологического состояния.
Таким образом, анализ состояния изменения диагностических показателей атмосферного воздуха, водных объектов, отходов производства и потребления, состояния земель выявил неравномерное экологическое состояние уровня сельских территорий муниципальных образований Орловской области обусловленное экономической деятельностью в разрезе сельских территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Report of the united nations conference on environment and development. Rio de Janeiro, 3-14 June 1992. Resolution adopted by the conference. United Nations. New York, 1993.486 p.
2. ФАО, МФРСХ и ВПП. 2014 г. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире - 2014. Улучшение благоприятной среды для продовольственной безопасности и питания. Рим, ФАО //www.fao.org/.
3. World summit on sustainable development plenary session Johannesburg, South Africa. 29th August. 2002. (A/CONF.199/20), Annex, №. 124).
4. Copenhagen climate summit 2009. Reports, protests and announcements about climate summit 2009 in Copenhagen, Denmark. http://www.english-online.at/environment/copenhagen-climate-summit.
5. Мантино Франческо. Сельское развитие в Европе. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х г. до наших дней / Пер. с итальянского Ирины Храмовой, 2008.
6. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период 2008-2020 гг, (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008. №1662-р).
7. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015. № 151-р.
8. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Орловской области в 2014 г. http://57.rospotrebnadzor.ru/.
УДК 631.452:911.5
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОЧВ НА ЛАНДШАФТНОЙ ОСНОВЕ
Т.М. Парахневич, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, E-mail: tatyana.1701@mail.ru
А.И. Кирик, кандидат биологических наук ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет E-mail: umacsvrn@mail.ru
Аннотация. Проведена сравнительная оценка качества почв на ландшафтной основе в хозяйствах, относящихся к различным провинциям и физико-географическим районам Центрально-Черноземного региона. Установлена неравнозначность плодородия почв в пределах каждого типа местности отдельно взятого хозяйства. Применение данного подхода позволяет формировать структуру посевов сельскохозяйственных культур в соответствии с качеством почвенного покрова и разработать комплекс мероприятий по повышению плодородия почв.
Ключевые слова: физико-географический район, тип местности, структура почвенного покрова, балл бонитета, плодородие почв.
Abstract. The article considers the comparative rating of the soils quality on the landscape base in the farms belonging to the different provinces and physiographic regions of Central Black Soil region. The nonequivalence of soil fertility within each terrain type of a single economy had been determined. The applying of this approach gives an opportunity to create the structure of agricultural crops according with the quality of soil and to develop a set of measures to improve soil fertility.
Key words: physical-geographical area, type of terrain, soil structure, score bonitet, soil fertility.
В современных условиях все большую значимость приобретает проблема рационального использования сельскохозяйственных земель и воспроизводства ресурсного потенциала. Это возможно только при условии отказа от традиционных подходов в организации территории и перехода к эколого-ландшафтному земледелию.