УДК 83:792
ББК 83.3(4Нем):85.33
Е.А. Ткачева
РЕйНХАРТ ЗОРГЕ И ЕГО РАННЯЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ДРАМА
«НИЩИЙ» КАК СИМВОЛ НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА
Статья посвящена ранее не исследованной экспрессионистской драме Рейнхарда Зорге «Нищий» и ее значению в литературном и театральном пространстве Германии начала ХХ века. Проводится разбор композиции и особенностей поэтических приемов Зорге. Выделяется знаковый образ безымянного Поэта-Сына-Юноши как определяющий основные направления в развитии темы героя немецкого экспрессионизма.
Ключевые слова: Рейнхард Зорге, экспрессионизм, немецкая драматургия.
E.A.Tkacheva
REINHARDT ZORGE AND HIS EARLY POETIC DRAMA "THE BEGGAR" AS A SYMBOL OF GERMAN EXPRESSIONISM
The unconsidered expressionist drama by Reinhadt Zorge "The Beggar" and its role in the poetic and theatrical domain of early XXth century Germany is discussed. The contexture and specificity of Zorge's poetic method is considered. The author distinguishes the significant image of the Poet-Son-Youth as the image, which determines the main trends in the development of the character theme in German expressionism.
Key words: Reinhadt Zorge, expressionism, German drama.
Экспрессионизм как направление в театральном искусстве Германии формируется в предвоенное время (1905— 1914) и достигает своего расцвета в 1920-х годах, даря истории имена режиссеров, актеров, драматургов, наиболее ярко проявивших себя в нем. Экспрессионизм нашел отражение в живописи, в кино, в театре, и наиболее близки к реальности своего времени оказывались экспрессионисты-драматурги, в силу особенности театрального искусства и его перформативности.
Драматургия Э. Толлера, Ф. Верфеля, Р. Локнера, Р. Зорге и других авторов группы «Молодая Германия» становится основой для экспрессионистских спектаклей, вызывает мощный резонанс в обществе и влияет на дальнейшее развитие мирового театрального искусства. Будучи прерванным в своем естественномразвитииприходомквласти в Германии фашизма, экспрессионизм в дальнейшем проявится в творчестве Г. Борхерта, группы «47». Малоизучен
аспект влияния экспрессионистов на интеллектуальную драму второй половины ХХ века, хотя многое в темах, сюжетах и приемах подачи идей роднит молодых немецких драматургов-новаторов с исканиями театра ХХ века и даже начала ХХ1 века.
В отличие от творчества своих «коллег» по движению работы поэта и драматурга Рейнхарда Зорге мало изучены, хотя его ранняя драма «Нищий» (1912) общепризнанна как первая экспрессионистская постановка в Немецком театре Макса Рейнхардта и является как бы отправной точкой в череде экспериментальных, новаторских и, порой, скандальных спектаклей этого направления. Являясь своего рода вызовом общественному мнению, экспрессионистический театр был во многом рассчитан на ответный отклик и потрясение душ своих современников.
Автор диссертации об экспрессионистской литературе, филолог Т.Н. Ва-
о са
о го
3
S
I
ГО
4 К ГО
О Ф т
5
ь
о с
X X
го р
X
о р s
о
Ф о
£ =
о m " §
ф ф CL х
< и]
сильчикова отмечает сложность включения экспрессионистской драматургии в современный театральный репертуар: «Жизнеспособность пьесы проверяется театром. Представить на сцене сегодня экспрессионистическую драму в ее "классическом" варианте - таком, как "Газ-трилогия" Г. Кайзера, "Сын" В. Ха-зенклевера, "Нищий" Р. Зорге, - практически невозможно. Можно создать модель драмы экспрессионизма, вычленив основные приемы ее поэтики и вселив эту модель "душу" - идею мироу-строительства. Но переустройство мира планировалось путем трансформации через душу поэта-экспрессиониста, и этот личностный, человеческий фактор невоскресим. Попытка в ином времени и пространстве воссоздать подобную модель теоретически вполне возможна, но с художественной точки зрения эта модель уже нежизнеспособна. Наиболее весомым доказательством этого служит тот факт, что экспрессионистические пьесы сегодня не ставит театр» [1, с. 27]. С подобным утверждением мы можем согласиться лишь отчасти. То, что театр начала XXI века еще не освоил экспрессионистскую драму является, скорее, проблемой малоизученности этого материала театральными практиками современности, и задача современного исследователя должна быть расширена до популяризации этого направления в искусстве, долгое время не воспринимавшегося как перспективное для нового появления на сцене.
Драматургия Зорге, не смотря на свое важнейшее место в становлении немецкого экспрессионистского театра, оказывается забытой, незаслуженно отставленной в сторону как потерявшая актуальность. Такое отношение находим в научных работах как немецко-, так и англоязычных исследователей. В таких серьезных и известных широкому кругу читателей работах, как «Энциклопедия экспрессионизма» Л. Ришар, и «Демонический экран» Л. Айснер, творчество Зорге дается в самом кратком изложении, а его программная драма «Нищий» - в самых общих чертах. Не удивительно, что в отечественном театроведении до сегодняш-
него дня так мало места отдавалось этому драматургу и его наследию.
В современной методологической и учебной литературе по истории западноевропейского театра мы можем найти упоминание Р. Зорге и его «Нищего», но никогда - разбора или анализа этого текста. Являясь признанной отправной точкой в немецком театральном экспрессионизме, драматургия Зорге не исследовалась подробно. Виной ли этому рано оборвавшаяся жизнь поэта или короткая сценическая судьба его пьес, но работы, посвященной его драматургическому наследию и связи его с театром ХХ века, не существует.
Экспрессионистская драматургия сейчас, в начале XXI века, столетие спустя после ее появления, не только не кажется устаревшей, но, напротив, предлагает замечательно свежий взгляд на проблемы общества, личности в ситуации ежеминутных личных и мировых потрясений.
Современная отечественная драматургия все чаще обращается к острополитическим, проблемным темам, где в центре повествования оказывается схематизированный, обобщенный герой-одиночка, потерявшийся, обреченный на выбор без возможности увидеть и принять его последствия. Мультимедийные технологии в театре предлагают расширить границы вещественного мира, выйти за рамки быта. Драматургия, наследуя абсурдистские, постмодернистские тенденции ХХ века, продолжает поиски формы, разрушая привычные массовому зрителю приемы ведения рассказа, подачи сюжета, идеи истории. Обращаясь к ранней драматургии экспрессионизма, мы находим очень схожие с современными поиски литературы и театра 1910-х годов, и «Молодой Германии» в частности.
Немецкий драматург и поэт Рейн-харт Зорге считается по праву основоположником экспрессионистической драмы. И хотя поэт прожил сравнительно недолго, творческое наследие его достаточно внушительно. Уже спустя долгое время после его гибели жена поэта издала в 1925 году отдельным сборником его ранние произведения. Наряду со стихами
и пьесой «Юноша», озаглавившей и весь сборник, в это издание вошли отмеченные влиянием Ф. Ницше и С. Георге пьесы «Одиссей», «Гунтвар», «Заратустра», «Прометей» и «Антихрист». Другие ранние произведения были опубликованы лишь в 1962 в 1-м томе «Собрания сочинений в трех томах: «Это эподраматиче-ская поэма «Дети земли» (1908), трагедия «Неизвестное» (1909) и написанный в 1910 году финал к незаконченной драме Г.Э. Лессинга «Спартак». В сборник не вошел написанный также в ранние годы цикл неоромантических стихотворений в духе Э. Хардта «Шутовские песни шута» (1910).
Поворотным пунктом в творчестве Зорге и одновременно его вершиной стала драма «Нищий» (1912), отмеченная премией Г. фон Клейста и впервые поставленная в 1918, уже после смерти Зорге. Преодоление философии Ницше в процессе работы над «Нищим» свершилось окончательно под влиянием знакомства Зорге с супругами-теософами Грен-вольдами.
Второй период творчества Зорге может быть обозначен как «религиозный». В 191З семья Зорге совершает путешествие в Рим, где поэт принял католичество. В последующие годы религиозные взгляды Зорге нашли отражение в двух его пьесах: драме «Гунтвар» (изд. 1914), представляющей собой автобиографическое продолжение «Нищего», и пьесе «Приговор Заратустре» (изд. 1921). В его пьесах и стихотворениях этого времени превалирует мистериальная тематика, библейские и ветхозаветные образы -пьесы «Царь Давид» (изд. 1916) и «Победа Христа» (изд. 1924), сборники песен «Мать небес» (изд. 1917) и «Мистическая беседа» (изд.1922). В 1915 Зорге принял решение стать священником, но был призван в армию, принимал участие в военных действиях, и, получив тяжелое ранение, скончался в полевом лазарете.
«Парадоксальность мистической идеологии Зорге, - пишет Н. Млечина, автор статьи о его творчестве в "Энциклопедическом словаре экспрессионизма", - проявляется в том, что он призывает человека к переменам, к внутреннему пре-
ображению, будучи убежден в неизвестности человеческой натуры» [2, с. 218].
Действительно, герой раннего Зорге чаще всего находится на перепутье, он раздумывает о своем предназначении, о выборе, который ему предстоит сделать, но однозначного решения принять не может. Оттого так часто в драмах Зорге герой как бы распадается на части: духовную и телесную в «Юноше», действенную и пассивную в «Одиссее», поэтическую, творческую и земную, преступную - в «Нищем».
Во втором, религиозном, периоде этот аспект уже не так ярко проявляется в драмах Зорге - он сделал свой выбор и, скорее, беседует с Высшим сознанием, с Творцом, оглядываясь на свой земной путь, и разбирая заново то, что теперь навсегда стало частью его жизни (как, например, в поэтических драмах «Царь Давид» и «Мистическая беседа»). Конфликт в этих пьесах смещен с внешнего, действенного развития событий в область духовных колебаний и размышлений о духе. Этот период, отметим, был более исследован в зарубежных научных работах и называется рядом авторов логичным продолжением первого, раннего, экспрессионистского периода Зорге.
Возвращаясь к поставленному выше вопросу о сценичности экспрессионистской драматургии Зорге, необходимо отметить, что в историю театра он попал прежде всего как автор, впервые поставленный на немецкой сцене именно в экспрессионистском ключе режиссером, ранее не проявляющем особенного увлечения этим направлением, Максом Рейнхардтом.
Пьеса состоит из пяти действий, но при этом кажется намеренно лишенной последовательно развивающегося сюжета. Ряду исследователей она представляется пространным монологом героя, молодого поэта, с иллюстрациями в виде отдельных сцен (убийство отца, смерть матери и т.д.).
Пьесу «Нищий» чаще всего понимают как сюжет о молодом поэте, но в самом тексте обнаруживаются очевидные режиссерские решения актов, прописаны все движения героев и изменения осве-
о ш
о го
I
го
Ч К ГО ¡£
О ф
т ^
Й о с
£ ®
X
X
го р
X
■о р 5
о
Ф о ф
£ =
о т " §
ф ф О- х
< и]
щения. Эрнсту Штерну, постоянному художнику постановок Рейнхардта, можно было не прикладывать усилий - все уже было сделано самим драматургом. И, вероятно, по этой причине, он не указан в афише как художник, и его участие в работе минимально - остался только один эскиз, где изображены трое персонажей за столом. Эта троица - Поэт, его Старый друг и Меценат, и это сцена из финала первого акта, где Поэт рассуждает о своей миссии в искусстве.
Сама пьеса Зорге - своеобразная раскадровка предполагаемого спектакля. Автор очень четко описывает мизансцены и освещение в той или иной сцене, отдельно выделяя роль основного занавеса и занавесей-разделителей сцены на части. Занавес у Зорге в пьесе, как и у Рейн-хардта в спектакле, имеет организующее значение. Герои - или перед занавесом, освещенным сзади, или скрываются за ним, и мы видим их силуэты.
В первом акте герои сидят перед опущенным занавесом, и происходит разговор об искусстве и судьбе творческого человека в современном мире между главным героем - Поэтом и его Старым другом. Толпа безымянных читателей становится контрастным фоном для душевных порывов поэта.
Так же в постановке этого акта применялся прием разделения сцены на два места действия, где события происходят параллельно, освещаясь в нужный момент направленными лучами софитов. Кафе - в одной части сцены, читатели, летчики и кокотки будут появляться в другой. Кроме того, в глубине кафе отроется эркер, скрытый еще одним занавесом, и там за столик сядут беременная Девушка (возлюбленная Поэта) и Медсестра.
Структура пьесы - рваная, отрывочно нам даны сцены с участием главного героя - поэта, и сцены с героями - толпой, скорее создающими фон: уродливо-сатирический (группа читателей газет), пафосно-философский (группа летчиков) или откровенно-бытовой (кокотки и их клиенты).
Например, сцена с летчиками - это хор, где есть корифей и те, кто подхватывает его слова. Проза сменяется в их
репликах поэтическим текстом, довольно сумбурным.
Подобные сцены - видения Поэта. Но он с ними не соотносится впрямую. Поскольку Поэт не вступает в диалог с внешним миром, структура пьесы экстатически-монологична.
Поэт - фигура во многом автобиографичная. Герой, подобно самому Зорге, видит в театре трибуну для выступлений, в которыхвскроется вся правда жизни. Этот поэт - молодой бунтарь, видящий себя новым пророком. Меценат предлагает Поэту стипендию, чтобы тот занимался творчеством спокойно, но Поэт требует от него в подарок театр, где бы Поэт говорил с толпой.
«Поэт: Мой друг говорил вам о моем положении. Вы знаете, в каких условиях я вынужден работать. Театры отклоняют мои драмы. Это для них так ново, что они боятся решиться на экспериментальную постановку... Помогите мне основать мою собственную сцену!... Я рассматриваю свою поэзию как основу и начало обновления новой драмы, но это обновление возможно, если у меня будет свой театр для нее» [3, с. 20].
Интересно, что в немецких театральных исследованиях первой половины ХХ века сцену Зорге трактуют именно как трибуну, а во второй половине ХХ века - как алтарь. Но в пьесе драматург строит мизансцены так, что на этой трибуне-алтаре снуют между столиками кафе официанты, безликие фигуранты пьют, читают газеты, торгуют собой.
Мир пьесы «Нищий» - это театр в театре жизни, хаос сцен бытовых и фантасмагоричных. Грубая речь соседствует здесь с ницшеанскими патетическими речами, а бытовые сцены - с фантазиями душевнобольного.
Второй акт - семейная сцена, где Поэт превращается в тексте в Сына больного Отца и покорной Матери, также условна и метафорична. Все решено в красном цвете - красные обои, обивка мебели, скатерть на столе, ковер и сам занавес, который этот акт открывает. При этом, в началесцены перед закрытым занавесом появляется Отец героя, одетый в синий домашний халат и с детским барабаном на шее. Контраст цветов откровенно
болезненный, раздражающий, как сама фигура Отца - безумного архитектора. Красная комната - мир Отца, грезящего о жизни на Марсе - красной планете. Этот цвет рифмуется с темно-розовым светом, которым зальет сцену в финале, в момент убийства Сыном Отца и Матери.
Третий акт - сцены в саду, где условность внезапно отменяется. Каменистые склоны, березки, идиллия семейного пикника на природе. Сестра и Девушка Сына собирают фиалки. Отец, окуная перо в тело убитого им птенца, чертит невероятные картины на листе бумаги, Мать отстраненно смотрит вокруг. Сын, не выдерживая ситуации, без малейших колебаний подсыпает яд в вино родителей. Те выпивают и умирают у него на глазах, а фиалки, собранные девушками, попадают прямиком на могилу. И не очень ясно, реальность ли это или еще одна фантазия Поэта-Сына. Тем более, что после этой кульминационной сцены герой опять встречается со Старым Другом перед театральным занавесом, и, извиняясь, что на этот раз не справился, как бы
невзначай проговаривается, что все это - его пьеса, которая получилась не очень удачно. Такая игра со словами дает тексту несколько вариантов прочтения: метафорический (жизнь-пьеса) и буквальный (ведь в первом акте Поэт просил Мецената дать себе сцену).
Зорге - несомненный наследник романтической драматургии, разрушавшей привычные конструкции, на их развалинах возводящей свои города, но и их оставляя в недостроенном виде. Прозаический текст диалогов сменяется поэтическими вставками Видений Поэта, грубая речь бытовых персонажей перемежается пафосными и метафорически-сложными персонажей из мира грез. Насущные, житейские проблемы героев даны с воистину романтической иронией, что не мешает им же пророчествовать о будущем искусства в финале пьесы. Поэт, он же Сын и Юноша, авторский персонаж Зорге, олицетворяет раздробленность внутреннего мира героя в начале XX века, его трагическую обезличенность и обобщенность.
Библиографический список
1. Васильчикова Т.Н. Драматургия Ханса Хенни Янна и типология немецкой экспрессионистической драмы [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Т.Н. Васильчикова. - Ульяновск, 2006. - 60 с.
2. Млечина, Н. Зорге. Энциклопедический словарь экспрессионизма [Текст] / Н. Млечина. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.
3. Sorge R-J. Der Bettler.EinedramatischeSendung.Brl.: Fischer, 1919. P. 82.
Referencеs
1. Vasilchikova T.N. Drama of Hans Henny Yann and typology of the German expressionist drama: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Philology). Ulyanovsk, 2006. P. 60. [in Russian].
2. Mlechina H. Sorge. Encyclopedic Dictionary ofexpressionism. M.:IMLI RAN, 2008. P. 736. [in Russian].
3. Sorge R-J. The Bettler. Brl.: Fischer, 1919. P. 82.
Сведения об авторе:
Ткачева Екатерина Александровна,
кандидат искусствоведения, доцент, кафедра искусствоведения, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the Author: Tkacheva Ekaterina Alexandrovna,
Doctor of Sciences (Art), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Theory and History of Art Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
о ca
о го
S
I
ГО Œ
ч к го
О Ф т s
fe о с
SI ®
X X
го р
X
о р s
о
Ф о
£ =
о m
" Ü Iii?
>s S ф Ф CL X