УДК 7.049.2:070(470.23-25)"1917"
А.В. Прохоренко
Революция и сатира По материалам журналов и газет Петрограда за 1917 г. в фондах Библиотеки Российской академии наук (БАН)
В корпусе источников информации о Великой русской революции уникальной является сатира в периодике Петрограда за 1917 г. Сатирические газеты, журналы и другие периодические издания, имевшие раздел сатиры и юмора, оперативно откликались на быстро развивавшиеся события года. Ниже охарактеризованы периодические издания из фондов Библиотеки Российской академии наук, а также проведен содержательный анализ сатиры и юмора в них в канве политических событий года.
Ключевые слова: Великая русская революция, карикатура, сатира, Октябрьская революция, памфлет, Петроград, сатирические журналы, Февральская революция, шарж
Anita V. Prokhorenko
Revolution and satire Based on the materials of the journals and newspapers of Petrograd for 1917 in the collections of the Library of the Russian Academy of Sciences
Abstract: In the corpus of sources of information about the Great Russian Revolution, satire was unique in the periodicals of Petrograd in 1917. Satirical newspapers, magazines and other periodicals, which had a section of satire and humor, quickly responded to the rapidly developing events of the year. Below are the periodicals from the collections of the Library of the Russian Academy of Sciences, as well as a meaningful analysis of satire and humor in them in the canvas of political events of the year.
Key words: Great Russian revolution, caricature, satire, October revolution, pamphlet, Petrograd, satirical magazines, February revolution, cartoon
Бурный и быстро завершившийся «подъем» отечественной периодической печати в марте-октябре 1917 г. стал следствием и происходил на фоне глобальной политической, социальной и ценностной перестройки жизни страны, выразившейся в двух государственных переворотах и многочисленных сопутствующих им событиях. Активные политические и социальные процессы сопровождались реакцией на них в художественной сфере. Периодическая печать развивалась и трансформировалась в условиях непостоянной политики в ее отношении: от свободы слова с начала марта по октябрь до ее постепенного ограничения в дальнейшем. Сатирическая журналистика, также оказавшаяся под влиянием этих факторов, пережила яркий период своей истории, получив богатый материал для публикаций из насыщенного событиями, лицами и мнениями революционного года. Сатира в периодических изданиях Петрограда 1917 г. связана с громкими именами писателей и художников того времени: А. Аверченко, А. Бухова, С. Черного (А. Гликберга), Д. Бедного (Е. Придворова), Б. Антоновского, Н. Ремизова, В. Денисова и многих других.
Section 3. history of the book. History of censorship Ими на особом языке памфлета, карикатуры, шаржа, по горячим следам событий, с различных точек зрения, была создана летопись Великой русской революции.
Отношение исследователей к сатире в периодике 1917 г. как к источнику информации, менялось. Исследователи советского периода концентрировали внимание преимущественно на большевистских (выходивших в период до октября 1917 г.) и советских изданиях (выходивших после Октябрьской революции)1. Либеральную прессу и издания других партий в основном рассматривали, противопоставляя им большевистские издания2,. Выбор текстов и рисунков для анализа был довольно тенденциозен, материалы, связанные с критикой большевиков, авторы нередко обходят3. Отчасти по цензурным причинам, отчасти в силу того, что издания «проигравшей стороны» перестают восприниматься как достоверные источники информации, а также по причине недостатка информации о периодике этого времени, в советской справочной литературе материалы о некоторых сатирических журналах представлены неполно или отсутствуют. Например, журнал «Пулемет» описан в издании «Русская периодическая печать (1895 - октябрь 1917)»4 как выходивший в 1905-1906 гг. Однако он выходил и в 1917-1918 гг. и содержал в своих номерах обличительные материалы в адрес большевиков. В работах постсоветского периода наметилась тенденция к комплексному анализу, стремление проанализировать как источники информации все выходившие журналы, вне их политической ангажированности5 в разных аспектах их содержания (художественном, политическом, религиозном6 и т. д.).
Ниже будут рассмотрены особенности и динамика содержания петроградских сатирических газет и журналов, газет и журналов, не являвшихся сатирическими, но имевших раздел юмора и сатиры, а также изданий партий, использовавших сатиру как средство политической борьбы.
Журналы
В фонде БАН имеется 19 журналов, подходящих под эти критерии.
Большинство из них выражали точку зрения либерально настроенной интеллигенции. Чтобы отобразить особенности содержания этих изданий, условно разделим их на 4 группы по наиболее значимому в контексте данной работы признаку - соотношению политической и общественной сатиры в них (в публицистике рассматриваемого периода довольно четко выявлялась общественная (т. е. на темы социальных проблем, быта, семейных отношений, морали) и политическая сатира).
1. Журналы политической сатиры. Во многом их судьба была общей: все они начали выходить после Февральской революции и последовавшей за ней отменой цензуры и были закрыты уже новой, Советской властью, так как заняли позицию против нового порядка. Это журналы «Барабан» (ред. карикатурист, журналист, деятель театра и кино Линский (Шлезингер) М. С.), «Пулемет» и «Крамольник» (провокационные по содержанию, издавались журналистом Н. Г. Шебуевым), «Пламя свободы» (издатели С. Д. Новиков, А. К. Гомулин), «Пугач».
2. Журналы политической и общественной сатиры. Обе эти темы освещали журналы «Бич» (ред. публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург А. В. Амфитеатров), «Новый Сатирикон» (ред. сатирик, драматург, театральный критик А. Т. Аверченко), «Развлечение в часы отдыха» (ред.-изд. А. А. Каспари,
Раздел 3. История книги. История цензуры журнал был приложением к журналу «Родина»), «Синий журнал» (бульварный развлекательный журнал, имевший раздел сатиры и юмора, ред.-изд. М. Г. Корнфельд), «Смех и сатира» (под ред. А. И. Красницкого был постоянным отделом журнала «Всемирная новь»), «Стрекоза» (ред. М. Архангельская), «Трепач».
3. Литературно-художественные журналы с элементами политической и общественной сатиры. «Журнал журналов» (ред. И. Василевский), «Лукоморье» (изд. М. А. Суворин), «Солнце России».
4. Журналы общественной сатиры. Представлены журналами «Петроградский весельчак», «Всемирный юмор», «Журнал-фарс» (ред. М. Архангельская), «Веселая панорама». Публикации в них обычно не выходили за рамки юмора легкого жанра на семейные темы, вокруг недостатков поведения и воспитания, некоторых социальных и бытовых проблем. Карикатуры и памфлеты о личностях или ситуациях, связанных с политикой, не поднимаются выше уровня так называемых «распутин-ских тем».
Газеты
По содержанию петроградские сатирические газеты и газеты с включениями (разделами) сатиры и юмора в фондах БАН, мы классифицируем по трем признакам.
1. По признаку политической ангажированности:
Издания партий. «Деревенская беднота» (РСДРП (б)), «Дело народа» (Соц.-рев.), «День» (РСДРП (м)), «Единство» (РСДРП), «Земля и воля» (Соц-рев.), «Новая жизнь» (С-Д), «Правда» (РСДРП (б)), «Рабочий путь» (РСДРП (б)), «Речь» (К-Д), «Солдатская правда» (РСДРП (б)).
Независимые. «Без лишних слов» (официально не относила себя к какой-либо партии, однако основной ее темой была антибольшевистская пропаганда), «Вечернее время», «Газета копейка», «Известия совета безработных царей», «Маленькая газета», «Петроградская газета», «Петроградский листок», «Сатирические иллюстрированные выпуски», «Свободная Россия», «Современное слово».
2. По функциональному назначению:
Сатирические. «Сатирические иллюстрированные выпуски», «Известия совета безработных царей», «Без лишних слов».
Информационные (не являвшиеся сатирическими, но имевшие раздел сатиры и юмора). Все издания партий, а также «Вечернее время», «Маленькая газета», «Свободная Россия», «Современное слово», «Газета копейка», «Петроградская газета», «Петроградский листок».
3. По соотношению политической и общественной сатиры в содержании:
Газеты политической сатиры: все издания партий, а также «Без лишних
слов», «Сатирические иллюстрированные выпуски», «Маленькая газета», «Вечернее время».
Газеты общественной и политической сатиры: «Газета копейка», «Петроградская газета», «Петроградский листок».
На протяжении года в содержании газетной и журнальной сатиры можно условно выделить 4 периода, в каждый из которых она имела определенные характерные черты.
Section 3. history of the book. History of censorship 1. Январь - февраль. До Февральской революции в условиях действовавшего цензурного контроля печати о предреволюционном кризисе и общем социальном напряжении говорят лишь публикации, посвященные транспортным, продовольственным, коммунальным проблемам Петрограда, спекулянтам и мародерству. Кризис комментируется, в большинстве случаев, вне политического контекста, сквозь призму его последствий для обывателя. В качестве примеров можно привести публикации на тему дороговизны и труднодоступности товаров первой необходимости (рис. 1), так называемых «хвостов» - длинных очередях, в которых люди простаивали долгие часы в попытках достать эти товары. Несмотря на ограничение свободы слова, авторы не могли обходить вниманием политические темы, шутить на которые приходилось с осторожностью. Такая сатира редко касалась конкретных личностей (за исключением так называемых «козлов отпущения»), лишь намекая на них и на связанные с ними события (рис. 2). Тема участия России в войне с Германией на стороне стран Антанты комментировалась в патриотическом, либо в нейтральном ключе. Император Германии Вильгельм II в отечественной сатире обрел лицо одержимого имперскими амбициями диктатора, цинично и жестоко относящегося как к своим противникам, так и к союзникам7. Действия командования армии Российской империи высмеиванию не подлежали. Такая интерпретация тяжелого для империи бремени войны была связана в том числе с государственным заказом и идеологическим контролем печати.
Рис. 1
Высмеивается карточная система, введенная в некоторых губерниях Российской Империи еще в 1916 г. в связи с продовольственным кризисом -для покупки ряда продуктов нужно было не только заплатить за них, но и предъявить карточку как подтверждение права на их приобретение Стрекоза. 1917. № 2. С. 16
— И)" Vipio НшскТячна, ■ ytct Hiav КНрТкрку ПрнсмохрЪть
— Htrv по«*, W rt Wt HD tu А »umtcrpv п^щщ, ТСи •HTV nptcjrra. h "
Рис.2 «Немного терпения» Высмеивается так называемая «министерская чехарда» в 1916 г. -частая смена министров в правительстве и постоянное перемещение их из одного ведомства в другое. Бич. 1917. № 1. Рисунок К. Богуславской
2. Конец февраля - середина марта. 27 февраля стихийные манифестации перерастают в вооруженное восстание, 2 марта Николай II отрекается от престола, создаются новые органы власти - Временное правительство (ВП) и Петросовет. В дни государственного переворота ряд газет и журналов временно прекращают свой выход. Февральская революция большинством изданий была встречена радостно. Лишь в редких случаях мы видим сдержанно-отрицательное отношение к ней8. С ликвидацией Главного управления по делам печати для российской журналистики начался период (март-октябрь) отсутствия цензуры, что спровоцировало «печатный бум». Первые же недели после государственного переворота были отмечены выходом ранее запрещенных и новых журналов и газет. Основной темой сатиры стал бывший Император и его семья. Изображавшийся ранее только почтительно, дом Романовых предстал в карикатурах в совершенно ином свете (рис. 3). Форсируется тема Г. Распутина (рис. 4). Обсуждаются аресты министров свергнутого правительства (рис. 5). Номера сатирических журналов и газет партий пропитаны ликованием, идеями свободы, равенства и братства. Свобода слова, являясь, с одной стороны, несомненным благом, с другой спровоцировала появление ряда откровенно пошлых и выходящих за рамки смешного публикаций. «Когда юмористам было запрещено писать обо всем, они писали о теще. Теперь Николай Романов играет роль всероссийской тещи, - без него немыслим ни один журнал...» - с горечью пишет об этом периоде Н. Г. Шебуев9.
Рис. 3 «Всюду жизнь».
Рисунок В. Денисова по мотивам картины Н. А. Ярошенко Арест Николая II с семьей после Февральской революции и попытка высылки его в Англию. Бич. 1917. №12. С. 16
#1 Б И ЧЕ
1'пм|ЫМ .Г» ПШ IIIJA t|Hv*l|l n
Рис. 4
«Равноапостольный Григорий» Рисунок В. Денисова. [Г. Распутин:] - Истинно, истинно говорю вам: несть на земле ни эллина, ни иудея... Для меня, прости Господи, все едины: царица-ли, девка-ли поденная... Комментируются ходившие слухи об отношениях Г. Распутина с императрицей.
Бич. 1917. № 12.
Рис. 5 «По дороге в Думу» Диалог: Щегловитов: Заплачет ли кто-нибудь обо мне?
Милиционер: Вряд ли. Все уже достаточно наплакались во время вашего владычества.
Арест Ивана Григорьевича Щегловитова (министр юстиции (1906-1915) и последний председатель Госсовета Российской империи) Барабан. 1917. № 1. С. 2.
3. Конец марта - октябрь. В этот период ликование в прессе постепенно идет на спад. Все меньше сатириков занимает тема возмездия представителям бывшей власти и все отчетливей ими осознается текущее непростое положение родины. Перед новыми органами власти стояли требующие решения прежние внутренние и внешние проблемы. ВП, действуя в этих непростых условиях, переживало кризис за кризисом. Период с марта по октябрь стал временем ожесточенной политической борьбы и полемики по вопросам «о мире», «о земле», «о власти», что ярко отразились в сатире и юморе периодики. Газеты различных партий начинают использовать сатиру для продвижения своих идей и критики оппонентов.
Темой для шуток становятся члены ВП. Стоит заметить, что в период до середины лета на страницах сатирических журналов, (они в большей степени поддерживали политику новой власти), изображения членов ВП (рис. 6), в том числе А. Ф. Керенского (министра юстиции, затем военного и морского министра, с 8 июля - министра-председателя ВП), переживавшего в то время период своей популярности, напоминают скорее дружеские шаржи, а не карикатуры.
Рис. 6.
Во временном правительстве участились разногласия между отдельными министрами.
Проект «Барабана»: устраивать перед каждым заседанием спевку Барабан. 1917. № 11. С. 16. Рисунок М. С. Линского
Полемика по поводу участия России в Первой мировой войне также была проявлена в сатире. Одной из тем в сатирических журналах за март - октябрь стало высмеивание дезертирства. Блестяще подготовленное июньское наступление российских войск на фронте было провалено из-за падения дисциплины в армии (рис. 7).
Рисунок 7. «Живой барьер» А. Ф. Керенский пытается остановить бегущих с фронта дезертиров. Комментарий к изображению: «Все на свете меняется. Прежде, когда полководец звал войска на врага, он восклицал: - Вперед, товарищи! А теперь, когда А. Ф. Керенский зовет армию на врага, ему приходится кричать: - Товарищи! Назад! Бич. 1917. № 80. Рисунок Н. Николаевского
Раздел 3. История книги. История цензуры Случаям дезертирства, наряду с другими факторами, способствовала антивоенная пропаганда, осуществляемая в том числе большевиками. В газете «Солдатская правда», например, это поведение представляется уже не как военное преступление, а как осознанный выбор человека, отказывающегося продолжать бессмысленное кровопролитие:«Я не пойду с мечем на брата, / Я чужд кровавых пыток гроз! - / Мне тяжела людей утрата / И чаша бедствий, горьких слез»10.
Осуждению сатириков подверглись действия церкви после Февральской революции, а именно признание новой власти. Рядом авторов это было расценено как вероломный поступок (Рис. 8).
Рис. 8
Подпись: Рисунок Владимирского Поглубже, святые отцы, гвоздики-то, поглубже...
Религию - ее нужно укреплять...
Бич. 1917. №18. С. 6.
Стихийные митинги, беспорядки и погромы, ставшие «бичом» Петрограда в 1917 г. запечатлелись в рисунке Н. Ремизова на обложке июньского номера «Нового Сатирикона» (рис. 9). «На вас идет тигр...»11 - в фельетоне А. Аверченко звучит грозное предупреждение и призыв к власти любыми методами остановить беззаконие. Все чаще на страницах сатирических журналов встречается недовольство по поводу бездействия власти, популярность А. Ф Керенского стремительно падает.
Рис. 9
Новый сатирикон. 1917 г. № 19. «Анархия». Рисунок Н. Ремизова
Section 3. history of the book. History of censorship «На карандаш» часто попадали анархисты за их противозаконные действия, например, захват дачи Дурново после Февральской революции, которую партия анархистов провозгласила своим штабом. «Анархист» (представитель партии, либо прикрывающийся идеями анархии преступник) на страницах сатирических журналов - нарушитель общественного порядка, грабитель и мародер (рис. 10).
Рис. 10 «Запугать и обобрать.
Программа «анархистов» наших дней Стрекоза. 1917. № 24.
Начало июля в сатире газет и журналов Петрограда ознаменовалось темами так называемых «июльских дней». Массовые выступления, прошедшие в Петрограде 2-4 июля на фоне очередного правительственного кризиса, закончились человеческими жертвами. Манифестации проходили при активном участии большевиков и анархистов. Произошедшее было воспринято как попытка государственного переворота. В результате большевики были объявлены вне закона, типография газеты «Правда» разгромлена, а руководители РСДРП(б), в том числе В. И. Ленин были вынуждены скрываться от ареста за границей.
Сатирические журналы и газеты использовали эту тему как инструмент антибольшевистской пропаганды. В печати прошла серия памфлетов и карикатур, где большевики обвинялись в шпионаже в пользу Германии, также озвучивалось мнение о получении финансирования их революционной деятельности от Германии (рис. 11). В газете «Правда» тема июльских дней не затрагивалась, а после разгрома типографии газета продолжила свой выход на нелегальном положении, но уже под другими заглавиями, что продолжалось до октябрьской революции.
Рис. 11
«Верная служба - честный счет Некто в черном. - Благоволите получить и расписаться, херр Ленин. Тридцать сполна».
Журнал «Бич». 1917 г. № 28. С. 13. Рисунок В. Денисова.
«Июльские дни», показавшие неспособность власти обеспечивать общественный порядок и безопасность, июньские неудачи на фронте, послужили поводом для отмены некоторых ранее введенных либеральных реформ. Громкий отклик сатиры получило восстановление отмененной после Февральской революции смертной казни на фронте (12 июля по санкции А. Ф. Керенского) с целью восстановления дисциплины среди солдат (рис. 12).
Рис. 12
«Старый друг - хуже новых двух» «Когда, постранствовав, вернулася домой, и труп отечества ей сладок и приятен». О восстановлении смертной казни на фронте. Бич. 1917. № 29. Рисунок подп.: А1а
Section 3. history of the book. History of censorship
Такой поворот событий не мог не повлиять на настроения в прессе. Июльские дни в сатире были отмечены как начало конца «русской свободы» и либеральных начинаний Февральской революции. В период с июля по октябрь появившиеся еще весной ноты тревожности за судьбу России в сатирических журналах, газетах и изданиях партий усиливаются, перерастая в настроение отчаяния. Мрачное предчувствие будущего передает стихотворение В. Князева из газеты «День»: «...Теперь слышны лишь хрип да стон: / Темнее ночи даль! / И хуже не было времен / Да и подлей - едва ль!»12. Все чаще объектом сатиры становятся большевики и их пропаганда.
Что же касается изданий РСДРП(б), то пропаганда посредством сатиры в них активно продолжалась. Для распространения своих идей партия использовала кроме газеты «Правда», газеты «Деревенская беднота» (ориентирована на крестьян), «Солдатская Правда» (для распространения в армии). Сатира в них связана, в большей степени, с творчеством Д. Бедного (рис. 13).
Со вс%х"Ь еторон'ь на наеъ походъ;
Слились буржуи въ злобномт. sot.
Пусть знаетъ трудоаой народъ,
Что всЪхъ насильниковг-гослодъ
Задала .Правда" за жиаое!
Рис. 13
Правда. 1917. 8 апр. (№ 27).
4. 25 окт. - декабрь 1917 г. Октябрьская революция сатирическими журналами и изданиями партий была воспринята как трагедия. Большинство из них стали оппозиционными по отношению к новой власти, за что были вскоре закрыты.
Полярность оценок действительности, дававшихся этими изданиями и газетами «Правда», «Солдатская правда», «Деревенская беднота» можно отследить на примере характеристик первых действий Советской власти. Декрет о мире и сепаратные мирные переговоры с Германией о выходе России из войны представлены в газете «Правда» как начало конца бессмысленного кровопролития (рис. 14).Итог этих переговоров - Брестский мир в оппозиционной сатире в 1918 г. был назван «Брестским позором». Выборы в Учредительное собрание, которое планировалось созвать еще до октября, состоялись в ноябре 1917 г. (большинство в нем получили эсеры). Начавшее свою работу в 1918 г., собрание вскоре было распущено, так как отказалось поддержать политику Советской власти. Позитивный образ выборов из газеты «Правда» («Мы теперь чрез эту пропасть / Мост железный наведем / И к свободе, правде, свету, / Люд рабочий приведем!»13) в журнале «Новый Сатирикон» представлен в противоположном свете (рис. 15).
Рис. 14
Правда. 1917. 11 дек. (№ 201). «Русская лавка пушечного мяса. Торговля прекращена ввиду поумнения народа». О мирных переговорах Советской власти с Германией после Октябрьской революции
01НЕС ГНП И
и НОВЫЙ
САТИРИКОМ
Рис. 15
Новый сатирикон. 1917. № 42. «Учредительное собрание». Рисунок Н. Ремизова Врачи (у постели тяжко больной): - Сердце почти не бьется... Подаст ли настоящий голос?
Section 3. history of the book. History of censorship Примечания
1 Стыкалин С. И. Советские сатирические журналы 1917-1919 годов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 120 с.; Черепахов М. С. Русская периодическая печать. (1895 - октябрь 1917): справочник. М., 1957. 351 с.
2 Бочаров Ю., Ипполит И. Журналы русские // Литературная энциклопедия: в 11 т. [М.], 1930. Т. 4. Стб. 217-260.; Стыкалин С. И. Советские сатирические журналы.
3 Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М.: Советский художник, 1983. С. 100-112.
4 Черепахов М. С. Русская периодическая печать. С. 82-83.
5 Баратов П. Н., Филиппова Т. А. Великая война и Великая революция в русской журнальной сатире, 1814-1918. М.: Кучково поле, 2017. 303 с.; Бич, 1917: события года в сатире современников. М.: Бослен, 2017. 229 с.; Блохин В. Ф. «Героическое» на страницах иллюстрированного журнала «Лукоморье» 1914-1917 гг. // Россия в эпоху политических и культурных трансформаций. Вып. II: материалы всерос. науч. конф. «Печать и цензура в истории России». 14 марта 2016 г. Брянск, 2016. С. 37-60.; Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2006. 638 с.; Лекманов О. «У Лукоморья»: К истории одного «националистического» журнала // Studia Russica Helsibgiensia et Tartuensia. Vol. XII: Мифология культурного пространства: К 80-летию Сергея Геннадиевича Исакова. Тарту, 2011. С. 411-226.; Романов А. Гражданин Николай Романов и дворник Митрошка: сатира в 1917 году // История. 2007. № 20. С. 6-17.
6 Игнатенко-Дэсанлис О. В. Революция в Обложке - 1917 год от Пасхи до Распятия. URL: http://www.polithistory.ru/upload/iblock/642/642c66a649f63a8f28dab27cae2763ca.pdf (дата обращения 20.02.2018).
7 Баратов П. Н., Филиппова Т. А. Великая война и Великая революция в русской журнальной сатире, 1814-1918. М.: Кучково поле, 2017. С. 138-193.
8 Болтин Н. Революция в моем семействе: (Некоторые последствия переворота.) // Развлечение в часы отдыха. 1917. № 10. С. 1-2.
9 Шебуев Н. Г. Сепаратный смех //Пулемет. 1917. № 9. С. 2.
10 Бредников Я. Братанье // Солдатская правда. 1917. 13 мая (№ 11).
11 Аверченко А. Как мы это понимаем // Новый Сатирикон. 1917. № 19. С. 11.
12 Князев В. Вскользь // День. 1917. 17 окт. (№ (1640) 191).
13 Бедный Д. Мост: (посвящается социал-коалиционистам) // Правда. 1917. 11 нояб. (№ 172).