Мнения, комментарии, рекомендации специалистов
РЕВИЗИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Н. А. ГОРЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Е. Ю. ДЬЯЧЕНКО, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I
Реформирование бюджетного процесса затронуло многие области деятельности и сферы управления государственного сектора. Исключением не стал и финансовый контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных и внебюджетных средств [1].
Как известно, финансовым контролем является проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Если с этой позиции рассматривать государственный финансовый контроль, то различные авторы трактуют его как финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и граждан [4].
С позиции бюджетного права государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации.
В отечественной практике существуют такие виды финансового контроля, как:
- внешний и внутренний;
- предварительный и последующий.
Внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Внутренний государственный финансовый контроль является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства.
Предварительный контроль проводится в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Последующий контроль осуществляется в целях установления законности их исполнения,
достоверности учета и отчетности по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Методами осуществления финансового контроля являются;
- проверка;
- ревизия;
- обследование;
- санкционирование операций.
Из представленного спектра методов ревизия является основным контролирующим инструментом и представляет наибольший интерес, в связи с чем остановимся на рассмотрении понятийного аппарата и порядка ее проведения.
Под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.
В соответствии с административным регламентом цель ревизии заключается в определении правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности [5].
Проведение ревизионной проверки включает в себя комплекс задач, которые сводятся к изучению контрольных действий по элементам:
- соответствие деятельности учреждения учредительным документам;
- обоснование (расчеты) плановых сметных показателей;
- исполнение бюджетных смет;
- использование средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров (работ, услуг) для государственных нужд;
- использование средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
- использование средств государственных внебюджетных фондов;
- поступление и расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- обеспечение сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- использование федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
- ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
- устранение нарушений, выявленных предыдущей ревизией и т. д.
Государственная функция по проведению ревизии возложена на Росфиннадзор. Такие проверки, как правило, осуществляются в соответствии с планом, в котором указывается обязательный для исполнения перечень ревизий с указанием проверяемых учреждений (объектов контроля), сроков проведения и ответственных исполнителей [5]. Внеплановые проверки также имеют место в случае обращений правоохранительных органов, постоянных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов.
Как показывает практика, о проведении ревизионной проверки Росфиннадзор сообщает подконтрольному учреждению за несколько дней, тем самым уточняя некоторые организационные моменты.
При проведении проверки руководитель ревизионной группы обязан:
- предъявить руководителю учреждения удостоверение на проведение ревизии;
- ознакомить его с программой проверки;
- представить участников ревизионной группы;
- решить организационно-технические вопросы проведения ревизии.
В случае работы с документами, содержащими сведения о государственной тайне, участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии, предъявляют следующие документы:
- документы, удостоверяющие их личность;
- справки о допуске;
- предписания на выполнение соответствующих заданий.
В соответствии с темой ревизии и ее программой руководитель ревизионной группы определяет
объем и состав контрольных действий по каждому вопросу программы, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных учреждением в конкретный период. Контрольные действия направлены на документальное изучение финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов проверяемого экономического субъекта, а также проведение анализа и оценки полученной информации [5].
Основными методами контрольных действий по фактическому изучению являются:
- осмотр;
- инвентаризация;
- наблюдение;
- пересчет;
- экспертиза;
- контрольные замеры и т. п.
Состояние системы внутреннего контроля в проверяемом учреждении определяется наличием и состоянием текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг.
Проведение ревизионной поверки может осуществляться сплошным и выборочным методами. Сплошной способ применяется для всех операций с денежными средствами и ценными бумагами, а также для расчетных операций за проверяемый период при проведении ревизии. Кроме этого, такой способ применим к тем операциям, которые имеют отношение к моментам, представленным в программе проверки. Право принятия решения о целесообразности применения тех или иных действий остается за руководителем ревизионной группы.
Со стороны поверяемого экономического субъекта должны быть соблюдены действия, обеспечивающие своевременное и объективное проведение проверки. В свою очередь, ревизоры не должны мешать привычному функционированию подконтрольного учреждения и обязаны обеспечить сохранность проверяемых документов.
При осуществлении ревизии нередко проводятся встречные проверки по отношению к коммерческим организациям. Такой контроль устанавливает руководитель Росфиннадзора.
Встречная проверка должна строго соответствовать установленным требованиям и проводиться только в рамках сличения записей, документов и
данных, имеющихся в одной организации, с соответствующими записями, документами и данными, имеющимися в другой организации.
В случаях неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в учреждении либо в случаях, установленных законодательством, ревизия может быть приостановлена.
Согласно действующей практике наиболее распространенными ошибками, выявленными в ходе проверок, являются следующие:
- ошибки при оформлении кассовых операций (неиспользование счета 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», отсутствие кассовой книги на бумажном носителе);
- ошибки при расчетах с подотчетными лицами (выдача денег под отчет при ситуации неполного расчета по предыдущему авансу, отсутствие положения о выдаче наличных денег под отчет, непредоставление подотчетному лицу расписки о приеме авансового отчета, скрытое кредитование работников через предоставление подотчетных сумм и др.).
Даные нарушения свидетельствуют о том, что работники бухгалтерии учреждения не информированы должным образом о нормах и правилах бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора.
Результаты ревизии отражаются в акте, который состоит из трех частей:
- вводной;
- описательной;
- заключительной.
По усмотрению руководства акт может составляться в двух или трех экземплярах. Каждый экземпляр подписывается руководителем ревизионной группы и руководителем учреждения.
Сроки ознакомления с актами ревизии и встречной проверки устанавливаются по согласованию руководителей ревизионной комиссии и проверяемого экономического субъекта, при этом они не должны превышать пяти рабочих дней с момента вручения документов руководителю учреждения.
Если у последнего возникли возражения по содержанию актов, то об этом делается соответствующая отметка, которая проставляется перед подписью. В этом случае руководству ревизионной группы предоставляется не только подписанный акт, но и письменное возражение, которое рассматривается в течение 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения возражения составляется письменное заключение (два экземпляра), утвержденное
руководителем Росфиннадзора. Один экземпляр заключения направляется учреждению, второй экземпляр приобщается к материалам ревизии и встречной проверки.
Согласно ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет [3].
В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами уполномоченными должностными лицами Росфиннадзора (территориальных органов) составляются протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. 28.1 - 28.9 КоАП РФ, и рассматриваются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном ст. 29.1 -29.13 КоАП РФ.
Не стоит забывать, что ревизия государственного сектора направлена не только на выявление
нецелевого использования бюджетных средств, но и на установление эффективного и экономного их расходования. В этой связи актуальность внедрения аудита эффективности бюджетных расходов в плане развития реформ государственного управления не вызывает сомнений.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 23.07.2013).
2. ИвановаЕ. И., МельникМ. В., ШлейниковВ. И. Аудит эффективности в рыночной экономике: учеб. пособие. М., 2009. 328 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
4. Мельник М.В., Пантелеев А. В., Звездин А. Л. Ревизия и контроль: учебник. М., 2009. 640 с.
5. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: приказ Минфина России от 04.09.2007 № 75н.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел.: (495) 989-9610 e-mail: post@fin-izdat.ru