Научная статья на тему 'РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
631
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реновация / промышленная архитектура / города Поволжья / идентичность / принципы реновации / архитектура.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нурмухаммедов Аман

исследование проводилось с целью разработки принципов реновации промышленных зданий в исторических городах России, а именно: Казани, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде. Эти города были выбраны исходя из их географического положения все они расположены в Поволжье. Были изучены и систематизированы существующие заводы и фабрики, заброшенные промышленные предприятия. Был проведен исторический анализ для выявления специфики промышленных образований, а также архитектурно-художественный анализ для изучения архитектурно-планировочных составов промышленных образований в городах. На основе проведенного анализа были выявлены принципы идентичности промышленных зданий в городах Поволжья. Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в современной архитектурной практике, в частности при реконструкции промышленных зданий в исторических городах России. Эта работа может стать основой для дальнейших исследований, определяющих ценные направления развития промышленных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ Нурмухаммедов А.

Нурмухаммедов Аман - студент, кафедра теории и практики архитектуры, Институт архитектуры и дизайна Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Казань

Аннотация: исследование проводилось с целью разработки принципов реновации промышленных зданий в исторических городах России, а именно: Казани, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде. Эти города были выбраны исходя из их географического положения - все они расположены в Поволжье. Были изучены и систематизированы существующие заводы и фабрики, заброшенные промышленные предприятия. Был проведен исторический анализ для выявления специфики промышленных образований, а также архитектурно-художественный анализ для изучения архитектурно-планировочных составов промышленных образований в городах. На основе проведенного анализа были выявлены принципы идентичности промышленных зданий в городах Поволжья. Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в современной архитектурной практике, в частности при реконструкции промышленных зданий в исторических городах России. Эта работа может стать основой для дальнейших исследований, определяющих ценные направления развития промышленных образований.

Ключевые слова: реновация, промышленная архитектура, города Поволжья, идентичность, принципы реновации, архитектура.

Введение. Исторический центр, образованный на берегах реки, постоянно растет, и его захватывают промышленные предприятия, многие из которых обветшали и им нужно найти новый смысл в городе. С ростом города, с увеличением темпов жилищного строительства и возведения административных и деловых объектов, с переходом от промышленного к наукоемкому, технологичному производству сегодня возникает необходимость сокращения промышленных площадей, частичного перепрофилирования производственных зданий, реновации и других мер. Промышленные предприятия вынуждены становиться более гибкими и приспосабливаться к общей трансформации городской инфраструктуры, чтобы избежать постепенной деградации и упадка. Официальные промышленные здания часто создавались известными архитекторами, которые специализировались на комплексном проектировании не только самих промышленных объектов, но и связанных с ними жилых комплексов и других сопутствующих зданий. Большое количество новых объектов было построено только с учетом их функционального назначения и изготовлено из самых дешевых доступных материалов. Дополнительные проблемы возникли в последнее десятилетие двадцатого века, когда многие промышленные предприятия рухнули, что привело к разрушению и сносу многочисленных объектов. Лишь в течение короткого времени промышленные здания рассматривались как памятники и находились под соответствующим контролем и надзором хранителей наследия.

Цель исследования - разработка принципов реновации промышленных зданий в исторических городах России, а именно в г. Казань.

Материал и методы исследования. Чаще всего промышленные предприятия занимают большие площади в центральных районах крупных городов. Большая часть территории не может быть использована по своему первоначальному назначению. Высокая цена аренды помещений в центре города еще больше усугубляет ситуацию. Реконструкция производственных помещений, расположенных в исторической среде, требует особого подхода. Историческое здание представляет собой концентрацию множества функций и архитектурных форм. Поэтому столкновение между старым и новым в этой среде становится еще сильнее вместе с ускорением исторического процесса. Снос считается крайней мерой, когда речь идет о реконструкции промышленных зданий, и это не оправдано ни технически, ни экономически.

Результаты исследования и их обсуждение.

В качестве апробации предлагаемого исследования была выбрана территория в Советском районе Казани площадью 810 га. Участок имеет треугольную геометрическую форму и расположен на юго-восточной стороне города. Он граничит с улицами Проспект Победы, Братьев Касимовых, Гвардейская и Адель Кутуя.

По результатам комплексного анализа рассматриваемого промышленного района Казани было выявлено, что 50% территории занято складской зоной, значительная часть которой не несет никакой функциональной нагрузки и в настоящее время не используется. Высокая концентрация складских помещений негативно сказывается на имидже территории и определяет ее неудовлетворительное состояние с точки зрения возможностей социального обслуживания. На территории сегмент социального обслуживания недостаточен, и соответствующие объекты распределены неравномерно. Не хватает общественных пространств, которые при их надлежащем развитии и многофункциональности несут не только социально значимую функцию обеспечения качественной среды для межличностного и культурного взаимодействия, но и экономическую выгоду. В настоящее время к общественным пространствам такого типа можно отнести только парк «Горкинско-Ометьевский лес», расположенный на исследуемой территории. На рассматриваемой

территории действуют следующие виды транспорта: автобус, трамвай и троллейбус, метро и железнодорожные линии. Однако транспортные линии распределены неравномерно, что определяет недостаточный охват территории общественным транспортом (насыщенность по периметру и полное отсутствие в центральной части территории). В то же время на территории расположены жилые здания различной высоты, от 1 до 16 этажей с низкой транспортной доступностью.

Территория характеризуется достаточно высоким уровнем озеленения, который содержит высокий потенциал для развития благоприятных многофункциональных общественных пространств, но единой системы расположения зеленых зон нет, они хаотично разбросаны по всей территории. Не хватает четких архитектурных, планировочных и художественных решений, соответствующих современным тенденциям в организации городских ландшафтов.

По результатам SWOT-анализа было выявлено равное соотношение сильных и слабых характеристик рассматриваемой территории. В то же время спектр возможностей, которые могут быть реализованы за счет трансформации этого сайта, в 3 раза превышает список потенциальных угроз в случае реализации проектных решений.

В процессе формирования исследовательской гипотезы отправной точкой стало понимание того, что при создании устойчивой среды аспект ландшафтного планирования подразумевает не только сохранение и восстановление природных систем, но и изменение структуры мобильности, включая инфраструктуру общественного транспорта и улучшение качества коммуникационных пространств.

Формализованная модель структурной организации исследуемой территории была сформирована на основе объединения двух структур: - ландшафтной и экологической структуры района;

- интегрированная система мобильности, формирующая инфраструктуру деятельности района и включающая узловые объекты (центры), вокруг которых возможно увеличить параметры плотности окружающей среды, и линейные пространственные структуры, которые тесно взаимодействуют с окружающей средой с учетом использования ландшафтной составляющей.

В этом контексте ландшафтно-городской подход используется для преодоления оппозиции между транспортом и ландшафтом и объединения морфологии, природных и инженерных систем в единую инфраструктуру с использованием гибридных решений.

Комплексное предложение по функциональной и планировочной реорганизации и развитию территории было сформировано на основе следующих принципов:

1. Создание центральной структуры, включающей:

- уплотнение фасада здания за счет восстановления его структуры;

- организация многофункционального использования, создание новых рабочих мест, культурных возможностей и других мероприятий;

- поощрять использование общественного транспорта.

Уплотнение фасада здания связано с модернизацией жилых зданий, ликвидацией ветхих и неиспользуемых зданий и преобразованием городской структуры.

Разнообразие функций позволяет людям жить, работать, отдыхать, делать покупки в одном месте, которое затем становится местом деятельности для людей из других районов, следовательно, оно может повысить свою экономическую жизнеспособность и безопасность за счет увеличения числа людей на улицах и в общественных местах. Разнообразие функций помогает снизить транспортную нагрузку за счет повышения пешеходной доступности мест работы и уменьшения количества поездок на частных автомобилях. Объекты общественного обслуживания распределены и сосредоточены вдоль основных планировочных осей и пешеходных связей. Спортивные, культурные, досуговые и медицинские учреждения взаимосвязаны с зелеными зонами и транспортной системой района. Кроме того, общественные и деловые функции расположены на пересечениях, существующих и вновь создаваемых транспортных коридоров, формируются коммерческие и торговые территории. Насыщение первых этажей различными дополнительными функциями в контексте реконструкции и новой застройки способствует изменению монотонного, однообразного характера улиц, обогащает и делает жизнь спальных районов разнообразной. Интеграция дополнительных функций привлечет большее количество различных социальных групп, определит разнообразие пешеходных маршрутов и высокую социальную интенсивность использования территории, а, следовательно, и социальный контроль.

2. Восстановление и реконструкция существующих зданий, в том числе:

- использование различных методов для изменения жилищного строительства;

- формирование компактных полуобщественных и жилых пространств; - использование различных типологий зданий.

Застройка микрорайона представлена индивидуальными, блочными, среднеэтажными секционными и многоэтажными точечными жилыми домами. Согласно проекту, существующая жилая застройка сохраняется, тем самым сохраняя исторически сложившуюся особенность застройки района. Композитный рисунок жилых блоков направлен на создание полузакрытых дворовых пространств, внутри блоков расположены секции школ и детских учреждений со стадионами и спортивными площадками. Разнообразие категорий и типов жилых зданий, конструктивных и планировочных решений жилого фонда отвечает интересам различных групп населения. На проектируемой территории предусмотрено 6 типов жилой застройки: периметровая, усадебная, линейная, ковровая, групповая и свободная. Согласно проекту,

территорию планируется застроить следующими типами зданий: частными зданиями высотой 1-2 этажа, жилыми секционными домами высотой 5 и 9 этажей и точечными домами высотой 12-16 этажей. Предполагается, что высотные здания будут расположены вдоль главных улиц, обеспечивая тем самым звукоизоляцию района.

3. Создание комфортной среды обитания, в том числе:

- высокая плотность окружающей среды наряду с разнообразным социальным составом населения;

- привлекательные и разнообразные общественные пространства;

- высокий уровень доступности района;

- формирование непрерывной системы озеленения территории с использованием зеленых коридоров и бульваров.

Проект последовательно реализует три ключевых метода: повышение связности, активация и насыщение различных типов пространств функциями и изменение структуры мобильности в пользу общественного транспорта. Также активно используется изменчивость и многофакторный характер концепции плотности, которая на самом деле должна стать инструментом управления не только количественными, но и качественными параметрами, влияющими на формирование и регенерацию морфологии развития территории.

Благодаря дискретному характеру существующих зеленых зон, с помощью спроектированных зеленых коридоров, бульваров и площадей формируется непрерывная система озеленения территории. Бульвары ориентированы на планируемую центральную зону микрорайона, где предусмотрена зона коммерческой и деловой активности, а также на остановки общественного транспорта. Вокруг пруда разбита зона отдыха и парковая зона. Новые пешеходные маршруты направлены на обеспечение кратчайшего и наиболее комфортного сообщения между значимыми объектами микрорайона и остановками общественного транспорта.

Заключение. Исследование решает задачу, которая заключалась в выявлении принципов адаптации бывших промышленных территорий к новым условиям городской среды при одновременном повышении их качества. Опыт реновации промышленных зон в России пока недостаточно развит и только набирает обороты. Если не уделять особого внимания сохранению самобытности места, то сам город потеряет свою уникальность.

Список литературы

1. Жидкова Т., Чепурна С., Попова О., Чабенко П. Методы реконструкции промышленной архитектуры прошлых веков. «Технический вестник». Технический журнал. № 12 (4), 2018. Стр. 265-270.

2. Йони Н., Асилискендер Б., Озер А. Адаптивное повторное использование промышленного наследия: устойчивость или невосполнимая потеря. В: Тостос А., Феррейра З. 14-я Международная конференция Босотото. Адаптивное повторное использование: Современное движение к будущему, 2016. Стр. 963968.

3. Коростелева Н., Растяпина О. Интеграция промышленных территорий в городскую среду. Конференция по строительству, архитектуре и техносферной безопасности, 2019. Том 685(5).

4. Лапидус А. Формирование методов оценки эффективности проектов реновации промышленных территорий. Серия конференций ЮP: Материаловедение и инженерия. 471 (2), 2018.

5. Мальцев А., Мордвинова А. Ревитализация старых промышленных зон в 2019 году: зарубежный опыт. Мировая экономика и международные отношения. 63(7), 2019-Стр. 40-48.

6. Уварова О.А. Реконструкция и модернизация тяжелой промышленности Восточной Сибири в 1970-е годы. Европейские труды по социальным и поведенческим наукам (50). Стр. 1303-1313.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.