Научная статья на тему 'РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ГАЗГОЛЬДЕРОВ'

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ГАЗГОЛЬДЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
358
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВИТАЛИЗАЦИЯ / РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГАЗГОЛЬДЕРЫ / АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Соколова И. В.

Одним из направлений развития мировой архитектурной деятельности стала ревитализация исторических промышленных объектов, утративших свое первоначальное функциональное назначение [1,2]. К их числу относятся газгольдеры XIX - первой половины XX веков, входившие в состав предприятий газовой промышленности по производству коксового светильного газа. Сооружения были предназначены для хранения и распределения светильного газа городским потребителям. После вывода из эксплуатации в связи с переходом на электрическое освещение, гигантские цилиндры газохранилищ стояли заброшенными или использовались под склады. Многие были снесены и навсегда утрачены для истории. Статья посвящена изучению и анализу методов архитектурной трансформации сохранившихся ярких образцов индустриального наследия газгольдеров XIX - начала ХХ веков и адаптации их к современной городской среде. Рассмотрены основные типы архитектурно-конструктивных решений газгольдеров. Показано влияние архитектурно-конструктивного решения, оригинального внешнего облика и места расположения сооружений в городской среде на концепцию ревитализации в современные социально-значимые объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVITALIZATION OF HISTORICAL STRUCTURES OF GASHOLDERS

One of the directions for the development of world architectural activity has become the revitalization of historical industrial facilities that have lost their original functional purpose [1,2]. These include gas holders of the 19th - the first half of the 20th centuries, which were part of the gas industry enterprises for the production of coke gas. The facilities were intended for the storage and distribution of lighting gas to urban consumers. After decommissioning in connection with the transition to electric lighting, the giant gas storage cylinders stood abandoned or were used as warehouses. Many were demolished and forever lost to history. The article is devoted to the study and analysis of the methods of architectural transformation of the surviving striking examples of the industrial heritage of gas tanks of the 19th - early 20th centuries and their adaptation to the modern urban environment. The main types of architectural and design solutions for gas tanks are considered. The influence of the architectural and constructive solution, the original appearance and location of structures in the urban environment on the concept of revitalization into modern socially significant objects is shown.

Текст научной работы на тему «РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ГАЗГОЛЬДЕРОВ»

Ревитализация исторических сооружений газгольдеров

Соколова Ирина Викторовна

к.т.н., доцент кафедры «Проектирования зданий и сооружений», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), SokolovaIV@mgsu.ru

Одним из направлений развития мировой архитектурной деятельности стала ревитализация исторических промышленных объектов, утративших свое первоначальное функциональное назначение [1,2]. К их числу относятся газгольдеры XIX - первой половины XX веков, входившие в состав предприятий газовой промышленности по производству коксового светильного газа. Сооружения были предназначены для хранения и распределения светильного газа городским потребителям. После вывода из эксплуатации в связи с переходом на электрическое освещение, гигантские цилиндры газохранилищ стояли заброшенными или использовались под склады. Многие были снесены и навсегда утрачены для истории. Статья посвящена изучению и анализу методов архитектурной трансформации сохранившихся ярких образцов индустриального наследия газгольдеров XIX - начала ХХ веков и адаптации их к современной городской среде. Рассмотрены основные типы архитектурно-конструктивных решений газгольдеров. Показано влияние архитектурно-конструктивного решения, оригинального внешнего облика и места расположения сооружений в городской среде на концепцию ревитализации в современные социально-значимые объекты.

Ключевые слова: Ревитализация, редевелопмент, индустриальное наследие, газгольдеры, архитектурно-конструктивные решения, современная городская среда.

Одним из направлений развития мировой архитектурной деятельности стала ревитализация исторических промышленных объектов, утративших свое первоначальное функциональное назначение [1,2]. К их числу относятся газгольдеры XIX - первой половины XX веков, входившие в состав предприятий газовой промышленности по производству коксового светильного газа. Сооружения были предназначены для хранения и распределения светильного газа городским потребителям. После вывода из эксплуатации в связи с переходом на электрическое освещение, гигантские цилиндры газохранилищ стояли заброшенными или использовались под склады. Многие были снесены и навсегда утрачены для истории. Статья посвящена изучению и анализу методов архитектурной трансформации сохранившихся ярких образцов индустриального наследия газгольдеров XIX - начала ХХ веков и адаптации их к современной городской среде. Рассмотрены основные типы архитектурно-конструктивных решений газгольдеров. Показано влияние архитектурно-конструктивного решения, оригинального внешнего облика и места расположения сооружений в городской среде на концепцию ревитали-зации в современные социально-значимые объекты.

Прототипом газгольдера стал прибор газометр для измерения количества газа в лабораторных условиях, созданный французским ученым Лавуазье в 1781 году. Идея газометра легла в основу создания газгольдера -сооружения для хранения и распределения коксового светильного газа по городским сетям. Оба названия использовались для обозначения газовых хранилищ. Первые промышленные газгольдеры были построены в начале 19 века [3].

Конструкция газгольдера или газометра, основана на принципе создания герметичного хранилища с переменным объемом газа. Конструкция представляет собой полый металлический сосуд, или «колокол», как его стали называть по сходству формы.

Рис. 1 - Схема газгольдера «мокрого» типа с кирпичными стенами

X X О го А П.

X ГО

т

о

2 О

м м

сч сч о сч

сч

о ш Ш X

<

m о х

X

Сосуд помещался в резервуар с водой, создающий газонепроницаемое уплотнение. Такие газометры стали причислять к «мокрому» типу (рисунок 1). Колокол перемещался вверх и вниз в соответствии с фактическим объемом газа. В первых газгольдерах колокол сверху подвешивался на металлической цепи к деревянной балке, а снизу уравновешивался грузом. Вся конструкция была заключена в защитную оболочку из кирпича или камня.

Вскоре сплошная кирпичная оболочка была признана взрывоопасной и заменена несущей рамой из чугунных колонн, установленных по периметру окружности. Эти колонны несли направляющие рельсы, по которым на колесах поднимался колокол из подземного резервуара. Газгольдеры с чугунными колоннами возводились до конца Х!Х века.

Далее была разработана телескопическая конструкция газгольдера из взаимосвязанных секций, расположенных одна в другой. Внешний колокол начинал подниматься из резервуара, когда полностью был поднят внутренний. Несущая конструкция была представлена полыми чугунными колоннами, соединенными металлическими сетчатыми балками в единую систему.

Кирпичная и колонная конструкции не выглядели аскетично как чисто промышленные объекты. Кирпичные цилиндры газгольдеров были украшены несколькими ярусами архитектурных деталей - карнизами, аркатур-ными поясами, сандриками. По своему облику они скорее напоминали древнеримские амфитеатры или средневековые фортификационные сооружения. Они соединяли в себе архитектурное величие и четкую технологическую функциональность. Полые чугунные колонны украшались элементами архитектурного ордера для придания им художественной выразительности. Металлические балки, объединяющие колонны, также художественно прорабатывались. Такая тенденция соответствовала характерной для того времени инерции в поиске стилистического решения для зданий промышленного назначения, когда новые по своей типологии здания украшались элементами исторических архитектурных стилей. [4].

В конце Х!Х века была создана новая несущая конструкция в виде цилиндрической решетчатой оболочки, состоящей из легких металлических стоек с диагональными перекрестными балками. Чистота структурной формы оболочки позволила отказаться от декоративных элементов, ослабляющих конструкцию. Конструкция решетчатой оболочки стала в дальнейшем прототипом спиральных или геодезических конструкций. Также следует упомянуть о более поздних и более крупных газгольдерах «сухого» типа с оболочкой из тонких металлических листов на металлическом каркасе., т.к. для них тоже нашлись решения по ревитализации и довольно впечатляющие.

После вывода из эксплуатации газгольдеры, стали частью исторической городской среды. Их строительные конструкции хорошо сохранились. Постепенно, с возникновением интереса к старым промышленным зданиям как части истории мировой архитектуры, возникло направление архитектурной деятельности по ре-витализации исторических промышленных зданий, в том числе и газгольдеров [5]. Решению о возрождении этих уникальных архитектурных объектов способствовали также и экономические причины. Повторное использование газгольдеров оказалось экономически более выгодным, чем их демонтаж и утилизация. Кроме

того, многие из них в настоящее время являются индустриальным архитектурным наследием и сносу не подлежат. Может быть поэтому у архитекторов и возникли идеи трансформации этих сооружений для новых условий функционирования. Ниже приведены наиболее интересные примеры ревитализации газгольдеров, которые показывают, что направления ревитализации зависят от многих факторов. Это и местоположение, определяющее востребованность новой функции именно там, где расположен объект и архитектурно-конструктивное решение, а также является ли газгольдер частью группы, реконструируется ли в составе предприятия [6].

Для газгольдеров, составляющих группу и сохранившихся в центральных районах городов наиболее характерны жилая и общественная функции. При этом на выбор новой функции влияет внешний облик, гигантские размеры освобождаемого внутреннего пространства и конструктивное решение строительной части газгольдера.

В Европе есть несколько характерных примеров ревитализации групп газгольдеров в многофункциональные комплексы. В Вене в районе Зиммеринг группа из четырех кирпичных газометров конца Х!Х века, диаметром 60 м и высотой 70 м, была ревитализирована в многофункциональный комплекс с жилыми и общественными функциями в 1999-2001 годах (рисунок 2). Работы были проведены по проектам нескольких архитектурных бюро. Удалив технологическую начинку, исторический облик, напоминающий средневековые башни, максимально сохранили. На фасадах оставили циферблаты, которые раньше показывали давление газа в газометрах. В объемах бывших газометров разместилось около 800 квартир, студенческое общежитие на 250 мест, торговый комплекс с атриумом под стеклянным куполом, отделение банка, концертный зал, кинотеатр, спортивный зал, отделение городского архива. Все здания соединены между собой надземными переходами, к одному их них подведена ветка метрополитена. В проекте реновации принимали участие архитектурное бюро французского архитектора Жана Нувеля, архитектурное бюро «Coop Himmelblau», австрийские архитекторы М. Ведорн и В. Хольцбауэр.

Рис.2 - Газометры в Вене после ревитализации.

В Великобритании четыре сохранившихся колонных газгольдера газового завода, построенные в 1867 году на севере Лондона у вокзала Кингс-Кросс и работавшие до 2001 года, трансформированы в 2018 году в жилой

комплекс «Газгольдеры Кингс-Кросс» в рамках редеве-лопмента привокзальной территории площадью 27 Га. Один из газгольдеров превращен в ландшафтный парк, где создана круглая лужайка на возвышении, напоминающая о находящейся на этом месте емкости с газом. В других же разместился многофункциональный комплекс с основной жилой и другими социально значимыми функциями.

автостоянка, доступ в которую предусмотрен по спиральным рампам, расположенным на месте бывших подземных резервуаров газового завода.

Рис.3 - Жилой комплекс «Газгольдеры Кингс-Кросс» в Лондоне.

Проект реализован британской фирмой Wilkinson Eyre. Сооружения были разобраны, колонны и балки отреставрированы и конструкции вновь собраны на более удобном месте не далеко от прежней локации. Внутри колонных конструкций разместились три новых здания цилиндрической формы высотой 8, 9 и 12 этажей, что напоминает о разных уровнях расположения газового резервуара в зависимости от давления газа. Всего в этих зданиях сейчас расположено 145 жилых помещений от небольшой студии площадью 42 кв. м до пентха-уса. Все помещения клиновидной формы, что конечно не является преимуществом, но в данном случае форма встроенного объема подчиняется форме колонной конструкции бывшего газгольдера. Гостиные и спальни обращены на наружную сторону здания для обеспечения хорошей инсоляции. Единый художественный образ поддерживается ажурными металлическими складными решетками. В квартирах индустриальная тема поддерживается путем использования материалов и форм, свойственных для промышленного дизайна. Во внутреннем дворе каждого здания расположен атриум с круговыми лестницами. Комплекс, получивший название «Газгольдеры Кингс-Кросс» обеспечен объектами инфраструктуры (спортивный зал, бассейн, кинозал, залы для проведения мероприятий). Здания связаны воедино внутренним двором, где выявлена конструктивная связь между ними. На крыше одного из зданий разбит дизайнерский сад. Колонные конструкции бывших газгольдеров уже во второй раз признаны объектами индустриального культурного наследия.

В Ирландии в Дублине колонный газгольдер конца XIX века реконструирован в рамках редевелопмента промышленной зоны площадью 32Га, оказавшейся в настоящее время в центральной части города (рисунок 4). Конструкции девятиэтажного жилого комплекса на 240 квартир заключены в каркасе газгольдера из отреставрированных чугунных колонн, наружные поверхности здания остеклены. В центре расположен открытый атриум. На участке есть подземная четырехуровневая

Рис.4 - Ревитализация колонного газгольдера в Дублине .

Сохраненное инженерное сооружение с заключенной в нем новой функцией по-прежнему остается ярким визуальным ориентиром района.

В Латвии в Риге два кирпичных газгольдера, возведенные в конце XIX века прошли ревитализацию в составе предприятия, сохранившего свое первоначальное назначение. Они приобрели функции мастерской и спортивного комплекса для работников предприятия.

Наиболее впечатляющим примером в России является ревитализация четырех кирпичных газгольдеров Московского газового завода [7]), построенных в 1866 году, в комплексе с сохранившимися корпусами предприятия в Бизнес-комплекс АРМА (по последнему названию предприятия). Газгольдеры высотой 20 м и диаметром 40 м построены по проекту инженера и математика Р. Бернгарда. Предположительно, в проекте первой реконструкции газгольдеров использованы разработки Владимира Шухова. Стены газгольдеров были очищены, восстановлены кирпичом Remmers и покрашены в коричневый цвет. Каждая башня была надстроена этажом с круговыми панорамными окнами по технологии остекления компании ТАТ-ПРОФ. Современный проект реновации выполнен архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры».

Рис.5 - Газгольдеры Бизнес-комплекса АРМА.

В Петербурге хорошо сохранились несколько газгольдеров Х!Х века [8]. Кирпичный газгольдер, построенный в 1881 году оказался на территории, отведенный

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

сч сч о сч

сч

о ш m

X

<

m о х

X

под новый жилой комплекс. Группой RBI в 2016 г. был проведен редевелопмент территории. Во внутреннем пространстве газгольдера разместили встроенную шестиярусную автостоянку на 89 машино-мест. Монолитный железобетонный каркас на свайном фундаменте возведен с пятиметровым отступом от исторических стен газгольдера. Для передвижения автомобилей предусмотрена система пандусов и лифтовый подъемник. Фасад сооружения, прошедший биологическую очистку и реставрацию, максимально сохранен. Для восстановления облицовки цоколя использовался аутентичный известняк, исторические дверные и оконные проемы воссозданы, а более поздние заложены. Полностью заменена кровля с сохранением оригинальной формы.

Востребованными направлениями преобразования газгольдеров стали музеефикация и приспособление под демонстрационные функции. Это направление характерно для сохранившихся отдельно стоящих газгольдеров. В Санкт-Петербурге кирпичный газгольдер, построенный по проекту . Р. Бернгарда в 60-е годы XIX века, перепрофилирован в планетарий. Работы проводились компанией-инвестором ООО «Арт-технологии». Встроенный во внутреннее пространство демонстрационный купол имеет диаметр 37 м и в настоящее время является крупнейшим в мире. За год планетарий могут посетить более 500 тыс. человек. В польском городе То-руни кирпичный газгольдер, построенный в i860 году также заработал как планетарий. Его краснокирпичная ротонда была надстроена современным куполом. В Пачкове (Польша) исторические газгольдеры стали частью Музея газового завода. В музее представлена технологическая линия производства угольного газа.

Интересен пример реконструкции и перепрофилирования кирпичного газгольдера, построенного в 1874 г. в Берлине на улице Фихте по проекту Иоганна Вильгельма Шведлера. Диаметр сооружения 56 м, высота 27 м. Шведлер использовал проект церкви-ротонды в стиле неоклассицизма, выполненный в 1827 году архитектором Карлом Шенкелем. Газгольдер сохранил в себе частицу трагической истории Второй мировой войны, когда в нем находилось бомбоубежище, рассчитанное на 6000 человек, которое называлось Бункер Фихте. Сейчас там находится музей под одноименным названием, в котором демонстрируются интерьеры помещений бомбоубежища. Работают старые лифты и другое оборудование. Гигантские размеры здания позволили возвести на его покрытии жилой комплекс (архитектор П. Ингемблик, инженер М. Эрнст). Здания комплекса расположены в объеме сохранившегося ребристо-кольцевого купола Шведлера.

В Оберхаузене (Германия) был проведен редевелопмент построенного в 1927 году газгольдера поршневого типа. Это огромное сооружение высотой 115,5 м, диаметром 67,6 м. Строительная часть его представляет собой металлический каркас с обшивкой из металлических листов толщиной 5 мм. В 1990-е годы газгольдер был переоборудован в выставочный комплекс «Газгольдер в Оберхаузене» со смотровой площадкой на крыше с видом на природный ландшафт. Внутри оставлена огромная круглая платформа, занимающая всю площадь сооружения. Раньше она поднималась и опускалась, поддерживая постоянное давления газа. Сейчас платформа находится в своей нижней точке и на ней оборудована сцена, а под платформой расположен выставочный зал. Панорамный лифт, поднимает посетителей на смотровую площадку на крыше сооружения. Газгольдер в Оберхаузене носит название исторического символа инженерного строительного искусства.

Рис.7 -зене.

Ревитализация поршневого газгольдера в Оберхау-

Рис.6 - Жилой комплекс на крыше «Бункера Фихте».

Приведенные примеры показывают, что ревитализация газгольдеров является востребованным направлением современной архитектурной деятельности с разнообразными формами и методами воплощения творческих идей инженеров и архитекторов. В результате ре-витализации газгольдеры не только сохраняются как образцы исторической индустриальной архитектуры, но и становятся функционально полезными в пространстве современного города.

Литература

1. Чайко Д.С. Современные тенденции нового использования исторических промышленных объектов. // Международный научно-исследовательский журнал. -2016-№3(45) Часть 5 - С. 47-52

2. Стецкий С.В., Ларионова К.О., Невзорова А.К. Архитектура и конструкции зданий и сооружений системы водоснабжения и водоотведения в Москве и Подмосковье в XIX веке / Инновации и инвестиции. - 2021. - № 10. С. 121-123.

3. Berger, В., 2015. The Gasholder-Shaped by Its Function. 5th International Congress on Construction History Proceedings (issue 1), Date Views 10.02.2022 www.ac-ademia.edu/12965363/.

4. Маклакова Т.Г. Зодчество индустриальной эпохи. Москва Издательство АСВ, 2014, 341с.

5. Постников С.П., Артемов Е.Т. Индустриальное наследие как фактор актуализации исторической па-

мяти // Сохранение индустриального наследия. Мировой опыт и российские проблемы. Материалы международной конференции TICCIH / - Екатеринбург. - 1994. -С. 197.

6. Li, H., 2020. History, Types and Regeneration of Gasholders. The 2nd International Conference on Architecture: Heritage, Traditions and Innovations (AHTI 2020) (issue 1), Date Views 18.01.2022.

7. Матвейчук А.А., Евдошенко Ю.В. Истоки газовой отрасли России 1811-1945 г.г. Исторические очерки - М. Издательская группа «Граница», 2011. - 400 с.

8. Штиглиц М.С., Пухаренко Ю.В. Сооружения газовых заводов в Санкт-Петербурге - образцы «кирпичного стиля и конструктивных решений XIX - начала Хх / Вестник гражданских инженеров.- 2020.- № 5 (82). C. 41-48.

Revitalization of historical structures of gasholders Sokolova I.V.

National Research Moscow State University of Civil Engineering JEL classification: L61, L74, R53

One of the directions for the development of world architectural activity has become the revitalization of historical industrial facilities that have lost their original functional purpose [1,2]. These include gas holders of the 19th - the first half of the 20th centuries, which were part of the gas industry enterprises for the production of coke gas. The facilities were intended for the storage and distribution of lighting gas to urban consumers. After decommissioning in connection with the transition to electric lighting, the giant gas storage cylinders stood abandoned or were used as warehouses. Many were demolished and forever lost to history. The article is devoted to the study and analysis of the methods of architectural transformation of the surviving striking examples of the industrial heritage of gas tanks of the 19th - early 20th centuries and their adaptation to the modern urban environment. The main types of architectural and design solutions for gas tanks are considered. The influence of the architectural and constructive solution, the original appearance and location of structures in the urban environment on the concept of revitalization into modern socially significant objects is shown.

Keywords: Revitalization, redevelopment, industrial heritage, gasholders, architectural and constructive solutions, modern urban environment.

References

1. Chaiko D.S. Modern trends in the new use of historical industrial sites. //

International research journal. - 2016 -№3(45) Part 5 - P. 47-52

2. Stetsky S.V., Larionova K.O., Nevzorova A.K. Architecture and design of

buildings and structures of the water supply and sanitation system in Moscow and the Moscow region in the 19th century / Innovations and investments. -2021. - No. 10. S. 121-123.

3. Berger, B., 2015. The Gasholder-Shaped by Its Function. 5th International Congress on Construction History Proceedings (issue 1), Date Views 10.02.2022.

2014, 341s.

1. 4. Maklakova T. G. Architecture of the industrial era. Moscow Publishing house DIA, 2014, 341s.

5. Postnikov S.P., Artemov E.T. Industrial heritage as a factor in the actual-

ization of historical memory // Preservation of industrial heritage. World experience and Russian problems. Materials of the international conference TICCIH / - Yekaterinburg. - 1994. - P. 197

6. Li, H., 2020. History, Types and Regeneration of Gasholders. The 2nd International Conference on Architecture: Heritage, Traditions and Innovations (AHTI 2020) (issue 1), Date Views 18.01.2022.

7. Matveychuk A.A., Evdoshenko Yu.V. Origins of the Russian gas industry

1811-1945. Historical essays - M. Publishing group "Border", 2011. - 400 p.

8. Stiglitz M.S., Pukharenko Yu.V. Constructions of gas plants in St. Peters-

burg - examples of the "brick" style and design solutions of the 19th -early 20th centuries / Bulletin of Civil Engineers. - 2020. - No. 5 (82). pp.41-48.

X X

о

го А с.

X

го m

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 О

м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.