УДК 711.4(470.56)
РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ЮЖНОЙ ЧАСТИ
ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Данилова В.А., студент группы 13ГрСтр(б)ГрПр, Оренбургский Государственный Университет, Оренбург e-mail: 95lero4ka@mail.ru
Научный руководитель: Иконописцева О.Г., канд. архитектуры, ст. преподаватель кафедры архитектуры, Оренбургский государственный университет, Оренбург
В статье рассматриваются современные подходы ревитализации городских территорий необходимых для более комфортного устройства человеческой жизнедеятельности. Большой процент городских территорий в городах сегодня относятся к «депрессивным» зонам, требующим мер планировачных мероприятий по их преобразованию.
Ключевые слова: ревитализация, депрессивные зоны, промышленные территории, инфраструктура.
Термин «ревитализация» отражает современные подходы в преобразовании городских пространств. Он появился с момента деградации европейской и американской промышленности в середине ХХ века.
В последние 50 лет, в процессе переноса производственных мощностей в развивающиеся страны, заметная часть промышленных городов Европы и Америки пришли к деградации городских территорий. Такие территории являются депрессивными зонами городской ткани.
Под «депрессивными» подразумеваются пространства, в которых наблюдается устойчивое снижение показателей качества среды. Это заброшенные (руинированные) гражданские и промышленные здания, нарушенные и пустующие территории, зоны с ветхим жилым фондом разного возраста, площадки для временного использования и прочие объекты, которые являются невостребованными и используются неэффективно. [3]
В современной ситуации поиска внутренних ресурсов для развития любого индустриального города целесообразно рассматривать подобные пространства как важнейший территориальный и средовой ресурс городского развития. К признакам «депрессивности» относятся и удаленность исследуемых территорий от зеленых насаждений общего пользования, низкая плотность «функций центра», низкое качество и эстетическая неполноценность среды.
Кризис современного города проходит несколько этапов: закрытие производств; потеря городом рабочих мест и налогов; рост безработицы; постепенная деградация инфраструктуры; сворачивание рынка услуг, ввиду невысоких доходов населения; отток населения; рост депрессивных настроений в социуме. [2]
Острота проблем экологии среды и здоровья городского населения, социальной адаптации и эстетической привлекательности городских пространств заставляет искать пути выхода депрессивных промышленных территорий на качественно новый уровень.
Во многих странах мира уже идет процесс преобразования подобных зон. Благодаря многолетней практической работе в этом направлении, определились подходы, основанные на сохранении, восстановлении, перепрофилировании и включении в новый контекст старых промышленных комплексов и отдельных сооружений.
На основе мирового опыта были сформулированы основные идеи и принципы преобразования промышленных территорий:
- максимальное включение природных компонентов в структуру реконструируемых и вновь создаваемых пространств и, наоборот, архитектурных объектов в природную среду;
- повышение энергоэффективности зданий и сооружений, а также использование альтернативных источников энергии;
- использование в новой застройке традиционных для данного участка композиционных схем, приемов формообразования, строительных материалов, цветовых характеристик, восполнение утраченных доминант в силуэте рефункцианированных зон;
- формирование запоминающихся образов пространства при помощи архитектурного объекта или комплекса и его взаимодействия с ландшафтом, сохранение промышленного оборудование и использования его в качестве арт-объектов. Все это будет способствовать появлению «духа места»;
- создание комфортных пространств, для которых будут характерны: масштабность, безопасность, возможность беспрепятственного контакта со средой, использование преимущественно естественных материалов;
- создание транспортно-пешеходной сети с приоритетом пешеходного движения
[4].
Примером ревитализованных промышленных объектов, как носителей исторического и культурного наследия могут служить страны Европейского союза.
Деловой, торгово-развлекательный и жилой квартал в центральной части эстонской столицы. Здесь с конца 1820-х гг. находились производства. Историческое ядро квартала сложилось в первое десятилетие ХХ в. Сегодня квартал признан культурной и исторической ценностью. Здесь работает мультиплекс с 11 экранами «Кока-кола-плаза», Музей эстонской архитектуры в здании бывшего соляного склада, который считается лучшим зданием из известняка во всей стране, открыты кафе, рестораны, бутики, сдаются в аренду офисы и жилые апартаменты (рисунок 1).
Рисунок 1 - Квартал Ротерманни, Таллин, Эстония, 1991-2006; Арх: Kosmos, KOKO Arhitektid, Alver Arhitektid, Teigar SovaArhitektid
В России интерес к ревитализации промышленных объектов появляется в середине 2000-х и усиливается на волне финансового кризиса 2008 г.
Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге не имеет аналогов в России и мире, поскольку расположен на действующем производстве, заводе слоистых пластиков. Его продукцией были отделаны бесчисленные лифты, поезда, эскалаторы и даже кухонные столешницы в СССР. Идея музея родилась летом 2011 г. после граффити-вечеринки в одном из заброшенных в 1990-е цехов и была реализована в 2014 г. Территория музея разделена на две зоны: зону общественных мероприятий - здесь проходят временные выставки,
перформансы, фестивали и пр., и постоянную экспозицию, собрание монументальных настенных росписей (рисунок 2). При рассмотрении аналогов мы видим, что, не смотря на родовую функцию территорий и объектов при грамотном решении можно добиться большой капитализации и ярких планировочных и функциональных решений, позволяющих реанимировать территории. [1]
Рисунок 2 - Музей уличного искусства Санкт-Петербург, Россия Годы реализации: 2011-2014 Площадь благоустройства: 1,9 га Архитекторы: бюро «Лес»
Оренбург является одним из крупных индустриальных городов, и как любой промышленный город, территории Оренбурга имеют проблемы «депрессивных» пространств. Основные проблемы придают территории дачных участков, которые в городской ткани образовывают значительное количество недостаточно обжитых, невостребованных, неупорядоченных территорий. Также к депрессивным зонам можно отнести стагнирующие зоны промышленности, транспортных предприятий, коммунально-складские и санитарно-защитные зоны промышленных предприятий, зоны затопления, шумового влияния железной дороги.
Географически условия территориального расположения Оренбурга на берегу р. Урал обусловили в ходе роста города формирование его Южной части на левом берегу Урала в отрыве от центральной северной части города. Исторически южные территории посёлков и деревень вошли в состав городской территории в 1924 гг. Основная транспортная артерия южной части - Беляевское шоссе, ул. Донгузская и Объездное шоссе. Вдоль ул. Донгузской образована череда промышленных предприятий. Застройка южной части города представлена в основном малоэтажным сектором в районах Карачей, Южного, Пугачей, Весеннем. Район имеет слабо развитую инфраструктуру.
На данной территории, возможно, применить перепрофилирование промышленно-складских зон в общественные зоны различного функционального значения. Это могут быть арт-объекты, зоны общественного озеленения, новые экологически безопасные промышленные предприятия как например вертикальные зелёные фермы (гидропоника). Так же необходима реконструкция существующей транспортной системы, для улучшения доступности района, как мост через р. Урал до ул. Степана Разина. [5]
Достичь этих целей можно только в долгосрочной перспективе, а это значит, что территория должна успешно функционировать в течение многих лет. Для этого нужно грамотное и профессиональное управление. Основные задачи управления объектом ревитализации - обеспечение его устойчивого функционирования и развития в рамках разработанного стратегического видения, удовлетворение потребностей пользователей и посетителей путем создания и поддержания качественной деловой, общественной, культурной и бытовой инфраструктуры, встраивание объекта в городскую ткань и, таким образом, повышение качества открытых общественных пространств в городе.
В совокупности задач управления проектом ревитализации депрессивных зон можно выделить задачи стратегического и тактического уровня. Стратегический уровень подразумевает развитие проекта в долгосрочной перспективе, тактический - управление повседневной жизнедеятельностью объекта. Правильная постановка и выполнение задач обоих уровней позволят обеспечить поступательное развитие и финансовую успешность проекта.
Литература
1. Афанасьев, К.С. Редевелопмент промышленных территорий и проблема развития «креативных кварталов» / К.С. Афанасьев // XVII Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции - СПб., 2013. - С. 40-43.
2. Бобылев, С.Н. Индикаторы устойчивого развития для городов / С.Н. Бобылев, О.В. Кудрявцева, С.В. Соловьева // Экономика региона. - 2014. - № 3. - С. 101.
3. Дугарова, Г.Б. Депрессивные территории / Г.Б. Дугарова // ЭКО. - 2003. - №2. -С. 89-97.
4. Оленьков, В.Д. Градостроительное планирование на нарушенных территориях / В.Д. Оленьков. - Москва: Изд-во: ЛКИ Обложка. 2007. - 188 с.
5. Генеральный план города Оренбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orenburg.ru/town/master_plan/ - (дата обращения: 14.01.17).