Ю.Е. Криводонова, О.П. Денисова
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ...
ме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.
14. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. - М., 1980.
15. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими //Под ред. А.Г. Литвака. - Ленинград. 1988.
16. Герасимов В.П. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.
FEATURES INTERPERSONAL INTERACTION BLIND AND VISUALLY IMPAIRED
© 2014
Ju.E. Krivodonova, educational psychologist, a graduate student of the Ural State Pedagogical University MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia) O.P. Denisova, the candidate of psychological sciences, associate professor
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The objective of this publication is to validate the features of interpersonal interaction of the blind and visually impaired people.
Keywords: interpersonal interaction, vision defect, verbal, non-verbal communication.
УДК 159.0
РЕЦЕСС КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ЖЕНЩИН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
© 2014
Ю.В. Мишина, аспирант кафедры «Психология развития и психофизиология» И.М. Юсупов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Изучалась динамика познавательных процессов у женщин пенсионного возраста. Установлено: у жителей города когнитивные функции снижаются позже, чем у жителей села. В снижении когнитивных функций при старении подтвержден эффект гетерохронности, считавшийся ранее только атрибутом раннего периода взросления.
Ключевые слова: старение, внимание, память, мышление, гетерохронность.
Постановка проблемы в общем виде. Население России стареет. Число лиц пожилого возраста с каждым десятилетием растет. Подавляющее большинство в возрасте старше 60 лет составляют женщины. Работодатели стремятся омолаживать кадры и далеко не всякий раз это делается в пользу качества выполняемой ими работы. В то же время квалифицированные работницы помимо своей воли оказываются за порогом активной жизни. Будучи ещё дееспособными, свои нерастраченные жизненные ресурсы они могли бы не ограничивать заботами о внуках, а оставаться востребованными в привычной им сфере деятельности. В профессиях интеллектуальной направленности осложнения для них возникают там, где когнитивные ресурсы женщин пенсионного возраста затрудняют освоение инноваций и не соответствуют современным требованиям к исполнению своих служебных обязанностей.
Психологическая проблема заключается в выявлении когнитивного ресурса, подверженного у женщин естественному психофизиологическому снижению в пенсионном возрасте.
Анализ существующих исследований.
Физическое, физиологическое и психомоторное старение связаны у пожилых работающих с биологическим процессом, так же как и восприимчивость к физическим, экзогенным и организационным факторам на предприятии. Под влиянием естественных возрастных изменений, снижающих функциональные возможности организма, наступает период снижения работоспособности, а затем и её утраты. Изучению старения организма посвящено немало работ, к фундаментальным из которых в русскоязычной научной литературе следует отнести исследования Т.И.Безденежной [1], Н.Ф.Шахматова [2], Яна Стьюарт-Гамильтона [3] и других.
Все они в разных аспектах освещают проблему сохранения здоровья и дееспособности в поздний период жизни. Изменение когнитивных функций в этот период жизни остается не конкретизированным в зависимости от рода занятий и образа жизни, потому актуализируется проблема сохранения работоспособности пожилых людей на сегодняшний день.
Цель исследования - установить изменения когнитивных функций в пожилом возрасте.
Методы исследования - метод возрастных срезов когнитивных функций, корреляционный анализ.
Стандартизованные методики психодиагностики - тесты: произвольного внимания (корректурная проба), объема произвольной слуховой и зрительной памяти, вербального и невербального мышления («аналогии», «исключение лишнего», тест Равена). Обследовались 94 женщины в возрасте от 55 до 85 лет. Результаты обследования представлены в графическом виде на рисунках 1-4. Очевидно, что кризисным для женщин является возраст 60 лет, по достижении которого начинается рецесс когнитивных функций памяти и мышления. При этом произвольное внимание остается сохранным на уровне допенсионного возраста. Его угасание сдвигается к 65 годам жизни.
85 90
Возраст (лет)
Рисунок 1- Изменение продуктивности произвольного внимания у женщин-горожанок пенсионного возраста
85 90
Возраст (лет)
Рисунок 2 - Изменение продуктивности произвольной памяти у женщин-горожанок пенсионного возраста
80
20
55
Ь0
Ь5
/0
/5
80
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
55
60
65
70
75
80
Ю.В. Мишина, И.М. Юсупов РЕЦЕСС КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ЖЕНЩИН ПЕНСИОННОГО ...
женщин (рисунок 3).
55 60 65 70 75 80 85 90
55 60 65 70 75 80 85 90 Возраст (лет)
Возраст (лет)
Рисунок 3 - Изменение продуктивности невербального мышления у женщин-горожанок пенсионного возраста
20 -1-1-1-1-1-1-
15---------
10-----1-1-1-
5--------
0 -I-1-1-1-1-1-1-
55 60 65 70 75 80 85 90
Возраст (лет)
Рисунок 4 - Изменение продуктивности вербального мышления у женщин-горожанок пенсионного возраста
Для сравнительного анализа была взята группа женщин, проживших свою жизнь в сельской местности и трудившихся в аграрной сфере экономики. Результаты обследования представлены в графическом виде на рисунках 5 - 8.
55 60 65 70 75 80 85 90
Возо аст (лет)
Рисунок 5 - Изменение продуктивности произвольного внимания у сельских женщин пенсионного возраста
При сравнении продуктивности аттенционной функции у городских и сельских женщин обращают на себя внимание их количественные показатели и характер ре-цесса. У городских женщин (рисунок 1) угасание продуктивности этой функции с возрастом происходит почти вдвое по линейной зависимости, в то время как у сельских женщин она снижается в пять раз (рисунок 5) по отношению к уровню предпенсионного возраста.
55 60 65 70 75 80 85 90
Возр аст (лет)
Рисунок 6 - Изменение продуктивности произвольной памяти у сельских женщин пенсионного возраста
Рецесс произвольной памяти в обеих популяциях протекает в единой закономерности с резким снижением в семидесятилетнем возрасте (рисунки 2 и 6), а диапазон количественных изменений сохраняется одинаковым.
Характерным отличием рецесса невербального мышления сельских женщин выступает смещение пика его продуктиности на возраст 65 лет (рисунок 7) при сопоставлении с этим же показателем у городских
Рисунок 7 - Изменение продуктивности невербального мышления у сельских женщин пенсионного возраста
Этот факт мы объясняем резкой переменой образа жизни горожанок при их отстранении от служебной деятельности. Диапазон же количественных изменений жизненно важной функции в обеих популяциях остается относительно неизменным.
55 60 65 70 75 80 85 90
Возраст (лет)
Рисунок 8 - Изменение продуктивности вербального мышления у сельских женщин пенсионного возраста
Снижение продуктивности вербального мышления у городских женщин начинается с календарного возраста 60 лет, протекает монотонно и описывается линейным уравнением (рисунок 4). Для сельских женщин позднего периода жизни рецесс этой познавательной функции не выявляется до 65 лет (рисунок 8). При этом в обеих выборках, как было установлено, он не связан ни с образованием, ни с видом профессиональной деятельности, предшествовавшей выходу на пенсию (таблица 1).
Таблица 1 - Корреляции высших психических функций женщин-пенсионеров с их календарным возрастом, образованием и родом предшествовавшей профессиональной деятельности
Слуховая память Вербальное мышление Образная память Обобщение Невербальное мышление Произвольное внимание
Возраст -0,34 -0,45 -0,46 -0543 -0,30
Образование 0,52
Профессия "человек-человек" 0,4.1
Профессия "человек-техника" -0,34
Профессия "человек-образ" -0,33 -0,4.1
Для N = 94 чел. Rкр = 0,27 при Р < 0,01
Выводы. Угасание высших психических функций совершенно не связано со степенью образованности. Их рецесс в пенсионном возрасте предопределяется образом и длительностью позднего периода жизни.
На сохранность логического мышления со способностью к обобщениям в пенсионном возрасте положительно влияет предшествующая продуктивная деятельность в сфере профессий «человек-человек».
Закон гетерохронности в рецессе высших психических функций в поздний период жизни проявляется так же, как и в периоды взросления. Их угасание в норме начинается около шестидесятилетнего календарного возраста со снижения продуктивности мышления, чему сопутствует снижение объема памяти. Снижение объема внимания проявляется пятью годами позже.
В Российской Федерации закон о трудовых пенсиях
51
Ю.В. Мишина, И.М. Юсупов
РЕЦЕСС КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ЖЕНЩИН ПЕНСИОННОГО ..
регламентирует выход женщин на заслуженный отдых по достижении ими 55-летнего возраста, чем охотно руководствуются работодатели для омоложения кадрового состава.
Наше исследование установило, что продуктивность высших психических функций, требуемых для выполнения умственной работы, имеет временной резерв до 60-65-летнего возраста, в котором сохраняется дееспособность работника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию/ Т.И.Безденежная. Ростов н /Д.: Феникс, 2004. 314с.
2. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н.Ф Шахматов. М.: Медицина, 1996. 505с.
3. Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения. 4-е изд. / Я.Стюарт-Гамильтон. СПб.: Питер, 2010. 320с.
RECESSION COGNITIVE FUNCTION IN WOMEN PENSIONERS
© 2014
Yu.V. Mishina, post-graduate student of the chair «Developmental psychology and psychophysiology» I.M. Yusupov, doctor of psychological sciences, professor, professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»,
Institute of Economics, management and law, Kazan (Russia)
Annotation-. The dynamics of cognitive processes was Studiedfor the women of retirement age. It is set: for the habitants of city cognitive functions go down later, than for the habitants of village. In the decline of cognitive functions ataging the effect of being considered before only by the attribute of early period of maturing is confirmed. Keywords: aging, attention, memory, thinking, geterochronos.
УДК 37.011.33.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
© 2014
Х.М. Низамова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической
психологии и педагогики
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Родители знают права своих детей, осознают, что они регулируются государством, и их неисполнение влечет за собой определенные санкции. Многие родители имеют низкий уровень правовой культуры, не разбираются в юридических вопросах, часто не заинтересованы в данных знаниях.
Ключевые слова: родители, санкции, ребенок, уважение, Конвенция о правах ребенка, юридические знания, уровень правовой культура.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение всех необходимых видов помощи и поддержки, на адаптацию микросоциума к потребностям ребёнка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями.
Вопросом необходимости регулирования прав детей в России задались во второй половине Х1Х века, после крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, свела на «нет» «бесправное и безнравственное отношение людей друг к другу». К сожалению, благородные цели россиян в сфере защите прав детей по различным причинам не получили необходимой поддержки и дальнейшего развития
Человечество оказалось не равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребёнка четко разъясняет основные права детей и ответственность родителей. Перечисленные в ней права и обязанности призваны обеспечивать наиболее благоприятные условия для нормального развития ребенка, осуществляют руководство и дают указания в пользовании правами, признанными Конвенцией (ст. 5).
После рождения детей родители должны дать ему имя и заботиться о ребенке (ст. 7). Родители должны уважать ребенка, позволять ему выразить свое мнение и выслушивать его. (ст. 12); Позволять высказывать свои взгляды без последствий (ст. 13); обеспечить ему возможность свободного получения информации, улучшения морального, духовного и эмоционального здоровья, а также умственного и физического здоровья (ст. 17); обязаны обеспечить максимально благоприятные для полноценного развития условия жизни (ст. 27).
Данные права детей, указаны в документе, и полностью применимы в повседневной семейной жизни.
Многие родители знают права своих детей, понимают, что они регламентированы функциями государства, а их неисполнение неизбежно ведет к определенным санкциям. У некоторых людей более абстрактное восприятие правовой проблематики, следовательно, они принимают ее полностью. Также, некоторые родители имеют более заниженную правовую культуру, и чаще всего, не проявляют интерес к этим правам. Не имея квалифицированную педагогическую помощь, многие родители в воспитании руководствуются своими воспоминаниями из детства и чаще всего пользуются стихийными источниками информации - советами соседей, других родителей и друзей. По этой причине они не всегда в состоянии принять многие трудности в поведении ребенка и справиться с ними.
Большинство родителей начинают отчаиваться, когда видят различные отрицательные проявления в поведении ребенка. В ситуации, где они не могут найти решение проблемы, родители начинают использовать в воспитании телесные наказания, угрозы, запугивают детей и проявляют строгость. Раскаяние в результате этих действий испытывает очень малая часть, большинство относятся к переживаниям детей малозначительно, не стремятся выявить причину переживаний, считая их немотивированными и беспредметными. Многие родители не стремятся понять, что дети постоянно ожидают защиту и любовь с их стороны, нуждаются в родительской помощи. Мировоззрение, уверенность в своих возможностях и в себе, ценностные ориентиры у детей формируются, прежде всего, в семье.
Складывающаяся ситуация подвергает опасности как здоровье ребенка, так и личностные качества. Известно, что у подростков, больных неврастенией, главной причиной появления и развития заболеваний являются нарушения в дошкольном возрасте внутрисемейных отношений.