Научная статья на тему 'РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ЗОЛОТОГО ВЕКА В ПОЭТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ЗОЛОТОГО ВЕКА В ПОЭТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОТОЙ ВЕК / ГАРМОНИЯ / Ф. ШИЛЛЕР / ЭСТЕТИКА / ПОЭТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сычева Е.О.

Статья посвящена исследованию рецепции образа золотого века в творчестве Ф.М. Достоевского. Проведенный анализ дает основание полагать, что данный образ имеет важное смысловое значение в поэтике великого русского писателя, который вслед за Ф. Шиллером прославляет Элладу как обитель золотого века. Здесь представлена гармония первобытного человечества, живущего в ладу с природой и миром. В художественных текстах Ф.М. Достоевского данный образ вербализован во сне Ставрогина и Смешного человека и представляет собой воплощение гармонии человека с миром и другими. Отличие образа золотого века представлено в восприятии его двумя персонажами, если для Ставрогина сон является невероятной мечтой и заблуждением, то в рассказе «Сон смешного человека» герою является божественная истина - золотой век возможен на земле, но связан он с нравственным возрождением личности. Вслед за немецким писателем Ф.М. Достоевский называет три состояния человечества: патриархальность, цивилизацию и христианство, как последнюю степень человека. Возвращение золотого века соотносится в поэтике Ф.М. Достоевского со всеобщим единением. Ф.М. Достоевский опирается на эстетические положения Ф. Шиллера, трансформируя их. В творчестве русского писателя эстетическое тесно связано с этическим и религиозным. Русский писатель не только восхваляет золотой век вслед за немецким писателем, но и верит в его наступление благодаря христианству. А главная задача для человека, по мнению Ф.М. Достоевского, раскрыть в себе Бога и осознать совершенство мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECEPTION OF THE IMAGE OF THE GOLDEN AGE IN F.M. DOSTOYEVSKY’S POETICS

The article is devoted to the study of the reception of the image of the golden Age in the works of F.M. Dostoevsky. The analysis gives reason to believe that this image has an important semantic meaning in the poetics of the great Russian writer, who, following F. Schiller glorifies Hellas as the abode of the golden age. Here is the harmony of primitive humanity, living in harmony with nature and the world. In the artistic texts of F.M. Dostoevsky, this image is verbalized in the dream of Stavrogin and the Funny Man and represents the embodiment of human harmony with the world and others. The difference between the image of the golden age is represented in the perception of it by two characters, if for Stavrogin a dream is an incredible dream and a delusion, then in the story "The Dream of a funny man" the hero is the divine truth - the golden age is possible on earth, but it is connected with the moral revival of the individual. Following the German writer F.M. Dostoevsky names three states of humanity: patriarchy, civilization and Christianity as the last degree of man. The return of the Golden Age correlates in Dostoevsky's poetics with universal unity. Dostoevsky relies on the aesthetic propositions of F. Schiller, transforming them. In the work of the Russian writer, the aesthetic is closely connected with the ethical and religious. The Russian writer not only praises the golden age after the German writer, but also believes in its coming thanks to Christianity. And the main task for a person, according to F.M. Dostoevsky, is to reveal God in himself and realize the perfection of the world.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ЗОЛОТОГО ВЕКА В ПОЭТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

УДК 821.161.1

DOI 10.36622/AQMPJ.2023.67.13.008

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва ст. преподаватель кафедры отечественной и зарубежной литературы Сычева Е.О.

Россия, г. Москва, тел. + 7(961)4941322 e-mail: Lenasycheva@yandex.ru

Е.О. Сычева

РЕЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ЗОЛОТОГО ВЕКА В ПОЭТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Статья посвящена исследованию рецепции образа золотого века в творчестве Ф.М. Достоевского. Проведенный анализ дает основание полагать, что данный образ имеет важное смысловое значение в поэтике великого русского писателя, который вслед за Ф. Шиллером прославляет Элладу как обитель золотого века. Здесь представлена гармония первобытного человечества, живущего в ладу с природой и миром. В художественных текстах Ф.М. Достоевского данный образ вербализован во сне Ставрогина и Смешного человека и представляет собой воплощение гармонии человека с миром и другими. Отличие образа золотого века представлено в восприятии его двумя персонажами, если для Ставрогина сон является невероятной мечтой и заблуждением, то в рассказе «Сон смешного человека» герою является божественная истина - золотой век возможен на земле, но связан он с нравственным возрождением личности. Вслед за немецким писателем Ф.М. Достоевский называет три состояния человечества: патриархальность, цивилизацию и христианство, как последнюю степень человека. Возвращение золотого века соотносится в поэтике Ф.М. Достоевского со всеобщим единением. Ф.М. Достоевский опирается на эстетические положения Ф. Шиллера, трансформируя их. В творчестве русского писателя эстетическое тесно связано с этическим и религиозным. Русский писатель не только восхваляет золотой век вслед за немецким писателем, но и верит в его наступление благодаря христианству. А главная задача для человека, по мнению Ф.М. Достоевского, раскрыть в себе Бога и осознать совершенство мира.

Ключевые слова: золотой век, гармония, Ф. Шиллер, эстетика, поэтика

E.O. Sycheva

RECEPTION OF THE IMAGE OF THE GOLDEN AGE IN F.M. DOSTOYEVSKY'S POETICS

The article is devoted to the study of the reception of the image of the golden Age in the works of F.M. Dostoev-sky. The analysis gives reason to believe that this image has an important semantic meaning in the poetics of the great Russian writer, who, following F. Schiller glorifies Hellas as the abode of the golden age. Here is the harmony of primitive humanity, living in harmony with nature and the world. In the artistic texts of F.M. Dostoevsky, this image is verbalized in the dream of Stavrogin and the Funny Man and represents the embodiment of human harmony with the world and others. The difference between the image of the golden age is represented in the perception of it by two characters, if for Stavrogin a dream is an incredible dream and a delusion, then in the story "The Dream of a funny man" the hero is the divine truth - the golden age is possible on earth, but it is connected with the moral revival of the individual. Following the German writer F.M. Dostoevsky names three states of humanity: patriarchy, civilization and Christianity as the last degree of man. The return of the Golden Age correlates in Dostoevsky's poetics with universal unity. Dostoevsky relies on the aesthetic propositions of F. Schiller, transforming them. In the work of the Russian writer, the aesthetic is closely connected with the ethical and religious. The Russian writer not only praises the golden age after the German writer, but also believes in its coming thanks to Christianity. And the main task for a person, according to F.M. Dostoevsky, is to reveal God in himself and realize the perfection of the world.

Keywords: golden age, harmony, F. Schiller, aesthetics, poetics

Образ «золотого века» появляется в прозе и публицистике Ф.М. Достоевского начиная с 60-х годов. Советские литературоведы не раз отмечали пристальное внимание писателя к особенностям пореформенной исторической действительности. Г.М. Фридлендер в монографическом исследовании

© Сычева Е.О., 2023

Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Moscow, Senior lecturer of the Department of Domestic and Foreign Literature Sycheva E.O.

Russia, Moscow, tel. + 7(961)4941322 e-mail: Lenasycheva@yandex.ru

«Достоевский и реализм» [1] акцентировал внимание на том, что эпоха капитализма в представлении Ф.М. Достоевского соотносилась с разрушением, упадком нравственных норм. Именно в этих исторических реалиях требовалась идея о духовном воскрешении человека. Советский ученый отметил, что в этот период сложились главные черты поэтики «зрелого» Ф.М. Достоевского. В своей публицистике и прозе Ф.М. Достоевский активно обращается к образу золотого века, он представляет для писателя этико-эстетический идеал.

Само понятие «золотой век» является общим представлением многих народов о состоянии гармонии первобытного человечества, живущего в ладу с природой и миром. Размышления Ф.М. Достоевского о золотом веке встречаются в Дневнике писателя за 1876 год. В главе «Золотой век в кармане» автор приводит в пример прецедентные имена: Вольтер, Руссо, Лукреций и отмечает, что люди, присутствующие на балу, возможно, умнее и прекраснее вышеперечисленных, но они не раскроют свой потенциал пока скрываются под маской самолюбия и зависти. Если бы только герои узнали, что в них сокрыто, то могли бы мгновенно преобразить весь мир. Личностный лирический импульс авторской проповеднической дидактики, по мнению Г.К. Щенникова, состоит в нетерпеливом вопросе сомнении: «И неужели, неужели золотой век существует лишь на одних фарфоровых чашках?» [2; с. 13]. Т.А. Касаткина акцентирует внимание на данной главе Дневника писателя, называя ее максимально важной для понимания всего творчества Ф.М. Достоевского, так как именно в ней звучит идея об амбивалентности образа и о возможности каждого преобразить весь мир [3]. В дальнейшем эта идея будет отчетливо звучать в прозе русского писателя.

В художественных текстах образ золотого века вербализован во сне героев и является сферой грез и мечтаний. О.В. Золотько в своем исследовании [4] отмечает, что сон о «золотом веке» отражает комплекс противоречивых переживаний и имеет амбивалентную структуру: показывает глубокий духовный кризис персонажа и мечту героя о всемирном счастье. Подтверждает данную мысль синтагматическая связь лексем мечта и «золотой век в романе «Подросток»: «Золотой век - мечта самая невероятная». [5; с. 375]. Во сне Версилова представлена первобытная культура, возникшая в сознании главного героя в связи с картиной «Асис и Галатея», сам же персонаж называет ее золотой век. Здесь вербализован образ земного рая: «Тут жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали счастливые и невинные; рощи наполнялись их веселыми песнями, великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную радость» [Там же].

Сон является архитипическим представлением о когда-то счастливом состоянии человечества, в каком оно отразилось в античном мифе и запечатлено в европейской культуре. Данное сновидение представляет собой рефлексию над картиной Клода Лоррена. Сам же герой отмечает, что приснилась ему не картина, а будто бы какая-то быль. Данный сон представляет заблуждение героя, недосягаемую мечту. Тоска по всеобщей гармонии роднит эстетические принципы Ф.М. Достоевского с идеями Ф. Шиллера. Немецкий писатель считает, что у всех народов, которые имеют историю, есть свой «золотой век». В стихотворении немецкого поэта «Боги Греции» мы встречаем лирического героя, который сожалеет о безвозвратно ушедшем «золотом веке». Да, ушли, и все, что вдохновенно, Что прекрасно, унесли с собой,-Все цветы, всю полноту вселенной,-Нам оставив только звук пустой. Высей Пинда, их блаженных сеней, Не зальет времен водоворот: Что бессмертно в мире песнопений, В смертном мире не живет. [6; с. 159]

Ф.М. Достоевский вслед за Ф. Шиллером прославляет Элладу, как обитель «золотого века». Русский писатель, по мнению О.А. Багдановой, мечтает о восстановлении цельности человеческой природы, «о единстве добра, истины и телесно-чувственной красоты» [7; с. 102].Стоит отметить, что Ф. Шиллер в своем тексте восхваляет языческое жизнелюбие, противопоставляя его религии: Не печаль учила вас молиться, Хмурый подвиг был не нужен вам; Все сердца могли блаженно биться, И блаженный был сродни богам. [6; с. 158]

Русский же писатель верит в возвращение «золотого века» именно благодаря христианству. В фантастическом рассказе «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевский трансформирует шиллеров-ское понимание красоты, обращая свое внимание на религиозно-философский аспект. В статье «Художественное своеобразие эстетического идеала в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского» было отмечено, что эстетический идеал в творчестве Ф.М. Достоевского «показывает отождествление двух эстетических категорий - «прекрасное» и «духовное»» [8; с. 538]. В фантастическом рассказе мы также встречаемся с прекрасным и гармоничным наземным обществом, однако смешной человек понимает, что он узрел Истину, которая заключена в любви к ближнему: «Они не знают Истины, а я знаю Истину. Ох, как тяжело одному знать Истину» [9; c. 118]. Т.А. Касаткина [3] также отмечает отличие Версилова от Смешного человека. Именно мысль о возможном устройстве гармонии на земле роднит героя с самим писателем. В романе «Подросток» показан миф о золотом веке как начале истории, в фантастическом рассказе «Сон смешного человека» представлена возможность воплощения идеального будущего.

Красота - добро лежит в основе представления об идеальном общественном устройстве. Шиллеровское представление о прекрасном собирает воедино все положительные идеи писателя, его мысли о возможном переустройстве общества, мечты о «золотом веке» на земле. Утопические представления Ф. Шиллера об «эстетическом государстве» вошли и в идеал общественного устройства, который сложился у Достоевского в «Сне смешного человека». В данном художественном тексте присутствует аллюзия на шиллеровское восприятие идеального общества, состоящее в единстве родовой и индивидуальной сущности человека: «Их дети были детьми всех, потому что все составляли одну семью» [Там же; c. 114]. Стоит отметить, что в фантастическом рассказе нет прямой отсылки на миф и аллегорию о золотом веке, здесь уже появляются религиозные детерминанты. Если в самом начале произведения мы встречаемся с античными и языческими мотивами, то в самом конце, когда главный герой развращает жителей прекрасной земли, смешной человек обращается к высшей силе: «Кто бы ты ни был, но если ты есть и если существует что-нибудь разумнее того, что теперь совершается, то дозволь ему быть и здесь» [Там же; c. 110]. В проповеди смешного человека еще не звучит имя Бога, но присутствует религиозные элементы -например, любовь к ближнему, просьба распять смешного человека на кресте. А.Б. Криницын отметил, что религиозное переживание гармонии для Ф.М. Достоевского было первичней, чем религии, которые появились на этой основе [10].

В трактате Ф. Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» звучит мысль о триединстве пути человечества: рай, утрата и возможность обретения его в будущем. Ф.М. Достоевский опирается на идеи немецкого прозаика, обогащая их религиозной составляющей. Мысль о возвращении золотого века представлена в Дневнике писателя (глава «Социализм и христианство», 1873). Ф.М. Достоевский вслед за Ф. Шиллером называет три состояния человечества: патриархальность, цивилизацию и христианство как последнюю степень человека. Возвращение золотого века соотносится в поэтике Ф.М. Достоевского со всеобщим единением. В размышлениях о различии социализма и христианстве русский писатель дает преимущество второму, характеризуя это тем, что именно в христианстве присутствует идея самопожертвования. Это и отличает размышления немецкого и русского писателя. У Ф. Шиллера мысли о возвращении золотого века проникнуты общегуманистическим смыслом: «Итак, характер времени сначала должен подняться из своего глубокого унижения, избавиться, с одной стороны, от слепого насилия природы, с другой - возвратиться к ее простоте, правде и полноте; задача - более чем на одно столетие» [11; с. 272]. Ф.М. Достоевский же придает теории немецкого писателя христианский смысл.

Как верно отметил В.В. Вильмонт, Ф.М. Достоевский понимал, что осуществление золотого века на земле потребует серьезного нравственного подвига: «Всю жизнь свою он страстно разрешал двойной вопрос: о высшем идеале общества и о пути к его достижению» [12; c.184]. Высшим идеалом для Ф.М. Достоевского является образ Христа. И.И. Евлампиев отмечает главный для Ф.М. Достоевского принцип христианства - тождество человека и Бога. Исследователь акцентирует внимание на том, что задача человека, по мнению русского писателя, состоит в том, чтобы «раскрыть в себе Бога и осознать совершенство мира» [13; c. 285]. А.А. Алексеев в словаре под редакцией Г.К. Щен-никова акцентирует внимание на том, что у русского писателя эстетическое соотносится с этическим, «имеющим, кроме того, еще и религиозно-философский аспект» [14; с. 285]. Специфика этико-эстетического идеала русского писателя состоит в единстве красоты, истины и добра.

Вера в наступление рая на земле подтверждается воплощением в художественных текстах Ф.М. Достоевского образа положительно-прекрасного героя (Мышкин, Соня Мармеладова и др.), а также в

«Дневнике писателя» в главе «Похороны «общечеловека»» представлен герой - воплощение самоотверженности и душевной красоты. Уже в ранних произведениях писателя формируется мысль о душевной красоте, которая спасет мир.

Таким образом, Ф.М. Достоевский в своем творчестве опирается на философско-эстетические воззрения Ф. Шиллера. Как и немецкий романтик, русский писатель акцентирует внимание на золотом веке, прославляя гармоничную жизнь первобытных людей. Как и Ф. Шиллер, Ф.М. Достоевский верит в наступлении рая на земле, однако, в отличие от немецкого философа, русский писатель связывает наступление вечной гармонии с третьим этапом развития человечества - христианством.

Библиографический список

1. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л.: Наука, 1964. 404 с.

2. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1987. 350 с.

3. Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: Художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.

4. Золотько О.В. Образ золотого века в творчестве Ф.М. Достоевского: дис. ... канд. фил.наук. М., 2017.226 с.

5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: НАУКА, 1973.Т.13. 445 с.

6. Шиллер Ф. Философские письма. Собр. соч.: в 7 т. М.: Гослитиздат, 1955. Т.1. 784 с.

7. Богданова О.А. «Образ чистой красоты» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»// Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения. 2007. №2. С.101-104.

8. Сычева Е.О., Серебряков А.А. Реализация эстетического идеала в «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевского // Неофилология. 2020. Т. 6. №23. С. 530-540.

9. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: НАУКА, 1973.Т. 25. 465 с.

10. Криницын А.Б. Золотой век и всемирная гармония // Образовательный портал «Слово». Филология. Литература XIX века. 2012. URL: https://www.portal-slovo.ru/philology/45276.php (дата обращения - 02.03.2023).

11. Шиллер.Ф. Философские письма. Собр. соч.: в 7 т. М.: Гослитиздат, 1957. Т.7.788с.

12. Вильмонт Н.Н. Достоевский и Шиллер: заметки русского германиста. М.: Советский писатель, 1984.279 с.

13. Евлампиев И.И. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым»). СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. 585 с.

14. Алексеев А.А. Идеал этико-эстетический // Достоевский: эстетика и поэтика: Словарь-справочник /Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. Челябинск: Металл, 1997. C.17-18.

References

1. Friedlander G. M. Dostoevsky's realism. M.-L.: Nauka, 1964. 404 p.

2. Schennikov G.K. Dostoevsky and Russian realism. Sverdlovsk, 1987. 350 p.

3. Kasatkina T.A. Dostoevsky as a philosopher and theologian: An artistic way of saying. M.: Aquarius, 2019.

336 p.

4. Zolotko O.V. The image of the Golden Age in the works of F.M. Dostoevsky: dis. ... Candidate of Philology sciences. M., 2017. 226 p.

5. Dostoevsky F.M. Complete works in 30 volumes. T.13. L.: NAUKA, 1973. 445 p.

6. Schiller.F. Philosophical letters. Collected works in 7 vols. T. 1. M.: Goslitizdat, 1955. p. 780.

7. Bogdanova O.A. "The image of pure beauty" in F.M. Dostoevsky's novel "The Idiot"// Problems of Philology, culturology and art criticism. 2007. No. 2. pp.101-104.

8. Sycheva E.O. Serebryakov A.A. Realization of the aesthetic ideal in the "Diary of a writer" F.M.Dostoevsky// Neophilology . 2020. Volume 6, No. 23. pp. 530-540.

9. Dostoevsky F.M. Complete works in 30 volumes. T.25. L.: NAUKA, 1973. 465 p.

10.Krinitsyn A.B. The Golden Age and world harmony // Educational portal "Slovo". Philology. Literature of the XIX century. 2012. URL: https://www.portal-slovo.ru/philology/45276.php (accessed 02.03.2023).

11.Schiller.F. Philosophical letters. Collected works in 7 vols., T. l. 6. M.: Goslitizdat, 1957. p. 441.

12.Wilmont N.N. Dostoevsky and Schiller: notes of a Russian Germanist.M.: Soviet Writer, 1984.279 p.

13.Evlampiev I. I. Philosophy of man in the works of F. Dostoevsky (from early works to the Brothers Karamazov). St. Petersburg: Publishing House of the Russian Christian Humanitarian Academy, 2012. 585 p.

14.Alekseev A.A. Ethico-aesthetic ideal // Dostoevsky: aesthetics and poetics: Dictionary-reference / Comp. G.K. Schennikov, A.A. Alekseev; scientific ed. G.K. Schennikov; ChelGU. Chelyabinsk: Metal, 1997. pp.17-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.