Научная статья на тему 'Рецензия "синтаксические портреты":Кантемир и Тредиаковский'

Рецензия "синтаксические портреты":Кантемир и Тредиаковский Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия "синтаксические портреты":Кантемир и Тредиаковский»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 82-1(049.320

DOI: 10.18384/2310-7278-2019-3-180-183

РЕЦЕНЗИЯ «СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ»: КАНТЕМИР И ТРЕДИАКОВСКИЙ

Шаповалова Т.Е.

Московский государственный областной университет

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24,

Российская Федерация

"SYNTACTIC PORTRAITS": KANTEMIR AND TREDIAKOVSKY

T. Shapovalova

Moscow Region State University

24 Very Voloshinoi ul., Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation

Русская лексикография пополнилась совершенно уникальным лингвистическим исследованием - «Синтаксическим словарём русской поэзии XVIII века» [1], подготовленным коллективом авторов кафедры русского языка Петрозаводского государственного университета. Автором идеи и редактором словаря является Наталья Викторовна Патроева.

Целью этого большого научного труда стало представление типологии синтаксических конструкций, которые использовали выдающиеся масте-

© CC BY Шаповалова Т.Е., 2019.

ра слова XVIII века: А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, М. М. Херасков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев -в своих поэтических текстах. Выявлению взаимосвязи грамматической, метрической и жанрово-стилистиче-ской подсистем стихотворных текстов Кантемира и Тредиаковского посвя-щён первый том словаря.

В предисловии предлагается общая характеристика словаря, излагаются теоретико-методологические основы

создания словаря «нелексического» типа; описывается структура словаря; приводится объяснение принятых условных обозначений и сокращений; называются источники и использованные при подготовке издания научная литература, словари и электронные ресурсы.

Особое место в предисловии занимает раздел «Синтаксис русской поэзии от Кантемира до Карамзина: основные тенденции» [1, с. 37-52], в котором восемнадцатое столетие представлено как особая, можно сказать, переломная эпоха в становлении и русского литературного языка, и поэтической речи. В этом разделе даётся анализ взаимосвязи синтаксиса и метра, строфики и жанровой системы стихотворных текстов - замечания, касающиеся пристрастия поэтического синтаксиса исследуемого периода к полипредикативным, очень большим по объёму конструкциям, причём к сочинительным и бессоюзным, использования силлабического стиха, ямба, амфибрахия, анапеста и других размеров в композиционно-синтаксической организации стихотворных текстов «высоких», «средних» и «низких» жанров.

Авторы разработали новую методику лексикографического представления поэтических контекстов. Для них оказались важными:

грамматическая форма синтаксических конструкций: простое или сложное, элементарное простое или простое осложнённое, двусоставное или односоставное, сложное бинарное или многокомпонентное предложение;

модальная характеристика: утвердительное, обще- или частноотрица-тельное предложение;

полнота или недостаточный состав конструкции: полное, неполное, эл-

липтическое предложение, - а также длина и тип осложнителей или расширителей модели;

принадлежность не к структуре предложения, а к тексту: парцелляты, именительный темы, обращения и пр.;

для сложных конструкций - тип синтаксической связи и количество предикативных единиц в структуре предложения, а также тип синтаксических отношений;

фигура речи;

соотнесённость с жанром.

В десяти «Обобщающих таблицах» [1, с. 53-60] представлена картина поэтического синтаксиса XVIII в. в целом: общая типология предложений; соотношение простых и сложных предложений в русской поэзии XVIII в.; соотношение сочинения, подчинения и бессоюзия в сложных конструкциях; максимальная и средняя длина предложений; синтаксис и метрика; синтаксис и строфика; синтаксис и жанр; элементы предтекста и контексты с прямой речью в стихотворных произведениях малых жанров XVIII в.; границы предложения в сопоставлении с объёмом строфы и синтаксические переносы из строки в строку.

Обобщающие таблицы «Поэзия А. Д. Кантемира: синтаксическая типология» и «Поэзия В. К. Тредиаковского: синтаксическая типология» построены одинаково и включают общую типологию предложений, типологию заглавий, основные типологические характеристики простых предложений и частей сложных предложений, тип синтаксических отношений между частями сложных предложений, соотношение типа предложения и метрической организации стиха, соотношение между типом предложения и типом

V^ieiy

композиционной организации стиха, соотношение между типом предложения и жанром стихотворного произведения, длину конструкций.

Словарь-тезаурус состоит из двух частей: «Синтаксис А. Д. Кантемира» и «Синтаксис В. К. Тредиаковского» -и содержит характеристику структурных, семантических и коммуникативных особенностей предложений, частотности их использования и соответствующих им метрических схем, строфического членения, жанровой принадлежности. Приводятся также списки произведений, выбранных для анализа из стихотворного наследия поэтов.

«Представленные в данном словаре наблюдения над структурой, семантикой и функционированием различных типов конструкций в поэтическом тексте убеждают в том, что лингво-

стилистическое изучение грамматических единиц и категорий является важным и многообещающим направлением филологических изысканий, а также необходимой эмпирической и методологической базой не только для стилистики художественной речи и лингвопоэтики, но и для истории литературного языка и исторической стилистики в целом» [1, с. 7].

Словарь предлагает, как пишут авторы, «синтаксические портреты» писателей и позволит выполнить многостороннее синтаксическое описание многих поэтических текстов. Он будет востребован широким кругом исследователей поэзии эпохи русского барокко, классицизма и сентиментализма -грамматистами и литературоведами, в том числе студентами, магистрантами, аспирантами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Синтаксический словарь русской поэзии XVIII века: в 4 т. / под ред. Н. В. Патроевой. Т. 1: Кантемир, Тредиаковский. СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2017. 576 с.

REFERENCES

1. N. V. Patroeva, ed. Sintaksicheskii slovar russkoi poezii XVIII veka: v 4 t. T. 1 Kantemir, Trediakovskii [The syntactic dictionary of Russian poetry of the 18th century: in 4 volumes. Vol. 1: Kantemir, Trediakovsky]. St. Petersburg, DMITRII BULANIN Publ., 2017. 576 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шаповалова Татьяна Егоровна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры современного русского языка Московского государственного областного университета, академик Международной академии наук педагогического образования; e-mail: tshapovalova@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatyana E. Shapovalova - Doctor in Philological Sciences, professor at the Department of the Modern Russian language, Moscow Region State University; academician of the International Academy of Pedagogical Education; e-mail: tshapovalova@gmail.com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Шаповалова Т. Е. «Синтаксические портреты»: Кантемир и Тредиаковский // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019. № 3. С. 180-183. БОТ: 10.18384/2310-7278-2019-3-180-183

FOR CITATION

Shapovalova T. E. "Syntactic portraits": Kantemir and Trediakovsky. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2019, no. 3, pp. 180-183. DOI: 10.18384/2310-7278-2019-3-180-183

V183y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.