Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА: ЖАНПЕИСОВА Н.М. СЕМАНТИКО-КОГНИТИВНЫЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИИ КОНЦЕПТОВ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ КОНЦЕПТА ИСЛАМ): УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / Н.М. ЖАНПЕИСОВА. - АЛМАТЫ: АЛЬМАНАХЪ, 2020. - 151 С'

РЕЦЕНЗИЯ НА: ЖАНПЕИСОВА Н.М. СЕМАНТИКО-КОГНИТИВНЫЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИИ КОНЦЕПТОВ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ КОНЦЕПТА ИСЛАМ): УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / Н.М. ЖАНПЕИСОВА. - АЛМАТЫ: АЛЬМАНАХЪ, 2020. - 151 С Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зеленина Тамара Ивановна, Медведева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА: ЖАНПЕИСОВА Н.М. СЕМАНТИКО-КОГНИТИВНЫЙ МЕТОД В ИССЛЕДОВАНИИ КОНЦЕПТОВ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ КОНЦЕПТА ИСЛАМ): УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / Н.М. ЖАНПЕИСОВА. - АЛМАТЫ: АЛЬМАНАХЪ, 2020. - 151 С»

2022. Т. 32, вып. 4

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

Рецензии

УДК 811.512.122^37(049.32)

РЕЦЕНЗИЯ НА: Жанпеисова Н.М. Семантико-когнитивный метод в исследовании концептов казахского языка (на материале концепта Ислам): учебное пособие для магистрантов филологических специальностей / Н.М. Жанпеисова. - Алматы: Альманахъ, 2020. - 151 с.

DOI: 10.35634/2412-9534-2022-32-4-922-923

Конец ХХ и начало XXI вв. ознаменовались бурным ростом лингвоконцептологических исследований в отечественном языкознании, что позволяет говорить о становлении лингвоконцептологи-ческой парадигмы в рамках современной антропоцентрической парадигмы. В русле данной парадигмы находится рецензируемое учебное пособие казахстанского профессора Н.М. Жанпеисовой. Настоящее издание является итогом внедрения в учебный процесс результатов длительного научного исследования. Основой для разработки пособия послужила монография автора «Концепт Ислам в казахской концептосфере» (2016).

Учебное пособие адресовано магистрантам, которые, будучи в условиях современного Казахстана естественными билингвами, имеют возможность выбрать в качестве метаязыка как русский, так и казахский, а также свободно пользоваться материалами на обоих языках. Уникальность пособия заключается в том, что автор именно с этих позиций показывает процедуру поэтапной работы с материалом казахского языка. Пользуясь русским языком в качестве метаязыка исследования, автор демонстрирует работу с теоретическими и лексикографическими источниками, проводит лексико-семантический анализ казахской лексики; предлагает интерпретацию языковых фактов, извлеченных из источников на казахском языке, осуществляет ассоциативный эксперимент с носителями казахского языка - билингвами с доминирующим казахским или русским языком; демонстрирует обработку и интерпретацию данных эксперимента, а также процесс построения номинативного поля и моделей концепта.

Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом приводятся основые постулаты семанти-ко-когнитивного метода анализа концептов, изложенного З.Д. Поповой и И.А. Стерниным в известной монографии «Когнитивная лингвистика» (2007). По замыслу автора, изучение данного раздела должно подготовить магистрантов к исследовательской работе.

В последующих разделах описано исследование концепта Ислам. Так, во втором разделе дается анализ лексикографической презентации, построение номинативного поля концепта Ислам, структурирование ассоциативного поля концепта, а также анализ содержания и структуры концепта в казахской концептосфере. Таким образом, последовательно применяя избранный в качестве основного метода исследования семантико-когнитивный метод анализа концептов, автор демонстрирует возможности его применения на новом материале. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются фрагменты, представляющие развитие семантического объема некоторых арабских лексем в казахском языке, а также когнитивную интерпретацию результатов ассоциативного эксперимента. В итоге в структуре исследуемого концепта выявляется интерпретационное поле, включающее как стандартные (энциклопедическую, оценочную, социально-политическую и др.), так и нетривиальные зоны (идентификационно-оценочную, регулятивно-оценочную), что подтверждает тезис об индивидуальных различиях в структуре и содержании концепта.

По мнению Н.М. Жанпеисовой, самобытная духовно-нравственная картина мира казахов на протяжении нескольких веков формировалась под сильным влиянием этических норм мусульманского мира, трансформировавших языческие представления древних кочевников. Автор исходит из методологической установки, согласно которой концепт рассматривается как универсальная единица в совокупности когнитивных признаков (единица концептосферы) и лингвокультурного содержания (единица лингвокультуры). Концептосфера понимается Н.М. Жанпеисовой как феномен, отражающий когнитивный опыт носителей языка в определенный промежуток времени, а лингвокультура -проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке в виде кумулятивного опыта/памяти народа. В связи с этим третий раздел пособия «Характеристика концепта Ислам в казахской лингвокультуре» посвящен лингвокультурологическим аспектам анализа концепта Ислам: его истории, социально-культурной специфике формирования, этническим особенностям бытования, а

СЕРИЯ ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

2022. Т. 32, вып. 4

также языковой объективации на примере казахского антропонимикона, фразео-паремиологической системы казахского языка и т.д.

Пособие снабжено учебной программой дисциплины, глоссарием, вопросами и заданиями, тестами для самоконтроля, объемным списком литературы и словарей.

Учебное пособие «Семантико-когнитивный метод в исследовании концептов казахского языка (на материале концепта Ислам)», разработанное на основе одноименного курса по выбору, отвечает требованиям по формированию у молодых исследователей-филологов навыков комплексного семантико-когнитивного исследования с учетом современных научных достижений в области языкознания и, несомненно, вызовет научный и практический интерес у специалистов-языковедов, работающих в билингвальной и/или полилингвальной аудитории.

Поступила в редакцию 21.02.2022

Зеленина Тамара Ивановна, доктор филологических наук,

профессор кафедры романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики E-mail: zeleninatamara2@yandex.ru

Медведева Татьяна Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент,

профессор кафедры перевода и прикладной лингвистики (английский и немецкий языки)

E-mail: ts_medved@mail.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

T.I. Zelenina, T.S. Medvedeva

REVIEW of: Zhanpeisova N.M. Semantic-cognitive method in the study of Kazakh language concepts (based on the concept Islam): workbook for graduate students of philology branches / N.M. Zhanpeisova. - Almaty: Alma-nakh, 2020. - 151 p.

DOI: 10.35634/2412-9534-2022-32-4-922-923

Receveid 21.06.2022

Zelenina T.I., Doctor of Philology, Professor

at Department of Romance Philology, Second Foreign Language and Linguodidactics E-mail: zeleninatamara2@yandex.ru

Medvedeva T.S., Candidate of Philology, Associate Professor at Department of Translation and Applied Linguistics (English and German) E-mail: ts_medved@mail.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/2, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.