Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Т. Д. БЕЛОВОЙ «ГОРЬКИЙ. «РАССКАЗЫ 1922-1924 ГОДОВ»: МОТИВЫ, ОБРАЗЫ СМЫСЛЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ»'

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Т. Д. БЕЛОВОЙ «ГОРЬКИЙ. «РАССКАЗЫ 1922-1924 ГОДОВ»: МОТИВЫ, ОБРАЗЫ СМЫСЛЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Горький / рассказы / жанр / художественные особенности / поэтика / язык / M. Gorky / stories / genre / artistic features / poetics

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Александра Леонидовна Семенова

Рецензия посвящена учебному пособию Т. Д. Беловой, изданному в Саратове в 2022 году, в котором анализируется книга М. Горького «Рассказы 1922-1924 годов». Прочтение и анализ небольших горьковских текстов исследователь строит на привлечении различных контекстов: биографического, творческого, социально-культурного. При этом и сборник рассказов, и каждый отдельный текст рассмотрены с использованием научно-критических работ разного времени. Как подчеркивается в рецензии, автор пособия предлагает новый взгляд на горьковское издание, подготовленное и изданное за границей, но в котором речь идет о современной Горькому России, и где он стремится осмыслить как прошлое родной страны, так и ее настоящее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE TEACHING MANUAL BY T. D. BELOVY “GORKY. “STORIES OF 19221924”: MOTIVES, IMAGES OF MEANING

The review is devoted to the textbook by T.D. Belova, which analyzes the publication of M. GorkyStories of 1922-1924”. The researcher builds the reading and analysis of short Gorky texts on the involvement of various contexts: biographical, creative, socio-cultural. At the same time, both the collection of stories and each individual text are considered with the assistance of scientific and critical works from different times. The author of the manual offers a new look at Gorky’s publication, prepared and published abroad, but it concerns Russia contemporary to Gorky, and he seeks to comprehend both the past of his home country and its present.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Т. Д. БЕЛОВОЙ «ГОРЬКИЙ. «РАССКАЗЫ 1922-1924 ГОДОВ»: МОТИВЫ, ОБРАЗЫ СМЫСЛЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ»»

ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.1(52).111-117 УДК 821.161.1.

Специальность ВАК: 5.9.1 ГРНТИ 17.09.91

Семенова А. Л.

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Т. Д. БЕЛОВОЙ «ГОРЬКИЙ. «РАССКАЗЫ 1922-1924 ГОДОВ»: МОТИВЫ, ОБРАЗЫ СМЫСЛЫ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ»

Аннотация. Рецензия посвящена учебному пособию Т. Д. Беловой, изданному в Саратове в 2022 году, в котором анализируется книга М. Горького «Рассказы 1922-1924 годов». Прочтение и анализ небольших горьковских текстов исследователь строит на привлечении различных контекстов: биографического, творческого, социально-культурного. При этом и сборник рассказов, и каждый отдельный текст рассмотрены с использованием научно-критических работ разного времени. Как подчеркивается в рецензии, автор пособия предлагает новый взгляд на горьковское издание, подготовленное и изданное за границей, но в котором речь идет о современной Горькому России, и где он стремится осмыслить как прошлое родной страны, так и ее настоящее.

Ключевые слова: М. Горький, рассказы, жанр, художественные особенности, поэтика, язык

Для цитирования: Семенова А. Л. Рецензия на учебное пособие Т. Д. Беловой «Горький. «Рассказы 1922-1924 годов»: мотивы, образы смыслы. Проблемы современного прочтения» // Ученые записки НовГУ. 2024.1(52). 111117. ЭО!: 10.34680/2411-7951.2024.1(52).111-117

Тамара Дмитриевна Белова - известный исследователь истории русской литературы XX века, прекрасный знаток текстов А. М. Горького. С 1965-го года начала заниматься творчеством М. Горького. В 1971 г. в Московском областном педагогическом институте защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема интеллигенции и ее художественное решение в творчестве М. Горького 1890-х -начала 1900-х гг.». В 2001 году там же защитила докторскую диссертацию на тему «Эволюция эстетических взглядов М. Горького 1900-1910-х гг. в контексте культурологических исканий эпохи».

С 1975 года преподает в Саратовском государственном университете, является профессором кафедры русской и зарубежной литературы СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского. Т. Д. Белова занимается исследованиями о творчестве М. Горького, К. А. Федина. Она постоянный участник Горьковских чтений (Москва, Нижний Новгород) с середины 1990-х гг. Рецензируемое пособие - итог многолетней и обстоятельной работы исследовательницы над рассказами М. Горького начала 1920-х годов.

М. Горький - «буревестник революции», «первый пролетарский писатель»... Долгие послеоктябрьские годы над творческим наследием писателя дамокловым мечом были эти шаблонные характеристики. Только в конце ХХ века начался процесс нового прочтения произведений писателя: возвратили из спецхрана те произведения, которые были неведомы советскому читателю, начался активный процесс изучения эпистолярного наследия, причем без купюр и идеологических рамок. Все это позволило по-новому понять творчество одного из крупнейших русских писателей первой половины ХХ века.

Учебное пособие Тамары Дмитриевны Беловой посвящено одному из самых проблематичных в горьковедении изданий Горького: сборнику рассказов, написанных в начале 1920-х годов, когда Горький находился в вынужденной эмиграции и

странствовал по Европе. Этот сложный период жизни писателя стал своеобразным подведением итогов, завершением тем, и, с другой стороны, рождением новых творческих замыслов. Автор пособия прослеживает развитие горьковских идей в тесной взаимосвязи со всем творчеством писателя, от созданных - уже классических текстов «На дне», «окуровских повестей», - до замыслов эпопеи «Жизнь Клима Самгина». Подобный подход позволяет исследовательнице дать глубокий и объемный анализ образной структуры горьковских рассказов. Несомненной заслугой стало рассмотрение этой темы в широком историко-культурном, социально-политическом, биографическом контекстах, что делает предлагаемое пособие весьма убедительным по тем выводам, к которым приходит автор.

В пособии девять глав, введение и заключение. Такое построение вполне объяснимо структурой горьковского сборника рассказов. Во введении Тамара Дмитриевна обстоятельно объясняет особенности того положения, в котором оказывается писатель, покинув Советскую Россию осенью 1921 года. И подчеркивает своеобразие книги: «"Рассказы 1922-1924 годов" (выделено Т.Б.) - в столь определенном тематическом порядке, четко обозначенном времени их написания (как известно, Горький строго следил за расположением рассказов в книге, готовящейся в Берлинском издании в 1925 году) - не случайно объединены автором как цикл, как книга знакомств автора с разными людьми, судьбы которых позволяют говорить об определенных особенностях русской жизни, ее быта, об определенных исторических событиях, явлениях, связанных с религиозно-философской полемикой, политической борьбой, культурной жизнью, нравственными отношениями, моральной атмосферой в российском обществе» [Белова, 2022, с. 7].

Автор учебного пособия делает обзор мнений критиков, исследователей, которые очень по-разному оценивали этот сборник рассказов: неожиданная новизна, совершенство живописания были отмечены Пришвиным и К. Фединым, «ложное историческое обобщение» увидели исследователи 1960-х годов, «непрочитанный Горький» - для исследователей 2000-х годов [Белова, 2022, с. 11]. Надо отметить, что разбор каждого из рассказов дополнен обзором научно-критических работ, в которых дается оценка анализируемого текста.

Глава первая «"Отшельник" как художественная полемика с учением Л.Н. Толстого: трансформация идеи странничества, "неделания" и утешительства в рассказе» раскрывает смысл одного из самых загадочных текстов Горького. Т.Д. Белова рассматривает этот текст в контексте творчества писателя: пьеса «На дне» (1902), очерк «Лев Толстой» (1919) и биографии - личное знакомство Горького с Толстым. Автор пособия приводит спектр отзывов о рассказе как современников писателя, так и критиков, исследователей. Этот спектр мнений чрезвычайно противоречив. Главный герой Савел Пильщик представляется читателю человеком много повидавшим, мудрым, понимающим. Он готов утешить и помочь. По мнению Т. Д. Беловой, образ главного героя основан «на симбиозе красоты и уродства, безобразия, добра и зла, суеты и сосредоточенного покоя...» [Белова, 2022, с. 19].

Название, как убеждает исследовательница, иронично, так как герой совершенно не отрешен от мирской жизни, и даже место его обитания сделано основательно и по-хозяйски. Горький сравнивает главного героя с ужом и хорьком,

следовательно «изоморфное в облике старика <...> прямое доказательство атавизма, тяги к покою и радостям телесной жизни, доминанты физиологического кода» [Белова, 2022, с. 19]. Тема любви - ключевая в этом рассказе, и при поверхностном прочтении Савел Пильщик кажется исключительно положительным героем, но при анализе сюжета, портретных характеристик, художественных деталей открывается истинный смысл этого образа: «хитроумного старца, избравшего форму одинокой, свободной от всех обязательств жизни.» [Белова, 2022, с. 25]. Подобного второстепенного персонажа Горький выводит и в заключительном рассказе сборника «Рассказ о необыкновенном».

Вторая глава «Концепция "любви женщины к миру" и авторская оппозиция фанатизму, "вакханалии сердца" в "Рассказе о безответной любви"». В начале приводится мнение самого Горького, считавшего, что «нормально чувствующий человек не должен поступать так, как эти два Петра - мой Торсуев и купринский Желтков!» [Белова, 2022, с. 27]. И второй горьковский текст о любви. Эта вечная тема получает у Горького совершенно иное звучание, по мнению автора пособия. Она предлагает «иной опыт прочтения., выявления ... общечеловеческого, "нетленного" как в области частной, так и общественной, социокультурной жизни России» [Белова, 2022, с. 29]. Текст Горького прочитывается в сопоставлении с «Крейцеровой сонатой» Л.Н. Толстого и как результат полемики с его представлениями о семье, браке, любви. Для раскрытия смысла образов Петра Торсуева и Ларисы Добрыниной Т. Д. Белова очень внимательно анализирует художественные детали в этом рассказе. По ее мнению, «образ Петра Торсуева, как тип русской жизни, - один из тех, кто воплощал балласт в ее [революции - А.С. ] подготовке и осуществлении.», а «свет новой жизни, новых мыслей доверен автором Ларисе Добрыниной.» [Белова, 2022, с. 42]. Думается, что более глубоко смысл рассказа раскрывается, если учесть важный биографический контекст творчества писателя - сложные отношения Горького с М.Ф. Андреевой, М.И. Будберг, роковыми женщинами в судьбе писателя.

Сложно согласиться с Т. Д. Беловой, когда она размышляет об инстинкте и интеллекте и отношении к ним Горького, говорившего о разрушительности «вакханалии сердца» [Белова, 2022, с. 31]. Горький верил в силу науки и высоко ценил разум человека, его способности к познанию мира, но сам он, сформировавшийся на рубеже эпох, когда иррациональная философия была чрезвычайно популярна и идеи Фрейда открыли в человеке не только рациональные мотивы поведения, не мог не понимать важности инстинктивного, стихийного, природного в человеке. Именно это привлекает в героях его ранних рассказов. И к тому же, по моему убеждению, Торсуевым движет не инстинкт как природное, естественное, а собственническое: он хочет обладать этой женщиной, а после ее смерти - памятью о ней - для удовлетворения своего эго. Но одно несомненно - в этом раскрывается полная несостоятельность героя: «Драматическая замкнутость жизненного круга Петра Торсуева композиционно обозначена букетом мертвых цветов, "торчащим" в бронзовой вазе в начале и рассыпающихся в прах - в финале рассказа» [Белова, 2022, с. 35].

«"Рассказ о герое" как "сжатая схема" "Жизни Клима Самгина": проблематика, образы, смыслы». Название этой главы концептуально раскрывает позицию автора

учебного пособия: «Сюжет ... основан как будто на событиях частной жизни интеллигента, современника исторического времени в России 1900-1910-х гг.» [Белова, 2022, с. 47].

По мнению Т. Д. Беловой, «... автор, как повествователь, отводит себе боковое, до времени невидимое место в рассказе. Но его присутствие чувствуется в отборе материала, в его компоновке.» [Белова, 2022, с. 46]. Этот прием сближает рассказ с итоговой книгой писателя о Климе Самгине, как и сюжет, который основан как будто «на событиях из частной жизни интеллигента» [Белова, 2022, с. 47]. В этом тексте автор показывает человека «деформированного сознания» (Т.Д. Белова), его личную судьбу, вплетающуюся в судьбу России. И это был важный период для Горького, стремившегося осмыслить кардинальные социальные перемены на родине, и в то же время пребывающего в поиске новых художественных приемов для воплощения замыслов.

Название очередной главы концептуально и раскрывает научный подход исследовательницы к горьковскому тексту - «"Рассказ об одном романе": проблема писательства, границы искусства и действительности. Мужское и женское в рассказе». Для Горького были важны как проблемы творчества, его пределы и возможности, так и «автор и герой, писатель и читатель, . мужчина и женщина в дружбе, любви, браке» [Белова, 2022, с. 59]. Автор учебного пособия очень точно характеризует творческую установку писателя, который «неизменно видел в художественной литературе важный рычаг воздействия на сознание сограждан, на социализацию их психологии путем освобождения от вековых предрассудков в межличностных и внутрисемейных отношениях» [Белова, 2022, с. 60]. Но необходимо отметить, что речь Волкова о сущности искусства - это отчасти спор писателя самого с собою. Достаточно вспомнить его письмо А. П. Чехову, где молодой писатель выступает за «приукрашивание жизни» в творчестве, чтобы она и на деле становилась ярче, динамичнее.

Как считает Т. Д. Белова, вопрос о пределе произвольности решается Горьким в этом рассказе однозначно: «Совершив ... небольшой экскурс в женскую психологию, приоткрыв тайну внутреннего мира вполне реальной героини, автор-реалист завершает рассказ в соответствии с правдой жизни» [Белова, 2022, с. 68]. В этом произведении писатель, ставя женщину в центр повествования, показывает «ее мыслительное и эмоциональное превосходство» [там же].

Один из самых загадочных рассказов Горького «Карамора» оказывается в центре сборника рассказов, и пятая глава пособия раскрывает «Художественное развенчание шаткости убеждений и комплекса предательства в рассказе "Карамора"». Думается, что это сюжет отсылает к значимой для начала ХХ века проблеме предательства. Достаточно вспомнить нашумевшего «Иуду Искариота» Л. Андреева, а вот свою «Жизнь ненужного человека» сам Горький оценивал весьма скептически. Возвращение к этой теме в 1920-е годы стало весьма глубоким по смыслу и ярким по художественному воплощению. Красный террор, развернувшийся в России после октября 1917, не мог не напоминать события 1908-1910 годов, когда «бытовым явлением» (В.Г. Короленко) стала смертная казнь.

Главный герой рассказа Петр Каразин, в котором автор раскрывает близкую ему

идею «дробления человека» (А. Богданов). Причинами этого стала неспособность главного героя постичь всю глубину социализма, его гуманистическую и интернациональную сущность. Нестойкость в убеждениях привела героя на путь предательства. Он стал осведомителем охранки. Исповедуется он перед товарищами «предельно откровенно, безжалостно извлекая собственные слабости и подлости» [Белова, 2022, с. 79]. Подобные типажи Горький изобразит и в итоговом своем произведении. Нельзя не согласиться с Т. Д. Беловой, что герой «привлекает сложностью и тонкостью психологических характеристик, системой аргументаций, которые позволяют предположить, что Горький видел за образом героя явление типическое, . имевшее место среди борцов за новую социалистическую жизнь» [Белова, 2022, с. 81].

«Социокультурная проблематика, мотив кровного родства и трагедия идейного конфликта в рассказе "Анекдот"». Психология хозяина, собственника всегда вызывала негативное отношение Горького, потому что она неизбежно разделяет людей. Как пишет автор пособия, «повествователь неторопливо, но последовательно ведет развенчание собственника, уверенного в незыблемости своей жизненной философии. ... Ушибленный неизлечимой болезнью. все еще надеется обратить племянника в свою веру.» [Белова, 2022, с. 87]. Но строительство баррикад из своего имущества главный герой перенести не может. Бунтарский порыв племянника не получает поддержки у хозяина, что приводит к трагическому финалу: он содействует гибели своего родственника, посягнувшего на святое - нажитое годами имущество. В начале 1920-х годов Горький понимал, сколь сильны собственнические инстинкты и сколь трудно они преодолимы в новой стране Советов.

«Драма как явление искусства: характеры и конфликты, полемический пафос рассказа "Репетиция" (М. Горький и Леонид Андреев)». По убеждению Т.Д. Беловой, этот рассказ надо прочитывать в контексте взаимоотношений двух драматургов: Горького и Андреева. Их расхождение во взглядах более глубоко проявилось после скоропостижной смерти Андреева, что дало повод Горькому высказаться об этом в очерке «Леонид Андреев». Перерыв в репетиции из-за конфликта актеров с режиссером - основа сюжета рассказа. Он дополняется спором с автором посредственной пьесы, считающим себя подобным Богу. При этом «трагикомическое в рассказе уступает место серьезным вопросам» [Белова, 2022, с. 101], проблеме кризиса искусства, который остро ощущался как на рубеже Х1Х-ХХ веков, так и после первой мировой войны - в начале 1920-х годов. Дискуссия героев рассказа передает полифонию идей модернистской эпохи. Но драматург не сумел переубедить актеров в том, что мир - это плод его воображения и нет пределов авторскому своеволию, и просто покидает репетицию своей пьесы. Это рассказ «о нравственных отношениях людей искусства» (с. 106).

"Голубая жизнь" как антитеза "русской жизни": "серое" и "голубое" в рассказе» - предпоследний рассказ горьковского сборника. В тексте раскрывается самобытность «авторского видения серой русской жизни, русского быта с его устойчивыми деформациями, властными притязаниями городского мещанства, враждебного ко всему новому, иному» [Белова, 2022, с. 108]. Глубину авторского замысла этого небольшого художественного текста, как считает автор пособия, раскрывает

социально-исторический контекст: письма Горького этого периода, новости, которые он получал с Родины, находясь в невольной эмиграции. «Образ столяра с говорящей фамилией Крюков, рабочего или ремесленника многозначен, отражает ситуацию гонения на интеллигенцию в стране» [Белова, 2022, с. 116]. Главный герой оказывается во власти «черта», «дьявольский расчет лежит в основе сближения Крюкова с осиротевшим хозяином крепкого дома» [Белова, 2022, с. 117]. Автор в этом рассказе развенчал «изъяны русского провинциального быта» [Белова, 2022, с. 118], но в более широком контексте прослеживалось опасение Горького за будущее страны, за ее интеллектуальный потенциал.

«М. Горький о "простоте" и "упрощении" русской жизни: крестьянство и революция в "Рассказе о необыкновенном"». Роль крестьянства в революции - тема весьма важная и неоднозначная для Горького. Он выразил ее в статье 1922 года «О русском крестьянстве». В контексте этого горьковского текста более глубоко прочитывается последний рассказ Горького. Как пишет Т.Д. Белова, «субъектная организация текста, рассказ от первого лица,. нацелена на возможную правдивость изложения героем-очевидцем судьбоносных явлений истории» [Белова, 2022, с. 123]. России начала ХХ века. Однако Горький представляет читателям «человека, пришедшего к большевикам, но не сумевшего разобраться в сути Октябрьской революции» [Белова, 2022, с. 133], это «пестрый» человек, который «балансирует между темным и светлым, добром и злом» [Белова, 2022, с. 137]. Последний рассказ сборника, по утверждению Т. Д. Беловой, наиболее сложный «по содержанию, по мотивам, по языку, по сложности характера героя и способам авторского самовыражения» [Белова, 2022, с. 144]. В этом тексте можно обнаружить смысловые переклички со всеми рассказами сборника.

В «Заключении» автор пособия пишет о том, что «автор избегает прямых характеристик. Сложное время сумятицы, переломов во всем с особенной отчетливостью дало понять: люди пестры.» [Белова, 2022, с. 151]., и предлагает обобщение художественных особенностей горьковских рассказов, их поэтики и языка.

Подводя итог, нельзя не согласиться с Т. Д. Беловой, что ценность горьковского сборника рассказов в том, что «она отражает заветное: комплекс мыслей и чувств писателя, задумавшего большую работу о нас, русских людях, о предреволюционной России, ее истории, месте в мире» [Белова, 2022, с. 7].

Значимость учебного пособия Т. Д. Беловой в том, что она рассматривает рассказы Горького 1920-х годов как в широком контексте научно-критических работ, так и социально-историческом и биографическом контекстах. Эта книга помогает более масштабно постигнуть смысл, казалось бы, небольших текстов, в которых писатель сконцентрировал все свои художественные и идейные искания, при этом намечая перспективу дальнейших творческих замыслов.

Литература

Белова Т. Д. (2022). М. Горький. «Рассказы 1922-1924 годов»: мотивы, образы смыслы. Проблемы

современного прочтения. Учебное пособие, Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 155.

References

Belova T. D. (2022). M. Gor'kij. «Rasskazy 1922-1924 godov»: motivy, obrazy i smysly. Problemy sovremennogo prochteniya [M. Gorky. "Stories of 1922-1924": Motives, Images and Meanings. Problems of Modern Reading]. Textbook. Saratov: Saratovskij istochnik Publ., 155.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 30.11.2023. Принята к публикации 01.02.2024.

Об авторе

Александра Леонидовна Семенова — доктор филологических наук, доцент; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого; ORCID: 0000-0002-8963-3888; Alexandra.Semenova@novsu.ru

Semenova A. L.

REVIEW OF THE TEACHING MANUAL BY T. D. BELOVY "GORKY. "STORIES OF 19221924": MOTIVES, IMAGES OF MEANING

Abstract. The review is devoted to the textbook by T.D. Belova, which analyzes the publication of M. Gorky "Stories of 1922-1924". The researcher builds the reading and analysis of short Gorky texts on the involvement of various contexts: biographical, creative, socio-cultural. At the same time, both the collection of stories and each individual text are considered with the assistance of scientific and critical works from different times. The author of the manual offers a new look at Gorky's publication, prepared and published abroad, but it concerns Russia contemporary to Gorky, and he seeks to comprehend both the past of his home country and its present.

Keywords: M. Gorky, stories, genre, artistic features, poetics, language

For citation: Semenova A. L. (2024). Review of the teaching manual by T. D. Belovy "Gorky. "Stories of 1922-1924": motives, images of meaning. Memoirs of NovSU, 1(52), 111-117. DOI: 10.34680/2411-7951.2023.1(52).111-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.