Научная статья на тему 'Рецензия на учебник Новейшая отечественная история. Xx -начало XXI века: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / [ Э. М. Щагин и др. ]'

Рецензия на учебник Новейшая отечественная история. Xx -начало XXI века: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / [ Э. М. Щагин и др. ] Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
489
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на учебник Новейшая отечественная история. Xx -начало XXI века: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / [ Э. М. Щагин и др. ]»

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК НОВЕЙШАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. XX -НАЧАЛО XXI ВЕКА: УЧЕБНИК ДЛЯ СТУД. ВЫСШ. УЧЕБ. ЗАВЕДЕНИЙ / [ Э.М. ЩАГИН И ДР.]

А.П. Мякшев

В современной российской историографии наступил этап осмысления итогов «методологической революции» 1990-х гг. От стенаний «история умерла!», увлечения постмодернизмом, тиражирования «мифов» профессиональная историческая наука перешла к созданию учебной литературы, позволяющей тем, кому она предназначена, задуматься о сложности и противоречивости российской истории XX века. Пожалуй, можно с уверенностью констатировать, что время историка-прокурора, выносящего в угоду современной ему политической конъюнктуре «нелицеприятный» приговор эпохе отцов и дедов, безвозвратно закончилось. Современный учебник по истории обладает способностью аккумулировать достижения всей предшествующей историографии и, по сути, является своеобразным «барометром», демонстрирующим уровень познания актуальных и дискуссионных научных проблем.

Рецензируемый учебник, созданный коллективом профессоров и преподавателей Московского педагогического государственного университета с участием профессоров Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, служит ярчайшим тому доказательством. Этот учебник представляет собой перера-

ботанное и дополненное издание, впервые увидевшее свет в 2004 г. Уже тогда для автора рецензии на первое издание было очевидно, что учебное пособие по новейшей отечественной истории под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, профессора Э.М. Щагина отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобного рода трудам. Оно содержало концептуально выверенные знания, структурно оформленные и систематизированные, отличалось аналитичностью и легкостью восприятия, удачно сочетало научность и популярность. Вполне закономерно учебник стал победителем Конкурса по созданию учебников для вузов Российской Федерации по заказу Министерства образования РФ.

Уже после выхода этого пособия состоялась общественная дискуссия по поводу учебника «для учащихся общеобразовательных учреждений» (под редакцией А.А. Данилова, А.И. Уткина и А.В. Филиппова) [1]. Мнения были диаметрально противоположными: одни полагали, что в нем «обеляется сталинизм», другие — что «восторжествовал объективный и правдивый подход к нашему прошлому». Безусловно, знак равенства между учебниками поставить нельзя, но оба пособия могут быть объединены одним — стремлением избежать

273

274

«былой и нынешней политической конъюнктуры», уйти от «надуманных схем». Второе издание учебника под редакцией Э.М. Щагина обладает ценнейшим преимуществом: оно создано с учетом богатейшего опыта, накопленного не только при подготовке первого издания учебника, но и при создании хрестоматии по Отечественной истории XX века 1991, 1996, 2005 г. издания.

Авторы рецензируемого учебного пособия вряд ли стремились к тому общественному резонансу, который был вызван учебником А.В. Филиппова. Задача заключалась совсем в ином: «Помочь студенту, изучающему историю России XX века, систематизировать знания, касающиеся недавнего прошлого нашей страны, полученные на занятиях и в процессе самостоятельной работы над историческими источниками, научной и научно-методической литературой, составить достоверную картину наиболее важных событий и на данной основе уяснить закономерности исторического процесса» [2, 5]. Ориентация на студента-историка прослеживается на протяжении всего текста учебника. Для актуализации самостоятельной работы студентов, инициирования аналитической деятельности учащихся, побуждения к творческой дискуссии, да и просто для расширения исторического кругозора в учебнике даются достаточно обширные сведения по историографии. В некоторых случаях учебник, приводя тексты источников по новейшей отечественной истории, дает студенту возможность собственного аргументированного и доказательного суждения по тем или иным дискуссионным историческим проблемам.

Признавая, по сути относительность исторического знания и его обусловленность исходной многозначностью таких компонентов любого исторического исследования (в том числе и учебной литературы), как исторический факт, исторический источник, метод исторического исследования, авторы анализируемого издания заявляют о своей попытке убедить студента, «что нам не дано ни изменить этого прошлого, ни выносить ему тот или иной приговор с вершин современного опыта». Оставляя за собой право «прежде всего постараться понять» прошлое, отказываясь от однозначности толкования тех или иных сюжетов сложной российской истории XX века («ведь еще беспокойный издатель «Колокола» рекомендовал отдавать своих предшественников на копья за допущенные ими ошибки и просчеты» (2, 5), авторы соглашаются с утверждением о неизбежной субъективности историка, интерпретирующего и воссоздающего прошлое. «Историческое знание и предлагаемый им образ прошлого всегда субъективны, частичны в своей полноте и относительны в своей истинности» [3, 4].

Авторский коллектив единодушно отвергает получившую широкое распространение в современной российской историографии трактовку отечественной истории «сквозь призму концепции так называемого догоняющего характера развития России в Новое и Новейшее время». Предпочтение отдано иной «формуле российского движения по пути общественного прогресса»: «через выявление самобытности сил, его обуславливающих». В этой связи «весомое теоретическое подспорье» в

виде «исторических наблюдений» Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Ф.А. Степуна, Б.Д. Бруцкуса, П.Б. Струве, Н.В. Устрялова логично и закономерно [2, 6].

На наш взгляд, более широкая, обстоятельная, подробная характеристика собственных методологических установок сделала бы раздел «Предисловие» более весомым и полезным «путеводителем» к главам и параграфам учебника. Сегодняшний студент-историк твердо уяснил, что современная история — это не только история важных государственных событий и политических процессов, но и история социальных структур и интеллектуальных моделей, системы ценностей, мотиваций, частной жизни человека. Указание авторов учебного пособия на необходимость «за всем многоцветием исторических фактов» видеть «драму человеческих стремлений и поступков, идей и свершений» вполне может убедить студентов-историков в том, что в современной историографии бесповоротно утвердился взгляд на человека, его природу и поведение, как на объект исторического знания.

Во втором издании устранены некоторые погрешности в структуре учебного пособия, она стала более стройной и строго научной. В издании 2004 г. в первой книге учебного пособия отсутствовала глава о социально-экономическом развитии СССР в 1930-е г., зато после раздела о «России нэповского времени» был размещен материал о развитии отечественной культуры в 1917-1941 г. В рецензируемом учебнике этот «временной перебив» устранен, а разделы о культурном развитии следуют строго после анализа экономической, полити-

ческой, социальной истории страны в соответствующий исторический период. Это демонстрирует, с каким вниманием авторы учебного пособия отнеслись к высказанным замечаниям и советам рецензентов на первое издание учебника, среди которых, безусловно, следует выделить члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова.

Во втором издании существенно дополнены и переработаны главы, носящие в первом издании названия «Начало модернизации народного хозяйства страны», «Россия в первой мировой войне (лето 1914 — февраль 1917 гг.)», «Русская культура начала XX в.», «Модернизация СССР в 19251940 гг.». В главе о модернизации начала XX века в отдельный параграф выделен интереснейший материал о развитии народно-хозяйственной инфраструктуры, торговли и состоянии финансовой системы России накануне первой мировой войны. Во-первых, детальному анализу подвергнуты «пути сообщения с адекватными видами транспорта» [2, 66]: железнодорожное строительство, развитие водного речного и морского флота, со- 2/3 стояние шоссейных дорог. Во-вторых, в учебнике дан системный анализ важнейшему компоненту инфраструктуры, «обеспечивающему нормальное функционирование преимущественно аграрной экономики страны» — «обеспечение ее складской и элеваторной сетью» [2, 69]. И, наконец, рассмотрены «коммуникации средств связи»: почтово-телеграфные и телефонные сообщения.

Отрадно, что сведения о развитии инфраструктуры в России приводятся в сравнении с соответствующими типами показателей в Германии, Франции, Англии и США. Осо-

276

бо выделены внутри параграфа небольшие разделы о развитии внешней и внутренней торговли России в начале XX века, а также о состоянии денежной системы и государственных финансов. Кстати, авторы учебника, вполне аргументированно высказали позицию, согласно которой «ставка власти после революции 1905-1907 гг. на финансовое благополучие страны... в целом себя оправдала» [2, 75]. В отечественной историографии данный вывод по сей день является дискуссионным. Да и оценка столыпинской аграрной реформы, заключающаяся в оригинальном и ярком обосновании мысли о начале превращения России в сильнейшую страну в Европе и первых успехах реформирования, пока еще вызывает споры.

В главе об участии и роли России в первой мировой войне более развернутый и фундаментальный характер приобретает раздел о характере воздействия войны на народное хозяйство страны. Объяснение тому авторы находят в «явно тенденциозном освещении в советской историографии» этой проблемы, а также в сохранении подобных оценок в «постсоветской исторической литературе» [2, 150]. Приведенный в учебнике статистический материал убедительно показал, что, во-первых, «разруха промышленности уходит своими корнями не в Первую мировую войну, а в эпоху революционных потрясений 1917 г. и последующих лет» [2, 152], во-вторых, «негативное воздействие войны на сельскохозяйственную продукцию России не было особо опасным» [2, 152]. Все это дает полные основания согласиться с авторами учебника, что «анализ всей

совокупности экономико-статистических данных. ставит под серьезное сомнение бытующее утверждение о том, будто война породила общий или системный кризис народного хозяйства Российской империи». Очень трудно оспорить содержащийся в учебнике вывод: «Под воздействием войны кризис если и появился, то не столько «общий» или «системный», сколько поразивший в основном общественно-политическую надстройку российского общества» [2, 153].

Глава о русской культуре начала XX века отличается от соответствующей главы в первом издании более яркой и развернутой характеристикой сущности взглядов идеологов «нового христианства», в частности Д. Мережковского и А. Блока. Привлекает ясность, четкость и убедительность вывода: «Проповедь «нового христианства», синтеза религий, всемирной теократии и иных «духовных» новшеств наносила удар по многовековым основам православного мировосприятия, русского государственного и социального устройства. Обществу всякий раз внушалась неотвратимость грядущей катастрофы и смуты как залога ожидаемого «возрождения» и «преображения» [2, 171]. Заслуживает внимания и более подробная и обоснованная оценка творчества крестьянских поэтов С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина, А. Ширя-евеца, П. Радимова, объединенных «непреходящей и общей для них ценностью» — «прошлое, настоящее и будущее великорусского крестьянства с его «берестяным раем» или, как у Клюева, «избяным космосом» и собственным «мужицким Спасом» [7, 184].

Глава 9-я о России нэповского времени (1921-1928 гг.) сохранила лишь старое название, а в целом переработана профессором МГУ А.И. Вдовиным. Если в первом варианте учебника авторы «нэповской» главы (С.Л. Данильченко и Д.О. Чу-раков) следовали достаточно простой и испытанной схеме расположения и анализа материала по истории России 1920-х гг. (три параграфа: о внешней политике, социально-экономическом развитии и политической жизни), то А.И. Вдовин, увеличив главу почти на 20 страниц, существенно изменил и расширил проблематику этого очень важного для понимания природы советской государства раздела. Особо обращено внимание на проблему перехода к НЭПу и первым этапам его осуществления, в отдельный параграф выделены непростые вопросы образования и конституционного оформления Союза ССР.

История национально-государственного строительства и эволюция национальной политики в 1920-е г. составили материал еще одного параграфа. Возможно, для учебной литературы столь пристальное внимание к реализации национальной политики Советским государством (к перечисленному ряду следует добавить еще и раздел во втором параграфе главы под названием «Дискуссии по национальному вопросу в СССР») представляется несколько избыточным (от объединения всех этих разделов в один параграф, на наш взгляд, структура главы может стать более последовательной и стройной). Однако необходимо учитывать, что национальные проблемы в учебной литературе применительно к 1920-м г.

анализируются практически впервые. Следует также отметить появление в 9-й главе обширного материала по истории «бескомпромиссной борьбы большевистского государства против Русской Православной Церкви и священнослужителей» (как справедливо отмечает автор главы «до конца 1920-х годов ислам не испытывал подобных притеснений со стороны государства») [2, 430].

В текст первой книги учебника включена новая глава «Русское зарубежье пореволюционного времени. 1917-1939 гг.». Следует согласиться с автором главы профессором Э.М. Щагиным, что «русское зарубежье пореволюционной поры — явление уникальное не только в отечественной, но и во всей всемирной истории»: «от 1,5 до 2 млн. и более человек» было вынуждено навсегда покинуть свою Родину, большинство из них «олицетворяли собою культурную и политическую элиту рухнувшей Российской империи» [2, 584, 587]. Подробнейшим образом исследованы основные направления эмигрантских потоков 1920-1940 гг., 2// их численность, национальный и социальный состав, расселение, трудности адаптации к жизни за границей, роль российских народных традиций в этом процессе. В 3-м параграфе главы проанализированы деятельность политических партий, течений и общественных организаций в эмигрантской среде, роль Русской Православной Церкви в эмиграции. В четвертом параграфе, посвященном культурной миссии Российского зарубежья, основное внимание сосредоточено на характеристике достижений отечественных ученых за рубежом и анализе де-

ятельности российских эмигрантских учебных заведений.

Вторая книга открывается тринадцатой главой «СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны», написанной видным российским исследователем данной проблемы профессором О.А. Ржешевским. В главе наряду с ярко представленной и научно достоверной панорамой боевых действий проанализированы проблемы экономического развития СССР в годы войны, история дипломатической борьбы. Комплексный, синтетический характер имеет седьмой параграф главы «Народ и война» [4, 107-139]. Здесь предложен анализ истории жизни в тылу, культурного строительства в стране, эволюции взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви, повседневной жизни народа в годы войны, партизанского движения, депортации народов, судеб военнопленных и репатриированных. Несмотря на близость названий пятого параграфа десятой главы и первого параграфа тринадцатой главы 2/0 («СССР в начале третьей пятилетки» и «Перед суровым испытанием»), материал в них не повторяет друг друга. В первом случае большее внимание уделяется развитию военной экономики СССР в 1939-1941 гг., военно-патриотической подготовке к войне, мобилизационным мерам, во втором — международным отношениям и дипломатическим хитросплетениям в 1939-1941 гг. На наш взгляд, более целесообразно было бы объединить анализ всех предвоенных событий в один раздел.

Более выверенными, структурно стройными, насыщенными разнообразным, зачастую впервые вводимым

в научный оборот материалом, предстают главы о «послевоенном возрождении СССР» и годах реформ 19531964 гг., написанные профессором А.И. Вдовиным. Безусловно, заслуживает особого внимания вывод главы четырнадцатой о том, что «наиболее пагубным в послевоенном сталинском курсе было продолжение прежней стратегии в отношении деревни и сельского хозяйства — отчуждение тружеников от средств производства, сохранение неэквивалентного обмена с городом» [4. 216], а также отлично аргументированная и обоснованная, «новаторская» характеристика национальных движений в союзных республиках в 1950-е гг., приводимая в пятнадцатой главе.

Существенно доработаны и дополнены новым и разнообразным по характеру материалом главы о развитии Советского Союза в эпоху «развитого социализма» и период «горбачевской перестройки». В текст учебника включена новая глава «Россия в начале нового тысячелетия. 20002006 гг.», написанная известным специалистом профессором МГУ А.С. Барсенковым.

Методический аппарат учебника практически безукоризнен. Украшением двухтомника являются краткие биографические очерки о наиболее значительных государственных, общественных и культурных деятелях СССР и России XX века. Оформленные особым образом в виде «широких сносок» и «вкрапленные» в обычный текст очерки-справки органично вписываются в основную канву повествования, делая материал учебника «живым» и ярким. Воспроизведение и анализ источников создает широкое поле деятельности для самостоя-

тельной исследовательской работы студента. Во второе издание внесены уточнения и дополнения в хронологическую таблицу и именной указатель. В учебнике тщательно подобраны и представлены многочисленные фотографии, зачастую достаточно редкие, но все вместе создающие «лицо эпохи». Разделы об участии России в Первой мировой войне, о гражданской войне, о Великой Отечественной войне щедро снабжены картами-схемами боевых действий. Библиография пополнилась самыми новыми научными трудами, вышедшими в свет до 2009 г.

Появление второго дополненного и доработанного издания учебника под редакцией Э.М. Щагина, безусловно, является заметным явлением как в современной российской историографии, так и в системе вузовского преподавания истории. Авторскому коллективу удалось добиться органичного соединения огромного и разностороннего фактического материала с подачей его в проблемном ключе, что позволит студентам объективнее оценивать явления прошлого и настоящего нашей Родины. Написанный понятным, легким и ясным языком учебник способствует переосмыслению исторического опыта оте-

чественной государственности за XX и начало XXI столетия, а также формированию у студентов собственных исследовательских навыков, своего взгляда на историю нашей страны. Учебник написан с любовью и болью за свое Отечество, вносит серьезный вклад в дело формирования исторической памяти российского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новейшая история России 1945—2007 гг.: Учеб. для 11 кл. общеобразоват учреждений /(А.И. Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев и др.); под ред. АА. Данилова (и др.). — М.; Просвещение, 2008. — 366 с.

2. Новейшая отечественная история. XX

— начало XXI века: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х книгах / Э.М. Щагин, А.И. Вдовик, Д.О. Чура-ков и др.; под ред. Э.М. Щагина: В 2 кн. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛА-ДОС, 2009. — кн. 1 — 647 с.

3. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания: Пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2004,

4. Новейшая отечественная история. XX

— начало XXI века: учебник для студ. 2/9 высш. учеб. заведений: в 2-х книгах / Э.М. Щагин, А.И. Вдовик, Д.О. Чура-

ков и др.; под ред. Э.М. Щагина: В 2 кн.

— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — кн. 2 — 560 с.Ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.