Научная статья на тему 'Рецензия на страницах литературного журнала «Сура» (2009-2015)'

Рецензия на страницах литературного журнала «Сура» (2009-2015) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
551
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / РЕЦЕНЗИЯ / ЖУРНАЛ "СУРА" / СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шулемятьева Татьяна Сергеевна, Стрыгина Татьяна Владимировна

Посвящено недостаточно изученному аспекту региональной печати жанру рецензии, представленному в литературном журнале «Сура» в настоящее время. Особое внимание уделяется специфике рецензии в региональном издании, проблематике материалов. На основе анализа публикаций определяются характерные особенности рецензии в пензенском литературном журнале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шулемятьева Татьяна Сергеевна, Стрыгина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на страницах литературного журнала «Сура» (2009-2015)»

УДК 070

Т. С. Шулемятьева, Т. В. Стрыгина

РЕЦЕНЗИЯ НА СТРАНИЦАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА «СУРА» (2009-2015)

Аннотация. Посвящено недостаточно изученному аспекту региональной печати - жанру рецензии, представленному в литературном журнале «Сура» в настоящее время. Особое внимание уделяется специфике рецензии в региональном издании, проблематике материалов. На основе анализа публикаций определяются характерные особенности рецензии в пензенском литературном журнале.

Ключевые слова: жанр, рецензия, журнал «Сура», структура произведения.

2015 год был объявлен Годом литературы, и это событие явилось одной из причин повышенного интереса исследователей к контенту литературных изданий, в том числе региональных.

Наше внимание привлек пензенский литературный журнал «Сура», выходящий с 1991 г. Главный редактор издания - журналист, поэт Б. В. Шигин. Издание выходит с периодичностью раз в два месяца. Среди постоянных авторов можно выделить Е. Тара-нову, Т. Кадникову, Е. Яковлеву, В. Дорошину, Л. Терехину, Р. Рябова, Л. Яшину.

В журнале представлены разные жанры, которые распределены по разделам: «Поэзия и проза», «Дебют», «Читаем всей семьей», «Память», «Творчество наших читателей», «Критика. Рецензии. Обзоры» и др. При проведении исследования мы обратились к последнему из названных разделов, т.к. в нем представлены материалы анализируемого жанра. В настоящее время рецензия редко встречается на страницах изданий, но в журнале «Сура» печатается с завидной периодичностью.

Для того, чтобы рассматривать рецензию в конкретном издании, следует познакомиться с понятием жанра. «Рецензия - это критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме», - отмечается в толковом словаре [1]. Специфику жанра исследуют известные теоретики журналистики. Например, А. А. Тертычный говорит о том, что «предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи» [2].

Рецензия на страницах журнала «Сура», как правило, посвящена одному произведению (Козина Т. Возвращаясь к духовным истокам // Сура. - 2015. - № 1. - С. 186-188). Но иногда можно говорить и о разновидностях жанра - сборной рецензии (рассматривается несколько произведений) и монографической рецензии (анализируются произведения одного автора) (Мурашов Д. О книгах В. А. Тишкова «Реквием по этносу» и «Общество в вооруженном конфликте» / / Сура. - 2009. - № 5. - С. 213-216).

Одним из важных структурных аспектов является объем. Как правило, из-за экономии места в современных журналах стараются излагать мысли компактно. «Объем рецензии средний или маленький. Большая рецензия перерастает в критическую статью, большая сборная рецензия - в обозрение (обзор)», - отмечает Д. П. Муравьев [3, с. 268]. В исследуемом издании представлены рецензии разного объема: от двух до пяти страниц. Составляющие содержания определяют тематику рецензии. «Предметом анализа в рецензии является действительность, нашедшая отражение в произведениях», - подчеркивает Л. Е. Кройчик [4]. Направленность журнала «Сура» определяет тематику рецензий:

Гуманитарные исследования

они посвящены произведениям пензенских авторов. Рецензируются различные жанры: романы (Анашкин Э. В свете евангельской любви // Сура. - 2013. - № 2. - С. 210-214), повести (Пурис З. Своя колея // Сура. - 2012. - № 1. - С. 208-212), рассказы (Буянов Н. Возврат к себе // Сура. - 2015. - № 1. - С. 192-193), стихи (Дорошина В. Поющие форели // Сура. - 2015. - № 1. - С. 189-191) и др.

Предметом рецензии чаще всего являются произведения пензенских поэтов и прозаиков. За основу анализа берутся отдельные произведения (Пурис З. Своя колея // Сура. -2012. - № 1. - С. 208-212), книги (Буянов Н. Возврат к себе // Сура. - 2015. - № 1. -С. 192-193), оценка творчества определенного автора (Струкова М. Стихия превращается в стихи // Сура. - 2013. - № 3. - С. 211-216). К жанру рецензии часто обращаются Э. Анашкин («Ой ты, Русь моя несусветная» // Сура. - 2014. - № 2. - С. 198-204), З. Пурис (Непутевые «родственники» Виктора Сазыкина // Сура. - 2013. - № 5. - С. 215-218), Г. Горланов (Прогулка по осени // Сура. - 2014. - № 1. - С. 175-177), Л. Яшина («Ужели осени начало?..» // Сура. - 2011. - № 6. - С. 180-184).

Структура рецензии отличает ее от других аналитических жанров. Рецензия содержит пересказ произведения, впечатления автора, в ней выделяются яркие детали. На примере публикации З. Пурис «Своя колея» (о повести В. Александрова «Утро обещало быть») рассмотрим структуру рецензии (Пурис З. Своя колея // Сура. - 2012. - № 1. - С. 208-212).

Автор начинает рецензию с характеристики творчества писателя: «В. Александров пишет прозу недавно. Его рассказам присуща социальная острота...» (Пурис З. Своя колея // Сура. - 2012. - № 1. - С. 208). Далее представлен подробный анализ самой повести. Автор рассматривает сюжет, время действия повести, дает характеристику этого времени: «Шестидесятые годы - время, когда уже работали восстановленные после войны заводы, когда не было карточек и голода, но изобилия тоже не было». Большое внимание автор уделяет структуре произведения, отмечает соответствие или несоответствие канонам жанра: «Структура повести определена желанием автора не только вспомнить былое, но и высказаться о дне современном». С помощью деталей можно подметить неуловимые, на первый взгляд, для читателя вещи. З. Пурис также обращает на это внимание: «Уваренные в кашу пельмени - деталь, которая способна вызвать читательское сочувствие в лучших традициях русской литературы». Основной посыл произведения обычно раскрывается в конце, представляя собой своеобразный итог; автор подводит к выводу: «Грязные, нечесаные, пугающие своим обликом. Мы не хотим знать, как они выживают и как умирают. И никогда не задумываемся о том, что эти люди - чьи-то друзья детства». А. А. Гагаев, П. А. Гагаев справедливо замечают: «Смыслы нашего сознания никогда онтологически не завершены: всякий смысл, всякое значение в человеческом сознании всю полноту обретает лишь в преодолении самого себя на основе открывающегося идеала» [5, с. 180].

Таким образом, рецензии в журнале «Сура» - это материалы наших земляков. Сюжет анализируемых произведений посвящен чаще всего событиям настоящего и недавнего прошлого. Подход к написанию у авторов разный, но все рассмотренные рецензии содержат в себе основные элементы жанра.

Перспективы исследования связаны с более детальным рассмотрением и жанра рецензии, и других жанров, представленных в литературном журнале «Сура» [6].

Список литературы

1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.

2. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М. : Аспект Пресс, 2000. -310 с.

3. Муравьев, Д. П. Рецензия / Д. П. Муравьев // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. - М., 1971. - С. 268.

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (15), 2016

4. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста / С. Г. Корконосенко. - СПб. : Знание ; СПбИВЭСЭП, 2000.

5. Гагаев, А. А. О нашей главной интуиции и ее педагогической поддержке / А. А. Гагаев, П. А. Га-гаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2015. - № 4 (36). - С. 176-185.

6. Сура. - 2009. - № 5 ; 2011. - № 1, 6 ; 2012. - № 1, 2 ; 2013. - № 2, 3, 5, 6 ; 2014. - № 1, 2 ; 2015. -№ 1.

Шулемятьева Татьяна Сергеевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: nas.balandina2010@yandex.ru

Shulemyat'eva Tat'yana Sergeevna

student,

Penza State University

Стрыгина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра журналистики, Пензенский государственный университет E-mail: s_t_v@list.ru

Strygina Tat'yana Vladimirovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of journalism, Penza State University

УДК 070 Шулемятьева, Т. С.

Рецензия на страницах литературного журнала «Сура» (2009-2015) / Т. С. Шулемятьева, Т. В. Стрыгина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2016. - № 3 (15). - C. 26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.