Научная статья на тему 'Рецензия на: шайд Дж. Религия римлян / Пер. С ФР. О. П. Смирновой. М. : новое издательство, 2006. 280 с'

Рецензия на: шайд Дж. Религия римлян / Пер. С ФР. О. П. Смирновой. М. : новое издательство, 2006. 280 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
420
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: шайд Дж. Религия римлян / Пер. С ФР. О. П. Смирновой. М. : новое издательство, 2006. 280 с»

Рецензия на: Шайд Дж. Религия римлян / Пер. с фр. О.П. Смирновой. М.: Новое издательство, 2006. 280 с.

Книга Дж. Шайда «Религия римлян» является русским переводом труда одного из крупнейших современных специалистов в области римской религии и представляет собою учебник, в котором идеи исследователя отражены в самом широком и одновременно самом концентрированном виде1. Многочисленные работы Дж. Шайда посвящены таким темам, как социальная история элит, римская религия и благочестие, а также власть и авторитет в эпоху республики и ранней империи2.

Эта книга является обобщающей работой, в которой римская религия, свободная от предвзятых оценок, показана как самостоятельное оригинальное явление культуры. Дж. Шайд подчеркивает, что римская религия была риту-алистической и заключалась в отправлении культа, а все то, что находилось за пределами ритуала, было учеными толкованиями религии и ее поэтическими и философскими интерпретациями. При этом римский политеизм и ритуализм оставались жизнеспособными вплоть до III в. н. э., несмотря на развитие новых религиозных форм.

Дж. Шайд рассматривает римскую религию как социальный институт, связанный с античным городом-государством в его римском варианте (civitas), с присущей ему ментальностью и системой ценностей. Он отмечает, что идеал коллективной жизни в городе-государстве определяет большинство аспектов религиозной практики и мысли Древнего Рима с III в. до н. э. до III в. н. э., и рассматривает функционирование римской религии и ее эволюцию на протяжении указанных шести веков. Дж. Шайд излагает материал систематически, а не хронологически, в отличие от большинства работ, посвященных римской религии3, и использует в своем исследовании метод исторической антропологии, основанный на внимательном прочтении оригинальных источников.

Книга «Религия римлян» состоит из краткого введения, пяти частей и двух приложений.

В первой части «Вопросы методологии» Дж. Шайд выделяет проблемы изучения римской религии, формулирует принципы, лежащие в ее основе, и дает определения наиболее важных понятий. В первой главе «Проблемы и проблематика» рассматриваются различные подходы к исследованию римской религии с середины XIX века до наших дней. Так, ученые XIX и начала XX века считали римскую религию «вырождающейся» и вписывали ее в христианскую перспективу, считая ее одним из этапов поступательного движения к христианству, противопоставляли «типично римские» культы новым, стремясь отделить римские явления от греческих. Дж. Шайд цитирует труды Т. Моммзена и Ф. Кюмона, «определившие на десятилетия современные представления о римской религии» (с. 22-23).

Особое место отводится попыткам реконструкции архаической римской религии, которые предпринимались на протяжении долгого времени. Дж. Шайд отмечает, что трансформация римской религии начинается с архаической эпохи, указывает на проблемы интерпретации немногочисленных сохранившихся

1 Scheid, John. La religion des Romains. - Paris, 1998.

2 Избранная библиография работ Дж. Шайда помещена на с. 14-15.

3 В отечественной научной литературе история римской религии в связи с историей римского государства рассматривается в книге: Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. - М.: Наука, 1987. - 318 с.

письменных источников и подчеркивает необходимость использования современных научных методов исследования, таких как структурный анализ мифов, сравнительно-исторический метод в лингвистике и культурная компаративистика без поверхностных сопоставлений (с. 24-30)1.

Во второй главе «Определения, понятия, трудности» Дж. Шайд формулирует общие принципы, касающиеся римской религии. Религия Древнего Рима — это религия, в которой разделены эксплицитная вера и религиозная практика; это религия без откровения, догматов и авторитетов; это религия ритуалистическая, социальная, политическая (с. 31-34). Далее Дж. Шайд выясняет статус религиозного в римской культуре, анализируя термины religio, superstitio, sacer, profanus, religiosus, sanctus, pius, impius и цитируя Варрона, Цицерона и других римских авторов. По мнению исследователя, в Риме представлена культурная модель большинства городов античного мира, в том числе греческих, где отношения с богами основаны скорее на разуме, чем на страхе. Таким образом, фундаментальный принцип, лежащий в основе римской религии, — это «рациональность города, гарантирующего свободу и достоинство своим членам» (с. 41).

Третья глава «Ритуал и его содержание» посвящена анализу терминов ritus и caerimoniae, объяснению терминов «римский обряд» и «греческий обряд» с учетом их политического содержания, а также интерпретации и расшифровке ритуалов в античных источниках, в качестве примера которой приводится отрывок из «Римских вопросов» Плутарха.

Во второй части «Структуры» рассматриваются время и пространство римской религии. В четвертой главе «Деление времени: календари, праздники, регулярные богослужения» Дж. Шайд анализирует структуру римского месяца — деление дней на fasti (предназначенные для общественной жизни) и nefasti (предназначенные для религиозных церемоний) — и религиозного календаря в целом. Далее перечисляются включенные в публичный календарь — fasti — праздники аграрного цикла, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами, и праздники гражданского характера, связанные с общественной жизнью (с. 59-63). Дж. Шайд указывает, что «подлинный римский религиозный календарь нельзя свести к документам, которые мы называем фастами» (с. 66), потому что они не дают исчерпывающего перечня всех существующих праздников. Кроме этого, в римском государстве отсутствовал универсальный религиозный календарь: у каждого города был свой.

В пятой главе «Деление пространства: храмы, святилища и священные места» анализируются термины templum — пространство, определенное посредством ауспициев — и pomerium — особая граница, отделяющая город Рим от находящейся под его властью территории. Дж. Шайд обращает внимание на многочисленность терминов, обозначающих места культа, и их многозначность: aedes, delubrum, fanum, sacellum, sacrarium2. Далее он говорит о процедуре освящения, цитируя «Историю» Тацита, и описывает планировку мест культа, основу которой, при всем разнообразии, составляет площадка с алтарем.

Третья часть «Религиозные службы» посвящена роли жертвоприношения и дивинации в римской религии. В шестой главе «Жертвоприношение» Дж. Шайд рассматривает этот сложный обряд как центр большинства культовых действий, в том числе всякого важного праздника. Он подробно описывает процедуру

1 Методы исследования религий античности анализируются также в работе: Зайцев А.И. История изучения греческой религии и мифологии // Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. — М.: Академия; СПб.: СПбГУ. Филол. ф-т, 2005. — С. 19-54.

2 Подробнее см. в статье: Fridh A. Sacellum, Sacrarium, Fanum, and Related Terms // Greek and Latin Studies in Memory of C. Fabricius. — Goteborg, 1990. - P. 173-187.

жертвоприношения, опираясь на письменные и археологические источники: предварительные обряды, посвящение, заклание, разделывание жертвы, жертвенный пир. В качестве примера публичного обряда цитируется отчет о жертвоприношении Деа Диа из протоколов арвальских братьев, а как пример частного — трактат Катона «О земледелии». На основании проведенного исследования Дж. Шайд приходит к выводу, что «римское жертвоприношение было прежде всего пиром в буквальном смысле слова» (с. 101), как и греческое, а суть обряда жертвоприношения — выражение «кредо в жестах» (с. 103). Жертвоприношение сопровождалось молитвой, которая служила средством выполнения обряда: она дополняла его, выражая словами действия тех, кто совершал жертвоприношение. Далее Дж Шайд описывает приношения богам и дает классификацию обетов — контрактов, заключенных с богом на определенное время.

В седьмой главе «Ауспиции и обряды дивинации» рассматривается процедура получения ауспициев — знаков, поданных птицами, их значение для римского права и эволюция их системы; как иллюстрация цитируется трактат Цицерона «О дивинации». Кроме этого, Дж. Шайд упоминает о Сивиллиных книгах, содержавших пророчества, о процедуре экстиспицины — гадания по внутренностям — и гаруспицины — толкования жрецами-гаруспиками знамений любого характера.

Четвертая часть «Действующие лица» посвящена жрецам и римскому пантеону. В восьмой главе «Образы жречества» Дж. Шайд отмечает, что в Риме любой публичный акт был религиозным и всякий религиозный акт был публичным, так что всякое должностное лицо (магистрат) исполняло обязанности в двух областях деятельности: отношения с богами и отношения с людьми. Жрецом ($асгтйо$) мог быть любой гражданин, он был наделен жреческими функциями благодаря социальному положению или избранию, а его обязанности как жреца ограничивались специфической краткосрочной деятельностью — исполнением обрядов. Жрецы одних богов объединялись в коллегии, других — в религиозные содружества (с. 137-146)1.

В девятой главе «Двойная жизнь римских богов» рассматривается римский пантеон и его место в жизни города-государства. Бесчисленные римские боги наполняли весь известный мир; одних почитали на уровне государства, другие, такие как Лары, Пенаты, Маны, относились к домашним и семейным богам. Дж. Шайд называет некоторых публичных богов, перечисляет их эпитеты и функции (с. 152-162) и формулирует принцип римского политеизма — «ограничение божественных функций и человеческая способность умножать популяции божеств, бесконечно разделяя рассматриваемую деятельность» (с. 160). Итак, богов в пантеон помещали люди, и благодаря человеческим решениям впоследствии сложился культ императоров. У римлян боги предстают в образе граждан, которые ограничивались требованием и получением причитающихся им почестей, а свою волю выражали, отвечая на вопросы, которые им задавали магистраты; проявлением божественного гнева считались катастрофы.

В пятой части «Экзегезы и умозрительные построения» Дж. Шайд ставит проблему анализа религии античными авторами. В десятой главе «Интерпретация римской религии» он следует мнению, приведенному Варроном в «Боже-

1 Деятельность некоторых жреческих коллегий и содружеств детально рассматривается в книге: Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права. — М.: Наука, 2001. — 326 с. Также имеется подборка русских переводов античных источников по данной теме: Маяк И.Л., Майорова Н.Г., Сморчков А.М. Жреческие коллегии и сакральные обряды ранней республики // История Древнего Рима. Тексты и документы: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. Общество. Государство. Религия / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 2004. — С. 95-128.

ственных древностях», о том, что римские рассуждения о богах делятся на рассуждения поэтов, философов и государственных мужей. Так, Дж. Шайд выделяет гражданскую теологию, которая в своих изысканиях исходила из религиозных институтов государства и общих принципов, регулирующих культ (с. 176-179), мифологическое комментирование религиозных фактов, от большого рассказа до этимологического определения (с. 179-182)1, и философскую интерпретацию религий в трудах Варрона и Цицерона (с. 183-186).

Как особое проявление ритуализма, на стыке ритуальной традиции и философии, Дж. Шайд определяет мистериальные культы, где посвященный искал особой близости с одним или несколькими божествами, которые должны были обеспечить ему счастливую жизнь и помочь после смерти, а не посвящения в систематическую теологию, ориентированную на спасение души (с. 187). Более поздние версии мистериальных культов исследователь считает продуктом смешения религиозных общин, и возрастающий интерес к типу религиозного опыта, ищущего контакта души с богом, не обязательно был духовной революцией, но скорее отражал иное соотношение между духовностью и ритуализмом в религиозных концепциях IV в. н. э. (с.188).

В приложении I помещены хронология основных событий римской истории, словарь собственных имен, терминологический словарь, библиография, список вставок-цитат, а также именной и предметный указатель. В приложении II дан русский перевод трех статей Дж. Шайда, где более подробно рассматриваются некоторые проблемы, представленные в книге: «Миф, культ и реальность в "Фастах" Овидия», «Фламин Юпитера, весталки и военачальник-триумфатор (римские вариации на тему представления богов)» и «Празднества январских календ согласно проповеди Долбо (Бо1Ьеаи) 26. Новые данные о малоизвестном празднике».

Книга Дж. Шайда «Религия римлян», благодаря анализу богатого материала археологических раскопок последних лет и тщательной интерпретации античных письменных источников, является незаменимой для историков религии, а также для всех интересующихся культурой Древнего Рима и античного мира в целом.

О.В. Осипова

Рецензия на: Эванс-Притчард Э. История антропологической мысли / Пер. с англ. А.Л. Елфимова. М.: Вост.лит., 2003. 358 с.

Издание этой книги Эдварда Эванса-Причарда является первой его публикацией на русском языке. Книгу опубликовало издательство «Восточная литература» в известной серии «Этнографическая библиотека» (к настоящему времени в этой серии вышло 14 книг). По замыслу автора, книга должна была представлять учебник по курсу социальной антропологии, ядро которого составили бы лекции, прочитанные Э. Эвансом-Причардом студентам Института социальной антропологии в Оксфорде. К сожалению, автор не закончил работу, и издание было подготовлено учеником и коллегой Эванса-Причарда Андрэ Сингером.

Эдвард Эванс-Причард (1902-1973) — английский исследователь социальной антропологии, особенно известный своими классическими исследованиями

1 Подробнее см. в статье: Штаерман Е.М. Римская мифология // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 2. — М.: БРО, 1982. — С. 380-384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.