Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА «РИТОРИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ» Г.Г. ХАЗАГЕРОВА (РОСТОВ Н/Д.: ИЗД-ВО РОСТ. РИТОР. ШК., 2020. 45 С.)'

РЕЦЕНЗИЯ НА «РИТОРИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ» Г.Г. ХАЗАГЕРОВА (РОСТОВ Н/Д.: ИЗД-ВО РОСТ. РИТОР. ШК., 2020. 45 С.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / ПРАГМАТИКА / ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Брусенская Л.А., Куликова Э.Г.

Рецензируется работа Г.Г. Хазагерова, названная самим автором «Риторическим манифестом», что предполагает призыв к конкретным действиям по изменению коммуникативной ситуации. В тексте «Риторического манифеста» перечисляются проблемы современной коммуникации и даются конкретные предложения по их решению, анализируется риторическое мышление и объясняются его возможности в культивировании коммуникативного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE “RHETORICAL MANIFESTO” BY G.G. KHAZAGEROV (ROSTOV-ON-DON, PUBLISHING HOUSE OF ROSTOV RHETORICAL SCHOOL, 2020, 45 P.)

The reviewed G.G. Khazagerov’s work is titled by the author as “Rhetorical manifesto”, which implies a call for definite actions to change the communicative situation. The “Rhetorical manifesto” lists the problems of modern communication and gives specific proposals for their solution, analyzes rhetorical thinking and explains its possibilities in the cultivation of the communicative space.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА «РИТОРИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ» Г.Г. ХАЗАГЕРОВА (РОСТОВ Н/Д.: ИЗД-ВО РОСТ. РИТОР. ШК., 2020. 45 С.)»

УДК 8142

DOI 10.24147/2413-6182.2021.8(1). 185-193

ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867

РЕЦЕНЗИЯ НА «РИТОРИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ» Г.Г. ХАЗАГЕРОВА (Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ритор. шк., 2020. 45 с.)

Л.А. Брусенская1, Э.Г. Куликова2

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) (Ростов-на-Дону, Россия)

Аннотация: Рецензируется работа Г.Г. Хазагерова, названная самим автором «Риторическим манифестом», что предполагает призыв к конкретным действиям по изменению коммуникативной ситуации. В тексте «Риторического манифеста» перечисляются проблемы современной коммуникации и даются конкретные предложения по их решению, анализируется риторическое мышление и объясняются его возможности в культивировании коммуникативного пространства.

Ключевые слова: риторическая культура, коммуникация, прагматика, лингвоэко-логические мышление.

Для цитирования:

Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Рецензия на «Риторический манифест» Г.Г. Хазагерова (Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ритор. шк. 2020. 45 с.) // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 8. № 1. С. 185-193. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(1).185-193.

Сведения об авторах:

1 Брусенская Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и культуры речи

2 Куликова Элла Германовна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и культуры речи

Контактная информация:

12 Почтовый адрес: 344002, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69

1 E-mail: brusenskaya_l@mail.ru

2 E-mail: kulikova_ella21@mail.ru Финансирование:

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-012-00016

Дата поступления статьи: 01.02.2021

Дата принятия в печать: 15.02.2021

© Л.А. Брусенская, Э.Г. Куликова, 2021

Профессор Г.Г. Хазагеров, один из самых авторитетных отечественных лингвистов, известен и почитаем прежде всего как специалист в области риторики. За более чем сорок лет научное сообщество познакомилось с его риторическими трудами всех возможных жанров - от докторской диссертации, посвященной метаязыковому аспекту фигур [Хазагеров 1995], многочисленных статей [Хазагеров 1990, 1994, 2000, 2001, 2002а, 2004, 2007, 2008, 2016] и учебных пособий по общей и частным риторикам [Хазагеров 2002б; Хазагеров, Лобанов 2004; Хазагеров 2006, 2012] до «Риторического словаря» [Хазагеров 2009]. Популярны у коллег и студентов видеолекции Г.Г. Хазагерова по риторике на сайте «Риторическая культура» (http://rhetoricalculture.com/lekstii_po_ritorike]. И наконец в 2020 г. Г.Г. Хазагеров предложил для всеобщего обсуждения «Риторический манифест», продиктованный, как пишет автор, «дефицитом свежих идей на фоне нарастающих проблем».

О проблемах современной коммуникации как будто всем известно, сказано и написано достаточно (см., напр.: [Брусенская, Куликова 2016, 2018; Савельева 2019; Сковородников 2019]]. Г.Г. Хазагеров среди многих проблем самой важной считает массовую коммуникативную неграмотность (неумение адекватно понять чужой текст при формальном умении читать и неспособность создать свой текст при умении писать]. В свете этого думается, что полезное дело, которое получило название «тотальный диктант», целесообразно дополнить «тотальным изложением» - результаты, надо полагать, будут ошеломляющими. Ср. примеры поразительных интерпретаций классических произведений (которые раньше поместили бы в рубрику «Не вырубишь топором», а сегодня печатают на первой странице журнала в рубрике «От редактора»], приведенные в работе: [Акай 2020: 293-294].

К преодолению коммуникативной неграмотности прямое отношение имеет разработка логических топосов, которые по сути не изучаются ни в школе, ни в вузе. Г.Г. Хазагеров и раньше писал о «несчитанном потенциале классической риторики». Действительно, с риторической инвенцией не имеют дела не только «рыночные» риторические тренинги, но нередко и академические практики (ср. огромное количество учебников по риторике, которые редуцируют полностью или частично раздел «инвенция» и сосредоточиваются главным образом на элокуции], т. е. не учат работать с содержанием убеждающей речи. Показательны и материалы конференций по риторике: проблемы инвенции или отсутствуют полностью, или занимают самое скромное место среди обсуждаемых вопросов. Конечно, можно вспомнить образовательные центры, где ведутся исследования по риторике и осуществляется подготовка преподавателей риторики, можно вспомнить и созданную еще в 1997 г. Ассоциацию исследователей, преподавателей и учителей риторики и т. д. Однако общая риторическая грамотность остается удручающей.

В работах Г.Г. Хазагерова последних 10-15 лет риторические проблемы рассматриваются в тесной связи с экологической лингвистикой. И центральная идея «Риторического манифеста» выражена в названии одного из его разделов - «Решительное применение экологических идей в риторике». Как полагает автор, культивировать коммуникативное пространство в современных условиях можно только экологичными, «природными» методами (а не уповать на методы административные]. Для того чтобы экологическое мышление в гуманитаристике работало, пишет Г.Г. Хазагеров, надо добраться до основополагающих понятий - адаптационных систем, понимаемых не в соссюрианском смысле, а как гомеостаз. Эти системы поддерживают параметры своего существования в определенных границах. Имея в виду эту категорию, можно понять риторику как фактор экологии общения.

Можно ли в современной ситуации пойти по пути самоорганизации языка и речи через механизмы привлекательности, т. е. по пути культивирования, а не регламентации? Трудно привить идею культивирования языка человеку, выключившему себя из общества, сосредоточенному на интернет-коммуникации. Однако общее звучание «Риторического манифеста» оптимистично, что особенно проявляется в части предложений и рекомендаций.

Необычный жанр манифеста (ср. manifestum - позднелат. 'призыв'] связан с главной интенцией автора: в ситуации, когда «ничто не противостоит коммуникативному хаосу и оскудению языка», со всей научной ответственностью осознать угрозы и предпринять совместные усилия для изменения ситуации. Некогда манифест был главным жанром, двигавшим вперед литературу, искусство, культуру в целом («Пощечина общественному вкусу» футуристов и проч.].

Жанр манифеста позволил Г.Г. Хазагерову избежать отягощающих ссылок, притом что он апеллирует к огромному числу авторов, идей и направлений. Логика текста - от проблем современной коммуникации к конкретным предложениям по их решению, от анализа риторического мышления к объяснению его возможностей в культивировании коммуникативного пространства.

Г.Г. Хазагеров определяет риторику как теорию и практику убеждающей речи в контексте глобального коммуникативного пространства. Опыт классического периода в развитии риторики важен потому, что риторика воспринималась тогда как социальная практика. И сегодня важнейшая задача - окультурить локальные коммуникативные среды, в частности - научный дискурс, в котором нарастают черты имитационности. Научная общественность хорошо знакома со статьями Г.Г. Хазагерова о деградации современного гуманитарного научного дискурса, которые отмечены блестящим остроумием автора (кого не впечатлил образчик камуфлирования банальности: Волга впадает в Каспийское море - обычное,

не комплексное изучение ситуации. Волга впадает в Каспийское море на протяжении многих лет, Волга впадает в Каспийское море и сегодня -комплексный, диахронический и синхронический подход!], см.: [Хазаге-ров 2010; Хазагеров 2013]. И новые диссертации заставляют снова и снова вспомнить этот пассаж и метафору Г.Г. Хазагерова «научный спам»; ср. развитие идей Г.Г. Хазагерова в нашей работе: [Брусенская, Куликова 2019]. Проблемы современного научного дискурса представляются Г.Г. Хазаге-рову настолько важными, что он говорит о них уже в авторском предисловии к манифесту.

По мысли Г.Г. Хазагерова, не адаптированными к современности оказались риторические идеи, связанные с разными типами прагматики и языковой рефлексией. Как и во многих прежних статьях (напр.: [Хазаге-ров 2016]], автор разграничивает ближнюю прагматику, преследующую сиюминутные цели, дальнюю прагматику, связанную с общим окультуриванием всего коммуникативного пространства, и отложенную прагматику, нацеленную на репутационные параметры самого автора текста.

Если в эпоху классической риторики все эти прагматики естественным образом сочетались, то сегодня они всё чаще вступают в противоречие друг с другом. Никто не заинтересован в тиражировании агрессии и сквернословия, но современный рекламный слоган, новые эргонимы и маркировки запросто могут содержать и то, и другое, т. е. ближние маркетинговые цели входят в противоречие с общим коммуникативным благом. Конституционное право «креативного номинатора» позволяет вынести на городские вывески названия типа «Ё-моё», «Ядрёна Матрёна», «Авиню», «Кра-савчег», «Бухни», «Уличные яйца», «Ешкин кот», «Свалка», «Бухен хаус» (см.: [Соколова 2016: 88]]. А категория репутации в современном социуме вообще нередко оказывается на дальней периферии общественного сознания.

«Риторический манифест» на треть состоит из предложений. Они делятся на предложения теоретические (знакомясь с которыми начинающие исследователи могут определиться с научным направлением] и практические. В теоретической части говорится об инвенции, которая из всех частей риторики находится в «самом критическом состоянии», главным образом - вследствие запутанности классификаций топосов. Однако отсутствие единого основания и прочие видимые недостатки классической классификации топосов не мешали ей быть действенной, в то время как более строгая «научная классификация не всегда бывает классификацией функциональной и тем более функционирующей». Г.Г. Хазагеров считает чрезвычайно важной проблему «оскудения общих мест», что имеет непосредственное отношение к утрате культурной памяти, «потере уважения к жизненно важным для существования культуры авторитетам, к распаду персоносферы». Экологический аспект для теории общих мест, считает Г.Г. Хазагеров, первичен, составляет самую ее суть: он отражает ту сторону экологического мышления, которая отвечает за сохранение

многообразия. Важно показать, «как именно и где оскудение языка препятствует нормальной коммуникации».

Итак, в области инвенции наиболее перспективными представляются автору новые разработки теории топосов, поскольку топосы могут превратиться в отличный индикатор экологии коммуникации. Чрезвычайно полезным видится автору составление атласов общих мест различных дискурсов.

Актуальной задачей в разработке второй части риторики - диспозиции - Г.Г. Хазагеров считает модернизацию теории выдвижения. Эту теорию необходимо вывести за рамки художественной стилистики и существенно расширить репертуар средств выдвижения. Важно поставить вопрос «о защите текста от разрушения смысла при возможной цитации его фрагментов с помощью усиления дейктических элементов, т. е. задуматься о корректной компрессии текста».

В области наиболее разработанной части риторики - элокуции -Г.Г. Хазагеров предлагает «рассматривать не только жизнь тропов, но и процесс их выхода в тираж», «жизнь после смерти», потому что отработавшие тропы «порождают особое амбивалентное мышление, эклектизм и нечувствительность к логическим противоречиям», что представляет собой экологическую проблему. «Привычка к недодумыванию и недопониманию предмета в нашем обществе во многом подпитывается наличием "мусора", или спама, наполовину дезавуированных общих мест и метафор, доставшихся нам от прошлого», - пишет Г.Г. Хазагеров.

В сфере элокуции пристального внимания заслуживает сегодня метонимия, которая в связи с визуализацией культуры занимает господствующее положение, в том числе и как средство манипуляции. Потому, считает Г.Г. Хазагеров, было бы целесообразно обозначить целый класс вербальных и невербальных явлений, родственных метонимии (мем, семантический прототип, модельный пример и проч.].

Завершается «Риторический манифест» разделом «Возможные практические и организационные шаги». Автор пишет о двух коммуникационных площадках, где можно было бы обмениваться идеями и создавать образцы, - научный журнал, посвященный проблемам риторической экологии (с названием типа «Экологическая коммуникация»], и популярный журнал, в котором были бы представлены удачные образцы убеждающей речи, содействующие формированию литературного вкуса и культивированию языка.

В области дидактики также предлагается «двучленная структура -курсы и конкурсы». Необходимы новые предложения по преподаванию риторики. Нужен конкурс программ, видеолекций и учебников, который можно провести в рамках воркшопа.

Жанр манифеста предполагает незамедлительный отклик и конкретные действия сторонников по изменению ситуации. Сегодня идеи

проективной, или порождающей, лингвистики и вообще идеи о превращении гуманитарных наук в гуманитарные практики чрезвычайно популярны. Ср. мысль М.Н. Эпштейна, согласно которой возможна (и необходима!] третья точка зрения на язык - не объективная (дескриптивная] и не нормативная (селективная], а проективная [Эпштейн 2016]. Как известно, эти идеи М.Н. Эпштейн пытался реализовать в проективном словаре, который на русском языке появился в 2000 г. в виде еженедельной электронной рассылки «Дар слова». Однако эти двадцатилетние усилия никак не сказались на общей речевой практике: создается такое впечатление, что предложенный «дар» отвергнут.

Будем надеяться, что у «Риторического манифеста» Г.Г. Хазагерова иная судьба: его воспримут как руководство к действию те, кому он адресован. На наш взгляд, это вполне реально, потому что «Риторический манифест» содержит новые фундаментальные идеи и написан так, что ни один исследователь не сможет пройти мимо.

Список литературы

Акай О.М. Феномен грамматической лакунарности: когнитивный и лингвопрагма-

тический аспекты: дис. ... д-ра филол. наук. Ростов н/Д., 2020. 406 с. Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Имитационность, информативность и фатика в жанрах гуманитарного научного дискурса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2019. Т. 23. № 1. С. 131-148. DOI: 10.22363/2312-9182-2019-23-1-131-148. Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Некоторые проблемы и задачи преподавания ме-диалингвистики // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 4. С. 139-158. Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Экологическая лингвистика: моногр. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 184 с.

Савельева Л.В. Лингвоэкология: учеб. для акад. бакалавриата. 2-е изд., перераб.

и доп. М.: Юрайт, 2019. 206 с. Сковородников А.П. О некоторых нерешенных вопросах теории лингвоэкологии //

Политическая лингвистика. 2019. № 5 (77). С. 12-25. Соколова Т.П. Нейминговая экспертиза: предмет, объекты, задачи, пределы компетенции // Судебная экспертиза. 2016. № 1 (45). С. 82-93. Хазагеров Г.Г. Телеологический смысл и социальная роль классификации риторических фигур // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2016. Т. 20. № 3. С. 89-102. Хазагеров Г.Г. Контрпродуктивные компетенции // Высшее образование в России.

2013. № 1. С. 129-134. Хазагеров Г.Г. Риторика тоталитаризма: становление, расцвет, коллапс (советский

опыт). Ростов н/Д.: ЮФУ, 2012. 76 с. Хазагеров Г.Г. Обессмысливание научного дискурса как системное явление // Социологические науки. 2010. № 2. С. 5-20. Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М.: Флинта: Наука, 2009. 432 с.

Хазагеров Г.Г. Риторика vs. стилистика: семиотический и институциональный аспект // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 30-44.

Хазагеров Г. Г. Декларативная риторика как угроза экологии русского языка // Прагматические аспекты речевого общения: сб. науч. тр. М., 2007. С. 101-108.

Хазагеров Г.Г. Партия, власть и риторика. М.: Европа, 2006. 48 с.

Хазагеров Г.Г. Метаплазм и вариант // Седьмые Международные Виноградовские чтения. М., 2004. С. 17-35.

Хазагеров Г.Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир. 2002а. № 1. С. 133-145.

Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002б. 313 с.

Хазагеров Г. Г. Система убеждающей речи как гомеостаз: ораторика, гомилетика, дидактика, символика // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 5-28.

Хазагеров Г. Г. Риторика для слушающего // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2000. № 1. С. 32-36.

Хазагеров Г.Г. Фигура: метаязыковой аспект: дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 1995. 304 с.

Хазагеров Г.Г. «О образех»: Иоанн, Хировоск, Трифон // Известия РАН. Серия «Литература и язык». 1994. № 1. С. 63-71.

Хазагеров Г.Г. Функционирование фигур и тропов в «Слове о полку Игореве» и «Задонщине» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1990. № 3. С. 3-12.

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 386 с.

Эпштейн М.Н. От знания - к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 480 с.

References

Akai, O.M. (2020), Fenomen grammaticheskoi lakunarnosti: kognitivnyi i lingvoprag-maticheskii aspekty [The phenomenon of grammatical lacunarity: cognitive and linguopragmatic aspects], Prof. Thesis, Rostov-on-Don, 406 p. (in Russian).

Brusenskaya, L.A., Kulikova, E.G. (2019), Imitatsionnost', informativnost' i fatika v zhanrakh gumanitarnogo nauchnogo diskursa [Imitation, Informational Value and Phatic Communication in the Genres of Academic Discourse]. Russian Journal of Linguistics, Vol. 23, no. 1, pp. 131-148. DOI: 10.22363/2312-9182-201923-1-131-148. (in Russian).

Brusenskaya, L.A., Kulikova, E.G. (2018), Nekotorye problemy i zadachi prepodavaniya medialingvistiki [Some problems and tasks of teaching media linguistics]. Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, no. 4, pp. 139-158. (in Russian).

Brusenskaya, L.A., Kulikova, E.G. (2016), Ekologicheskaya lingvistika [Ecological linguistics], Moscow, Flinta publ., Nauka publ., 184 p. (in Russian).

Epshtein, M.N. (2016), Ot znaniya - k tvorchestvu. Kak gumanitarnye nauki mogut iz-menyat' mir [From knowledge - to creativity. How Humanities can change the world], Moscow, St. Petersburg, Centre for Humanitarian Initiatives publ., 480 p. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2016), Teleologicheskii smysl i sotsial'naya rol' klassifikatsii ri-toricheskikh figur [Teleological meaning and social role of rhetorical figures classification]. Russian Journal of Linguistics, Vol. 20, no. 3. pp. 89-102. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2013), Kontrproduktivnye kompetentsii [Counterproductive competences]. Higher education in Russia, no. 1, pp. 129-134. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2012), Ritorika totalitarizma: stanovlenie, rastsvet, kollaps (sovetskii opyt) [Rhetoric of totalitarianism: formation, development, collapse (Soviet experience)], Rostov-on-Don, South Federal University publ., 276 p. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2010), Obessmyslivanie nauchnogo diskursa kak sistemnoe yavlenie [Demystification of scientific discourse as a systemic phenomenon]. Social sciences, no. 2, pp. 5-20. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2009), Rhetorical dictionary, Moscow, Flinta publ., Nauka publ., 432 p. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2008), Ritorika vs. stilistika: semioticheskii i institutsional'nyi aspekt [Rhetoric vs. stylistics: semiotic and institutional aspect]. Sociological journal, no. 3, pp. 30-44. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2007), Deklarativnaya ritorika kak ugroza ekologii russkogo yazyka [Declarative rhetoric as a threat to the ecology of the Russian language]. Pragmatic aspects of speech communication, collection of scientific works, Moscow, pp. 101-108. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2006), Partiya, vlast' i ritorika [Party, power and rhetoric], Moscow, Evropa publ., 48 p. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2004), Metaplazm i variant [Metaplasm and variant]. The 7th International Vinogradov's Readings, Moscow, pp. 17-35. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2002a), Personosfera russkoi kul'tury [Personosphere of Russian culture]. New World, no. 1, pp. 133-145. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2002b), Politicheskaya ritorika [Political rhetoric], Moscow, Nik-kolo-Media publ., 313 p. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2001), Sistema ubezhdayushchei rechi kak gomeostaz: oratorika, go-miletika, didaktika, simvolika [The system of persuasive speech as homeostasis: oratorics, homiletics, didactics, symbolism]. Sociological journal, no. 3, pp. 528. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (2000), Ritorika dlya slushayushchego [Rhetoric for the listener]. Philological Bulletin of Rostov State University, no. 1, pp. 32-36. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (1995), Figura: metayazykovoi aspekt [Figure: metalingual aspect], Prof. Thesis, Krasnodar, 304 p. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (1994), "O obrazekh": Ioann, Khirovosk, Trifon ["On obrazech": John, Khirovosk, Tryphon]. Proceedings of Russian Academy of Sciences. Series "Literature and Language ", no. 1, pp. 63-71. (in Russian).

Khazagerov, G.G. (1990), Funktsionirovanie figur i tropov v "Slove o polku Igoreve" i "Zadonshchine" [Functioning of figures and tropes in "The Word about Igor's regiment" and "Zadonshchina"]. Scientific reports of the higher school. Philological sciences, no. 3, pp. 3-12. (in Russian).

Khazagerov, G.G., Lobanov, I.B. (2004), Ritorika [Rhetoric], Rostov-on-Don, Feniks publ., 386 p. (in Russian).

Savel'eva, L.V. (2019), Lingvoekologiya [Linguoecology], Textbook for academic undergraduate studies, 2nd ed., Moscow, Yurait publ., 206 p. (in Russian).

Skovorodnikov, A.P. (2019), O nekotorykh nereshennykh voprosakh teorii lingvoekolo-gii [On some unresolved issues of the linguoecology theory]. Political linguistics, no. 5 (77), pp. 12-25. (in Russian).

Sokolova, T.P. (2016), Neimingovaya ekspertiza: predmet, obyekty, zadachi, predely kompetentsii [Naming expertise: subject, objects, tasks, limits of competence]. Legal expertise, no. 1 (45), pp. 82-93. (in Russian).

REVIEW OF THE "RHETORICAL MANIFESTO" BY G.G. KHAZAGEROV (Rostov-on-Don, Publishing House of Rostov Rhetorical School, 2020, 45 p.)

L.A. Brusenskaya1, E.G. Kulikova2

1,2 Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia)

Abstract: The reviewed G.G. Khazagerov's work is titled by the author as "Rhetorical manifesto", which implies a call for definite actions to change the communicative situation. The "Rhetorical manifesto" lists the problems of modern communication and gives specific proposals for their solution, analyzes rhetorical thinking and explains its possibilities in the cultivation of the communicative space.

Key words: rhetorical culture, communication, pragmatics, linguoecological thinking. For citation:

Brusenskaya, L.A., Kulikova, E.G. (2021), Review of the "Rhetorical manifesto" by G.G. Khazagerov (Rostov-on-Don, Publishing House of Rostov Rhetorical School, 2020, 45 p.). Communication Studies (Russia), Vol. 8, no. 1, pp. 185-193. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(1).185-193. (in Russian).

About the authors:

1 Brusenskaya, Ludmila Alexandrovna, Prof., Professor of the Russian Language and Speech Culture Department

2 Kulikova, Ella Germanovna, Prof., Head of the Russian Language and Speech Culture Department

Corresponding authors:

12 Postal address: 69, Bol'shaya Sadovaya ul., Rostov-on-Don, 344002, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 E-mail: brusenskaya_l@mail.ru

2 E-mail: kulikova_ella21@mail.ru

Acknowledgements:

The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19012-00016

Received: February 1, 2021

Accepted: February 15, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.