182
Б.Г. Шелегеда, М.Н. Корнев, Н.В. Погоржельская
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Шелегеда Белла Григорьевна
доктор экономических наук; профессор,
ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк, Республика Украина. E-mail: shelegeda.bg@gmail.com
Корнев Михаил Николаевич
доктор экономических наук; доцент,
ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк, Республика Украина. E-mail: kornev007@yandex.ru
Погоржельская Наталья Валериевна
доктор экономических наук; доцент,
ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк, Республика Украина. E-mail: pnv686@gmail.com
Рабочая программа подготовлена коллективом авторов - ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г.Москва, Россия, - д-ром экон. наук Альпидовской М.Л., д-ром экон. наук Карамовой О.В., д-ром экон. наук Толкачевым С.А., д-ром экон. наук Юдановым А.Ю., канд. экон. наук Терской Г.А., канд. экон. наук Соколовым Д.П.
Актуальность проекта Рабочей программы воспринимается как научно- и методологически обоснованная заявка на издание долгожданного учебника по экономической теории, сохраняющего традиционно-классические положения в современной интерпретации возможности внедрения информационных технологий с соответствующей систематизацией многообразия форм и методов научного исследования по принципу: «Из прошлого - в будущее».
Экономическая теория, как основа построения методологии прикладных исследований, с последующей их практической реализацией, выступает, с одной стороны, фундаментом, а с другой, - учебной дисциплиной, которая тесно взаимодействует и дает корневое содержание всем экономическим дисциплинам, отвечая на главные проблемы профессиональной подготовки специалистов XXI-го века.
Особо следует подчеркнуть, что изучение учебного курса «Экономическая теория» необходимо, прежде всего, для познания действия экономических законов, закономерностей циклического развития систем в периоды глубоких кризисов с учетом исторического опыта, что является средством управления настоящим и обоснования тенденций развития в будущем. В результате знакомства с парадигмами различных эпох, начиная с экономических учений дорыночной экономики, далее нерегулируемых рыночных отношений (классической школы и ее противников, а затем «маржинальной революции» и «неоклассического синтеза»), и заканчивая современными процессами по социально-институциональным направлениям экономической мысли, теориями рынка с несовершенной конкуренцией, государственного регулирования экономики («Кейнсианство» и «Неолиберализм»), а также эволюцией современных экономических доктрин, что проявилась в новых теориях. Возникновение современных методологических подходов на основе синтеза разных школ из экономического прошлого позволяет интегрировать полученные выводы в динамичном процессе развития общества, что, безусловно, должно оказывать и оказывает существенное влияние
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 183
на структуру и содержание учебного курса экономической теории.
Необходимо отметить, что в Рабочей программе рецензируемого материала классический подход к экономической теории тесно взаимосвязан с предметом, когда авторы, не идеологизируя ни одного из направлений экономической мысли, показали развитие экономической теории одновременно с развитием общественных отношений. А усложнение и появление новых экономических систем неизбежно вызывает трансформацию основных положений экономической теории. Кстати, вопрос о предмете экономической теории до сих пор остается относительно дискуссионным, но мы поддерживаем авторский подход, - когда производственные отношения рассматриваются в единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройкой. В этом смысле авторами программы содержание учебного курса «Экономическая теория» оптимально структурировано и логически систематизировано, поэтому имеет не только научно-методическое, но и практическое значение для исследования ключевых проблем финансовой и денежно-кредитной систем с определением налогово-бюджетной политики государства.
Понимание объективной невозможности создания идеальной модели социально-экономического устройства общества, где не будет кризисов, войн, эпидемий, эволюционное развитие остановилось бы на одном из технологических укладов, а потому заслуживает одобрения научно обоснованный критический взгляд авторов на методологические основы в современной (неоклассической) теории, в условиях стратегических вызовов, когда преобладают информационные и когнитивные технологии при цифровизации различных видов экономической деятельности.
Отдельно следует отметить методические достоинства проекта Рабочей программы. Известно, что в последние годы образовательные учреждения работают в условиях постоянного обновления стандартов, что заставляет научно-педагогическое сообщество оперативно корректировать образовательные программы, актуализировать содержание дисциплин с учетом новых нормативно-правовых требований рынка труда.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования поставили перед экономической наукой задачу по оптимизации не только объёмов различных модулей (циклов) дисциплин, но и одновременное использование различных элементов институционального, неоклассического и политэкономического подходов. Ориентация на мировые тенденции построения качественного образования с формированием соответствующих компетенций позволяет включить в программы подготовки обучающихся дисциплины, в которых обеспечивается необходимое соотношение фундаментальных классических и новых профилирующих направлений на основе повышения эффективности научных и практических достижений.
Благодаря комплексному сочетанию методологии и инструментов отечественной и зарубежной экономической теории, которое является не произвольным смешением, а, напротив, - осмысленным применением выводов различных экономических школ, возможна эффективная подготовка специалистов, адаптированных к специфике социально-экономического развития РФ, способных ответить на стратегические вызовы в кризисных ситуациях. Именно это обстоятельство и обеспечивает возможность приобретения «элитными специалистами» уже в процессе обучения так называемого дополнительного интеллектуального потенциала, формирующего способности самостоятельно нарабатывать необходимые знания и опыт. Методологическая многовариантность рассмотренных вопросов в проекте Рабочей программы отражает поиски новой модели теории экономического развития, в которой заложена стратегия дальнейшего совершенствования высшего образования.
В целом, предложенный коллективом авторов проект Рабочей программы учебного курса «Экономическая теория» заслуживает одобрения, высокой оценки, а в качестве пожелания, - как можно скорее нам всем получить учебник, позволяющий эффективно использовать его в учебном процессе и научной деятельности.
184
Б.Г. Шелегеда, М.Н. Корпев, Н.В. Погоржельская
REVIEW ON THE WORKING PROGRAM OF THE TRAINING COURSE «ECONOMIC THEORY»
Shelegeda Bella Grigoryevna
Doctor of Economic Sciences; Professor,
Donetsk academy of management and public administration, Donetsk, Republic of Ukraine, E-mail: shelegeda.bg@gmail.com
Kornev Michael Nikolaevich
Doctor of Economic Sciences; Professor,
Donetsk academy of management and public administration, Donetsk, Republic of Ukraine, E-mail: kornev007@yandex.ru
Pogorzhelskaya Nataliya Valerievna
Doctor of Economic Sciences; Professor,
Donetsk academy of management and public administration, Donetsk, Republic of Ukraine, E-mail: pnv686@gmail.com