Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шелегеда Белла Григорьевна, Корнев Михаил Николаевич, Погоржельская Наталья Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"»

182

Б.Г. Шелегеда, М.Н. Корнев, Н.В. Погоржельская

РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Шелегеда Белла Григорьевна

доктор экономических наук; профессор,

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк, Республика Украина. E-mail: shelegeda.bg@gmail.com

Корнев Михаил Николаевич

доктор экономических наук; доцент,

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк, Республика Украина. E-mail: kornev007@yandex.ru

Погоржельская Наталья Валериевна

доктор экономических наук; доцент,

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы», г. Донецк, Республика Украина. E-mail: pnv686@gmail.com

Рабочая программа подготовлена коллективом авторов - ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г.Москва, Россия, - д-ром экон. наук Альпидовской М.Л., д-ром экон. наук Карамовой О.В., д-ром экон. наук Толкачевым С.А., д-ром экон. наук Юдановым А.Ю., канд. экон. наук Терской Г.А., канд. экон. наук Соколовым Д.П.

Актуальность проекта Рабочей программы воспринимается как научно- и методологически обоснованная заявка на издание долгожданного учебника по экономической теории, сохраняющего традиционно-классические положения в современной интерпретации возможности внедрения информационных технологий с соответствующей систематизацией многообразия форм и методов научного исследования по принципу: «Из прошлого - в будущее».

Экономическая теория, как основа построения методологии прикладных исследований, с последующей их практической реализацией, выступает, с одной стороны, фундаментом, а с другой, - учебной дисциплиной, которая тесно взаимодействует и дает корневое содержание всем экономическим дисциплинам, отвечая на главные проблемы профессиональной подготовки специалистов XXI-го века.

Особо следует подчеркнуть, что изучение учебного курса «Экономическая теория» необходимо, прежде всего, для познания действия экономических законов, закономерностей циклического развития систем в периоды глубоких кризисов с учетом исторического опыта, что является средством управления настоящим и обоснования тенденций развития в будущем. В результате знакомства с парадигмами различных эпох, начиная с экономических учений дорыночной экономики, далее нерегулируемых рыночных отношений (классической школы и ее противников, а затем «маржинальной революции» и «неоклассического синтеза»), и заканчивая современными процессами по социально-институциональным направлениям экономической мысли, теориями рынка с несовершенной конкуренцией, государственного регулирования экономики («Кейнсианство» и «Неолиберализм»), а также эволюцией современных экономических доктрин, что проявилась в новых теориях. Возникновение современных методологических подходов на основе синтеза разных школ из экономического прошлого позволяет интегрировать полученные выводы в динамичном процессе развития общества, что, безусловно, должно оказывать и оказывает существенное влияние

РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 183

на структуру и содержание учебного курса экономической теории.

Необходимо отметить, что в Рабочей программе рецензируемого материала классический подход к экономической теории тесно взаимосвязан с предметом, когда авторы, не идеологизируя ни одного из направлений экономической мысли, показали развитие экономической теории одновременно с развитием общественных отношений. А усложнение и появление новых экономических систем неизбежно вызывает трансформацию основных положений экономической теории. Кстати, вопрос о предмете экономической теории до сих пор остается относительно дискуссионным, но мы поддерживаем авторский подход, - когда производственные отношения рассматриваются в единстве и взаимодействии с производительными силами и надстройкой. В этом смысле авторами программы содержание учебного курса «Экономическая теория» оптимально структурировано и логически систематизировано, поэтому имеет не только научно-методическое, но и практическое значение для исследования ключевых проблем финансовой и денежно-кредитной систем с определением налогово-бюджетной политики государства.

Понимание объективной невозможности создания идеальной модели социально-экономического устройства общества, где не будет кризисов, войн, эпидемий, эволюционное развитие остановилось бы на одном из технологических укладов, а потому заслуживает одобрения научно обоснованный критический взгляд авторов на методологические основы в современной (неоклассической) теории, в условиях стратегических вызовов, когда преобладают информационные и когнитивные технологии при цифровизации различных видов экономической деятельности.

Отдельно следует отметить методические достоинства проекта Рабочей программы. Известно, что в последние годы образовательные учреждения работают в условиях постоянного обновления стандартов, что заставляет научно-педагогическое сообщество оперативно корректировать образовательные программы, актуализировать содержание дисциплин с учетом новых нормативно-правовых требований рынка труда.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования поставили перед экономической наукой задачу по оптимизации не только объёмов различных модулей (циклов) дисциплин, но и одновременное использование различных элементов институционального, неоклассического и политэкономического подходов. Ориентация на мировые тенденции построения качественного образования с формированием соответствующих компетенций позволяет включить в программы подготовки обучающихся дисциплины, в которых обеспечивается необходимое соотношение фундаментальных классических и новых профилирующих направлений на основе повышения эффективности научных и практических достижений.

Благодаря комплексному сочетанию методологии и инструментов отечественной и зарубежной экономической теории, которое является не произвольным смешением, а, напротив, - осмысленным применением выводов различных экономических школ, возможна эффективная подготовка специалистов, адаптированных к специфике социально-экономического развития РФ, способных ответить на стратегические вызовы в кризисных ситуациях. Именно это обстоятельство и обеспечивает возможность приобретения «элитными специалистами» уже в процессе обучения так называемого дополнительного интеллектуального потенциала, формирующего способности самостоятельно нарабатывать необходимые знания и опыт. Методологическая многовариантность рассмотренных вопросов в проекте Рабочей программы отражает поиски новой модели теории экономического развития, в которой заложена стратегия дальнейшего совершенствования высшего образования.

В целом, предложенный коллективом авторов проект Рабочей программы учебного курса «Экономическая теория» заслуживает одобрения, высокой оценки, а в качестве пожелания, - как можно скорее нам всем получить учебник, позволяющий эффективно использовать его в учебном процессе и научной деятельности.

184

Б.Г. Шелегеда, М.Н. Корпев, Н.В. Погоржельская

REVIEW ON THE WORKING PROGRAM OF THE TRAINING COURSE «ECONOMIC THEORY»

Shelegeda Bella Grigoryevna

Doctor of Economic Sciences; Professor,

Donetsk academy of management and public administration, Donetsk, Republic of Ukraine, E-mail: shelegeda.bg@gmail.com

Kornev Michael Nikolaevich

Doctor of Economic Sciences; Professor,

Donetsk academy of management and public administration, Donetsk, Republic of Ukraine, E-mail: kornev007@yandex.ru

Pogorzhelskaya Nataliya Valerievna

Doctor of Economic Sciences; Professor,

Donetsk academy of management and public administration, Donetsk, Republic of Ukraine, E-mail: pnv686@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.