Научная статья на тему 'Рецензия на: Р.С. Колокольчикова. История индустриальных горо- дов Европейского Севера России: пространство, социум, культура (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг.): Монография. Череповец: ЧГУ, 2013. 337 с.'

Рецензия на: Р.С. Колокольчикова. История индустриальных горо- дов Европейского Севера России: пространство, социум, культура (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг.): Монография. Череповец: ЧГУ, 2013. 337 с. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ольга Вениаминовна Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Р.С. Колокольчикова. История индустриальных горо- дов Европейского Севера России: пространство, социум, культура (вторая половина 1960-х – первая половина 1980-х гг.): Монография. Череповец: ЧГУ, 2013. 337 с.»

Ольга Вениаминовна Смирнова

Кандидат философских наук, профессор Череповецкий государственный университет

[email protected]

Рецензия на: Р.С. Колокольчикова. История индустриальных городов Европейского Севера России: пространство, социум, культура (вторая половина 1960-х - первая половина 1980-х гг.): Монография. Череповец: ЧГУ, 2013. 337 с.

История Европейского Севера является важной составной частью истории России в целом, поскольку она отражает основные тенденции и противоречия развития нашего Отечества в новейшее время. Сегодня, когда в стране и мире происходят глобальные цивилизационные сдвиги, когда в условиях обострившейся информационной войны подвергается коренному пересмотру система ценностей, традиционных для нашего народа, объективное и взвешенное научное исследование заявленной темы представляется весьма актуальным. Сложная проблема модернизации материально-технической базы экономики и одновременного решения целого комплекса социальных задач, стоящая перед государством, требует активизации внимания к историческому опыту. В рамках очередного этапа советской урбанизации на Европейском Севере России в 60-80-е годы прошлого столетия были осуществлены масштабные программы по промышленному освоению обширных малонаселенных территорий, качественно преобразившие социально-экономическую и культурную среду данного региона. Возникшие в результате индустриальные моногорода стали градообразующими центрами химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии. Резкое изменение состояния этих городов и прилегающих территорий в настоящее время (вплоть до кризисного и депрессивного) также требует специального рассмотрения.

Рецензируемая монография выполнена в проблемном поле исторической урбанистики, что обуславливает использование в исследовании не только чисто исторических, но и междисциплинарных подходов, в частности, культурологических, философских, социально-экономических и др. При этом следует отметить, что опорной для автора является методологическая база именно исторической науки. Интегральный характер исследования определяется также структурой и содержанием работы. Монография включает в себя три логически взаимосвязанных главы, каждая из которых раскрывает один из аспектов указанной в названии темы. Так, первая глава посвящена анализу социального пространства индустриальных городов, их влияния на окружающую среду. Во второй главе подробно рассматриваются социальные проблемы и достижения данных типов городского поселе-

^МЭТОДА

__| Ргоушае

ния. Третья глава представляет собой детальное изучение культурной среды индустриальных городов Европейского Севера.

Во введении автор убедительно обосновала цель и задачи исследования, охарактеризовала основные теоретико-методологические подходы к изучаемой теме, справедливо отметив, что «в урбанистике накоплен большой материал о городе и процессах, происходящих в его отдельных подсистемах, существуют отдельные теоретические концепции городов и урбанизации в рамках отдельных наук. Однако общая теория по изучению города отсутствует» (с. 5). Поэтому ценной и обоснованной представляется попытка автора доказать эффективность использования в современных условиях методологию комплексного подхода к изучению города по трем параметрам (пространство, социум, культура), на основе модели, выдвинутой в свое время Н.П. Анциферовым. Территориальные рамки исследования охватывают пространство четырех субъектов Российской Федерации: Архангельской, Мурманской, Вологодской областей и Карельской автономной республики. На примере строительства и развития градообразующих предприятий индустриальных городов (таких, как: Новодвинск, Корямжа, Череповец, Сокол, Кировск, Апатиты, Мончегорск, Оленегорск, Ковдор, Сеге-жа, Кондопога, Костомукша) Р.С. Колокольчикова раскрывает сложную динамику воплощения советской стратегии «управляемой урбанизации», конечной целью которой было освоение территорий, обладающих богатыми природными ресурсами. На основе значительного объема эмпирического материала она убедительно показала, как в условиях сочетания экстенсивной и интенсивной стадий урбанизации шел процесс становления специфического типа индустриальных городов с характерными чертами, соответствующими установкам и ценностям эпохи «развитого социализма».

Безусловной заслугой автора является введение в научный оборот большого массива архивных материалов, включая ведомственные документы, предназначавшиеся для служебного пользования. Всего в работе были использованы более чем 1100 дел 62-х фондов 13-ти архивохранилищ как центральных и региональных, так муниципальных и архивов предприятий. Обширная библиография исследования, охватывающая более чем 700 наименований печатных изданий, служит важной источниковедческой базой для изучения не только данного временного периода, но и советской эпохи в целом в контексте урбанистического подхода. Теоретическая ценность представленного массива материалов определяется как количественными параметрами, так и обстоятельным анализом степени достоверности публикуемых документов. Практически каждое положение и умозаключение, выдвигаемое исследователем, подтверждается или иллюстрируется ссылками на печатные или архивные источники. Значительный статистический материал по теме исследования содержат приложения с полным библиографическим описанием источников приводимых данных.

В первой главе, анализируя особенности формирования пространственной среды индустриальных городов на русском Севере, Р.С. Колокольчико-

ва отмечает, что новое градостроительство, а также рост и развитие исторически сложившихся городов, обуславливалось, прежде всего, ведомственными интересами соответствующих министерств. «Жесткая связь между градостроительством с одной стороны, созданием и развитием промышленных предприятий - с другой, приводила к уменьшению значения социальной составляющей процесса урбанизации, что, в частности, отражалось на внешних параметрах городов» (с. 12). Данный факт определил, по мнению автора, специфику городского пространства, его функциональность, сам облик указанных индустриальных городов, во многом сохранившийся до сих пор. В результате, «к началу 1980-х гг. пространственная среда всей изучаемой типологической группы городов формировалась на основе генпланов застройки и использования их территорий, что позволяло совершенствовать городскую пространственную среду, преодолевать фрагменты поселковой застройки на территории индустриальных городов, формировать более благоприятные условия для жизни человека в индустриальном городе» (с. 27). В частности, безусловным достижением тех лет стало успешное решение жилищной проблемы. Темпы и результаты выполнения программ по сносу ветхого жилья, переселения людей из бараков и аварийных зданий, строительства замкнутых микрорайонов с необходимой транспортной и социокультурной инфраструктурой поистине впечатляют. Автор приводит значительный статистический материал, доказывающий эффективность советской градостроительной практики тех лет (с. 28-44). Данный исторический опыт ведения строительных работ следует учитывать современным муниципальным властям при решении схожих проблем. Вместе с тем, исследователь вскрывает и серьезные недостатки, присущие градостроительной политике названного периода. В частности, речь идет о нарушениях комплексности застройки, об отступлениях от генпланов, ошибках, связанных с социально-демографическими расчетами, низким качеством изделий предприятий стройиндустрии и работ непосредственно на строительной площадке и т.д. Подобные недостатки и просчеты привели к неблагоприятным последствиям, влияющим и на настоящую ситуацию в этих городах. Например, указывается, что «заказчики неохотно осуществляли капиталовложения в проектирование и строительство коммунальных сетей, стремились сэкономить на этом..., что, с одной стороны, удешевляло строительство, с другой, вело к перегрузке коммунальных сетей, обостряло экологические проблемы, нарушало планировочные решения пространственной среды города» (с. 48). Причины современного экологического неблагополучия и факторы риска закладывались, таким образом, именно тогда. Сырьевая специализация ресурсоемких производств, отсутствие санитарно-защитных зон между предприятиями и жилыми кварталами, недостаток эффективных технологий очистки промышленных отходов и сбросов, остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий - эти и другие факторы приводили к разрушению естественных экосистем, усугубляли ситуацию экологического кризиса.

^МЭТОДА

__| Ргоушае

В исследовании убедительно показано, что основное противоречие между хозяйственно-экономическими интересами градообразующих предприятий и социально-гуманитарными потребностями населения решалось, в конечном итоге, в пользу первых. Во второй главе автор подробно рассматривает основные достижения и противоречия социального развития индустриальных городов названного региона. В частности, отмечается, что сочетание добровольных и принудительных источников формирования трудовых ресурсов обостряло социальные и демографические проблемы в регионе. С одной стороны, активное промышленное строительство на Европейском Севере вело к тому, что «по сравнению с городами других типологических групп, индустриальные города региона имели самые высокие темпы роста численности населения», с другой, формирование населения городов шло «преимущественно в результате интенсивного миграционного оборота» (с. 97). Причем, особенностью демографических процессов была большая подвижность населения, при которой наблюдалась не только миграция в эти города, но и обратная (из них). Причинами обратной миграции «стали суровые климатические условия, тяжелые условия труда, неудовлетворенность обеспечением жильем, специальностью, торгово-бытовым обслуживанием и др.» (с. 99). Нестабильность социальной структуры городского населения, наличие в ней значительной прослойки маргинальных элементов, неблагоприятные жилищные условия и другие отрицательные факторы порождали серьезные социальные проблемы. Используя обширный и достоверный материал, как местных, так и центральных источников, автор вскрывает причины и проявления таких негативных явлений, как: преступность (с. 126-134), алкоголизм (с. 114-126), социальные болезни (с. 134-148) и т.п. «В целом, социальное развитие индустриальных городов укладывалось в русло основных закономерностей урбанизации», - считает исследователь (с. 149).

Содержание третьей главы, посвященной характеристике культурной среды индустриальных городов, существенно корректирует впечатление о преимущественно неблагоприятных тенденциях в развитии городского пространства и социума. Напротив, системный анализ факторов формирования общественных настроений, социально-культурной инфраструктуры, достижений пропаганды и контрпропаганды, специфики культурно-массовой и просветительской деятельности, успехов в области образования, искусства, спорта, самодеятельности, закономерно приводят к выводу, что «культурная жизнь индустриальных городов отличалась большой насыщенностью, динамизмом и разнообразием» (с. 272). Несмотря на то, что, по мнению автора, специальной государственной программы для развития культуры индустриальных городов с учетом их проблем в исследуемый период не было, значительную роль в социально-культурном становлении данных поселений играли предприятия градообразующего комплекса, городские советы депутатов и их исполнительные комитеты, партийные органы.

В монографии приводится обширный статистический материал, наглядно показывающий, что на протяжении рассматриваемого периода в названном регионе формируется достаточно полноценная инфраструктура городской культурной среды, обеспечивающая духовные потребности населения, создающая условия для приобщения жителей к культурным благам. За эти два десятилетия в индустриальных городах Европейского Севера было построено большое количество объектов социально-культурного назначения: школ, больниц, библиотек, кинотеатров, дворцов культуры, спортивных комплексов и т.п. И хотя наблюдалось определенное отставание в развитии их социокультурной инфраструктуры от темпов роста населения (обеспеченность горожан местами в культурно-досуговых и образовательных учреждений была значительно ниже общесоюзных норм), в целом, «социокультурная среда индустриальных городов региона не только благоприятствовала широкому развитию в этих городах самодеятельного художественного творчества, любительских объединений..., но и сама кардинально менялась в сторону гуманизации всех ее составляющих» (с. 245). Нельзя не согласиться с утверждением автора, что культурная среда индустриальных городов Европейского Севера формировалась объединением усилий городских властей, руководства градообразующих предприятий и творческой частью населения. Динамичное развитие этой культурной среды повышало статус и роль городов данной группы в культуре региона.

Следует отметить, что монография Р.С. Колокольчиковой отличается новизной по постановке проблемы, используемой исследовательской модели, комплексностью многообразных источников, логичностью и аргументированностью выводов. Данное исследование вносит существенный вклад, как в историческое краеведение, так и в историческую урбанистику, позволяя изучать историю России через историю ее регионов. Вместе с тем, по работе можно высказать ряд замечаний и пожеланий. Представляется, что заключение и выводы по главам отличаются излишней лаконичностью, вследствие чего они недостаточно полно и точно отражают содержание структурных элементов и позицию автора. Название первого параграфа третьей главы представляется не вполне корректным. Вместо понятия «общественные настроения» уместнее было бы употребить термин «общественное сознание». Смысловое содержание и объем данной категории помимо психологической, эмоциональной составляющей включают также идейно-политические, социально-экономические и правовые компоненты, о которых собственно идет речь параграфе. Несистемный характер носят фотоматериалы, их также отличает низкое качество печати. Исследованием охвачены далеко не все индустриальные города Европейского Севера, возможно, это станет предметом дальнейшей научно-исследовательской деятельности автора. Высказанные замечания не снижают общей положительной оценки монографии Р.С. Колокольчиковой, выполненной на высоком теоретическом и методологическом уровне и заслуживающей внимания профессионального научного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.