Научная статья на тему 'Рецензия на: процессы трансформации религий. Сборник статей под редакцией М. М. Шахнович. СПб. : Издательство Санкт- Петербургского университета, 2014. - 314 с'

Рецензия на: процессы трансформации религий. Сборник статей под редакцией М. М. Шахнович. СПб. : Издательство Санкт- Петербургского университета, 2014. - 314 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Колкунова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: процессы трансформации религий. Сборник статей под редакцией М. М. Шахнович. СПб. : Издательство Санкт- Петербургского университета, 2014. - 314 с»

Исследуются самые разные нарративы: биографические (на примере «историй успеха» в Amway), этические (например, среди православных трудниц и «альтернативная мораль» среди последователей движения «Посольство Божье»), конструирование священных текстов и мифологии, образа врага (у пятидесятнических и православных групп).

Помимо конструирования нарратива и, тем самым, идентичности для многих авторов центром внимания оказывается рефлексия в изучаемой общине советского прошлого.

Даннный сборник предлагает уникальные материалы для размышления над теориями секуляризации и десекуляризации, историю религий советских и постсоветких стран, а также может рекомендоваться студентам, изучающим антропологию религии.

Колкунова К.А.

Рецензия на: Процессы трансформации религий. Сборник статей под редакциейМ.М. Шахнович. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014. - 314 с.

Рецензируемая книга является результатом исследований

коллектива кафедры философии религии и религиоведения

СПбГУ и приглашенных специалистов, поддержанных грантом

этого университета в 2011-2013 гг. В качестве связующего элемента,

наряду с темой трансформации религии, позиционируется

сравнительный метод, с помощью которого выявляются «основные

структурные, функциональные, идеологические (догматические),

политические показатели этого процесса», как гласит аннотация

сборника. Несмотря на отсутствие единого для всех авторов

понимания «трансформации», это понятие, толкуемое очень

широко, оказывается удобной рамкой для построения сборника.

Во многих случаях авторы делают предметом своего изучения

конструирование религии ее последователями или сами

предпринимают конструирование какого-либо понятия (не только

207

и не столько понятия «религия», но, например, «атеизм», «раннее христианство», «антиклерикализм»). Эта двойственность подчеркивается и во введении: религия может рассматриваться и как фактор, и как субъект трансформации. В связи с этим многие авторы используют не столько сравнительный метод, сколько генетический анализ тех или иных изменений в религиозной жизни.

Сборник состоит из введения и трех разделов. Первый посвящен античной культуре:

статья Д.В. Панченко о рецепции греческих идей в древнекитайской философии;

статья А.Я. Тыжова о различных особенностях древнегреческого героического культа. Предлагается несколько типологий героев, однако подробного их рассмотрения нет, как и выстраивания исторической трансформации почитания героев. Отдельное внимание уделяется культу Ахилла и связи культа мертвых с культом героев;

статья М.М. Шахнович о трансформации представлений об атеизме, опирающаяся на широкий круг источников, полезных в изучении складывания терминологического аппарата современного свободомыслия, а также истории философии;

статья Д.А. Браткина об эволюции раннего христианства, которая скорее посвящена не собственно раннему христианству, а развитию методологии изучения Нового Завета и его интерпретаций.

Во втором разделе рассматриваются процессы, происходившие в христианстве в XIX-XX веках:

статья М.С. Стецкевича об отдельном эпизоде в истории Церкви Англии на рубеже XVШ-XIX веков;

статья Е.А. Терюковой о государственно-церковных отношениях начала XX века в России, содержащая очень актуальную информацию о взаимоотношениях государства с Православной церковью в предреволюционной империи. Автор

основывается на широком круге архивных документов;

статья Т.И. Лузиной о новой религиозности и трансформации православия в культуре Серебряного века, богоискательстве интеллигенции и рецепции его в русской религиозной философии;

статья Т.В. Чумаковой о трансформации современного российского православия, начиная с эпохи перестройки, изменениях в церковной и общественной жизни, связанных с ней. Автор обращает внимание на складывание важной для современного дискурса концепции «канонической территории», связь религиозного и патриотического дискурса, типологию современного антиклерикализма, а также формирование маргинальной культуры религиозного благочестия. В многообразии рассмотренных фактов выделяются две центральные тенденции: политизация и маргинализация православия в современной России;

статья С.Л. Фирсова о четырех кейсах принятия ислама православными священнослужителями, которая может представлять интерес не только для изучения современного православия, но и для психологии религии;

статья Г.Е. Бокова о теологии смерти Бога и христианском атеизме, в которой описывается культурный фон возникновения новых направлений в теологии и нового типа христианства, которые оказываются тесно связаны с политической и культурной картиной 1960-х годов.

Третий раздел обращается к массовой культуре: статья О.К. Михельсон о формах «новой религиозности» в современной культуре задает рамку всего раздела, в ней предлагается обзор теорий и моделей описания современной культуры и ее взаимоотношений с религией, от концепции «современной мифологии» до теории имплицитной религии. Не всегда ясна авторская позиция в отношении описываемых теорий, но основной тезис состоит в двойственном характере массовой культуры, которая как использует имеющиеся религиозные

элементы, так и продуцирует новые элементы и интерпретации;

статья В.Е. Самойловой о трикстере в современной культуре на примере, в первую очередь, недавних фильмов о Бэтмане;

статья Н.С. Полякова о евангельских образах в кинематографе, в основном автор обращается к образам Иисуса и Иуды, прослеживая их динамику в последние десятилетия;

статья Е.Г. Романовой о синкретизме в новых религиозных движениях посвящена истории движения Ананда Марга, а также его оспариваемому статусу религиозного явления;

статья А.П. Забияки о феномене киберрелигии завершает сборник; киберрелигия рассматривается как реакция на развитие информационных технологий и как пример конструирования религии; впрочем, реальный пример такой киберрелигии автором приводится только один, сайт, посвященный великому I, то есть интернету, хотя в многочисленных работах по онлайн-религиям встречаются и другие примеры.

Большинство статей представляют собой своеобразный итог работы авторов, резюме их предыдущих публикаций. Все они информативны и основываются на обширном материале. Однако предельно широкая методологическая и теоретическая рамка приводит к весьма калейдоскопичному результату. В конечном итоге, в сборнике как едином целом речь скорее идет не о трансформации религии, а о взаимовлиянии религиозных мировоззрений, философии и других институтов культуры. Однако для специалистов и просто интересующихся могут представлять интерес отдельные материалы сборника.

Колкунова К.А.

Рецензия на: Король Д. О. Вступ до кторичноТ танатологи: навч. поаб. - Кшв: НаУКМА, 2015. - 280 с.

Смерть как неотъемлемый атрибут жизни. Смерть как переход

в иной мир. Смерть как прекращение жизнедеятельности 210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.