УДК 91 (07)
О.В. СМИРНОВА, к.п.н., ст. преп., НГПУ им. К.Минина, e-mail: [email protected]
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА А.А. ЛОЩИЛОВОЙ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНИНА РОССИИ». ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ /ПОД РЕД. Н.Ф. ВИНОКУРОВОЙ. - Н.НОВГОРОД, ООО ФОРМАТ, 2012
O.V. Smirnova
A REVIEW OF THE PROGRAM ELECTIVE COURSE А.А. LOSHCHILOVA “ECOLOGICAL RESPONSIBILITY OF A CHILDREN OF RUSSIA”. THE PROGRAM ELECTIVE COURSE IN GEOGRAPHY FOR PUPILS OF 8 CLASSES/ ED. N.F. VINOKUROVA. - N.NOVGOROD, ООО FORMAT, 2012
В рецензии рассматриваются и анализируются методические вопросы формирования экологической ответственности гражданина России в рамках программы элективного курса по географии для учащихся 8 классов.
Ключевые слова: экологическая ответственность, географическое образование,
гражданственность, экологические проблемы, средовый подход, устойчивое развитие.
The review examines and analyzes the methodology of the development of ecological responsibility of a citizen of Russia in the framework of the program, an elective course in geography for pupils of 8 classes.
Keywords: environmental responsibility, geographical education, citizenship, environmental problems, средовый approach, sustainable development.
Ключевой задачей развития современного школьного географического образования является формирование географической и экологической культуры личности. В этой связи установка на гуманизацию, воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, укрепление позиций регионального компонента способствуют пересмотру содержания и структуры учебного процесса и появлению новых образовательных направлений. К числу таких направлений следует отнести рецензируемую учебную программу, посвященную весьма актуальной теме - экологической ответственности гражданина России. Из различных аспектов развития у школьников экологической ответственности автор, на наш взгляд, выбрала наиболее эффективный и продуктивный - морально-нравственный аспект, позволяющий раскрыть насущные экологические проблемы при изучении школьной географии России с точки зрения развития морального самосознания личности и трансформации общественных культурно-экологических норм в личностно значимые.
Разработанная учебная программа имеет четкую структуру и включает пояснительную записку, тематическое планирование, содержание, методические рекомендации к изучению разделов и тем, список литературы и приложения. Содержание разделов и тем пропорционально сложности рассматриваемого вопроса, выстроено в логике учебных программ школьного курса «География России» и соответствует возрастным особенностям учащихся 8 класса.
Импонирует такая особенность учебно-методического материала, как блочномодульное строение, базирующееся на средовых идеях в образовании и комплексном развитии всех сфер сознания личности учащихся: разработаны блоки «Образование о среде» (когнитивная сфера), «Образование для среды» (аффективная сфера), «Образование через среду» (волевая сфера). Названные блоки являются, по сути, «лицом» программы и большим ее плюсом.
В содержание программы включены темы, связанные с этикой ответственности, заботой о будущих поколениях, устойчивым развитием, природным и культурным наследием России и своей местности. Среди ключевых понятий, связанных с формированием экологической ответственности, среди прочих автором выделяются и такие понятия, как «этика ответственности», «экологическая ситуация», «природное и культурное наследие России», «устойчивое развитие». В теме 16 «Природное и культурное наследие родины: изучаем, сохраняем, отвечаем» дается понятие о списке объектов наследия России ЮНЕСКО, показывается их особая значимость. Это значительно обогащает ценностные и нравственные аспекты становления экологической ответственности школьников.
Структура программы построена в соответствии с основными этапами формирования экологической ответственности учащихся к природе. В рамках выделенных этапов (мотивационно-ориентировочный, интеллектуально-ценностный, деятельностно-
поступочный, рефлексивно-преобразующий) автор обоснованно и грамотно подобрала систему взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга педагогических технологий, направленных на последовательное развитие структурных компонентов экологической ответственности. Считаем, что данные технологии отражают современные подходы к обучению, усиливают деятельностное начало, способствуют определению личной нравственной позиции школьников, развивают способности к диалогу и анализу сложившейся ситуации, формируют навыки оценки и принятия решений в реальной жизненной среде. Существенный научно-методический задел по формированию эмоционально-ценностного отношения школьников к природе связан с работами профессора Николиной В.В. Важно, что данный материал используется в рецензируемой программе, в частности, в нее включены методы эмоционально-ценностного стимулирования В.В.Николиной, а работы профессора внесены в список литературы.
Еще одним достоинством рецензируемой программы является ее проблемноориентированный характер, реализующийся через изучение экологических проблем и формирование экологической ответственности на всех территориальных уровнях: от глобального до регионального, локального и личностного. При этом важно, что автор уделяет внимание разнообразным творческим заданиям, заданиям, основанным на работе с картографическим материалом. Безусловно, интересными являются и задания с использованием отрывков из художественной литературы, научно-популярных и художественных фильмов, достоверных статистических данных. Заметно облегчает использование программы в учебном процессе разделение списка литературы на литературу для учителя, и для учащихся.
В целом особо хочется отметить представленные в программе подробные методические рекомендации по изучению отдельных тем курса, а также методики оценки результатов обучения, представленные в приложении. Они обладают несомненной методической ценностью для учителей географии, педагогов дополнительного образования, студентов географических и экологических специальностей и влияют на определение учащихся в выборе будущей профессии.
При общей высокой положительной оценке программы элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России», по нашему мнению, содержание программы могло бы включать следующие дополнения:
1. В содержании программы можно было бы отразить вопросы не только отрицательного взаимодействия человека с окружающей средой, но и положительные способы такого взаимодействия, в том числе в исторической ретроспективе (например, природо- и культуросообразные формы хозяйствования в России и своей местности). Такой материал дает возможность не только решать, но и не допускать возникновения экологических проблем, формирует у школьников оптимистический взгляд по изучаемому вопросу.
2. Личностному означиванию и формированию чувства гордости за свою страну могли бы, по нашему мнению, способствовать задания и темы, знакомящие школьников со знаменитыми соотечественниками.
Отметим, что данные дополнения ни в коем случае не снижают воспитательную и обучающую ценность элективного курса. Программа элективного курса «Экологическая ответственность гражданина России» оценивается нами как соответствующая духу современности и возрастным особенностям учащихся 8 класса, отличающаяся существенным познавательным потенциалом и большими возможностями патриотического и гражданственного воспитания в формировании экологической ответственности. На этом основании программа элективного курса А.А. Лощиловой рекомендуется к внедрению в школьной и вузовской практике.
© Смирнова О.В., 2013