Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ'

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин Алексей Васильевич

Представлена авторская оценка проекта рабочей программы дисциплины «Экономическая теория», разработанной преподавателями Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Приведены примеры, демонстрирующие актуальность использования постулатов экономической теории на практике. На основе анализа представленных тем программы выделены их достоинства и возможности дальнейшего совершенствования содержания. Подчеркнута целесообразность внедрения представленного проекта рабочей программы в учебный процесс вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT REVIEW WORKING PROGRAM OF THE TRAINING COURSE "ECONOMIC THEORY" OF THE FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION"

The author’s assessment of the draft work program of the discipline «Economic Theory», developed by the teachers of the Department of Economic Theory of the Financial University under the Government of the Russian Federation, is presented. Examples are given that demonstrate the relevance of using the postulates of economic theory in practice. Based on the analysis of the presented topics of the program, their advantages and the possibilities of further improving the content are highlighted. The expediency of introducing the presented draft work program into the educational process of the university is emphasized.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

124

РЕЦЕНЗИИ, ОТКЛИКИ

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Тебекин Алексей Васильевич

доктор технических наук, доктор экономических наук, профессор, МГИМО МИД ,

г. Москва, Российская Федерация. E-mail: tebekin@gmail.com

Аннотация: Представлена авторская оценка проекта рабочей программы дисциплины «Экономическая теория», разработанной преподавателями Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Приведены примеры, демонстрирующие актуальность использования постулатов экономической теории на практике. На основе анализа представленных тем программы выделены их достоинства и возможности дальнейшего совершенствования содержания. Подчеркнута целесообразность внедрения представленного проекта рабочей программы в учебный процесс вуза.

Ключевые слова: экономическая теория, учебная программа, глобальный экономический кризис.

JEL: A10; A11; A22

PROJECT REVIEW WORKING PROGRAM OF THE TRAINING COURSE «ECONOMIC THEORY» OF THE FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION»

Alexey Tebekin,

Doctor of Technical Sciences, Doctor of Economics,

Professor of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Abstract: The author's assessment of the draft work program of the discipline «Economic Theory», developed by the teachers of the Department of Economic Theory of the Financial University under the Government of the Russian Federation, is presented. Examples are given that demonstrate the relevance of using the postulates of economic theory in practice. Based on the analysis of the presented topics of the program, their advantages and the possibilities of further improving the content are highlighted. The expediency of introducing the presented draft work program into the educational process of the university is emphasized.

Keywords: economic theory, curriculum, global economic crisis.

Рассматривая проект рабочей программы дисциплины «Экономическая теория», разработанной преподавателями Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации [3], необходимо отметить, что события современного мирового социально-экономического развития наглядно демонстрируют: отрыв от основ экономической теории как от фундаментальной науки и учебной дисциплины (в силу их незнания и неумения практического использования) приводит к плачевным практическим последствиям.

Простой и детский (по своей формулировке) вопрос Королевы Елизаветы II, заданный профессуре в 2008 году на торжественном мероприятии по случаю открытия нового здания Лондонской школы экономики и политических наук (LSE), входящей в Золотой треугольник ведущих научно исследовательских университетов Великобритании: «Почему никто этого (мирового экономического кризиса 2008 года - прим. автора) не заметил?» [1], сегодня с таким же успехом можно задать и многим ведущим экономистам мира относительно кризиса 2020-х годов.

И точно так же, как Королева Елизавета II не сочла убедительными ни полученные спустя несколько месяцев официальные объяснения ученых Великобритании о причинах того, почему экономический кризис 2008 остался «незамеченным», ни разъяснения зарубежных ученых,

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОЕКТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 125

последовавшие несколько лет спустя [1], мы сегодня не имеем достойных объяснений того, почему мировая экономика оказалась не готова к кризису 2020 года, кроме попыток все списать на внезапно возникшую пандемию СОУГО-19 [5].

Притом, что, например, автор этих строк, опираясь на законы экономической теории, спрогнозировал глобальный мировой экономический кризис 2020-ых годов, обусловленный закономерной сменой пятого технологического уклада шестым, происходящих в рамках больших циклов экономической активности Н. Кондратьева [4], еще в 2005 году [9].

Представляется, что в надежде на гораздо более качественное управление отечественной экономикой, авторы представили свой проект рабочей программы дисциплины «Экономическая теория» [3].

Появление подобных программ, формирующих у студентов системное представление о социально-экономических явлениях, происходящих на микро- и макроэкономическом уровнях, на взгляд автора, должно повысить реализм восприятия действительности тех ученых экономистов и управленцев-практиков, которые, с одной стороны, уповая на Национальный проект «Цифровая экономика» с триллионным финансированием, заявляют о том, что развитие цифровизации позволит сократить технологическое отставание от ведущих стран мира, а с, другой стороны, разводят руками, когда серийное производство одного из немногих современных отечественных самолетов гражданской авиации МС-21 переносится из-за технологических санкций Запада с 2017 года на 2025 год.

Потому, что должно быть понимание невозможности перелететь «по воздуху» от технологий газовой трубы и нефтяной вышки, олицетворяющих третий технологический уклад (даже будучи увешанными цифровыми датчиками), к технологиям шестого технологического уклада, минуя восстановление технологического каркаса четвертого и пятого технологического уклада (в первую очередь в части восстановления индустрии производства средств производства [8]).

Представляется, что знание будущими управленцами базовых основ экономической теории позволит упредить экономически необоснованный вывоз из страны (продажу) в период глобального экономического кризиса львиную долю добытого в России золота [6] в государство, политические отношения с которым в отечественном дипломатическом корпусе расценивают как мертвые [7]. Поскольку подобные операции в принципе противоречат законам краткосрочного экономического цикла Дж. Китчина [2].

Можно привести еще массу примеров того, как игнорирование законов экономической теории (в том числе, в силу их незнания и непонимания) приводит к плачевным последствиям в экономическом развитии, а в последующем и в развитии социальном, и в развитии политическом.

Представленная рабочая программа курса «Экономическая теория» [3] имеет классическую структуру и включает три раздела, раскрывающие: общие вопросы экономической теории, вопросы микро- и макроэкономики.

Каждая из тем представленной программы - это целый мир вопросов экономической теории, в ответах на которые сочетаются научные знания, накопленные в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи.

Конечно, как известно, нет предела совершенству. И представленный проект рабочей программы курса «Экономическая теория» [3] в этом смысле не является исключением.

Так, например, в названии первой темы «Становление экономической теории как науки: предмет, метод и функции. Система экономических законов», на мой взгляд, после двоеточия напрашивается фраза «история формирования», поскольку первые три абзаца содержания темы этому и посвящены.

В названии второй темы «Процесс производства. Воспроизводство и его фазы. Предпринимательство как способность создавать новшества и нововведения» напрашивается уточнение, отражающее тот факт, что предпринимательство не столько связано с созданием

126

А.В. Тебекин

новшеств и нововведений (это частный случай), сколько с умелым их распространением (диффузией) и использованием.

В названии третьей темы курса «Собственность как системообразующий фактор в развитии экономики. Система экономических интересов. Государство в эпоху трансформации национальной экономики», на мой взгляд, также целесообразно внести уточнение, сформулировав последнее предложение как «Роль государства в развитии национальной экономики», поскольку трансформация национальной экономики - явление дискретное (происходящее достаточно редко), а развитие (в том числе в фазах трансформации) - непрерывное.

И так далее.

Но мы прекрасно понимаем, что речь идет о проекте рабочей программы курса, и у авторов, наверняка, есть планы по дальнейшему совершенствованию программы.

Пожелаем же им успеха в их труде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Chorafas D.N. Queen Elizabeth II and the Economists. - New York: Palgrave Macmillan, 2013. - 280

PP.

2. Kitchin, Joseph. Cycles and Trends in Economic Factors (англ.) // Review of Economics and Statistics (англ.)русск. : journal. — The MIT Press, 1923. — Vol. 5, no. 1. — P. 10—16.

1. Альпидовская М.Л. и др. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» (ПРОЕКТ). // Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2021. — № 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://www.theoreticaleconomy.ru

3. Кондратьев Н. Д., Опарин Д. И. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. — 1-е изд. — М., 1928. — 287 с.

4. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. - 2020. - Том 10. - № 4. - С. 961-980.

5. По рекомендации МВФ: политика Набиуллиной привела к рекордному вывозу золота из России. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: http://ursa-tm.ru/forum/index. php?/topic/379532-po-rekomendatsii-mvf-politika-nabiullinoy-privela-k-rekordnomu-vyvozu-zolota-iz-rossii/ (дата обращения 23.03.2021).

6. Россия констатировала смерть политических отношений с Британией. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный:https://m.lenta.ru/news/2021/03/21/brits/ (дата обращения 23.03.2021).

7. Тебекин А.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЕЕМКОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. // В сборнике: Производство, наука и образование в эпоху трансформаций: Россия в [де]глобализирующемся мире (ПНО-VI). Сборник материалов VI Международного конгресса. Под общей редакцией С.Д. Бодрунова. 2020. С. 273-281.

8. Тебекин А.В., Филатов А.А. Основы менеджмента организации. - М.: ВИНИТИ, 2005. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.