Научная статья на тему 'Рецензия на пьесу "Весы" Евгения Гришковца'

Рецензия на пьесу "Весы" Евгения Гришковца Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
5
Поделиться
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ПЬЕСА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Темнякова Анна Анатольевна

В статье проводится анализ пьесы «Весы», автором которой является Евгений Гришковец. Даётся краткий пересказ и характеристика героев. Тезисно выделяются основные мысли произведения.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Темнякова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Рецензия на пьесу "Весы" Евгения Гришковца»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЦЕНЗИЯ НА ПЬЕСУ «ВЕСЫ» ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА

Темнякова А.А.

Темнякова Анна Анатольевна - студент, факультет экономики и права, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье проводится анализ пьесы «Весы», автором которой является Евгений Гришковец. Даётся краткий пересказ и характеристика героев. Тезисно выделяются основные мысли произведения. Ключевые слова: рецензия, литература, пьеса.

«Весы» Евгения Гришковца. После прочтения становится ясно, что произведение никак не связано со знаком зодиака. Оно о балансе, о чашах весов самой жизни. Противоположные, никак не сочетающиеся личности героев собраны в одном месте лишь для одного: быть за кулисами появления новых судеб.

В пьесе представлена на первый взгляд совершенно заурядная ситуация: несколько мужчин в родильном отделении ждут появления своих детей на свет. Но автор, стараясь познакомить нас с ними поближе, рассказывает историю каждого персонажа. Двойственная природа героев опять возвращает читателя к теме «весов»: в человеке присутствуют различные качества, которые могут нам нравиться или нет, но в итоге каждый сам для себя создаёт конечную картину о человеке. Эдуард, на первый взгляд, совершенно обычный мужчина, который «мелет» всё, что придёт в голову. У читателя может сложиться впечатление, что до головы у него мысль не доходит, а просто срывается с языка. Его представление об Игоре, как о высокомерном человеке, у которого рожает любовница, впоследствии превращаются в пыль. Игорь для него открывается как переживающий отец, попавший в ситуацию, когда рожает его девятнадцатилетняя дочь, отец ребёнка неизвестен да ещё и отношения с матерью оставляют желать лучшего. Позже Эдуард удивляет читателя своей глубочайшей мыслью о том, что не дети зависят от родителей, а родители - от детей. Именно для родителей дети - смысл жизни, то, без чего она не будет прежней. Смерть его ребёнка разрушила отношения с матерью, которую он считал отчасти виновной в этом. Неоднозначность Эдуарда раскрывает последняя сцена пьесы, в которой он покупает розы. Читатель вновь неожиданно для себя меняет своё мнение о герое, который должен был пойти за очередной бутылкой алкоголя, а вернулся с цветами. Подобная противоречивость вновь отсылает читателя к «весам», а точнее - к необходимости принятия взвешенных решений.

В «Весах» Евгения Гришковца каждый может найти что-то своё. Они о реальной жизни, без мифов, без фантазии, только наша с вами будничная реальность. Здесь отражены вечные недопонимания между тёщей и зятем. Ситуация, когда тёща не воспринимает всерьёз решения, принятые дочерью и её мужем, желает их оспорить, никого не удивит, но заставит почувствовать себя причастным, ощутить то самое состояние «общности», которого так не хватает в современном мире. Между строк автор предлагает решение этой проблемы: Артём объясняет Галине Борисовне, что речь идёт о не только о её дочери, но и его жене. На первый взгляд, эта истина «разных категорий» одного и того же человека кажется даже примитивной, но если люди примут её в свою жизнь, им удастся избежать конфликта интересов во многих ситуациях.

Те, кто прочитал «Весы», в один голос заявляют, что у автора пьесы есть несомненный талант видеть человека изнутри, понять его и описать читателю так, будто он уже очень давно знает его лично. Для кого это произведение? Для всех, для каждого человека, потому что оно о реальной жизни. Мужчинам любого возраста это

произведение будет интересно, так как они точно узнают в героях себя. Во время общения в родильном отделении молодой серьёзный Артём, нетрезвые Алексей и Эдуард, ушедший в себя Игорь раскрывают «тайны», что у мужчин тоже есть сердце, совесть, страх, боль и нежность. Анжелика Заозерская в «Вечерней Москве» в своей рецензии отмечает, как Гришковец подчёркивает, что глубине души каждого мужчины - любящий муж и отец [1].

Девушкам и женщинам это произведение тоже будет интересно, так как в нём содержится своего рода откровение, исповедь: всё находится в женских руках. Метафора, в которой все роли в пьесе Евгения Валерьевича играет женщина, ещё раз убеждает читателя в том, что и в жизни у неё очень много ролей: она и мать, и дочь, и врач, философ, профессор - всё это про современную женщину.

Надежда и настоящая любовь - вот о чём все произведения Евгения Валерьевича. Они про веру в людей, в земное и небесное. Как говорит герой Эдуард (пьеса «Весы»), он родился под знаком Водолея. В тот же день в том же месте родился ещё один мальчик, которому дали такое же имя. Но с течением времени при одинаковых астрологических данных они не стали похожими: Эдуард имеет семью, работу, стабильную жизнь, а другой мальчик превратился в маньяка. Это вновь отсылает читателя к весам: твоя жизнь - это то, что ты выбираешь лично сам, независимо от того, как сошлись звёзды. Между строк автор говорит о том, что нужно брать на себя ответственность. Каждый должен иметь надежду и любовь. Именно она в конце любой пьесы правит этим миром.

Список литературы

1. Заозёрская Анжелика. Евгений Гришковец представил спектакль «Весы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vm.ru/news/365852.html/ (дата обращения: 30.11.2018).