Научная статья на тему 'Рецензия на пьесу "Весы" Евгения Гришковца'

Рецензия на пьесу "Весы" Евгения Гришковца Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1204
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ПЬЕСА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Темнякова Анна Анатольевна

В статье проводится анализ пьесы «Весы», автором которой является Евгений Гришковец. Даётся краткий пересказ и характеристика героев. Тезисно выделяются основные мысли произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на пьесу "Весы" Евгения Гришковца»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЦЕНЗИЯ НА ПЬЕСУ «ВЕСЫ» ЕВГЕНИЯ ГРИШКОВЦА

Темнякова А.А.

Темнякова Анна Анатольевна - студент, факультет экономики и права, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в статье проводится анализ пьесы «Весы», автором которой является Евгений Гришковец. Даётся краткий пересказ и характеристика героев. Тезисно выделяются основные мысли произведения. Ключевые слова: рецензия, литература, пьеса.

«Весы» Евгения Гришковца. После прочтения становится ясно, что произведение никак не связано со знаком зодиака. Оно о балансе, о чашах весов самой жизни. Противоположные, никак не сочетающиеся личности героев собраны в одном месте лишь для одного: быть за кулисами появления новых судеб.

В пьесе представлена на первый взгляд совершенно заурядная ситуация: несколько мужчин в родильном отделении ждут появления своих детей на свет. Но автор, стараясь познакомить нас с ними поближе, рассказывает историю каждого персонажа. Двойственная природа героев опять возвращает читателя к теме «весов»: в человеке присутствуют различные качества, которые могут нам нравиться или нет, но в итоге каждый сам для себя создаёт конечную картину о человеке. Эдуард, на первый взгляд, совершенно обычный мужчина, который «мелет» всё, что придёт в голову. У читателя может сложиться впечатление, что до головы у него мысль не доходит, а просто срывается с языка. Его представление об Игоре, как о высокомерном человеке, у которого рожает любовница, впоследствии превращаются в пыль. Игорь для него открывается как переживающий отец, попавший в ситуацию, когда рожает его девятнадцатилетняя дочь, отец ребёнка неизвестен да ещё и отношения с матерью оставляют желать лучшего. Позже Эдуард удивляет читателя своей глубочайшей мыслью о том, что не дети зависят от родителей, а родители - от детей. Именно для родителей дети - смысл жизни, то, без чего она не будет прежней. Смерть его ребёнка разрушила отношения с матерью, которую он считал отчасти виновной в этом. Неоднозначность Эдуарда раскрывает последняя сцена пьесы, в которой он покупает розы. Читатель вновь неожиданно для себя меняет своё мнение о герое, который должен был пойти за очередной бутылкой алкоголя, а вернулся с цветами. Подобная противоречивость вновь отсылает читателя к «весам», а точнее - к необходимости принятия взвешенных решений.

В «Весах» Евгения Гришковца каждый может найти что-то своё. Они о реальной жизни, без мифов, без фантазии, только наша с вами будничная реальность. Здесь отражены вечные недопонимания между тёщей и зятем. Ситуация, когда тёща не воспринимает всерьёз решения, принятые дочерью и её мужем, желает их оспорить, никого не удивит, но заставит почувствовать себя причастным, ощутить то самое состояние «общности», которого так не хватает в современном мире. Между строк автор предлагает решение этой проблемы: Артём объясняет Галине Борисовне, что речь идёт о не только о её дочери, но и его жене. На первый взгляд, эта истина «разных категорий» одного и того же человека кажется даже примитивной, но если люди примут её в свою жизнь, им удастся избежать конфликта интересов во многих ситуациях.

Те, кто прочитал «Весы», в один голос заявляют, что у автора пьесы есть несомненный талант видеть человека изнутри, понять его и описать читателю так, будто он уже очень давно знает его лично. Для кого это произведение? Для всех, для каждого человека, потому что оно о реальной жизни. Мужчинам любого возраста это

произведение будет интересно, так как они точно узнают в героях себя. Во время общения в родильном отделении молодой серьёзный Артём, нетрезвые Алексей и Эдуард, ушедший в себя Игорь раскрывают «тайны», что у мужчин тоже есть сердце, совесть, страх, боль и нежность. Анжелика Заозерская в «Вечерней Москве» в своей рецензии отмечает, как Гришковец подчёркивает, что глубине души каждого мужчины - любящий муж и отец [1].

Девушкам и женщинам это произведение тоже будет интересно, так как в нём содержится своего рода откровение, исповедь: всё находится в женских руках. Метафора, в которой все роли в пьесе Евгения Валерьевича играет женщина, ещё раз убеждает читателя в том, что и в жизни у неё очень много ролей: она и мать, и дочь, и врач, философ, профессор - всё это про современную женщину.

Надежда и настоящая любовь - вот о чём все произведения Евгения Валерьевича. Они про веру в людей, в земное и небесное. Как говорит герой Эдуард (пьеса «Весы»), он родился под знаком Водолея. В тот же день в том же месте родился ещё один мальчик, которому дали такое же имя. Но с течением времени при одинаковых астрологических данных они не стали похожими: Эдуард имеет семью, работу, стабильную жизнь, а другой мальчик превратился в маньяка. Это вновь отсылает читателя к весам: твоя жизнь - это то, что ты выбираешь лично сам, независимо от того, как сошлись звёзды. Между строк автор говорит о том, что нужно брать на себя ответственность. Каждый должен иметь надежду и любовь. Именно она в конце любой пьесы правит этим миром.

Список литературы

1. Заозёрская Анжелика. Евгений Гришковец представил спектакль «Весы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vm.ru/news/365852.html/ (дата обращения: 30.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.