Смирнова О.Б. Рецензия на открытый онлайн курс «Математический анализ (часть 1)» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - Спецвыпуск №4. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/S04/00432.pdf. - ISSN 2413-4066
Смирнова Оксана Борисовна
Старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Рецензия на открытый онлайн курс «Математический анализ (часть 1)»
Платформа, на которой расположен ООК: Stepik
Организация - создатель ООК: Академический Университет (СПбАУ РАН) и Computer Science Center
Введение
Я попала на сайт открытых онлайн курсов по рекомендации коллеги, которая с воодушевлением рассказывала об одном из таких курсов. Веским аргументом ознакомления с ООК послужило и то обстоятельство, что проблема оптимизации образовательного процесса в различных образовательных учреждениях, в том числе с позиции электронного обучения, является достаточно актуальной. Выбор курса «Математический анализ (часть 1)» обусловлен тем, что я достаточно хорошо ориентируюсь в содержании курса и хотелось бы получить своеобразный мастер-класс с методической точки зрения преподавания дисциплины и с точки зрения создания подобных ООК для студентов, обучающихся в Омском ГАУ.
По аннотации автора (кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа СПбГУ и кафедры математических и информационных технологий СПбАУ Александр Храбров) курс знакомит слушателей с базовыми понятиями математического анализа: последовательностями, пределами, непрерывностью. Курс рассчитан на 7-8 недель, рекомендуемая недельная нагрузка обучающихся составляет 6-8 часов. Данный ООК состоит из четырех модулей, каждый из которых включает видеозаписи лекций и комплекс проверочных заданий (математические задачи с развернутым ответом и тестовые вопросы по соответствующему математическому содержанию). Меню навигации курса: Информация, Отзывы, Содержание, Комментарии, Новости позволяет получить полную и подробную информацию о курсе: формат курса, содержание курса, требования к базовой математической подготовке обучающихся, сроки освоения курса, условия получения сертификата и др..
Современный студент чаще предпочитает изучение Интернет-ресурсов в ущерб книжным аналогам, совмещает учебную деятельность с трудовой и др. Кроме того, обучающиеся обладают различными математическими способностями и возможностями. Эти обстоятельства вынуждают студентов искать разнообразные источники знаний, помогающие освоить ту или иную дисциплину в вузе. Таким источником вполне может служить данный ООК.
Констатирующая часть
Учебный курс предлагает ознакомиться с четырьмя модулями, которые определяют базовые понятия и утверждения математического анализа. Каждый модуль разбит на несколько видео-лекций, в ходе которых лектор определяет необходимые математические понятия, доказывает основополагающие математические утверждения по заявленной теме. Видео лекции чередуются с практическими учебными заданиями и/или тестовыми вопросами для самостоятельной работы, что обеспечивает соблюдение принципов и правил логического структурирования учебного материала. Что касается научности содержания ООК, то в курсе представлен классический, традиционный подход.
К целевой аудитории, для которой предназначен данный ООК, автор курса относит студентов младших курсов технических специальностей. Однако, математический анализ изучается обучающимися по различным направлениям подготовки не только как отдельная дисциплина, но чаще в рамках таких дисциплин как «Математика», «Высшая математика» и др. В связи с этим было бы неплохо структурировать данный курс с тем, чтобы расширить целевую аудиторию.
Структура курса позволяет обучающемуся изучать не весь курс, а отдельные модули, видео лекции в любом удобном для слушателя порядке.
Аналитическая часть
В курсе логических и математических ошибок не замечено. Изложение математического материала логично и демонстрируется лектором на достаточно доступном уровне, доказательства утверждений сопровождаются необходимой геометрической интерпретацией.
Комплекс учебных заданий для самостоятельной работы включает задачи на доказательства, вычисления, тестовые задания различной формы: задания в открытой и закрытой форме. Задания открытой формы предполагают ввод численного ответа или в виде математической формулы. В заданиях, предполагающих ввод ответа в виде математической формулы, у обучающихся могут возникнуть небольшие трудности. Эти трудности связаны с неправильным вводом формулы. В разделе «Обзор» представлено несколько рекомендаций по вводу формул и символов в задачах типа Math, однако было бы неплохо акцентировать на этом моменте внимание обучающегося, например, при разборе решений заданий в видео лекции приводить примеры ввода полученного ответа.
К недостаткам курса можно отнести недостаточное количество учебных заданий, сопровождающихся решением. В видео лекции рассматривается, в основном, решение одного, двух практических заданий. Большинство же заданий для самостоятельной работы нельзя отнести к простым, решение которых можно провести устно или по аналогии в разобранными. Это, конечно, стимулирует обучающихся к поиску дополнительной информации, необходимой для осуществления решения предложенного задания. Но такой подход не всегда оправдан. Обучающийся подписываясь на ООК, планирует получить необходимую и достаточную информацию для ее освоения в рамках курса.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что данный курс вполне может быть рекомендован для изучения студентам тех направлений подготовки, которые предполагают изучение дисциплины «Математический анализ» при совпадении ее содержания с содержанием курса. Однако в случае, когда математический анализ является одним из модулей другой дисциплины, к примеру, дисциплины «Математика», ООК может быть рекомендован лишь в качестве дополнительного источника. Курс также может быть рекомендован студентам, обучающимся по индивидуальной образовательной траектории и всем тем, кто увлекается математикой и стройностью ее теории.