Научная статья на тему 'Рецензия на: Мусаев В. И. Современные конфессиональные проблемы региона специализации. Религия и церковь в странах Северной Европы: учебное пособие. Спб. , 2013'

Рецензия на: Мусаев В. И. Современные конфессиональные проблемы региона специализации. Религия и церковь в странах Северной Европы: учебное пособие. Спб. , 2013 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / КОНФЕССИЯ / ЦЕРКОВЬ / NORDIC COUNTIRIES / CONFESSION / CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крылов Павел Валентинович

Статье рассматривается недавно изданное методическое пособие В. И. Мусаева, посвященное конфессиональной культуре стран Северной Европы. Сделаны ценные замечания относительно методологии, взглядов и логики автора, а также отмечены достоинства и недостатки работы. Несмотря на ряд критических замечаний рецензент считает издание В. И. Мусаева полезным и интересным для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on: “Contemprorary religious problems of the region of specialization. Religion and Church in the Nordic countries: a learner’s guide” (Saint-Petersburg, 2013) by V. I. Musaev

The recent work by V. I. Musaev on Church history of Nordic countries is critically reviewed. The text comments on the author’s methology, views and logic, markering out positive as well as negative point of the leaner’s guide. Having done several critic comments, the reviewer, however, describes the book as worth reading.

Текст научной работы на тему «Рецензия на: Мусаев В. И. Современные конфессиональные проблемы региона специализации. Религия и церковь в странах Северной Европы: учебное пособие. Спб. , 2013»

П. в. крылов

рецензия на: Мусаев в. и. Современные конфессиональные проблемы региона специализации. Религия и церковь в странах Северной Европы: учебное пособие. СПб., 2013.

Несмотря на свою географическую близость к России, история стран Северной Европы остается малоизвестной российскому читателю, в отличие от более удаленных от нас территориально Англии, Германии, Франции или США. Гражданская война между Севером и Югом, перипетии Английской революции или централизаторская деятельность Людовика XI знакомы нам лучше, чем борьба Густава I Вазы за независимость Швеции или реформы ярла Биргера, имя которого всплывает только в контексте «борьбы народов Древней Руси против крестоносной агрессии». Последнее отражает тенденцию: страны Северной Европы появляются в российской историографии, главным образом, в те моменты, когда они вступают во взаимодействие с Россией или государствами, существовавшими на ее территории до появления централизованного Московского Царства (с Новгородской Республикой, Владимиро-Суздальским княжеством и иными политическими образованиями). «Взаимодействия» между соседями нередко принимали форму военных конфликтов, и по этой причине в российских исследованиях стран Северной Европы присутствует заметный акцент на военно-политическую проблематику отношений России со странами региона — будь-то во времена

П. В. Крылов

Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Великого или Иосифа Джугашвили. История собственно Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии остается на периферии внимания отечественных историков, свидетельством чему служит приводимый в рецензируемой книге библиографический список, не отличающийся обилием имен авторов и широтой охватываемых тем. Еще менее повезло церковной истории региона, объяснение чему кроется в подчеркнуто секулярном характере российской историографии советского периода. При этом, ее значение для понимания происходящих в странах Северной Европы процессов не только в области идеологии, но и в социально-экономической, политической и культурной сферах очень велико, будучи обусловлено специфическими чертами скандинавской Реформации, самым серьезным образом повлиявшей на взаимоотношения религии с обществом и государством.

Подготовленное В. И. Мусаевым учебное пособие заполняет обозначенную лакуну, предоставляя читателю возможность составить впечатление об основных тенденциях и фактах религиозной истории скандинавских стран и Финляндии от распространения христианства до начала XXI в. Главное достоинство книги заключается, на наш взгляд, в том, что автору в достаточно полной мере удалось раскрыть сущность такого характерного для изучаемого региона явления, как «повседневная религиозность» (с. 179)1, сохраняющая свое значение на фоне статистических данных, свидетельствующих о снижении посещаемости богослужений и участия в религиозных обрядах. Повседневная религиозность находит свое выражение, как показал автор, не только в распространении индивидуальных молитвенных практик, но и во внимании общества к мнению церковных организаций, в желании прихожан участвовать в обсуждении духовных вопросов и чтении

1 Здесь и далее в тексте приводятся ссылки на страницы рецензируемого издания.

Рецензия на: Мусаеб В. И. Соврем енные конфессиональные проблемы...

Религия. Церковь. Общество

духовной литературы, а также, что, может быть, является первостепенным по важности, в следовании нормам и ценностям, обусловленным приверженностью к христианству, в бытовой и трудовой этике. Формирование христианской культуры, ставшей неотъемлемой частью культуры народной, автор пособия представил как длительный и сложный процесс, вместивший в себя крещение, становление средневековой католической церкви, скандинавскую Реформацию, протекавшую в разных странах региона со своей спецификой, но имевшую общие черты. Последнее было обусловлено тем, что, будучи проведена сверху, королевской властью, создавшей механизмы регулирования отношений между религией и обществом, Реформация избежала революционных эксцессов, свойственных Германии, Чехии, Швейцарии и другим странам, которые она затронула. Оборотной стороной превращения принадлежности к евангелическо-лютеранскому исповеданию в проявление верноподданнической лояльности стало, как явствует из текста пособия, растворение конфессиональной идентичности в идентичности гражданской и выход последней на первый план в ходе секуляризации XX в. Внимательный читатель книги В. И. Мусаева без труда найдет в ней предостережение в адрес тех крупных и многочисленных религиозных организаций, которые утрачивают свое право на некоторую отстраненность от политических и социальных бурь современности, стремясь не отстать от общественной дискуссии по «злободневным» проблемам. Подобная погоня за временным в ущерб вечным ценностям, о чем свидетельствуют проанализированные автором примеры всех государственных церквей региона, приводит к значительному сокращению их численности, за счет ухода значительной части озабоченных духовным поиском прихожан в иные христианские деноминации, отличающиеся более ригористическими воззрениями. Впрочем, не остался вне поля внимания В. И. Мусаева и тот

факт, что весьма высокая степень внутренней свободы в организационной структуре скандинавского лютеранства позволяет консервативно настроенным прихожанам объединяться в группы, члены которых, пользуясь значительной автономией и проповедуя свои представления о смысле христианского учения, не порывают, тем не менее, с официальной церковью, позицию которой в данных вопросах они не разделяют.

Особым достоинством ориентированной на российского читателя книги является информация о православных церквах в странах региона, настолько подробная, насколько это позволяет формат пособия. Прочие религиозные движения также рассмотрены автором, несмотря на их недолгую, в целом, историю в скандинавских странах и незначительное число приверженцев.

Замечания, которые хотелось бы высказать автору, обусловлены не только спецификой жанра рецензии, которая, по определению, не может быть сугубо комплиментарной. Некоторое из них имеют принципиальный характер. В частности, автор несколько раз указывает на то, что в скандинавские страны православие проникало одновременно с католичеством (например, с. 17, 28, 31, 226.) Характерной выглядит следующее утверждение: «Интересно отметить, что церковь в Швеции в ранний период своего существования не была чисто католической. Активные связи шведских викингов с Восточной Европой способствовали проникновению в страну православного влияния. Высказываются предположения, что одной из задач миссии Ансгария было противостоять растущему влиянию Византии на Севере Европы. По преданию, в Сигтуне находилась православная церковь святителя Николая. В г. Висбю на острове Готланд, который поддерживал тесные торговые связи с Новгородом, археологами обнаружены остатки русской церкви. Во многих храмах острова найдены росписи с изображениями святых, написанными по православным канонам»

Рецензия на: Мусаев В. И. Соврем енные конфессиональные проблемы...

Религия. Церковь. Общество

(с. 17). Комментарий подобного утверждения хотелось бы начать с напоминания очевидного факта — выделение из христианского мира православия и католицизма было оформлено расколом 1054 г., произошедшего после начала распространения христианства в Скандинавских странах. Конкуренция между западной и восточной традициями появилась, безусловно, раньше, однако это была конкуренция в рамках неразделенной Церкви. Ее можно сравнить с конкуренцией между ирландскими и англо-саксонскими миссионерами в Германии в предшествующий период или между польскими и немецкими миссионерами среди литовских язычников уже в рамках римского католицизма. Она могла принимать острые формы, оставаясь при этом внутриконфессиональной. Еще одним проявлением православного влияния автор считает позднее введение обета безбрачия для белого духовенства, осуществленное на соборе в Шеннинге в 1248 г. при активном содействии папского легата Вильгельма из Сабины и ярла Биргера (с. 21) Тем временем распространение целибата в других странах Западной Европы растянулось с X в., когда необходимость обета безбрачия стала требованием клюний-ского движения за реформу Церкви «в голове и членах», до XII в., когда католическое духовенство стало формально безбрачным, фактически, повсеместно. Отставание здесь Скандинавии на полстолетия вполне может объясняться не православным влиянием, а географической удаленностью от центров.

Вызывает определенное сожаление, что тема влияния Второй мировой войны на церкви стран региона, не достаточно проработана. С одной стороны, автор подробно останавливается на судьбе христиан в оккупированной Норвегии, обходя молчанием тему немецкой оккупации Дании. Одновременно в тени остается и церковная история Финляндии в военные годы, которая могла бы вызвать особый интерес у русскоязычного читателя.

Не оспаривая выбор автора, рецензент полагает, что в число стран, религиозная ситуация в которых была прорисована В. И. Мусаевым в ее исторической динамике, могла бы быть включена Эстония. Это выглядело бы тем более правомерным, что Евангелическо-лютеранская Церковь в стране, входившей в состав СССР, упоминается в связи с российской Церковью Ингрии, историческое ядро которой располагается на территории, входящей сегодня в Ленинградскую область. Учитывая значение шведского периода истории церкви в Эстонии и ее тесную связь не только с Германией, но и со скандинавскими странами, эстонская глава выглядела бы в пособии на своем законном месте.

Отдавая должное автору, посвятившего отдельную главу Церкви Ингрии, (с. 193 - 199), приходится указать на то, что данные о ней относятся в лучшем случае к 2002 г., в то время как о церквах сопредельных государств приводится более актуальная информация. По случаю отмечаемого в 2011 г. 400-летнего юбилея ЕЛЦИ появилось несколько печатных изданий, которые хотелось бы видеть в списке рекомендованной литературы2. Кроме того, учитывая важность церковной истории Невского края в контексте затрагиваемой в книге проблематики, было бы желательно включить в библиографический список фундаментальную работу А. И. Гиппинга о Невском устье и Ниеншан-це, переизданную в 2003 г. и доступную для современного читателя3.

Еще одним пожеланием было бы увидеть в главе, посвященной периоду конфессионализации, акцент на том, что шведское королевство XVII в. стало местом притяжения религиозных диссидентов самого разного происхождения. Среди них можно было встретить и русских староверов,

2 Путь веры длиною в столетия. Церковь Ингрии: 400 лет истории, 40 лет без храмов, 4 вехи возрождения. СПб, 2012; История финской Евангелическо-лютеранской Церкви Ингерманландии. СПб, 2012.

3 Гиппинг А. И. Нева и Ниеншанц. М., 2003.

Рецензия на: Мусаев В. И. Соврем енные конфессиональные проблемы...

Религия. Церковь. Общество

сформировавших особую этническую группу на югозападном берегу Чудского озера, и чешских братьев, один из лидеров которых, основоположник современной педагогики Ян Амос Коменский, задумывался об иммиграции в Швецию.

С точки зрения использования церковной терминологии книгу В. И. Мусаева необходимо признать достаточно выверенной. Тем не менее, несколько терминологических затруднений в ней все-таки есть. С одной стороны, автор несколько раз употребляет в отношении представителей евангелическо-лютеранских церквей понятия «духовенство» (с. 163), «мирянин» (с. 164), «клир», «сан» (с. 176), которые не соответствуют лютеранским экклезиологиче-ским представлениям о всеобщем священстве и пасторском служении, являющемся должностью, занимаемой лицом, обладающим необходимым образованием и человеческими качествами, признанными сообществом верующих, но не священным саном. С другой стороны, в книге встречается словосочетание «работать пастором» (с. 183), что вполне соответствует отношению к пастору в Швеции, но не соответствует стилю, который использует по поводу духовных работников сам автор.

Закончить отзыв хотелось бы упоминанием забавной опечатки: в качестве дат правления Кнуда Великого указаны даты (1018-1935) (с. 13).

Рецензент искренне благодарит В. И. Мусаева за книгу интересную и полезную для всех не только в России, но и в странах изучаемого региона, а также желает и автору, и читателю долголетия и успехов великого короля Кнуда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.