2012
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 3
РЕЦЕНЗИИ
Рецензия на монографию: Защирин-ская О. В. Стили общения школьников с умственной отсталостью
Монография посвящена изучению стилей общения детей и подростков с умственной отсталостью. Клинический диагноз умственная отсталость описан в диагностической рубрике Б7 Международной классификации болезней 10-го пересмотра1 в 1992 г. В соответствии с этим рубрикатором при выявленной этиологии специалистам «следует использовать» (МКБ-10, 1994, с. 222) коды Б70, Б71, Б72, Б73. При всех указанных степенях снижения интеллекта подчеркивается «ограничение коммуникативности» и «социальных способностей» (МКБ-10, 1994, с. 222-226). В связи с рекомендациями общепринятой международной классификации степеней интеллектуальной недостаточности, в тексте монографии автором используется термин умственная отсталость, а именно Б70 — легкая умственная отсталость.
В первой главе работы рассматриваются современные концепции общения в психологии и других смежных науках. Обращение к теоретико-методологическим основам общения позволило автору выделить и охарактеризовать существующий комплекс научных концепций, оценивающих данный феномен как один из ведущих психических процессов во взаимосвязи с деятельностью, общественными отношениями, личностным развитием и собственно процессом познания. Проведенный анализ позволил выделить в качестве приоритетных современные концептуальные подходы: социокультурный, эволюционный, феноменологический, социаль-
1 Международная классификация болезней (10-й пересмотр. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике) / под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина, 1994. 300 с.
но-когнитивный, в рамках теории социального научения.
В литературном обзоре структурирование общения как психического процесса предполагает у автора четкую ориентацию на выделение наиболее характерных особенностей проявления каждого из компонентов общения, в которых сохраняются индивидуальные черты личности, общий подход к организации отношений с субъектами взаимодействия. С этой позиции при систематизации феноменологических показателей общения в качестве ключевого понятия может выступить стиль общения, который как достаточно константная характеристика общения указывает на устойчивые способы социального взаимодействия, используется для обозначения предпочтительных способов налаживания межличностных отношений между людьми при решении коммуникативных задач.
В связи с этим, в исследовании на междисциплинарном уровне представлена подробная характеристика выделяемых в современных научных трудах стилей общения, присущих каждому человеку, накладывающих характерный отпечаток на манеру его поведения, определяющих стратегию осознания различных жизненных ситуаций, формирующих отношение к людям и способы решения личных проблем.
При изучении нарушения общения важно учитывать современные представления об умственной отсталости, которые обуславливают многообразие проявления индивидуальных и типологических особенностей общения.
Основой методологии экспериментального исследования общения при умственной отсталости у автора является системный подход. В рамках этого подхода:
— ребенок изучается в структуре общества, воспитательно-образовательной среды;
— общение умственно отсталых лиц рассматривается как многокомпонентное понятие;
— внутренние и внешние детерминанты общения содержательно определяют его особенности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Изучение стилей общения у учащихся с умственной отсталостью представляет особый научный и практический интерес.
Автором О. В. Защиринской показаны четыре ведущих стиля общения умственно отсталых школьников, которые выделены благодаря репрезентативной выборке испытуемых, сочетанию методов математико-статистической обработки эмпирических данных, большого числа изучаемых параметров общения и использования системного подхода при обобщении результатов выполненного научного исследования.
Для выявления стилей общения у детей с умственной отсталостью был проведен кластерный анализ в группе школьников 4-7 классов в количестве 381 человека по выделенным семи факторам общения: 1) самоконтроль в общении; 2) регуляция личностного доминирования в общении; 3) комфортность в формальных ситуациях общения; 4) принятие социальной изоляции; 5) социоцентризм; 6) нонкомформизм; 7) низкие когнитивные способности в общении. Данные факторы были получены в результате проведения диагностического исследования с использованием 12-ти различных методик, которые широко известны в психологической диагностике. Часть из этих методик была стандартизирована в ранее выполненных исследованиях самого автора.
С помощью данного математико-статисти-ческого метода были найдены основные кластеры (группы), отражающие стили общения школьников с умственной отсталостью. При их компаративном анализе учитывались результаты, полученные на общей выборке испытуемых, в которую вошли еще две группы — нормально развивающиеся учащиеся и с задержкой психического развития.
Среди умственно отсталых школьников достаточно типичным оказался частично адаптированный реактивный стиль общения. Своеобразие адаптированного реактивного стиля общения заключается в способностях умственно отсталых детей сотрудничать с окружающими людьми. Высокий самоконтроль в общении и социоцентризм увеличивают адаптационный потенциал учащихся с этим стилем в хорошо знакомых для них социальных условиях.
У умственно отсталых школьников с дезадаптированным реактивным стилем общения существенно нарушены возможности социо-центризма и нонконформизма. Эти дети испытывают сложности в соподчинении личных
и групповых потребностей в межличностном взаимодействии в малой социальной группе. При этом они с большим трудом способны выражать собственное мнение, свою позицию. У таких умственно отсталых детей более высоко развита конформность в формальных ситуациях общения. С помощью учителя они могут регулировать свою коммуникативную деятельность в процессе обучения при выполнении формальных алгоритмизированных действий.
Третий стиль общения умственно отсталых школьников назван автором дизъюнктивно-реактивным. В нем отмечается наличие двух выраженных факторов — нонконформизм и низкие когнитивные способности в общении. Для таких детей характерно снижение средних статистических значений по фактору принятия социальной изоляции и комфортности при формальном взаимодействии в контексте учебного процесса. У этих школьников с умственной отсталостью проявляется существенный недостаток ориентировки в коммуникативном пространстве. Они плохо понимают и учитывают особенности социальных ролей, статуса окружающих людей. Для них затруднительно замечать разнообразные эмоциональные и поведенческие реакции, которые обращены к ним в процессе невербальной коммуникации. Отсутствие потребности в аффилиации, явная индифферентность к социальной изоляции позволяют им спокойно и отстраненно находиться среди сверстников, не рефлексируя по поводу оценок их поведения со стороны окружающих людей. При этом умственно отсталые дети с дизъюнктивно-реактивным стилем не склонны к противопоставлению себя другим детям и им комфортно в формальных ситуациях общения. У этих учащихся отмечается бинарная социальная позиция, которая обусловлена наличием стремления находиться в социальной группе, но при возникновении затруднений в неформальных отношениях со сверстниками — потребностью в субъективно обусловленной самоизоляции.
Эгоцентрический стиль общения у умственно отсталых школьников характеризуется способностью к принятию социальной изоляции, крайне низким социоцентризмом. Одновременно с этим достаточно выраженными оказались проявления нонконформизма.
Выявление частично адаптированного реактивного, дезадаптированного, дизъюнктивно-реактивного и эгоцентрического стилей общения детей с интеллектуальной недостаточностью поможет специалистам более целенаправленно решать задачи коррекции навыков общения учащихся.
Книга представляет интерес для специалистов, занимающихся изучением дизонтогенеза. Она может быть полезной для студентов, обучающихся по направлению «Психология», специальностям «Детская клиническая психология», «Специальная психология». Работники сферы общего и специального образования найдут в ней ответ на вопросы об особенностях общения учащихся и возможностях реализации индивидуальной, коррекционной помощи детям и подросткам.
Представленная на рецензию монография доцента О. В. Защиринской представляет несомненный научный интерес, отличается актуальностью и новизной, выполнена на высоком ме-
тодологическом уровне. Монография выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Стили общения школьников с нарушением интеллекта», проект № 10-06-00058а.
Монографию можно рекомендовать для публикации в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета.
Доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии факультета психологии СПбГУ С. Т. Посохова