Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой «Русская православная церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века»'

Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой «Русская православная церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новейшая история России
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой «Русская православная церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века»»

В. В. Кузь. Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой...

253

В. В. Кузь

Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой «Русская православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века»1

Кузь

Владислав

Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент, Мурманский арктический государственный университет (Мурманск, Россия)

История Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) в ХХ в. является одним из наиболее значимых и актуальных исследовательских доменов новейшей истории России и имеет в этой связи богатую историографическую традицию. Драматическая история Русской Церкви и ее взаимоотношений с государством, жизненные коллизии ее предстоятелей и рядового клира, судьбы верующих в официально секулярном государстве, антагонизм православных традиций и атеистической пропаганды, ренессанс религиозности в конце ХХ в. — вот далеко не полный перечень проблем, являющихся предметом исследования как для светских авторов, так и представителей православного ученого клира.

Уже с конца 1980-х гг. в отечественной историографии начинается активное переосмысление заявленных проблем. На рубеже XX-XXI вв. в научный оборот вводятся целые массивы новых источников, формируется новое видение основных векторов истории РПЦ, причем наиболее пристальное внимание исследователи обратили именно на церковно-государственные отношения в новейший период российской истории. Большую исследовательскую работу в этом направлении развернула и сама РПЦ. Подобный вектор исследований, вполне оправданный в конце прошлого века, привел уже в начале XXI в. к необходимости создания комплексных исследований истории Русской Церкви ХХ столетия как неотъемлемой составляющей новейшей истории России.

Одним из возможных вариантов достижения этой цели видится исследование регионального измерения церковно-исторической проблематики. Действительно, региональный материал позволяет подвергнуть все многообразие проблем новейшей истории Русской Церкви более глубокому анализу, и современные российские исследователи активно используют эту возможность. Значительный интерес при этом представляют те российские регионы, которые демонстрируют специфику церковно-государственных отношений и религиозной жизни в силу своего местного

© В. В. Кузь, 2015

254

Новейшая история России / Modern history of Russia. 2015. №3

своеобразия (степень укорененности местного населения, уровень урбанизации, влияние православной традиции, статус региона в системе епархиальной структуры РПЦ и т. д.).

К числу подобных регионов в полной мере относится Русский Север. Научная проблематика, связанная с историей православия и Русской Церкви на Севере России, начала разрабатываться еще в дореволюционный период и сохраняет свою привлекательность для современных исследователей; большое значение при этом имеют региональные научные школы2. Не стал исключением в этом отношении и Кольский Север: изучение истории РПЦ в этом регионе также было и является сферой научных интересов региональной светской и церковной историографии3. При этом именно новейший период истории Русской Церкви на Кольском Севере все еще остается сравнительно мало исследованным4. В значительной мере этот пробел восполняет рецензируемое исследование — монография кандидата исторических наук Ю. П. Бардилевой.

Рецензируемая работа является промежуточным итогом исследования Ю. П. Бардилевой новейшей истории РПЦ на Кольском Севере; предварительные результаты этой работы на ее отдельных этапах публиковались автором на страницах различных научных изданий5.

В исследовании Ю. П. Бардилевой рассматривается значительный круг вопросов. Автор развертывает широкую панораму церковной жизни, детально анализирует специфику внутрицерковной повседневности в условиях Кольского Севера, соотносит общероссийские тенденции церковно-государственных отношений в России первой половины ХХ столетия с региональными особенностями. Сразу обращает на себя внимание то, что все коллизии истории Церкви, ее отношений с государством и жизни в социуме рассматриваются автором, как правило, в личностном преломлении; в приложениях к своей работе (С. 198-232) Ю. П. Бардилева представляет большой биографический материал о наиболее известных представителях православного клира на Кольском Севере.

Впечатляет источниковая база рецензируемой монографии. В основу исследования положены материалы трех фондов Государственного архива Российской Федерации, трех фондов Российского государственного архива социально-политической истории, семи фондов Российского государственного исторического архива, двух фондов Центрального государственного архива г. Санкт-Петербурга, двух фондов Ленинградского областного государственного архива г. Выборга, двух фондов Центрального государственного архива историко-политических документов (г. Санкт-Петербург), трех фондов Национального архива Республики Карелия, десяти фондов Государственного архива Архангельской области, одного фонда Архива Управления ФСБ по Мурманской области, 33 фондов Государственного архива Мурманской области, четырех фондов Государственного архива Мурманской области (г. Кировск), а также опубликованные документы. При этом автор стояла перед непростой задачей анализа практически диаметрально противоположных групп источников — церковных, созданных в процессе функционирования церковных приходов, и государственных, к числу которых относятся в основном материалы по церковно-государственным отношениям. В сферу анализа было также вовлечено значительное число источников, дающих возможность воссоздать персональную историю (послужные списки священнослужителей, их воспоминания, биографии, личные записки).

Не могут не обратить на себя внимание хронологические рамки данного исследования, определенные как «первая половина ХХ века». Сам автор использует для их обоснования различные кри-

В. В. Кузь. Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой...

255

терии (С. 17): внутрицерковные (основание в 1899 г. Александровска и создание на Кольском полуострове двух Александровских благочиний Архангельской епархии как нижний рубеж) и внешние (завершение периода временного компромисса в церковно-государственных отношениях во второй половине 1940-х гг. как верхний рубеж).

Материал монографии структурирован автором по основным периодам истории РПЦ на Кольском Севере в первой половине ХХ в.: дореволюционный, период революции и гражданской войны (в том числе период Северной области), 1920-е гг. и 1930 - первая половина 1940-х гг.

Анализ источников, относящихся к истории РПЦ на Кольском Севере в начале ХХ в. (до 1917 г.), позволяет автору обнаружить специфику церковной жизни и церковно-государственных отношений в регионе этого периода. С одной стороны, РПЦ функционировала здесь в крайне сложных условиях. Слабая заселенность региона, множество временных поселений и колоний, бездорожье, бедность церковных приходов и самих прихожан, отсутствие постоянной связи с центральными районами страны, — все это придавало церковной жизни Кольского Севера весьма трудный, порой экстремальный характер. Однако эти же обстоятельства, как утверждает автор, оказывали и позитивное воздействие на общее положение Церкви: она по-прежнему занимала доминирующее положение в системе просвещения региона, здесь наблюдается очень незначительный разрыв между клиром и прихожанами. В этой связи на Кольском Севере обнаруживается более ровное (по сравнению с центральными районами страны и особенно столицами), уважительное отношение к религии и Церкви, выражающееся, например, в постоянном открытии новых храмов и часовен не за казенный счет, но «тщанием прихожан». Очень важно, что в монографии обращено внимание и на еще одну особенность дореволюционной церковной жизни Кольского Севера — вполне мирное сосуществование православных приходов с протестантскими в районах с финским и норвежским населением; причем открытие протестантских часовен и кирх осуществлялось порой с согласия православного клира (С. 43).

Не менее специфичной история РПЦ на Кольском Севере оказалась и в период революции и гражданской войны. Компаративный анализ общероссийских и региональных тенденций церковно-государственных отношений позволяет и в данном случае выявить специфику Кольского Севера. Прежде всего, реализация мер советской власти в отношении религии и Церкви, принятых на рубеже 1917-1918 гг., была невозможна на Кольском Севере до начала 1920 г., то есть в период существования Северной области. Правительства Северной области проводили весьма противоречивую политику в отношении РПЦ: сохранив, с одной стороны, ее прежнее значение в социально-политической (особенно идеологической) сфере, с другой — фактически узаконили секуляризацию церковных земель. Впрочем, на Кольском Севере, как справедливо отмечает автор, крупных церковных землевладельцев практически не было.

Период 1920-х гг. в церковно-государственных отношениях на Кольском Севере также отмечен определенной спецификой. Так, в регионе отсутствовали массовые репрессии в отношении духовенства (С. 128), вместе с тем не было и явных протестов против реализации советской политики в отношении религии и Церкви. Интересным также представляется факт полного отсутствия на Кольском Севере «обновленчества» и его представителей среди православного клира.

Социально-демографическая специфика Кольского Севера и векторы его истории в 1930-е гг. (в частности, небольшой процент укорененного населения, волны трудовой миграции в процессе

256

Новейшая история России / Modern history of Russia. 2015. №3

освоения природных богатств полуострова и т. д.) привели в конце последнего предвоенного десятилетия к практически полной ликвидации церковной жизни в регионе: к 1940 г. в Мурманской области не функционировал ни один православный храм. При этом потенциал к возрождению церковной жизни сохранился, о чем свидетельствует восстановление деятельности нескольких храмов на полуострове в первые послевоенные годы.

Таким образом, монография Ю. П. Бардилевой является значительным вкладом в исследование истории Русской Православной Церкви ХХ в. как неотъемлемой части новейшей истории России. Рецензируемая работа не только детально освещает многие вопросы темы, но и намечает перспективы ее дальнейшего исследования. Безусловно актуальным следует признать такие направления региональных исследований в рамках указанной общей проблематики, как уровень религиозности населения в различные периоды истории, микроисторические или локально-исторические исследования истории отдельных религиозных общин, особенно в изолированных, отдаленных районах, биографии региональных церковных деятелей и т. д. Остается надеяться на продолжение автором своих исследований в данном направлении. 1

1 Бардилева Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века. Мурманск: МГГУ, 2015. 253 с.

2 Например: Камкин А. В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992; Михайлов С. В. Государство и церковь: отношения органов власти, религиозных организаций и верующих на Архангельском Севере в 1918-1929 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Архангельск, 1998; Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006.

3 Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению. Мурманск, 1994; Федоров П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1890-1917 гг.). Мурманск, 1996; Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления. Мурманск, 2003; Поливцев С., свящ. Трифонов Печенгский монастырь. Мурманск, 2007; и др.

4 Грашевская О. В. Политика Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 19401980-х гг.: центр и местные власти (на материалах Мурманской области): дисс. ... канд. ист. наук. Мурманск, 2005.

5 Бардилева Ю. П. 1) Кампания по вскрытию святых мощей и закрытие монастырей на Европейском Севере России в 1918-1929 гг. // Российская история. 2009. № 3. С. 135-142; 2) Антицерковные кампании и атеистическая пропаганда на Европейском Севере России в 1918-1922 годы: краткий обзор // Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». 2010. № 8. С. 17-24; 3) «Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим.»: нарушения советского «религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х - 1930-е гг. // Новейшая история России. 2011. № 1. С. 216-227; 4) Антирелигиозная пропаганда на Европейском Севере России по материалам журналов «Антирелигиозник» и «Безбожник» (1925-1941 гг.) // Вестник СПбГУ. Сер. 2. История. 2011. № 3. С. 42-47.

В. В. Кузь. Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой...

257

Кузь В. В. Рецензия на монографию Ю. П. Бардилевой «Русская православная Церковь на Кольском Севере в первой половине ХХ века» // Новейшая история России. 2015. № 3 (14). С. 253-257.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и права, Мурманский арктический государственный университет (Мурманск, Россия); vkuz-murman@yandex.ru 1 11

Kuz V. V. Review on: Bardileva Y. P. "Russkaja pravoslavnaja Cerkov' na Kol'skom Severe v pervoj polovine 20 veka"

AUTHOR: Candidate of History, Associate Professor, Head of the History and Law Department, Murmansk Arctic State University (Murmansk, Russia); vkuz-murman@yandex.ru

REFERENCES:

1 Bardileva Yu. P. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov'na Kol'skom Severe vpervoj polovine XX veka (Murmansk, 2015).

2 Kamkin A. V. Pravoslavnaja cerkov' na Severe Rossii. Ocherki istorii do 1917 goda (Vologda, 1992).

3 Mikhaylov S. V. Gosudarstvo i cerkov': otnoshenija organov vlasti, religioznyh organizacij i verujushhih na Arhangel'skom Severe v 1918-1929gg. [Candidate of History Dissertation] (Arkhangelsk, 1998).

4 Basova N. A. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov'v Karelii v 1918-1941 gg. [Candidate of History Dissertation] (Petrozavodsk, 2006).

5 Ushakov I. F. 'Cerkov' na Kol'skom Severe v dosovetskij period' in Regional'nye programmy osnovnyh i dopolnitel'nyh kursovpo religiovedeniju (Murmansk, 1994).

6 Fedorov P. V. Istorija Trifono-Pechengskogo monastyrja (1890-1917gg.) (Murmansk, 1996).

7 Ieromonakh Mitrofan (Badanin). Prepodobnyj Trifon Pechengskij i ego duhovnoe nasledie: Zhitie, predanija, istoricheskie dokumenty. Opyt kriticheskogo pereosmyslenija (Murmansk, 2003).

8 Polivcev S. Trifonov Pechengskij monastyr' (Murmansk, 2007).

9 Grashevskaya 0. V. Politika Sovetskogo gosudarstva v otnoshenii Russkoj Pravoslavnoj cerkvi v 1940-1980-h gg.: centr i mestnye vlasti (na materialah Murmanskoj oblasti) [Candidate of History Dissertation]. (Murmansk, 2005).

10 Bardileva Yu. P. 'Kampanija po vskrytiju svjatyh moshhej i zakrytie monastyrej na Evropejskom Severe Rossii v 19181929 gg.', Rossijskaja istorija, no. 3, 2009.

11 Bardileva Yu. P. 'Anticerkovnye kampanii i ateisticheskaja propaganda na Evropejskom Severe Rossii v 1918-1922 gody: kratkij obzor', Vestnik Pomorskogo universiteta, Ser. «Gumanitarnye isocial'nye nauki», no. 8, 2010.

12 Bardileva Yu. P. '«Predat' sudu vseh lic, ulichennyh v izdevatel'skih vyhodkah po otnosheniju k verujushhim...»: narushenija sovetskogo «religioznogo» zakonodatel'stva regional'nymi vlastjami pri zakrytii cerkvej na territorii Evropejskogo Severa Rossii v konce 1920-h - 1930-e gg.', Novejshaja istorija Rossii, no. 1, 2011.

13 Bardileva Yu. P. 'Antireligioznaja propaganda na Evropejskom Severe Rossii po materialam zhurnalov «Antireligioznik» i «Bezbozhnik» (1925-1941 gg.)', Vestnik SPbGU, Ser. 2. Istorija, no. 2, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.