Научная статья на тему 'Рецензия на монографию В. А. Мазилова "методология психологической науки. История и современность"'

Рецензия на монографию В. А. Мазилова "методология психологической науки. История и современность" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
490
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию В. А. Мазилова "методология психологической науки. История и современность"»

Сибирский психологический журнал.

2019. № 71. С. 197-200. Б01: 10.17223/17267080/71/11

Рецензии

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В.А. МАЗИЛ ОВА «МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»1

Г.В. Залевскийа

а Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14

В монографии известного отечественного психолога, методолога профессора Владимира Александровича Мазилова дается характеристика методологических проблем, актуальных не только для современной психологической науки, но и для психологической науки дня завтрашнего. В работе осуществлен основательный ретроанализ процесса формирования методологических оснований научной психологии, рассмотрена история становления методов научной психологии. Анализ методологии идет по трем взаимосвязанным направлениям: когнитивной методологии, методологии психологической практики и коммуникативной методологии. Анализируется также соотношение психологии и философии и поставлена задача разработки философии психологии как ветви психологического знания, приводится эскиз философии психологии. Автором предложена новая трактовка предмета психологии как «внутреннего мира человека», позволяющая, с точки зрения автора, разрешить ряд дискуссионных вопросов современной психологии. В целом в книге В.А. Мазилова предложена оригинальная авторская концепция методологии психологии. Отметим лишь некоторые существенные характеристики данной концепции.

По мнению автора, «в настоящий момент на первый план выходит разработка интегративной методологии психологической науки» (С. 417). Отсюда следует, что предлагаемая автором концепция современной методологии - это концепция интегративной методологии, поскольку «разработка отдельных вопросов методологии (даже таких судьбоносных для психологии, как проблема предмета, метода, объяснения и т.д.), взятых сами по себе, не позволяет принципиально изменить ситуацию в методологии. Из этого следует вывод, что методологические проблемы должны решаться в комплексе, что ставит на повестку дня разработку интегративной методологии». Под интегративной методологией автором понимается «об-

1 Мазилов В.А. Методология психологической науки. История и современность. Ярославль : Изд-во ЯрГПУ, 2017. 419 с.

щая методология психологии как непротиворечивая концепция, трактующая проблемы предмета, метода, объяснения, теории... в их взаимосвязи (С. 417). На мой взгляд, недостаточно понимать систему, в том числе и методологическую, только с позиции взаимосвязи составляющих ее элементов, не учитывая того, что каждый элемент играет свою роль в этой взаимосвязи, во-первых, и во-вторых, по мере усложнения живой системы - от клетки до человека и человеческого сообщества - эти взаимосвязи все больше иерархизируются с появлением «командного» элемента, играющего роль интегратора всех элементов системы. С моей точки зрения, в интегра-тивной методологии таковым элементом и является предмет психологии (точнее, понимание предмета, что для нас выступает в качестве предмета психологии).

Интегративная методология, по мнению В.А. Мазилова, должна как минимум удовлетворять следующим требованиям: 1) должна быть достаточно широкой, т.е. включать в себя основные названные компоненты методологии (предмет, метод, теория, объяснение и др.); 2) должна иметь достаточно универсальный характер в том смысле, что она должна быть приложима к широкому кругу психологических концепций (С. 418). Автор считает, что такая модель описана в его труде с учетом «второй части известного определения методологии, предложенного в свое время Спиркиным, Юдиным и Ярошевским: «Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе (выделено мной. - Г.З.)» [1. С. 359].

О предмете психологии. Как отмечает сам Владимир Александрович, «неоднократно в разных главах книги делались заключения, смысл которых сводится к тому, что для решения вопросов, рассматриваемых в том или ином разделе, необходимо обращение к предмету психологии» (С. 407). Делался вывод, что трактовка предмета должна быть пересмотрена, что понимание должно быть максимально широким, что проблема предмета в наше время является центральной методологической проблемой. С этим, несомненно, следует согласиться, о чем я уже говорил выше. В.А. Мазилов приходит к выводу, что «предметом научной психологии целесообразно считать внутренний мир человека (выделено мной. - Г.З.)» (Там же). «...внутренний мир отражает бытие человека и формируется в процессе жизнедеятельности. Развиваясь в деятельности и поступках, он характеризуется функциональностью и оперативностью. Все психические процессы во внутреннем мире протекают одновременно на двух уровнях: сознательном и бессознательном. Внутренний мир, с одной стороны, един с внешним миром, с другой - независим от него. Внутренний мир, порождаемый как функциональное отражение внешнего мира, представляет сбой целостный идеальный мир. Это живой мир, так как он порождается потребностями человека и пронизан переживаниями. С позиции внутреннего мира хорошо объясняются многие проблемы, которые решает психология» (С. 409). К такому пониманию предмета психологии как «внутреннего мира человека» автор приходит «новым для психологии способом определения предмета».

Рецензия на монографию В.А. Мазилова

«Обычно при определении предмета используют (история психологии изобилует примерами такой технологии) следующий ход: объявляя тот или иной предмет в дальнейшем рассмотрении осторожно заменяют его на "единицу", данный предмет представляющую. Эта традиция - наследие прежней методологии, когда полагали, что из единицы (клеточки) можно будет получить целое. Поскольку до целого дойти никогда не удавалось, довольствовались обсуждением, которая из предложенных единиц более перспективна... В итоге из психологии фактически исчезает совокупный предмет» (С. 409). В рассматриваемом случае внутренний мир человека представляет собой совокупный предмет - психе как целое, - который в процессе рассмотрения подвергается анализу. Обратим внимание на то, что психология впервые приобретает перспективное нередуктивное объяснение, ибо впервые пожелание Шпрангера становится реальным - объяснение психического через психическое. Можно сказать, что в настоящем методологическом подходе, скорее, реализован научный идеал, выраженный Вильгельмом Дильтеем о психологии описательной, понимающей и расчленяющей [2]. Во всяком случае, характеризуя внутренний мир человека, В.А. Мазилов с соавт. [3] «пытались не разрушать одушевляющие связи» (С. 408-409).

О методах психологии. Поскольку утверждается принципиальный тезис, что внутренний мир человека не прост, а сложен, сложное образование, то отсюда «следует, что метод изучения тоже должен быть непростым. Поэтому, говоря о методах, стоит подчеркнуть, что чаще всего речь идет о комплексе методов, их сочетании. Иными словами, используются методы как из арсенала естественнонаучной психологии, так и из обоймы герменевтических методов» (С. 410). В данном утверждении наши позиции сближаются, поскольку и я тоже принципиально против того, что я называю «циклопной психологией». В то же время, по моему мнению, автор монографии уделил явно мало внимания проблеме понимания как метода психологии и его отношению с методом объяснения, хотя последний он рассмотрел достаточно подробно [4-7].

В целом, оценивая данный труд, следует считать его значительным и во многих отношениях оригинальным вкладом в теорию методологии психологии, поскольку он действительно «позволяет проводить последовательную линию на описание общей психологии как целостной и непротиворечивой науки, что не мешает демонстрировать множественность подходов и психологических теорий» (С. 414).

Литература

1. Спиркин А.Г., Юдин Э.Г., Ярошевский М.Г. Методология // Философский энциклопе-

дический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1989. С. 359.

2. Мазилов В.А. Психология академическая и практическая: актуальное сосуществова-

ние и перспективы // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 3. С. 87-96.

3. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология : учебник для академического бака-

лавриата. М. : Юрайт, 2015.

4. Залевский Г.В. Понимание как метод наук о психике // Сибирский психологический

журнал. 2004. № 29. С. 12-22.

5. Залевский Г.В. Объяснение и понимание в психологии // Теория и методология пси-

хологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. С. 195-223.

6. Залевский Г.В. Объяснение и понимание против «циклопной психологии» // Методо-

логия и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 1. С. 41-47.

7. Залевский Г.В. Границы понимания и безграничность объяснения // Залевский Г.В.

Избранные труды : в 6 т. Томск : Том. гос. ун-т, 2013. Т. 1. С. 215-244.

Залевский Генрих Владиславович - доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, профессор кафедры психологии и социальной работы Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. E-mail: Usya9@Sibmail.com

For citation: Zalevskij GV. Review of the monograph "Methodology of Psychology. History and Contemporaneity" by V.A. Mazilov. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology. 2019; 71:197-200. doi: 10.17223/17267080/71/11. In Russian. English Summary

References

1. Spirkin, A.G., Yudin, E.G. & Yaroshevsky, M.G. (1989) Metodologiya [Methodology].

In: Averintsev, S.S. (ed.) Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya. pp. 359.

2. Mazilov, V.A. (2015) Psikhologiya akademicheskaya i prakticheskaya: aktual'noe

sosushchestvovanie i perspektivy [Academic and practical psychology: current coexistence and perspectives]. Psikhologicheskiy zhurnal. 36(3). pp. 87-96.

3. Shadrikov, V.D. & Mazilov, V.A. (2015) Obshchaya psikhologiya [General Psychology].

Moscow: Yurayt.

4. Zalevsky, G.V. (2004) Ponimanie kak metod nauk o psikhike [Understanding as a method

of psychological sciences]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology. 29. pp. 12-22.

5. Zalevsky, G.V. (2007) Ob"yasnenie i ponimanie v psikhologii [Explanation and under-

standing in psychology]. In: Zhuravlev, A.L. & Yurevich, A.V. (eds) Teoriya i metodologiya psikhologii [Theory and Methodology of Psychology]. Moscow: Institute of Psychology, RAS. pp. 195-223.

6. Zalevskij, G.V. (2008) Ob"yasnenie i ponimanie protiv "tsiklopnoy" psikhologii [Explana-

tion and understanding against "cyclopean" psychology]. Metodologiya i istoriya psikhologii - Methodology and History of Psychology. 3(1). pp. 41-47.

7. Zalevskij, G.V. (2013) Izbrannye trudy: v 6 t. [Selected Works. In 6 vols]. Vol. 1. Tomsk:

Tomsk State University. pp. 215-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.