Научная статья на тему 'Рецензия на монографию В. А. Фортунатовой «Культура и образование»'

Рецензия на монографию В. А. Фортунатовой «Культура и образование» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
579
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕКСТА / МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / ТВОРЧЕСТВО / CULTURE / TEXT CULTUROLOGY / METHODOLOGY OF SCIENCE / CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филиппов Юрий Владимирович

Рассматривается культурно-педагогический опыт кафедры культурологии Нижегородского государственного педагогического университета, отраженного в рецензируемой монографии. В структурно-диалогической форме здесь выделен комплекс важнейших для культуры и образования проблем, требующих коллективных усилий для своего разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW ON THE MONOGRAPH CULTURE AND EDUCATION BY V.A. FORTUNATOVA

The author considers the cultural and pedagogical experience of the Department of Cultural Studies of the Nizhni Novgorod State Pedagogical University, as reflected in the monograph being reviewed. In a structurally dialogic form, a set of important cultural and educational issues requiring a collective effort for their solution is identified.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию В. А. Фортунатовой «Культура и образование»»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В.А. ФОРТУНАТОВОЙ «КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ»

© 2011 г.

Ю.В. Филиппов

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

rurik_fil@mail.ru

Поступила в редакцию 05.04.2011

Рассматривается культурно-педагогический опыт кафедры культурологии Нижегородского государственного педагогического университета, отраженного в рецензируемой монографии. В структурно-диалогической форме здесь выделен комплекс важнейших для культуры и образования проблем, требующих коллективных усилий для своего разрешения.

Ключевые слова: культура, культурология текста, методология науки, творчество.

Титульный лист монографии В.А. Фортунатовой «Культура и образование» свидетельствует о том, что ее выход в свет приурочен к 100-летию Нижегородского государственного педагогического университета. В действительности же это двойной юбилей: еще и 20-летие самой кафедры культурологии, с середины 90-х годов возглавляемой В.А. Фортунатовой. Монография и представляет собой своеобразный жанровый синтез академического исследования и отчета о практических делах кафедры культурологии НГПУ.

Когда углубляешься в чтение (а книга захватывает с первых же страниц: она прекрасно написана, в ней есть то, что называется стилем и что совершенно потеряно нашей философской наукой, да и наукой о литературе тоже), становится понятным, как в течение короткого времени в Нижегородском государственном педагогическом университете дополнительно к спектру различных школ и направлений сформировались две новые научные школы. Одна -культурологическая (специальность 24.00.01 -Теория и история культуры), другая - собственно филологическая (10.01.03 - Литература стран зарубежья: германистика и англо-американская литература), связанная с культурологическим анализом современной литературы. Однако этот феномен объясняется, кроме других факторов, и разносторонностью интересов В.А. Фортунатовой. Ее кандидатская диссертация была посвящена германистике XVIII века, докторская - рецепции культурного наследия немецкой классики писателями ГДР и ФРГ; со-

временная англо-американская литература -виток уже новых поисков в русле накопленного опыта изучения и преподавания культурологии.

Следует также сказать, что работы В.А. Фортунатовой и ее учеников привлекают самое пристальное внимание философов, культурологов, литературоведов, социологов, педагогов оригинальностью постановки актуальных проблем и неожиданностью их решений. Чтобы дать представление о научной работе этого учёного, скажем, не вдаваясь в подробности, что учениками В.А. Фортунатовой защищено 15 культурологических и 13 филологических кандидатских диссертаций; на подходе новые, не только кандидатские, но и докторские работы. Они вызывают живейший интерес: востребованы в Интернете, опубликованы в авторитетных столичных изданиях, готовятся их зарубежные переводы.

Автор справедливо замечает во вступительном разделе монографии, что разделение на специализации в этой работе во многом условно: и там, и здесь предметом анализа оказываются проблемы культурного и литературного текстов. Только в одном случае в центре внимания текстообразующие свойства культуры, а в другом - исследование художественного (литературного) текста. Такая внутренняя общность лишний раз подтверждает, что культурологические подходы, вторгаясь в область фундаментальной филологии, дают ей новые импульсы для развития, а идеям - новые обертоны смысла, разрушающие устойчивые приемы и клише, которые обладают способностью к бесконеч-

ным повторениям и не дают решительно ничего нового в сфере гуманитарной теории. Результаты этих поисков концептуально представлены в ряде учебников и учебных пособий, изданных В.А. Фортунатовой, и в кафедральных сборниках, издаваемых в НГПУ («Эстезис», 2004; «Гнозис», 2010; «Виртуализация как художественный прием», 2008; «Универсальные модели культуры», выпуски: 2007-2011 и др.) .

Монография отчетливо структурирована. Первая глава («Культурология в аспекте само-представления») не столько дает определение сравнительно новой научной дисциплины, универсальной по своему характеру, сколько демонстрирует конкретные приемы исследования, ей свойственные, и сами возможности культурологического поиска. В этом разделе рассматриваются фундаментальные проблемы культурологии: сфера инновационной деятельности, предметный мир в культуре, экзистенциалы и интенциалы современной культуры, антропология культурных состояний и др.

Однако здесь же проводятся развернутые анализы, свидетельствующие о том, что культурологическому инструментарию и культурологическим приемам подвластны такие явления, которые не в состоянии охватить искусствознание в специальных его областях, например, теория и история живописи. В этом отношении бесспорной удачей главы является раздел, посвященный творчеству Р.Ф. Федорова, народного художника РФ («Философская и земная живопись Ревеля Федорова: культурологический дискурс»). Как и благодаря чему (разумеется, принимая во внимание редкий дар и многолетний подвижнический труд мастера) Р. Федорову удалось стать одним из первых художников России, а его малой родине, Чувашии, войти в большой мир искусства и народов мира?

В.А. Фортунатова дает свою версию этого события, используя своеобразную технику исследования. Факт творчества (творческий процесс художника) рассматривается как артефакт (завершенный художественный текст). Правда, культурологи и прежде иногда говорили о таком сочетании. Но при этом интерпретация подобного явления, как правило, отсутствовала. Здесь же перед нами комплексный культурологический анализ: характеристика тематики, колористики, изучение особого психологического настроя, свойственного чувашину и Чувашии, объединены с тщательным структурным исследованием вещи - гармоничного, законченного художественного текста, воспринимаемого как единство различных его составляющих. Подобные фрагменты (а их немало в книге) - бес-

спорная удача ее автора, образцы плодотворного культурологического исследования.

Вторая глава («Православие между полюсами современного бытия») выдвигает на первый план вопросы религиозного сознания, объединяемые более общим понятием - русской духовности. В.А. Фортунатова находит, на наш взгляд, удачную метафору, утверждающую значение православия в современном мире, -«нравственный контрфорс», способствующий устойчивости культуры и выживанию человека в «безграничном хаосе ночи, негативного духовного опыта, кошмара индивидуального существования... «Выживание» как главный императив 90-х годов, - пишет В.А. Фортунатова,

- сменилось холодным, рассудочным, обывательским «проживанием» XXI века. Подлинная жизнь, - добавляет она, - неизмеримо богаче этих форм» [1, с. 132 - 133]. Однако культурология занимается изучением не только культуры, но и одновременно (и в связи с ней) форм реальной жизни. В этом ее большое преимущество. Она способна видеть то, что ускользает от отдельных специальных дисциплин.

Как и в предыдущей главе, здесь также есть своя кульминация - фрагмент, посвященный Д.С. Лихачеву. Это портрет выдающегося ученого, воссозданный благодаря синтезирующим возможностям культурологического анализа, в котором используются мемуаристика, биографический метод, воспоминания самого Д.С. Лихачева, система идей, изложенных в разных его работах, и т.п. Был ли Д.С. Лихачев верующим человеком? Ответить на этот вопрос сложно. Как истинно верующий, он никогда не распространялся на эту тему. Но его жизнь и глубокое постижение православных основ древнерусской культуры говорят красноречивее любых деклараций. В этом смысле он сродни великим русским молчальникам и столпникам. «В исихазме,

- пишет В.А. Фортунатова, - Д. Лихачев видел разновидность гуманизма, в «безмолвной беседе ангелов» - образ рублевской Троицы. Развитие России в XVII веке на основе почти исключительно национальных ресурсов он называет «явлением компенсации» и «замедленным Ренессансом». Все это кажется простым, естественным, но говорят, «правильно спетая мысль не требует слов» [1, с.191]. Основным пафосом этой главы является идея о том, что ресурсов русской культурной традиции и мощного потенциала православной церкви достаточно, чтобы возродить веру в духовные возможности России и наметить направление их совместных действий.

В третьей главе («Педагогический процесс: вопросы преподавания и воспитания в культурологическом аспекте») автором ставится ряд вопросов, важных как для вузовского, так и для школьного преподавания. Они четко сформулированы в заглавиях разделов: «Диапазон культурной семантики в вузовском преподавании»; «Учебный процесс и задачи культурологического образования»; «Внедрение гуманитарных технологий в воспитательную систему средней образовательной и высшей школ»; «Деформация литературного образа в процессе педагогической интерпретации» и др. Все эти выдвигаемые для рассмотрения проблемы очень важны, в особенности при нынешнем кризисном состоянии отечественного образования (школьного и вузовского). Старое, испытанное, далеко не синоним устаревшего. Глава не случайно открывается большим разделом «Театр - образование».

В нем объясняется суть уникального образовательного и воспитательного проекта, мощно развернувшегося еще в 90-х годах при инициативном руководстве ректора НГПУ, профессора В.А. Глуздова. За 15 лет с начала реализации проекта уже несколько поколений студентов НГПУ прошли «высшую школу» культуры, посещая по абонементам театры: оперы и балета, драмы, комедии, ТЮЗ, в последние годы - филармонию с богатейшим спектром ее программ, музыкальных и литературных, камерный театр им. Степанова, в залах Нижегородский художественный музей, выставки Центра современного искусства, пользуясь киноабонементами. Когда-то во времена советской школы говорилось о задаче воспитания всесторонне развитой лич

ности. При реализации подобных проектов такая цель становится реальностью.

Глава четвертая («Этика образования») открывается разделом «Опыт и мастерство». Пожалуй, такое название охватывает сущность всей этой заключительной главы, а во многом -и монографии в целом, потому что этическая составляющая образовательного процесса становится лейтмотивом книги, а в предыдущей главе, хотя и вариативно, повторяется в завершающем ее разделе, «Этос, логос и пафос современного образования». И таких внутренних перекличек немало.

Возвращаясь к общему, целостному впечатлению от монографии, можно сказать, что это книга с открытым финалом. В ней поставлено несколько исключительно острых для нынешнего состояния культуры и образования проблем, но так, что каждая вполне может стать толчком для возникновения отдельного капитального исследования. Впрочем, что значит «поставить» научную проблему? Не значит ли это уже «решить» ее пусть в резких, определяющих ее чертах или наметить отчетливые пути решения, что уже само по себе является открытием. Как раз это и демонстрирует рецензируемая нами работа В.А. Фортунатовой. Остается лишь посетовать на незначительный тираж, хотя востребованность этих идей широкой аудиторией очевидна.

Список литературы

1. Фортунатова В.А. Культура и образование. Н. Новгород: НГПУ, 2010. 411с.

REVIEW ON THE MONOGRAPH “CULTURE AND EDUCATION" BY V.A. FORTUNATOVA

Yu V. Filippov

The author considers the cultural and pedagogical experience of the Department of Cultural Studies of the Nizhni Novgorod State Pedagogical University, as reflected in the monograph being reviewed. In a structurally dialogic form, a set of important cultural and educational issues requiring a collective effort for their solution is identified.

Keywords: culture, text culturology, methodology of science, creative work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.