Научная статья на тему 'Рецензия на монографию В. А. Бывальцева, Е. Г. Белых «Симуляционный тренинг в нейрохирургии» (Новосибирск, 2016)'

Рецензия на монографию В. А. Бывальцева, Е. Г. Белых «Симуляционный тренинг в нейрохирургии» (Новосибирск, 2016) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / МОНОГРАФИЯ / НЕЙРОХИРУРГИЯ / СИМУЛЯЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ / REVIEW / MONOGRAPH / NEUROSURGERY / SIMULATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хернесниеми Юха, Кивилев Юрий Владимирович

Представлена рецензия на монографию В.А. Бывальцева, Е.Г. Белых «Симуляционный тренинг в нейрохирургии» (Новосибирск, 2016). Авторы настоящей монографии провели исчерпывающий анализ микрохирургической подготовки нейрохирургов. Настоящий труд представляет собой значительный шаг современного поколения нейрохирургов России в направлении принятых по всему миру современных принципов нейрохирургической подготовки и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хернесниеми Юха, Кивилев Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the monograph V.A. Byvaltsev, E.G. Belykh «Simulation training in neurosurgery» (Novosibirsk, 2016)

Presents a review of the monograph by V.A. Byvaltsev, E.G. Belykh «Simulation training in neurosurgery» (Novosibirsk, 2016). The authors of this monograph conducted an exhaustive analysis of microsurgical training of neurosurgeons. This work represents a significant step of the current generation of Russian neurosurgeons in the direction of modern principles of neurosurgical training and education, accepted all over the world.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию В. А. Бывальцева, Е. Г. Белых «Симуляционный тренинг в нейрохирургии» (Новосибирск, 2016)»

Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2016, № 5

рецензии

© ХЕРНЕСНИЕМИ Ю., КИВИЛЕВ Ю.В. - 2016 УДК: 614.2

рецензия на монографию в.а. бывальцева, Е.г. белых «симуляционныЙ тренинг в нейрохирургии» (новосиБирсК, 2016)

Юха Хернесниеми1, Юрий Владимирович Кивилев2 ('Университет Хельсинки; ^Центральный госпиталь университета Турку, Финляндия)

Резюме. Представлена рецензия на монографию В.А. Бывальцева, Е.Г. Белых «СимуляционныЙ тренинг в нейрохирургии» (Новосибирск, 2016). Авторы настоящей монографии провели исчерпывающий анализ микрохирургической подготовки нейрохирургов. Настоящий труд представляет собой значительный шаг современного поколения нейрохирургов России в направлении принятых по всему миру современных принципов нейрохирургической подготовки и обучения.

Ключевые слова: рецензия, монография, нейрохирургия, симуляционный тренинг.

REVIEW OF THE MONOGRAPH V.A. BYVALTSEV, E.G. BELYKH «SIMULATION TRAINING IN NEUROSURGERY» (NOVOSIBIRSK, 2016)

Juha Hernesniemi1, Yurii Kivilev2 ^University OF Helsinki; 2Central Hospital of University of Turku, Finland)

Summary. Presents a review of the monograph by V.A. Byvaltsev, E.G. Belykh «Simulation training in neurosurgery» (Novosibirsk, 2016). The authors of this monograph conducted an exhaustive analysis of microsurgical training of neurosurgeons. This work represents a significant step of the current generation of Russian neurosurgeons in the direction of modern principles of neurosurgical training and education, accepted all over the world.

Key words: review, monograph, neurosurgery, simulation training.

Обучение микрохирургии - это долгий и сложный путь. Мастерство владения операционным микроскопом и микрохирургическими инструментами достигается только многократными тренировками. Для многих начинающих нейрохирургов использование операционного микроскопа может создавать напряжение и даже доставлять неудобства. Однако с течением времени и накоплением собственного опыта ситуация меняется на противоположную, и микроскоп становится уже неотъемлемой частью нейрохирургических вмешательств, что позволяет выполнить их более безопасно и эффективно.

Существует несколько способов обучения микрохирургическим техникам. Наиболее безопасным способом является выполнение упражнений в условиях лаборатории с использованием различных моделей в виде силиконовых трубок или других различных искусственных материалов, или выполняя диссекции и тренировки сшивания тканей на лабораторных животных. Работа в лаборатории не несет стрессовую нагрузку, при этом ошибки обучающегося не ведут ни к каким осложнениям. Таким образом, это идеальный вариант для начинающих нейрохирургов.

Важнейшим следующим этапом обучения является отработка практических навыков, например рассечение и ушивание мягких тканей в условиях реальной операционной, представляющей собой стрессовую ситуацию для обучающегося, так как именно он (она) несет полную ответственность за качество выполняемых манипуляций и обязан (-а) на должном уровне владеть операционным микроскопом и микрохирургическим инструментарием. В частности, это значит что использование микроскопа ускоряет операцию и улучшает мануальные навыки молодых нейрохирургов, что мы подчеркивали в наших предыдущих публикациях.

Авторы настоящей монографии провели исчерпывающий анализ микрохирургической подготовки нейрохирургов. Как подчеркнуто во введении, данная монография является первой книгой, освещающей множество аспектов лабораторного микрохирургического тренинга, опубликованной на русском языке. Более того, авторы уделяют большое внимание таким важным аспектам, как ком-

петентность и экспертность нейрохирургов. Данная проблема стала довольно актуальной в современную эпоху: клиническая работа все более взбудоражена бюрократией, и оценка работы нейрохирурга часто основана только на формальных показателях. Очень логично авторы представляют различные модели лабораторного тренинга, что делает прочтение книги удовольствием. Модель диссекции плаценты и симуляции микрососудистых операций является достаточно уникальной, хотя и не легко достижимой. Данная модель является ценным инструментом в арсенале нейрохирурга для улучшения мануальных навыков наравне с реальной операцией. Важно, что предлагаемый авторами алгоритм микрохирургического тренинга поддерживается собственными оригинальными исследованиями, опубликованными в международных рецензируемых нейрохирургических журналах. Данное обстоятельство значительно увеличивает доверие к сформулированным авторами выводам.

Настоящая монография представляет собой значительный шаг современного поколения нейрохирургов России в направлении принятых по всему миру современных принципов нейрохирургической подготовки и обучения. Кроме того, данная книга может служить примером научной работы международного уровня, положения которой основаны на подходящем и объективном критическом анализе, - пути, который все еще не принят на вооружение многими нейрохирургами в России.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Работа поступила в редакцию: 16.08.2016 г.

Информация об авторах:

Юха Хернесниеми - заслуженный профессор Университета Хельсинки, (Хельсинки, Финляндия), почетный профессор Научно-исследовательского института нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко (г. Москва); член-основатель Всемирной академии нейрохирургии, приглашенный профессор Перу и Индонезии; Юрий Кивилев - д.м.н., доцент, отделение нейрохирургии, центральный госпиталь университета Турку (Финляндия).

Сибирский медицинский журнал (Иркутск), 2016, № 5 Information About the Authors:

Juha Hernesniemi - MD, PhD (Medicine), Emeritus Professor, University of Helsinki, Finland, Professor HC, Burdenko Neurosurgery Institute, Founding Member of WANS, Visiting Professor of Peru and Indonesia; Juri Kivelev - MD, PhD, DSc (Medicine), Associate Professor, Department of Neurosurgery, Turku University Central Hospital, Turku, Finland

юбилеи

Удк 617-057.4

ДЗИЗИНСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

DZIZINSKY ALEKSANDR ALEKSANDROOVICH (TO THE 80TH ANNIVERSARY SINCE BIRTHDAY)

1 сентября 2016 г. исполняется 80 лет почетному ректору Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования члену-корреспонденту РАМН, доктору медицинских наук, профессору, Заслуженному деятелю науки Российской Федерации Александру Александровичу Дзизинскому.

А.А. Дзизинский родился в 1936 г. в Киевской области. В 1961 г. с отличием закончил Новосибирский медицинский институт, где в дальнейшем проработал 12 лет, пройдя путь от клинического ординатора до заведующего кафедрой факультетской терапии. Его формирование как врача, ученого и педагога проходило под руководством выдающихся отечественных терапевтов - заслуженного деятеля науки РФ, профессора Г.Д. Залесского и академика В.П. Казначеева. В 1964 г. Александр Александрович защитил кандидатскую, а в 1970 г. - докторскую диссертации. В 1972 г. ему присвоено ученое звание профессора.

В 1973-1976 гг. А.А. Дзизинский работал заведующим клиническим центром Сибирского отделения АН СССР, а в 1976-1979 гг. - заместителем директора по науке и заведующим отделом атеросклероза Украинского НИИ кардиологии.

Но лучшие годы жизни Александра Александровича протекли в Иркутске, где в полной мере проявились его качества организатора, общественного деятеля, учёного и педагога. Много труда, сил и энергии вложил он в создание в 1979 г. кафедры терапии, которую возглавлял до 2012 г. Это была одной из первых кафедр в Иркутском государственном институте усовершенствования врачей и долгое время единственной кафедрой Восточной Сибири, где осуществлялось последипломное образование и повышение квалификации врачей терапевтов и кардиологов. С 1988 по 2007 гг. А.А. Дзизинский избирался ректором института. Это был непростой период в жизни страны, но время становления и бурного развития института. Вместе с коллективом единомышленников в этот период им было реализовано много идей, которые способ-

ствовали повышению качества обучения и совершенствования форм и методов последипломного медицинского образования. Год от года росло число кафедр института, улучшалась их материально-техническая база. Был выстроен новый учебно-лабораторный корпус, гараж, построено новое общежитие со столовой, организовано повышение квалификации средних медицинских работников, созданы Центральная научно-исследовательская лаборатория, редакционно-издательский отдел и консультативно-диагностический центр. Налажены контакты и сотрудничество со многими отечественными и зарубежными коллективами и отдельными учеными. Разработаны и успешно реализовались программы «Наука», «Новые учебные и информационные технологии», открыта кафедра информатики и отдел технологии обучения и аттестации врачей, компьютерные классы. Все это позволило превратиться институту, а ныне академии, в крупный учебный, научный и методический центр последипломного обучения врачей, провизоров и средних медицинских работников Сибири, Дальнего Востока, головное учреждение по координации последипломного медицинского образования в Сибирском федеральном округе.

Большое внимание А.А. Дзизинский уделял подготовке высококвалифицированных терапевтов и кардиологов. Это было делом всей его жизни. Именно в педагогической работе наиболее ярко проявились таланты А.А. Дзизинского. Он очень серьезно относился к методическим основам дополнительного профессионального образования врачей и постоянно работал над совершенствованием лекций и практических занятий. Клинические лекции Александра Александровича были методически выверены, имели адресную направленность, четкую логическую структуру, несомненную практическую и теоретическую значимость, вследствие чего пользовались неизменным успехом среди слушателей циклов повышения квалификации врачей. За 33 года на кафедре, возглавляемой А.А. Дзизинским, прошли обучение 9053 врача, 182 клинических ординатора, 100 интернов и 18 аспирантов из 11 регионов России и бывшего СССР А.А. Дзизинский подготовил 2 руководства для врачей и 22 учебных пособия. Его заслуги в деле совершенствования последипломного медицинского образования в России были высоко оценены профессиональным медицинским сообществом. В 2012 г. А.А. Дзизинский был удостоен премии Российского кардиологического общества «За выдающийся вклад в образовательную деятельность в области кардиологии».

А.А. Дзизинский отличался широкой эрудицией и постоянно был в курсе новых научных исследований, проводившихся в мире. Коллег всегда поражало его умение выделить главное, сформулировать цель, определить, насколько она достигнута.

Большой интерес представляют публикации А.А. Дзизинского, посвященные методологии клинического диагноза, деонтологии, анализу качества работы врачей и врачебных ошибок, проблемам последипломного обучения. Обобщенные в виде «Избранных лекций по терапии» (1990) эти работы представляют собой оригинальный труд по общеклинической пропедевтике для широкого круга врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.