Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2003. - 200 с.'

Рецензия на монографию: Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2003. - 200 с. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2003. - 200 с.»

РЕЦЕНЗИИ

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Цыбулевская О.И., Милушева Т.В. Власть и реформы в России: нравственно-правовой аспект / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2003. - 200 с.

А.В. Малько

В юриспруденции,как и в других науках, существуют вечные темы, которые на протяжении многих десятилетий притягивают пристальное внимание специалистов, являясь объектом научных споров и дискуссий. К числу подобных тем, несомненно, следует отнести правовые аспекты взаимодействия личности и власти. Для России значимость проблем власти связана прежде всего с теми переломными моментами в жизни государства, когда ответы на поставленные вопросы приобретают судь-

МАЛЬКО Александр Васильевич -доктор юридических наук, профессор Саратовской государственной академии права, директор СФ ИГП РАН

боносное значение не только для нынешних поколений, но и для их потомков. По отношению к ним нет равнодушных ни среди политиков, ни среди граждан, ни среди ученых.

Перемещается в архив истории сама политика «перестройки», но остаются порожденные ею социальные процессы, не угасают дискуссии о месте и роли России в мировом сообществе, ведется поиск теоретической модели выхода из того тупика, в который зашло реформирование страны в итоге экономических преобразований и политических модернизаций. Особая роль в решении стоящих задач отводится правовым рычагам власти.

Проблема правового обеспечения реформ так или иначе и раньше находилась в поле зрения юридической науки, но благодаря инновационному осмыслению, серьезному анализу данная тема получила иной ракурс раскрытия. Монографию отличает новизна, оригинальность ряда решений и выводов. Не имея возможности дать их подробный анализ, в порядке иллюстрации упомяну лишь о некоторых новациях.

В настоящей монографии предпринята комплексная и успешная попытка анализа и теоретического осмысления природы взаимодействия власти и нарождающихся институтов гражданского общества в условиях коренных преобразований в России. Заслуживает внимания обстоятельно обоснованный вывод о том, что являются малопродуктивными попытки некоторых политологов и юристов строить правовое государство в России по схемам, разработанным идеологами в первой половине XIX века. В современных условиях роль государства как органа управления делами гражданского общества значительно возрастает, а поэтому «лечение» от поразивших современную Россию «недугов» видится не в противопоставлении российской государственности и российского общества друг другу, а в их интеграции в единый социальный организм. К такому взаимодействию подводит весьход современных событий, в том числе в возрастание роли государства в социальной, образовательной и иных сферах, исконно признававшихся сферами гражданского общества.

В работе верно обращается внимание на то, что предусмотренное направление административно-правовой реформы - уход государства из экономической сферы - в первую очередь означает «отлучение» чиновников от причастности к большим финансовым потокам, что исключает почву для противоправной деятельности органов власти. Но это ни в коей мере не означает ослабление экономической функции. Напротив, одной из важных мер укрепления государственности, по мнению авторов, является повышение роли государства в установлении «правил игры» участников экономического процесса (с. 145).

Авторы монографии не проходят мимо и такой актуальной в современ-

ных условиях проблемы, как коррупция. Выводы, касающиеся предложения правового регулирования борьбы с этим злом, представляются интересными и заслуживают особого внимания (с. 147).

Новизна выдвинутых научных положений определяется тем, что авторам удалось систематизировать взгляды ученых на понятие исполнительной власти, выявить не только ее социальные, но и собственно юридические признаки, определить место и роль этого феномена в системе разделения властей.

Центральное место в работе занимают проблемы, посвященные правоприменительной деятельности исполнительной власти. В условиях расширения частн ых начал и рамокюридической свободы в обществе значительно возрастает роль прямых форм реализации права: соблюдения, исполнения, использования. Они - непременное условие правоприменительной деятельности органов исполнительной власти.

На основе сравнительно-правового метода подробно исследуются все формы реализации права. При этом отмечается, что поведение властных субъектов правореализации основывается на тесном взаимодействии внутренних и внешних побудительных сил. Справедливо подмечено, что основную часть своей компетенции властные субъекты реализуют в форме применения права, а соблюдение, исполнение и использование способствуют правоприменительной деятельности, создают условия, являются организующими началами поведения субъектов власти.

Обстоятельно проанализированы в работе факторы, повышающие эффективность правоприменительной деятельности. К ним относятся: качество закона, устранение коллизий между нормативными актами, которые обнаруживаются на стадии правоприменения и мешают функционированию механизма правового регулирования, проблема соотношения закона и подзаконного акта, уровень правовой культуры властных субъектов и другие.

Значительной степенью новизны отличается материал, содержащийся в третьей главе монографии, где рассмотрены нравственные аспекты осуществляемых реформ. Выводы и суждения авторов могут быть интересны не только для правоведов, но и для представителей других наук - философов, политологов, социологов, экономистов.

Происходящие в стране социально-экономические, политические и морально-психологические изменения заставляют по-новому взглянуть на роль «вечных» нравственных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, так они породили проблему выяснения реального нравственно-этического содержания и отдельных норм и институтов, и всего механизма правового регулирования общественных отношений.

Оптимальное совмещение нравственного, политического и юридического всегда было трудноразрешимой проблемой. Сегодня многие понимают, что в ходе преобразований произошла «разбалансировка» всех социальных систем, прежде всего правовой и моральной. Ситуация осложняется тем, что в настоящее время и политика, и экономика находятся в кризисном состоянии. Но главное, были проигнорированы нравственно-духовные и исторические традиции России, вследствие чего оказалась разрушенной прежняя система нравственных ценностей. Между тем не вызывает сомнений, что кризисные процессы в разных сферах общества по отношению к моральному кризису вторичны, делают вывод авторы, и с ними трудно не согласиться.

Нельзя упускать из виду и то, что проблема моральности неразрывно связана с сущностью демократии. Речь идет об особой сложности и чрезвычайной актуальности вопросов моральности законодательства и моральности процедур его реализации.

В этой связи особую значимость приобретает раздел монографии, посвященный такой важнейшей предпосылке современных российских преобразований, как повышение нравственной и правовой культуры государственных служащих (с. 135-159). Особую роль в повышении правосознания властных субъектов авторы отводят административной реформе. Насущность ее осознается и государством, и обществом. В отличие от других сфер, как верно подмечено, область государственного управления имеет особую специфику: преобразования в ней должны быть проведены как раз теми людьми, деятельность которых и подвергается реформированию (с. 156).

Возрождение духовности в стране следует начинать именно с оздоровления обстановки в высших эшелонах власти. Особую теоретическую и практическую значимость представляет раздел работы, посвященный п равовому регулированию ответственности властн ых субъектов, в частности, это касается законодательного оформления конституционной ответственности.

Авторам удалось привлечь внимание к тем аспектам проблемы, разработку которых в юридической науке нельзя считать достаточной. К ним можно отнести такие проблемы, как ограничение прав и свобод граждан, злоупотребление п равом, в том числе и субъектами власти, моральность политики, аксиологические аспекты права, административное и судейское усмотрение, ведомственный правовой нигилизм и другие.

Высоко оценивая монографическое исследование, полагаю одновременно возможным высказать отдельные замечания, касающиеся спорных

или недостаточно аргументированных положений. На наш взгляд, критически можно оценить лишь три аспекта исследования.

Освещая вопросы взаимодействия ветвей власти в России, авторам следовало бы заострить внимание на проблемных моментах реализации принципа разделения властей в условиях проведения реформ.

В параграфе «Качество закона и проблемы правореализационного процесса» авторы затрагивают целый пласт вопросов, касающихся законодательной техники, и не останавливаются на проблеме стабильности и социальной обусловленности закона. Между тем рассуждения в данной области были бы полезны как для теоретиков, так и для практиков. Вообще анализу теории эффективности как целостной проблеме современной правовой действительности, интерпретации ее роли в новых условиях, обобщению уже накопленного опыта в данной области следовало бы уделить больше внимания, выделив материал в отдельную главу.

Отмечая в целом как вполне удавшийся второй параграф третьей главы,посвященный исследованию правовой культуры носителей власти, представляется, что выявление факторов, оказывающихнегативное воздействие науровеньправовой культуры властных субъектов, логически завершило бы анализ проблемы.

В заключение следуетуказать на принципиальную дистанцированность авторов от пустого критиканства либо слепого восхваления рассматриваемых государственно-правовых институтов. Глубокий, вдумчивый, научно обоснованный подход к анализу животрепещущих проблем свидетельствует о подлинной заинтересованности авторов в раскрытии творческого потенциала правового регулирования государственной власти, гармонизации процессов взаимного влияния права и государства, создании предпосылок, обеспечивающих необратимый характер демократизации властных структур. Предложенная авторами концепция нравственного и правового оздоровления властных структур воспроизводит целостную картину наиболее значимыхпроблем государственно-правового строительства без излишней фрагментарности и разрозненности.

Данная книга является чрезвычайно интересной, она позволяет по-новому взглянуть на различные процессы и явления, протекающие в постсоветском обществе, с акцентом на их морально-правовую оценку.

Монография, несомненно, будет интересна ученым-теоретикам, работникам органов государственной и муниципальной власти, всем, кто интересуется вопросами российской правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.