практическое значение, вносит свой вклад в развитие диалектологии и в первую очередь - в изучение территориально изолированных говоров.
И.А. ПЕТРОВА (Михайловка)
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Т.А. СИРОТКИНОЙ «КАТЕГОРИЯ ЭТНИЧНОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Íнa материале этнонимии 1ермского края)» (Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2007. 216 с.)
Цель монографии определяется автором как описание категории этничности, являющейся одной из составных частей языкового сознания русских людей. Предмет исследования - специфика функционирования этнонимов в различных типах дискурса: деловом, научном, диалектном, художественном, публицистическом. Во введении Т.А. Сироткина рассуждает о языковой картине мира и образе человека в нем и справедливо отмечает, что «одна из ипостасей образа человека - человек этнический» (с.7), при этом основным способом актуализации данной ипостаси являются этнонимы. Ученые тщательно изучили их происхождение, семантику, функционирование в художественной литературе, но тем не менее ряд вопросов требует детального рассмотрения. Научная новизна данного исследования заключается в описании путей решения проблем категоризации этничности в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы современного языкознания и характеристике этнонимии как функциональной системы, представленной в социальной, языковой и жанровой сферах. Автор отмечает, что работа выполнена в русле лингвистического ре-гионоведения, это предполагает изучение языковых единиц определенной территории с целью выявления специфики определенного класса и их связей. Картотека исследования обширна - около 5 тыс. единиц, собранных в различных текстах: деловых документах XVI - XVIII вв., научных описаниях, записях живой речи, художественных произведениях пермских авторов.
Первая глава «Этничность: в поисках парадигмы изучения» является введением в проблему исследования (с. 11). В этой части прослеживается история появления понятия «этничность» в отечественной науке, обозначаются подходы к пониманию этнического в зарубежной лингвистике. Множественность существующих взглядов на феномен этничности в нашем языкознании говорит о сложности данного явления в принципе, не случайно оно исследуется не только ономастикой, но и этнолингвистикой и этнопсихолингвистикой. Важным в рамках рассматриваемой проблемы является понятие этнической идентичности, под которой подразумевается потребность отождествлять себя с некоей этнической общностью или ее частями. История изучения этнонимов в ономастике начинается с 70-х гг. XX в.; автор называет основные работы в этой области. Обозначая актуальные проблемы современной этнонимики, которые нуждаются в исследовании, Т.А. Сироткина подчеркивает важность изучения языкового статуса этнонима как ономастической единицы, границ этнонимии и отдельных этнонимов, эволюции этнонимикона как системы, в том числе региональной, функционирования этнонимов в разных сферах речевой коммуникации, взаимодействия этнонимии с другими лексическими системами. Основными же аспектами изучения русской этнонимии являются этимологический, исторический, словообразовательный, семантический, этнолингвистический, страноведческий, функциональный, лексикографический. Выбор данных аспектов изучения этнических названий сопровождается комментарием работ исследователей, работающих в том или ином направлении. В заключение перечисляются источники, позволяющие в достаточно глубокой степени исследовать этнонимы; к ним относятся пермские памятники деловой письменности XVI - XVIII вв. и научные описания.
Вторая глава «Этничность в разных типах дискурса» посвящена всестороннему анализу средств репрезентации категории этничности в разных типах дискурса. Автор рассматривает этнонимы в деловом дискурсе XVI - XVIII вв., описывая этнони-мический тезаурус указанного времени, который включал такие именования, как
© Петрова И.А., 2009
башкиры, вогулы, вотяки, зыряне, зырянцы, остяки и др. Анализ этнонимов сопровождается характеристикой грамматических особенностей, специфики употребления, описанием производных единиц, цитатами из источников. В деловых текстах прагматическая функция данных имен собственных реализуется особенно ярко, что позволяет говорить о наличии в текстах регулярных структурных единиц, в состав которых входят этнонимы. Автор подчеркивает важную особенность этнонимов в деловом дискурсе: образование номинативных рядов (татары-татара-та-таровя-татарове-тотарове-татарины), уничижительных (вогуличишки) и собирательных (мордва, самоядъ) форм; также этнонимы могут служить базой для возникновения топонимов и микротопонимов, прозвищ, фамилий.
Научные тексты разных эпох позволяют проследить процесс становления эт-нотерминов, например, пермяки - пермяки-коми - коми-пермяки, русаки - русские (с. 57); появления новых этнических элементов. Изучение текстов подобного характера позволяет составить классификацию этнических объединений, которая содержит названия племен, этнических групп; обозначения народов-предшествен-ников с начальным компонентом прото-(протобашкиры - с. 59). Ученые чутко реагировали на изменения этнического состава региона, употребляя «новые» этнонимы, называющие пермские народы (евреи, немцы, поляки, латыши, белорусы и др.), заменяли существующие названия на появляющиеся в обиходе (вотяки - удмурты, вогулы - манси, черемисы - марийцы).
В дидактическом дискурсе этнонимы являются терминами, которые обусловливают освоение материала, связанного с родным языком и краеведением. В начальных классах ученики знакомятся с ядерными для Прикамского края этнонимами (русские, чуваши, татары, удмурты и др.) на материале легенд и преданий. Автор в качестве иллюстраций приводит примеры из книг Н.П. Горбацевич, Н.В. Шатровой «Прикамье: странички далеких и близких времен», «Маленький пермяк» (2000), А.В. Черных «Сказки, живущие в Прикамье» (2002). В старших классах учащиеся уже получают представление о языковых семьях. Учебные пособия для студентов могут содержать и старые названия этносов, как, напр., пособие Т.А. Си-
роткиной по спецкурсу «Этнонимия Прикамья» (Пермь, 2004).
Рассматривая категорию градуально -сти, являющейся типичной чертой научных текстов, автор указывает на появление терминов отатаривание, обрусение и др. (с. 66), которые классифицирует как показатель «этнической переходности». В диалектных системах употребление этнонимов связано с языковой компетенцией личности, причем референция этнического именования может быть неизвестна говорящим, но в любом случае признается инородность соседей. В текстах отмечается смешение этнонимов и катойконимов, этнонимов и названий этноконфессио-нальных групп; окказиональное использование форм этнических наименований; употребление диалектных названий этносов (с. 69). Этнонаименования образуют устойчивые сочетания (коромысло татарское), на их базе также образуются производные единицы - орнитонимы, фитони-мы (татарская ворона; татарские мыльца - с. 71). Этнонимы могут употребляться и в фольклорных текстах, как правило, в таких жанрах, как исторические песни, легенды, предания.
Анализируя функции данной ономастической единицы в публицистическом дискурсе, автор определяет его цель как передачу информации различных типов (с. 77), отмечает энциклопедический характер этнонимов, связь с категориями образности и оценки. Говоря о художественном дискурсе, автор обращается к творчеству писателей Д. Мамина-Сибиряка, П. Бажова, Н. Никонова, А. Иванова, М. Строганова, Е. Туровой; рассматривает церковную поэзию, определяя, как в тексте вербализуется категория этничности. Завершает главу параграф, в котором рассматриваются этнонимы и художественная картина мира, создатель которой выступает как создатель национально-культурных стереотипов.
В третьей главе «Особенности функционирования единиц регионального эт-нонимикона» автор определяет пермский этнонимикон как изучаемое явление и описывает социальную и языковую среды. Совершенно справедливо замечание, что в названиях народов заложена этноисториче-ская информация (с. 111), которая может дать представление об ареале расселения этноса, прежнем месте жительства, связях данного этноса с другими народами, осо-
бенностях культуры и традиций данного этноса. Источником культурно-исторической информации являются также этно-нимические образования, например, фамилии (Вогулкин, Вотяков, Татаринов). Автор обращает внимание на тот факт, что в основе ряда ономастических единиц также лежат этнонимы, например, к ним можно отнести гидронимы (р. Вогулка), ойко-нимы (д. Мордовка), оронимы (камень Еран) и др. (с. 113). Сочетания с этническими маркерами (русская баня, татарский платок) содержат информацию о материальной культуре, выражения с этической оценкой поведения (по-русски; как вогулы) - о духовной культуре. В социальной среде этнонимы реализуют основную функцию, которая может быть определена как номинативная.
Исследуя языковую среду, автор анализирует взаимодействие этнонимов с нарицательной лексикой, обращаясь к работам О.М. Белоусовой, Н.В. Земляковой, Д.Б. Гудкова. Т.А. Сироткина отмечает, что этнонимы могут быть основами топонимов и антропонимов, существует связь и с эргонимами.
Этнонимикон можно представить как полевую структуру с разными типами полей (с. 140). Автор уделяет внимание категории посессивности, признавая ее сложность и неоднозначность; далее рассматриваются отэтнонимные прилагательные с точки зрения посессивности в деловом дискурсе XVI - XVIII вв., научном и художественном дискурсе. На материале анализа текстов определены названия явлений действительности, культурных реалий, которые употребляются с отэтнонимны-ми прилагательными-маркерами, при этом этническая маркировка зависит от типа дискурса. Посессивность отражает объективные отношения принадлежности; субъективное восприятие автором окружающей действительности. Автор касается и локальной окраски этнонимов, отмечая, что понятие локальности рассматривалось в работах Е.Н. Поляковой, Т.И. Ерофеевой,
В.В. Палагиной, В.А. Малышевой, Т.А. Си-роткиной. Локальность может проявляться в составе именований, в частотности, пермские этнонимы меньше по количеству, чем состав этнонимов в современном русском языке, частота этнонимов (например, татары, вогулы, пермяки, вотяки) определяется составом народов региона. Рассматривая категоризацию этнической семантики, автор останавливается на таких способах выражения этничности, как концептуализация базового концепта категории «этнический», который связан с языком, верой, материальной культурой, внешностью; и ассоциирование, связанное с национально-культурным стереотипом, этностереотипом, автостереотипом, этническим образом. Стереотипные представления о типичных чертах характера, поведения позволяют использовать этнические имена в качестве апеллятивов. В этой же главе описываются средства выражения этностереотипов (с. 170 - 171).
В четвертой главе «Этнонимический тезаурус: состояние и перспективы» описан опыт лексикографирования этнонимов в лингвистике, охарактеризованы типы словарей (учебного, нормативно-исторического, этнолингвистического), структура словарной статьи (работы С. С. Иванова, Г.Ф. Ковалева, Р. А. Агеевой). Автор настоящего исследования признает необходимым создание тематического словаря этнонимов Прикамья, который включил бы около 100 понятий, охватывающих основные этносы. Описание каждого понятия должно базироваться на семантических зонах (например, «Группа людей», «Мужчина», «Женщина», «Принадлежность» и др.).
Завершая анализ рецензируемого издания, хочется отметить основательность работы в целом, хороший научный стиль, логичность изложения, позволяющую проследить все намеченные автором аспекты. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением этнонимов и составлением этнонимических словарей - как местного, так и общерусского.