Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России»'

Рецензия на монографию «Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ломакина Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России»»

DOI 10.22394/1726-1139-2024-5-265-269 ^

EDN TUJLKJ

Рецензия на монографию ?

«Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной i деятельности на Дальнем Востоке России»

Ломакина Н. В.

Институт экономических исследований ДВО РАН (г. Хабаровск, Российская Федерация); [email protected]

Reviev of the Monograf "Strategizing of the Tourizm and Trade Show Industries in the Russian Far East"

Natalia V. Lomakina

Economic Research Institute FEB RAS (Khabarovsk, Russia); [email protected]

Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России : монография / И. З. Чхотуа, А. В. Садовничая, Л. И. Власюк, А. С. Хворостяная ; под науч. ред. С. М. Дарькина, В. Л. Квинта. М. : Первое экономическое издательство, 2024. 406 с. : илл. (Библиотека «Стратегия Дальнего Востока России»).

ISBN: 978-5-91292-518-4. DOI: 10.18334/9785912925184

Дальний Восток в современной России становится все менее и менее «периферийным» и «окраинным» регионом. Являясь геостратегическим форпостом России в динамично развивающейся части Азии, Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — объект не только активной государственной политики в целях его ускоренного и сбалансированного развития, но и все более возрастающего интереса к нему людей — и не только граждан нашей страны. Туризм и выставочно-ярмарочная деятельность — один из верных способов не только удовлетворить этот интерес, но и внести существенные и позитивные изменения в преимущественно ресурсную экономическую специализацию дальневосточных регионов, создать новые основания для более комфортной и интересной жизни на этих территориях. Поэтому публикация монографии «Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России», подготовленной коллективом ученых кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова, является не только актуальной и своевременной, но и весьма полезной. Несмотря на объем и значительное количество использованного самого разнообразного информационного материала, книга легко и с интересом читается. Думаю,

^ причины этого прежде всего в научности и системности подхода, реализованного ™ коллективом опытных (опубликовано более 40 работ в этой области) и талантливых X (что справедливо отмечают научные редакторы книги в предисловии) авторов. ^ В представленной монографии проведено комплексное междисциплинарное ^ исследование индустрии туризма как «агрегированной» отрасли экономики, во-< влекающей в процесс формирования цепочки добавленной стоимости значительное количество смежных и обеспечивающих отраслей. Обширная зарубежная практика развития этого межотраслевого комплекса и его системной государственной поддержки через создание институциональных основ и инфраструктурного базиса демонстрирует значительные социально-экономические эффекты (и не только в таких традиционных мировых туристских дестинациях, как Италия, Испания, Франция и др.). В современной российской практике проблематика поиска направлений диверсификации моноэкономики отдельных регионов и городов, территорий промышленного упадка находится в фарватере интересов государства, транслируемых на различных международных и отечественных научно-дискуссионных площадках. Реализуется ряд масштабных национальных проектов, среди которых Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Формируемые государством разнообразные меры поддержки туристской отрасли призваны повысить инвестиционную привлекательность, в том числе и дальневосточных территорий, изменить исторически сложившиеся тенденции усиления сырьевой специализации экономики макрорегиона, способствуя решению сложнейших демографических проблем. Богатый природно-рекреационный потенциал вкупе с заинтересованностью властей всех уровней к развитию туристско-рекре-ационного комплекса регионов ДФО является безусловным конкурентным преимуществом в вопросе организации туризма как самостоятельной отрасли экономики, способной генерировать значительные финансовые, инвестиционные, инновационные потоки и миграцию рабочей силы. Все вышеперечисленное актуализирует интерес и практическую значимость проведенного научного исследования.

Как указывают авторы исследования, его теоретико-методологической основой является теория стратегии и методология стратегирования академика, д.э.н., профессора В. Л. Квинта1, неоднократно апробированная при решении задач комплексного долгосрочного социально-экономического развития стран, регионов, городов, предприятий. Универсальная методология отечественной школы стратегирования применяется к объекту исследования с учетом его отраслевой специфики, а также социально-экономических и географических особенностей исследуемой территории. Дальневосточный макрорегион развивается в условиях воздействия ряда фундаментальных факторов, определяющих специфические особенности функционирования хозяйствующих субъектов и одновременно поле конкурентоспособности товаров и услуг. В монографии существенное внимание уделено именно анализу таких факторов — возможностей и угроз, которые формируют новые горизонты развития объекта стратегирования — Дальнего Востока России. Одним из таких стратегических направлений развития макрорегиона с учетом близости стран с формирующимся рынком является туризм и вы-ставочно-ярмарочная деятельность (ВЯД).

В рамках реализуемого системного подхода авторами исследования предпринят комплексный анализ ресурсного (природно-рекреационного, инфраструктурного, институционального, кадрового, информационного) обеспечения развития туризма на обширных дальневосточных территориях России с учетом особенностей макрорегиона: неоднородности социально-экономического пространства, высокой за-

1 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York : Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/ 9781315709314.

тратности жизни и ведения хозяйственной деятельности, наличия протяженных ^ границ со странами с формирующимся рынком.

Развитие внутреннего и въездного туризма является важнейшим приоритетом X современной государственной стратегии, перспективным направлением инноваци- § онного развития России. Разработана и реализуется федеральная туристская меж- ^ региональная схема территориально-пространственного планирования Российской < Федерации1: выбраны якорные дестинации и проекты, которые способны стать «полюсами роста» — территориями интенсивного развития, способными в дальнейшем подтянуть сопредельные районы. В отношении Дальнего Востока России это Камчатский край, Сахалинская область и Приморский край, в пределах которых будут создаваться 12 круглогодичных курортов мирового уровня.

Следует отметить, что проблематика развития туристической отрасли не является только прикладной задачей, в академических кругах актуальны исследования, касающиеся проблематики причинности и взаимосвязи развития туризма и экономического роста. Коллективная монография вносит свой вклад в данную проблематику исследования, всесторонне анализируя как экономическую систему дальневосточных регионов, их экономико-географическое положение, а также исторические аспекты развития территории, так и национальной туристской системы и пр.

В первой главе монографического исследования описан теоретико-методологический базис стратегирования отрасли туризма и ВЯД. Поскольку уровень развития социально-экономической системы создает некий фундамент для дальнейшего развития туризма, то в рамках данной главы также проведен общий анализ социально-экономического положения ДФО в экономике РФ. Стратегический анализ уровня развития отрасли туризма и ВЯД (в том числе уровень инфраструктурного обеспечения отрасли), проведенный авторами монографии, также принципиально важен для формирования общего представления об особенностях развития макрорегиона как объекта стратегирования.

Вторая глава монографии «Стратегический анализ нормативно-правовой базы развития туризма в ДФО» посвящена подробному анализу стратегических документов развития отрасли, предопределяющих рамочные условия функционирования бизнеса в дестинациях макрорегиона. Анализ нормативно-правовой базы развития туризма выполнен в разрезе регионов ДФО. Выявлены и показаны определенные элементы слабости (негибкость, неактуальность и несвязанность) системы регулирования туристского рынка, которые, впрочем, характерны не только для ДФО и неоднократно обсуждались на профессиональных площадках различного уровня. Государство нацелено на формирование системы стратегических документов и релевантных мер поддержки отрасли с целью обеспечения единого комплексного поступательного развития туризма и ВЯД как полноценной отрасли экономики, способной генерировать значительные поступления в бюджет государства.

Третья глава монографии «Глобальные, национальные и региональные тренды развития туризма и ВЯД» принципиально важна, поскольку в сегодняшнем динамичном мире определение зарождающихся тенденций позволяет «донастраи-вать» всю экономику туризма на развитие в стратегическом направлении, получать конкурентные преимущества от гибкости и оперативности управления де-стинацией. Согласно теории стратегии и методологии стратегирования выявленные тренды позволяют определить уникальные возможности для объекта стратегирования.

Сопоставление «окон» возможностей с имеющимися ресурсами территории —

1 Утверждена федеральная туристическая межрегиональная схема территориально-пространственного планирования Российской Федерации [Электронный ресурс]. Ш_: МПрв:// arch.lenobl.ru/ru/news/64582/ (дата обращения: 02.09.2024).

^ основная задача исследования в рамках главы 4 «Стратегический анализ совре-™ менного состояния уровня развития туризма в регионах Дальнего Востока России». X Здесь же авторы монографии проводят «OTSW» — анализ развития отрасли туриз-5 ма и ВЯД в разрезе регионов ДФО. Первичный учет возможностей (Opportunities, ^ Threats, Strengths, Weaknesses) необходим, поскольку сущностно значимым нево-< зобновляемым ресурсом для любого хозяйствующего субъекта в экономике явля-Н ется время.

Безусловным конкурентным преимуществом макрорегиона является географическое положение: более 29 тыс. км — общая протяженность государственной границы в пределах ДФО, около 6 тыс. км — сухопутная граница с Монголией, Китаем и КНДР и около 23 тыс. км — морская граница с Японией и США. Территорию Дальнего Востока России пронизывают крупнейшие трансграничные транспортные коридоры — Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали, а история освоения дальневосточных территорий России тесно переплетена с историей Китая. Все вышеперечисленное глубоко и всесторонне проанализировано в рамках главы 5 монографического исследования с целью определения направлений трансграничного сотрудничества, среди которых авторы выделяют культуру, туризм, образование, вопросы устойчивого развития и пр. В рамках главы также проанализирован и предложен портрет целевого туриста из Поднебесной, вкусам и предпочтениям которого должен отвечать отечественный конкурентоспособный турпродукт.

Культура как инструмент «мягкой силы» способна существенно влиять на экономики стран мира. В главе 6 «Стратегическая характеристика брендов ДФО и элементы маркетинга и продвижения дестинации, товаров и услуг ДФО на внешние рынки» отражена взаимосвязь культурного кода территории и брендов, сформировавшихся на данной территории как собирательных форм и отражения культурно-исторических особенностей дестинации. Также в данной главе выставочно-яр-марочная деятельность рассматривается как организационная форма стратегий поддержки экспорта — корпораций, городов, регионов, стран. Вопросы позиционирования территории и ее культурной идентификации через формирование и продвижение брендов, а также промышленный туризм — комплексная задача в достижении стратегической цели — повышение узнаваемости локальных брендов, востребованности отечественных дестинаций и достижение стратегической цели, обозначенной в Нацпроекте, — увеличение внутреннего и въездного туризма в РФ и на Дальнем Востоке России в частности.

Важнейшим ориентиром реализации любой стратегии является повышение качества жизни населения. Именно данный постулат лежит в основе предлагаемых приоритетных направлений развития туризма и ВЯД на Дальнем Востоке России. Резюмирующей является глава 7 монографии «Концепция стратегии развития туризма и ВЯД в ДФО», раскрывающая обновленную Миссию и Видение стратегии развития туризма и ВЯД, а также стратегические приоритетные направления их развития в ДФО. Общность природно-рекреационных ресурсов некоторых территорий макрорегиона и сопоставимые климатические условия, а также ряд иных факторов, подробно проанализированных в данной главе монографии, ставит вопрос экономической целесообразности развития межрегиональных туристических продуктов и маршрутов, позволяющих достичь синергетического эффекта от совместного пользования ресурсами территории по обе стороны границ.

Полученные в ходе исследования результаты и выводы имеют практическую ориентацию и существенны в качестве рекомендаций для представителей региональной власти в вопросе вовлечения территорий и их ресурсов в туристский оборот, развития выставочно-ярмарочной деятельности и подбора действенных инструментов территориального брендинга и продвижения.

Как и любая объемная работа, эта монография также не лишена отдельных не- ^ достатков, преимущественно редакционного характера. Так, в тексте авторы ино- ™ гда путают административные статусы отдельных дальневосточных регионов (край — X область — округ). Или, например, при определении перспективных направлений § развития туризма в Хабаровском крае в этом же разделе рассмотрены и некоторые ^ островные территории макрорегиона. Также некоторое недоумение вызывает раз- < личная структура и последовательность представления субъектов РФ в ДФО в отдельных форматах монографии — в тексте, таблицах, в оглавлении. Всякий раз дальневосточные субъекты РФ выстроены то в принятом официальном и статистическом подходе (республики — края — области и т. д.), то совершенно в ином порядке. Если за этим есть какое-то содержательное объяснение, то оно должно быть представлено. Иначе это выглядит несколько удивительным в столь логичном и системном труде. Тем не менее работа в целом оставляет, безусловно, позитивное впечатление, а учет таких «мелких» недостатков, надеюсь, будет лишь полезен таким активным исследователям, как авторы представленной монографии.

Монография «Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России», продолжая серию книг «Стратегия Дальнего Востока России», представляет собой комплексную научно-практическую работу, построенную на целостном системном подходе к стратегическому развитию отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на уникальной территории Дальнего Востока России. Геостратегический статус ДФО и возрастающий по многим объективным причинам интерес к развитию и жизни в этом регионе предопределяет как научно-управленческую, так и практическую востребованность этой работы.

Об авторе:

Ломакина Наталья Валентиновна, главный научный сотрудник, заведующая отделом территориально-отраслевых систем Института экономических исследований ДВО РАН (г. Хабаровск, Российская Федерация), доктор экономических наук, доцент; [email protected]

About the author:

Natalia V. Lomakina, Chief researcher, Head of the Department of Industry Systems, Economic Research Institute FEB RAS (Khabarovsk, Russia), Doctor of economics, Assistant professor, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.