DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-2-7 EDN: DHJDCR JEL classification: A31, R13, Y30
О. Н. Бучинская Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Рецензия на монографию Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике
Аннотация. Рецензия посвящена анализу монографии коллектива авторов, формирующих уральскую научную школу региональной экономики, которая создана под началом профессора Е. Г. Анимицы на базе Уральского государственного экономического университета. Методологически монография опирается на широкий пул подходов в области философии науки, региональной экономики, экономической географии, урбанистики, финансов. Методика исследования - контент-анализ достижений в сферах региональной экономики и смежных наук. Проанализированы взаимосвязи направлений развития уральской научной школы с общими мировыми трендами региональной экономики и выявлены особенности уральской науки. Представлен обзор ключевых параграфов монографии и оценен вклад авторов в становление новых идей, связанных как с теоретической оценкой современной экономической ситуации, так и с прикладными исследованиями экономики регионов, агломераций, городов. Очерчены некоторые дискуссионные вопросы, касающиеся последствий текущих экономических преобразований: возможность возникновения и направленность синергетических эффектов; проблемы подготовки научных кадров и реформирования системы профессионального образования на уровне регионов; развитие системы преобразующих инвестиций; формирование городских агломераций и размещение производительных сил в регионах. Отмечено особое внимание к социальной направленности и комплексному развитию экономики регионов через построение экономики благополучия. Показано, что исследования уральской научной школы региональной экономики находятся в тренде основных проблем науки, а в ряде случаев демонстрируют достижения, опережающие мировую практику.
Ключевые слова: региональная экономика; уральская научная школа; развитие городов; агломерации; муниципальное хозяйство; социоэкономика; Уральский регион .
Для цитирования: Buchinskaia O. N. (2023). Book review of Development of paradigmatic ideas in the domestic regional economics by Evgeny Animitsa et al. Journal of New Economy, vol. 24, no. 2, pp. 126-142. DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-2-7. EDN: DHJDCR. Информация о статье: поступила 31 января 2023 г., доработана 22 февраля 2023 г.; одобрена 28 февраля 2023 г.
Olga N. Buchinskaia Institute of Economics (Ural branch of RAS), Ekaterinburg, Russia
Book review
Development of paradigmatic ideas in the domestic regional economics by Evgeny Animitsa et al.
Abstract. The paper presents an overview of a monograph prepared by a team of scholars representing the Ural school of regional economics, which was created under the leadership of Evgeny Animitsa and is based in the Ural State University of Economics. Methodologically, the monograph relies on a wide range of approaches in the fields of philosophy of science, regional economics, economic geography, urban studies, finance. The main research method is content analysis of achievements in regional economics and related branches of science. The review examines interrelations between the development directions of the Ural school of thought and general global trends in regional economics and reveals the specificities of the Ural science. The synopsis of the monograph's key chapters allows evaluating the contribution of the authors into the new ideas linked both with the theoretical consideration of the current economic situation and the state-of-the-art applied research into the economy of regions, agglomerations, cities. The paper outlines a number of controversial issues concerning the fallouts of ongoing economic reforms: the possibility of emergence and the focus of synergistic effects; problems of training research personnel and reforming the system of vocational education at regional level; development of impact investment system; formation of urban agglomerations and location of productive forces in regions. Particular emphasis is put on the social orientation and comprehensive development of regional economy by supporting the well-being economy. The review demonstrates that the research of the Ural school of regional economics clusters around the major problems of science, and in some cases is ahead of world academic achievements.
Keywords: regional economics; Ural school of thought; urban development; agglomerations; municipal economy; socioeconomics; Ural region.
For citation: Buchinskaia O. N. (2023). Book review of Development of paradigmatic ideas in the domestic regional economics by Evgeny Animitsa et al. Journal of New Economy, vol. 24, no. 2, pp. 126-142. DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-2-7. EDN: DHJDCR. Article info: received January 31, 2023; received in revised form February 22, 2023; accepted February 28, 2023
Развитие научной мысли во многом связано с изменением угла зрения на происходящие в мире события, то есть со сменой парадигм. Так, в конце XX в. процесс перестройки на территории Российской Федерации привел к сдвигу лидирующей парадигмы, который выразился в замещении политической экономии неоклассическим синтезом. Этот сдвиг обусловил изменения в теоретических изысканиях экономистов и развитие целого ряда направлений, ориентированных на решение практических проблем.
Одним из таких направлений стала научная школа региональной экономики, возникшая на базе кафедры региональной и муниципальной экономики Уральского государственного экономического университета под руководством профессора Е. Г. Анимицы. В XXI в. стало очевидно, что неоклассический подход не в состоянии отразить актуальные
проблемы экономической науки и необходимо формировать новые парадигмы. Это понимание проявляется и в прикладных исследованиях, которые объясняют взаимосвязь социоэкономических, политических и культурных изменений, происходящих как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.
Развивая идеи Т. Куна [Kuhn, 1963; Kuhn, 1970], американский социолог Э. Тирякян говорил о том, что движущей силой науки являются не научные изменения, а научные школы, которые предлагают новые методологии или новые концептуальные схемы социальной реальности и способствуют появлению значительных научных достижений [Tiryakian, 1979]. Научная школа не имеет четко оформленных границ и может представлять собой как небольшую неформальную подгруппу внутри отдела, так и объединение ученых-единомышленников из различных учреждений. Важно то, что ее представители придерживаются близких либо схожих идей, связанных с предпочтениями в области теории и методологии [Harvey, 1987].
Т. И. Волкова [2022] выделяет две основные функции научной школы - генерирующую (производство и аккумуляция новых знаний) и обучающую. Примером эффективно развивающегося сообщества ученых, которое не только адаптируется к изменению ситуации, но и разрабатывает концепции реформирования окружающей действительности, является уральская научная школа региональной экономики. Задача поиска научной парадигмы, соответствующей современным экономическим реалиям, нашла свое отражение в коллективной монографии «Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике» [Анимица и др., 2022].
Существует два уровня восприятия парадигмы: в широком смысле она понимается как набор ценностей и техник, используемых приверженцами определенного подхода, а в узком смысле - как паттерны решения конкретных задач, служащие образцами для трактовки других проблем научной дисциплины [Огдонова, 2010].
В рамках указанной монографии были реализованы оба уровня:
- первая глава рассматривает концептуально-теоретические вопросы развития региональной экономики, иллюстрируя механизм смены парадигм;
- вторая и третья главы посвящены новым подходам к решению прикладных задач в рамках парадигмы, сложившейся в научной школе Е. Г. Анимицы. При этом тематика исследований не ограничивается исключительно рамками Уральского региона, но включает и анализ иных российских территорий, в том числе Крымского полуострова;
- в третьей главе показаны также современные тренды развития городской экономики в рамках уральской экономической школы.
Рассмотрим подробнее ключевые параграфы монографии.
Первую главу открывает параграф, в котором Е. Г. Анимица определяет необходимость смены парадигмы отечественной экономической науки в сфере региональной экономики. Ученый показывает, как развивалась уральская школа региональных экономических исследований на базе УрГЭУ (СИНХа). Особое внимание уделено факторам, определяющим региональную социокультурную специфику, что крайне важно для России как многонационального и мультикультурного государства. К данным факторам относятся следующие.
1. Пространственное развитие как формирование единой территории, в пределах которой создается, используется и воспроизводится система жизнедеятельности человека [Анимица, Сурнина, 2006, с. 36]. Проблемы неоднородности этого развития и ориентации не на межрегиональное взаимодействие, а на взаимодействие с иностранными государствами, ставил еще академик А. Г. Гранберг в середине 2000-х гг. [Гранберг, 2004а; Гранберг, 2006]. Однако данные проблемы, несмотря на их отражение в научной
литературе, достаточно долго игнорировались в реальной жизни. Это привело, по оценке К. В. Фенина, к росту вариации регионального ВРП на 43 % за 1995-2019 гг. Усиление неравенства, отмечает исследователь, было закономерным, поскольку неоклассический мейнстрим изначально ориентировался на обогащение центра за счет обеднения периферии [Фенин, 2021]. В связи с этим задачей российской экономики является не только получение независимости от иностранного бизнеса, но и организация продуктивного взаимодействия между регионами РФ, поиск модели развития, направленной на выравнивание и повышение уровня жизни в рамках целостного экономико-географического пространства страны.
2. Учет социокультурных, демографических, политических особенностей каждого региона или муниципального образования. Это крайне важный аспект познания, который расширяет границы экономической науки, преодолевая механистический анализ статданных и создавая адаптированный к реальной жизни инструмент. Насаждение неоклассической парадигмы, претендующей на универсальный характер, не прижилось в экономической реальности не только российского государства, но и множества развивающихся стран. Причиной этого стало стремление построить собственные социально-экономические системы в соответствии с национальной спецификой и национальными интересами, а не абстрактный свободный рынок, существующий в эпоху санкционного противостояния и глобальных экономических кризисов исключительно на страницах учебной и научно-популярной литературы.
3. «Дух» региона как совокупность традиций, взглядов, неформальных норм, которые сложились на определенной территории и формируют ее уникальные характеристики, обусловливающие ценностные установки и мотивацию экономических агентов. Именно этот фактор во многом определяет, насколько успешным будет импорт институтов, насколько быстрым и эффективным окажется реформирование. Кроме того, региональную уникальность нельзя игнорировать при разработке программ экономической трансформации российских регионов.
Еще одной составляющей «духа» региона, на наш взгляд, должна стать единая национальная идея. Ее суть заключается в построении общества благосостояния, ориентированного на развитие человека не только как источника производительного ресурса, но как созидательного и саморазвивающегося индивидуума. Созвучные мнения нашли отражение на других страницах монографии в рамках рассмотрения концепций социо-экономики и экономики благополучия. Для их реализации необходимо создать новую модель, которая предполагает переход от «человека экономического» к «человеку социальному», нацеленному не только на достижение личных преимуществ, но и на приумножение общественного блага.
Результаты исследования перечисленных факторов и ориентация на специфику региона должны стать основой разработки долгосрочной программы стратегического развития региональной и муниципальной экономики, в которой предусмотрены переход на неоиндустриальные рельсы и повышение интенсивности и инновационности развития российских регионов.
Тему создания новой экономической методологии продолжает параграф, в котором Е. П. Дятел рассматривает противоречие, сложившееся в российской экономической науке в 1990-х гг. В этот период произошло методологическое столкновение идей полит-экономической школы советской экономической науки, основанной на марксистской парадигме, и прогрессистских идей чистого рынка, базирующихся на неоклассических воззрениях. Итог этого столкновения, констатирует автор, оказался в некотором роде пирровой победой. С одной стороны, сложившаяся экономика дала развитие отношениям
собственности и рыночным механизмам, построенным на эффекте обратной связи. С другой стороны, перераспределение собственности на постсоветском пространстве носило не созидательный, а разрушительный характер - примат производства был заменен превалированием торговых отношений, что способствовало усилению технологического отставания России, падению уровня жизни населения, занимающегося производительным трудом, закрытию производств и «обезлюживанию» малых городов.
Е. П. Дятел отмечает, что условием экономических реформ является перестройка менталитета экономических агентов. Адаптация к новым элементам институциональной инфраструктуры требует времени, в противном случае ее силовое насаждение приводит, как показали 1990-е гг., к потере жизнеспособности экономической системы. В качестве метода преобразований автор предлагает использовать синергетический подход, то есть синтез элементов экономической науки, принадлежащей к разным парадигмам, а в некоторых случаях и к различным наукам.
Представляется, что применение нового исследовательского аппарата со временем произведет значительный эффект в области экономической мысли, подобно тому как применение нелинейных уравнений и законов термодинамики обусловило появление целого ряда новых направлений - от исследования нелинейных тенденций экономического развития и циклических колебаний до «зеленой» экономики и экономико-экологической устойчивости на основе анализа энтропии. Необходимо, однако, отметить, что далеко не всегда при взаимодействии отдельных элементов в социоэкономической системе возникает позитивный эффект. Так, Е. В. Порезанова [2021] говорит о деформации постсоветской экономики вследствие отрицательных синергетических проявлений, в частности ресинергизма.
Поскольку экономические системы являются открытыми, действие извне или случайное явление могут привести к возникновению точек бифуркации, прохождение которых способно как усилить положительный синергетический эффект от взаимодействия, так и подтолкнуть к выходу на траекторию негативного развития. В частности, показательны абсолютизация роли математического моделирования в экономических исследованиях и опора при прогнозировании на несовершенные математические модели, с игнорированием реального разнообразия экономических переменных и особенностей регионов. Как правильно замечает Е. П. Дятел, актуальна и проблема интерпретации результатов моделирования. В связи с этим перед российскими экономистами XXI в. стоит серьезная задача развития методологии, способной, с одной стороны, рационально трактовать реальные экономические процессы, а с другой стороны, не впасть в догматизм исчерпавших свой потенциал экономических школ.
Вопросам развития «духа» экономической науки, роли человека как носителя сознательной целенаправленной деятельности, элемента и одновременно создателя научных, культурных, духовных знаний посвящен следующий параграф. Н. М. Сурнина раскрывает уникальный потенциал созидательной роли человека и подчеркивает важность формирования мировоззрения российских ученых и развития их самосознания. О важности самосознания ученого говорят также М. Сиеда и соавторы, которые эмпирически доказали значимость психологических процессов, таких как идентичность и самоэффективность, для приверженности карьере в STEM (наука, технологии, инженерия и математика) [Syed et al., 2019].
Любые институциональные изменения неизбежно сталкиваются с проблемами финансирования. Теоретические аспекты исследования региональных и муниципальных бюджетов рассмотрены Е. Б. Дворядкиной. Показывая историю изучения финансовых аспектов региональной экономики, автор отмечает существенный вклад научной школы
Е. Г. Анимицы. Особое внимание уделяется феномену самоуправления и его взаимосвязи с местными и региональными бюджетами [Дворядкина, 2022]. Результатами проведенной работы стала концепция финансово-бюджетной подсистемы региона и анализ ее места в финансово-бюджетной системе государства [Дворядкина, Беликова, 2016], на основе которой предложены схемы управления региональными финансами в различных сферах, включая сельское хозяйство [Дворядкина, 2019] и образование [Дворядкина, Ефимова, 2020], рассмотрена роль государственного и регионального финансирования в устойчивости территорий [Бо^апоуа е! а1., 2020]. В условиях падения зарубежных инвестиций и необходимости аккумулировать средства на развитие территорий трудно переоценить значимость местных финансов. Соответственно, изучение взаимосвязи региональной экономики и особенностей ее финансирования, разработка новых моделей аккумуляции и распределения денежных средств являются крайне востребованными темами будущих научных изысканий.
Междисциплинарному взаимодействию посвящен и следующий параграф. Т. А. Ба-лина и Е. В. Конышев раскрывают взаимосвязь между экономической географией и региональной экономикой, показывая, что последняя, хотя и ведет свое происхождение от первой, является самостоятельной научной дисциплиной с собственным кругом решаемых задач. Такой подход продолжает идеи А. И. Татаркина и Е. Г. Анимицы о том, что региональная экономика помимо анализа хозяйства регионов рассматривает вопросы городской экономики, городского роста, межрайонной торговли, размещения производства, а также органично связана с экономической теорией [Татаркин, Анимица, 2012]. Отметим соответствие этих идей тезису Л. Сувала, согласно которому в преобразовании пространств экономическая география ориентирована на микроосновы, работая с качественными методами и концепциями пространства, в то время как региональная экономика использует макроосновы за счет увеличения доступности региональных или больших данных и передовых количественных методов [Б^аЪ, 2021]. Особое внимание Т. А. Балина и Е. В. Конышев уделяют «рыночной экономике с человеческим лицом» -социоэкономике [Анимица и др., 2022, с. 65] и ее роли в исследовании территориальных образований с учетом опыта экономической географии и региональной экономики. Таким образом, мы видим эволюционную цепочку: научные достижения приводят не только к развитию той или иной отрасли науки, но и к формированию новых направлений исследования.
Параграф, подготовленный А. А. Урасовой, посвящен развитию пермской научной школы региональной экономики как наследницы соответствующей уральской школы. Автором структурированы основные направления исследований, проведенных пермскими учеными совместно с Е. Г. Анимицей. Эти направления включают и практико-ориентированные вопросы трансформации экономики Пермского края, развития программно-проектного подхода как инструмента регулирования регионального хозяйства, и теоретические вопросы взаимовлияния экономической географии и региональной экономики, а также развития пермской школы социоэкономики региона.
Смена парадигм немыслима без поисковых исследований. Проблемы подготовки интеллектуального капитала в современных условиях небезосновательно поднимает В. С. Бочко. Он анализирует текущее состояние интеллектуального потенциала российских регионов и показывает крайне неутешительные результаты: сокращение количества исследователей, более чем двукратное снижение численности научных работников в среднем по России, «переток» значительной части научного персонала в столичные регионы и интеллектуальное обеднение остальных субъектов федерации. Это ставит под угрозу научный потенциал не только отдельных территорий, но и страны в целом.
Для решения данной проблемы, полагает автор, необходимо развивать внутренний межтерриториальный рынок и научно-исследовательские силы общества. Однако этому препятствует неготовность и бизнеса, и государства воспринимать национальную науку как фактор инновационного развития - в настоящее время наблюдаются ориентация на импорт знаний и технологий не только в промышленной сфере, но и в сферах здравоохранения и образования; стремление экономить на финансировании российских научных исследований; применение устаревших путей развития высокотехнологичного производства.
Не можем не назвать и другие причины достаточно плачевного состояния региональной исследовательской науки. Это прежде всего «переток» большинства одаренных абитуриентов в столичные учебные заведения вследствие использования системы ЕГЭ. После окончания обучения многие не имеют стимулов возвращаться в регионы и остаются там, где имеется больше возможностей трудоустройства, улучшения материального благополучия, профессиональной самореализации [Винокурова, Яковлев, 2022]. Тенденция выбирать столичные вузы1 в ущерб региональным складывается и в связи с распространением дистанционного обучения. Соответственно, студенческий контингент регионов формируется по остаточному принципу, что снижает возможность подготовки квалифицированных исследователей. Вторая негативная тенденция - это «вытеснение» сотрудников российских региональных вузов приглашенными иностранными специалистами и профессорами из ведущих учебных заведений. Наряду с возрастанием учебной нагрузки [Эрштейн, 2021] это тормозит развитие вузовской науки в регионах и снижает качество деятельности местных преподавателей-исследователей. Неоднозначным представляется и усиленное финансирование молодых ученых: оно выполняет свою задачу [Зуев, Внутских, 2019], но осуществляется в ущерб специалистам среднего и старшего возраста и приводит к «бегству» последних из области науки в поиске достойного заработка и увеличению поколенческого разрыва. Эта проблема касается не только вузов, но и предприятий. Так, Е. А. Долгих и Т. А. Першина [2019] показывают разницу между категориями исследователей «до 40» и «после 60» и демонстрируют, что выбытие сотрудников, занятых исследованиями и разработками, чаще всего происходит по собственному желанию. Соответственно, для перехода на реальные высокотехнологические рельсы развития регионов необходимо срочно отказаться от модели «центр - периферия» и выравнивать исследовательский потенциал регионов, а также формировать у населения, как правильно отмечает В. С. Бочко, не «потребительский», а научный образ мышления наряду с пониманием перспективности карьеры исследователя.
Вопросы региональной регулятивной политики нашли отражение в написанном И. И. Рахмеевой параграфе, который посвящен переосмыслению особенностей государственного регулирования. Импортирование зарубежных институтов и достижение установленных показателей без учета специфики регионов, подчеркивает автор, не имели значительного успеха. Вторя В. С. Бочко, И. И. Рахмеева отмечает слабость региональной науки, которая должна создавать основу для принятия управленческих решений в области государственного и регионального регулирования. По ее мнению, необходимо изучать процессы формирования и развития институциональной среды территориальных сообществ. Похожую проблему поднимает и А. Родригез-Позе, фиксирующий недостаточную изученность институтов отдельных территорий и механизмов их влияния на экономические результаты этих территорий [Rodríguez-Pose, 2020]. Важным, с точки зрения И. И. Рахмеевой, является и использование доказательного подхода,
1 Качество приема-2021. (2022) // Ректор вуза. № 3. С. 32-47.
предусматривающего анализ реальных данных для выявления и решения проблем регионов, установления адекватных показателей их развития.
Проблематика преобразующего инвестирования в рамках региональной экономики является предметом внимания Г. М. Квон. Автор рассматривает запрос общества на инвестиции, способствующие достижению не только экономических, но и экологических и социальных результатов. Повышается их востребованность и в российских регионах, особенно на современном этапе поиска новых механизмов финансирования. Нельзя, однако, забывать и о том, что преобразующие инвестиции служат интересам, зачастую противоречивым, различных стейкхолдеров. Поиск общего знаменателя в этих интересах и обеспечение значимого социального эффекта в сочетании с финансовой устойчивостью остаются нерешенными проблемами, в результате чего доля рассматриваемых инвестиций в общей массе инвестиций мировых не достигает и 0,01 % [Alijani, Karyotis, 2019].
К парадигме «экономики с человеческим лицом» возвращает нас Е. А. Белоусова, которая ставит вопрос о возможности экономического роста муниципальных образований в условиях действия модели «центр - периферия» и необходимости улучшения экономической жизни в агломерационных образованиях. Автор раскрывает понятие «муниципальная экономика» и обозначает подходы к его изучению, а также анализирует термин «благополучие». Поскольку благополучие рассматривается с точки зрения муниципалитетов, основное внимание уделяется его материальному аспекту, а выделяемые Дж. МакГрегором и Дж. Поувом субъективные и отношенческие составляющие этого феномена [McGregor, Pouw, 2017] временно остаются вне рассмотрения. Отмечено, что благополучие территории должно определяться с позиции экономической динамики, которую следует рассматривать в контексте взаимодействия с другими муниципальными образованиями, регионами. Это позволяет сделать вывод о необходимости исследовать вопросы конкурентного сотрудничества между субъектами Российской Федерации для достижения оптимального уровня благополучия муниципальных образований.
Завершает первую главу наукометрический анализ публикационной активности в области региональной экономики, выполненный В. А. Благининым, М. Н. Гончаровой и Е. В. Соколовой. В рамках этого анализа выявлены динамика, уровень цитируемости и основные темы статей в указанной области в период 2006-2022 гг.; приведены перечни наиболее цитируемых авторов этих статей; вузов, специализирующихся на пространственном развитии, и журналов, публикующих исследования по региональной экономике.
Вторую главу монографии, имеющую прикладной характер, открывает исследование К. В. Чернышева, который выделяет признаки уникальности развития российских регионов согласно парадигме региона-социума. Эта парадигма не является новой -регион-социум рассматривался академиком А. Г. Гранбергом как совокупность культурных, образовательных, медицинских, социально-психологических, политических и других аспектов жизни людей, живущих на определенной территории [Гранберг, 2004б, с. 84]. Однако К. В. Чернышев расширяет эту парадигму: во-первых, он концентрирует внимание на работнике как основном и производителе, и потребителе региональной продукции, обладающем определенными духовно-нравственно качествами, а во-вторых, обращает внимание на социальные связи жителей региона. Практическая реализация сформулированной исследователем духовно-нравственной парадигмы рассматривается на примере развития Крыма. Особое внимание уделено роли благотворительности в этом развитии. Действительно, для планирования реформ крайне важно учитывать не только промышленный и человеческий, но и социальный потенциал региона, его культурные и социальные взаимосвязи с соседними территориями, а также склонность
и скорость адаптации к переменам, которые во многом определяют успешность экономических преобразований.
Проблематику развития Крымского региона продолжают Я. П. Силин, Н. В. Новикова и О. В. Харитоненко, но уже в аспекте прикладного анализа его санаторно-курортной специализации за период 1935-2020 гг. Исследователи показывают этапы трансформации региональной экономики от промышленно-сельскохозяйственной к туристическо-рекреационной направленности; обосновывают значимость рационального использования уникальных природно-ресурсных богатств для успешного регионального развития; подчеркивают важность изучения «генетического кода» территории, тех особенностей, которые складываются в регионах с сильной специализацией на определенной деятельности.
Г. П. Бутко возвращает читателя к анализу эффективности развития Уральского региона, задаваясь вопросом о методах оценки и формирования инвестиционной привлекательности старопромышленных регионов. Автор предлагает обратить внимание на показатель экономической ценности хозяйствующего субъекта, модифицировать расчеты в области инновационной активности через показатели стоимости с учетом дисконтирования. Кроме того, указывается на необходимость защиты национальных ресурсов России на примере лесопользования. Лесная отрасль является объектом рассмотрения и при анализе эффективности промышленных кластеров Уральского региона.
Методическим вопросам стратегического планирования развития муниципальных образований посвящен параграф, написанный В. С. Антонюк, Н. А. Сигатовой и Г. В. Эр-лих. Раскрывая сущность и этапы этого планирования, авторы особое место отводят анализу денежных потоков муниципалитета, которые рассматривают через систему кругооборота его доходов и расходов, взаимодействия домашних хозяйств и фирм. Это крайне важный вопрос, поскольку на сегодняшний день стратегии социально-экономического развития имеют лишь 10 % муниципальных образований страны [Бухвальд, 2022]. Для анализа особенностей стратегического планирования развития монофункциональных городов и территорий закрытого типа авторы предлагают использовать модель диагностики капитала моногорода, которая позволяет выявить существующие проблемы и определить векторы развития территориального образования с учетом имеющихся рисков.
Ввиду геополитической напряженности особое внимание необходимо уделять развитию приграничных регионов, которые, с одной стороны, имеют определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности вследствие их особого правового режима [Васильева, Морошкина, 2022], а с другой стороны, могут получить дополнительный ущерб от ухудшения торговых отношений с рядом соседствующих стран. Однако как в России, так и за рубежом указанный вопрос не получил должного рассмотрения. Обзор международных исследований по проблематике приграничных территорий в региональной экономике представлен Н. С. Епифановой. В первой части обзора рассматривается феномен восприятия границ и подчеркивается противоречие между повышением их «прозрачности» и глобализацией, с одной стороны, и выстраиванием государствами торговых барьеров, с другой стороны. Во второй его части показана динамика изучения понятия «приграничный регион» и выделены четыре эволюционных этапа этого процесса.
Т. Р. Лукашенок отмечает, что в научной литературе отсутствует устойчивое определение имущественного комплекса организации, и обосновывает необходимость применения расширенного понятия «земельно-имущественный комплекс», в котором первична составляющая «земля». Автор рассматривает особенности прав собственности на
земельно-имущественный комплекс государственных и муниципальных учреждений. Предлагаемое понятие не позволяет игнорировать вопрос собственности на земельный ресурс, однако не согласуется с законодательными нормами. Законодатель, как показывает Е. А. Матушевская [2022], это понятие не обосновывает, тогда как термин «имущественный комплекс» встречается в нормативных правовых актах Российской Федерации. Т. Р. Лукашенок анализирует задачи, которые стоят перед собственником, и риски, влияющие на экономическую безопасность территорий и организаций. Для оценки имущественной составляющей земельно-имущественного комплекса автор предлагает использовать понятие имущественной защищенности. Ввиду отсутствия подобных исследований как в зарубежной, так и в российской практике рассмотрение такой возможности может стать перспективным направлением научных изысканий в области экономической безопасности регионов и муниципалитетов.
Продолжает тему экономической безопасности регионов Е. Г. Ефимова, которая показывает место профессионального образования в обеспечении экономической безопасности государства. Авторский подход дополняет традиционную картину, согласно которой образование является фактором экономической безопасности отдельного человека на микроуровне и системы подготовки качественной и конкурентной рабочей силы на макроуровне [Veshapidze et al., 2021]. Е. Г. Ефимова называет внешние и внутренние факторы, которые повлияли на современную сферу профессионального образования в РФ, уделяя особое внимание анализу положительных и отрицательных сторон Болон-ской системы применительно к указанной безопасности. По результатам этого анализа выделены наиболее актуальные проблемы - от снижения количества абитуриентов (а в большинстве нестоличных вузов - и качества их подготовки) и сокращения профессорско-преподавательского состава до сложностей содержания земельно-имущественного комплекса вузов и угрозы отмены аккредитации.
Отметим, что наряду с выделенными проблемами чрезвычайно остро стоит и проблема меньшей конкурентоспособности региональных вузов по сравнению со столичными. Она вызвана как недостатком обеспеченности «качественными» абитуриентами и профессорами ввиду «утечки мозгов» в столичные вузы, так и попытками реформировать региональное образование путем организации дистанционных лекций столичных специалистов на постоянной основе и замены реальных лабораторных работ компьютерными симуляциями. Позволим себе несколько скептически отнестись к идее расширения онлайн-обучения, даже если при этом предлагается повысить качество материала и продумать эффективные формы контроля. Очевидно, что такой тип обучения значительно снизит качество профессиональной подготовки в области физики, химии, медицины и т. д.; увеличит вероятность оппортунистического поведения обучающихся при выполнении контрольных заданий и пр.; ограничит возможности восприятия информации в случаях недостаточного технического обеспечения. Кроме того, дистанционное обучение не способствует развитию навыков социального взаимодействия ввиду отсутствия контактов как со сверстниками, так и с инструкторами, и создает трудности в усвоении содержания уроков [Dumford, Miller, 2018; Dung, 2020]. Зарубежные исследования показывают, что студенты отдают предпочтение офлайн-обучению по сравнению с гибридным, а «полный онлайн» остается наименее устраивающим их вариантом [Nikolo-poulou, 2022]. Таким образом, следует избегать неосмотрительного распространения дистанционных технологий, сделав акцент на повышение качества профессионального образования в регионах, чтобы не допустить провала в их экономической безопасности. Именно такая установка должна стать одним из векторов развития профессионального образования наряду с выделенными Е. Г. Ефимовой векторами востребованности
специалистов, ориентации на российские ценности и внедрения в учебный процесс экологической составляющей.
Третья глава монографии, посвященная проблемам урбанистики, открывается исследованием Е. Н. Заборовой о трендах урбанизации в современном мировом пространстве. Урбанизация - один из основных процессов, меняющих лицо планеты и длящихся в течение всей осознанной жизни человечества. Это утверждение неоспоримо, несмотря на упоминаемые автором разногласия относительно начала урбанизации (считать ли этим началом появление человеческих поселений около 40 000 лет назад, именуемое прото-урбанизацией, или одну из четырех выделенных Э. Сойя урбанистических революций [Soja, 2000]), а также отсутствие единого подхода к наделению статусом города. Автор указывает на различие трендов урбанизации в развитых и развивающихся странах мира, но фиксирует и общую тенденцию - появление агломераций. Эта тенденция, как отмечает C. Сассен, обусловлена тем, что транснационализация экономики резко возросла, а города становятся все более значимыми стратегическими объектами для глобального капитала [Sassen, 2018]. Однако в российских реалиях существует и крайне негативный курс на сокращение численности малых городов. Е. Н. Заборова констатирует, что влияние цифровых технологий на урбанизацию и организацию городского проживания способствует росту крупных городов: туда перетекают люди, а в их предместьях концентрируются производства. При этом проблемы пустеющих малых городов в сочетании с проблемами перенаселенности городов крупных вызывают новые диспропорции в экономическом пространстве России и отрицательно влияют на качество жизни населения.
Создание эффективных городских агломераций Пермского края на основе совмещения административного и научного подходов рассматривают Т. В. Миролюбова и Р. С. Николаев. Особое внимание авторы уделяют развитию инфраструктуры, без которого обеспечение успешности агломерационных процессов крайне затруднительно. Преимуществом их подхода является применение не одно-, а полицентрической модели агломерации, которая предусматривает развитие в ядрах собственной специализации, что позволит более эффективно выравнивать потенциал территорий. Китайские исследователи отмечают, что указанная модель должна быть построена таким образом, чтобы избежать чрезмерной концентрации ресурсов и снижения эффективности их использования вследствие доминирования одного крупного города [Huang, Liao, 2021]. Вместе с тем широко применяющийся вынос промышленных предприятий из центра на периферийные участки, который предлагают авторы работы, не всегда рационален, поскольку усложняет транспортное взаимодействие между функциональными зонами [Грязно-ва, 2020] и способствует появлению транспортного коллапса и антропопустынь [Павлов, 2019]. Более эффективным представляется размещение предприятий на территориях пустеющих малых городов, поскольку это может дать им дополнительные промышленные и человеческие ресурсы. Однако такие меры возможны только при повышении качества жизни и развития сферы услуг в этих городах. Подобных взглядов придерживаются и Т. В. Миролюбова и Р. С. Николаев, показавшие возможности развития Березниковско-Соликамской агломерации.
Н. Ю. Власова анализирует место экономики города в рамках парадигмы уральской школы региональной экономики и проясняет взаимосвязь понятий городской и муниципальной экономики. Особое внимание автор уделяет специфике городов Среднего Урала, в том числе Екатеринбургской городской агломерации, подчеркивая важную роль политики управления городским хозяйством [Власова, 2022].
Завершают монографию О. И. Санжанов и М. А. Санжанова, которые рассматривают итоги развития Екатеринбурга за последние десятилетия. Исследователи отмечают
значимость рынка жилищно-коммунальных услуг и новые черты его функционирования в связи с развитием в городе индивидуального жилищного сектора. Ими проанализированы стратегии поведения управляющих компаний, выявлены проблемы их деятельности, зафиксировано ослабление влияния органов местного самоуправления на сферу управления жилищным фондом.
Развитие науки на Урале определяет лицо региона и оказывает значительное влияние на региональную политику всего государства. Монография «Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике» не только показывает историю уральской школы региональной экономики и ее отдельных компонентов, но и очерчивает контуры текущих и будущих экономических преобразований, направленных на формирование социальной экономики в соответствии с потребностями населения. Представленные в монографии идеи создают основы экономической парадигмы развития национально ориентированной экономики регионов, в чем заключается, несомненно, огромный вклад основателя уральской научной школы региональной экономики профессора Е. Г. Анимицы.
Источники
Анимица Е. Г., Антонюк В. С., Балина Т. А., Белоусова Е. А., Благинин В. А., Бочко В. С., ... , Эрлих Г. А. (2022). Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике: монография / под научной редакцией Я. П. Силина, В. Е. Ковалева. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. 346 с.
Анимица Е. Г., Сурнина Н. М. (2006). Экономическое пространство России: проблемы и перспективы // Экономика региона. № 3. С. 34-46.
Бухвальд Е. М. (2022). Муниципальное пространственное стратегирование: особенности и основные задачи // Проблемы развития территории. Т. 26, № 3. С. 8-23. https://doi.org/10.15838/ рга.2022.3.119.2.
Васильева А. В., Морошкина М. В. (2022). Влияние фактора приграничного положения на экономические системы российских регионов // Север и рынок: формирование экономического порядка. № 3. С. 56-69. Б01: 10.37614/2220-802Х.3.2022.77.004.
Винокурова А. В., Яковлев А. И. (2022). Дальневосточные столицы: уехать «куда» или «откуда»? // Региональные проблемы. Т. 25, № 4. С. 46-53. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2022-25-4-46-53.
Власова Н. Ю. (2022). Понятие экономики города в рамках концептуальных установок региональной экономики // Анимица Е. Г. и др. Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике: монография. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. С. 257-268.
Волкова Т. И. (2022). Научные школы как драйвер формирования востребованных специалистов-профессионалов // Проблемы и перспективы развития экономики и образования в Монголии и России: сборник материалов международной научно-практической конференции (Улан-Батор, 8 апреля 2022 г.). Чебоксары: Среда. С. 46-52.
Гранберг А. Г. (2004а). Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий // Экономическое возрождение России. № 1. С. 16-22.
Гранберг А. Г. (2004б). Основы региональной экономики. Москва: Высшая школа экономики. 465 с.
Гранберг А. Г. (2006). Экономическое пространство России // Экономика и управление. № 2. С. 11-15.
Грязнова Г. Г. (2020). Многоэтажные производственные здания как средство гуманизации городской среды // Проблемы современных интеграционных процессов и поиск инновационных решений: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции 13 августа 2020 г. Стерлитамак: Ами. С. 101-104.
Дворядкина Е. Б., Беликова О. А. (2016). Финансово-бюджетная система региона: подходы к определению и структурированию // Инновационное развитие денежно-кредитной и финансовой систем в условиях пространственно-экономических трансформаций. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. С. 87-109.
Дворядкина Е. Б. (2019). Местные финансы сельских территорий: возможен ли курс на экономический рост? // Архитектура финансов: иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции 04-06 апреля 2017 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. С. 140-143.
Дворядкина Е. Б., Ефимова Е. Г. (2020). Финансово-бюджетный контекст функционирования региональной системы профессионального образования // Экономика сферы услуг в условиях цифровизации: монография. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. С. 69-92.
Дворядкина Е. Б. (2022). Предметное поле региональной экономики и финансов: расширяем, развиваем, обогащаем // Анимица Е. Г. и др. Развитие парадигмальных идей в отечественной региональной экономике: монография. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет. С. 44-50.
Долгих Е. А., Першина Т. А. (2019). Статистическое исследование кадрового потенциала науки // Тенденции развития науки и образования. № 47-3. С. 40-47. https://doi.org/10.18411/lj-02-2019-56.
Зуев А. А., Внутских А. Ю. (2019). Молодые ученые Пермского края о мерах поддержки их деятельности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. № 1 (3). С. 217-229.
Матушевская Е. А. (2022). Земельно-имущественный комплекс: сущность и подходы к управлению // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. № 3. С. 182-196. http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-3-182-196.
Огдонова Ц. Ц. (2010). Научная парадигма как ключевое понятие современной науки о языке // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. № 10. С. 43-49.
Павлов Ю. В. (2019). Развитие городских агломераций: проблемы и решения // Среднерусский вестник общественных наук. Т. 14, № 5. С. 112-140. DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-5-112-140.
Порезанова Е. В. (2021). Виды синергетических эффектов в экономике России // Известия Саратовского университета. Серия «Экономика. Управление. Право». Т. 21, № 2. С. 120-124. http:// doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-120-124.
Татаркин А. И., Анимица Е. Г. (2012). Формирование парадигмальной теории региональной экономики // Экономика региона. № 3. С. 11-21.
Фенин К. В. (2021). Экономическая поляризация России на субнациональном уровне // Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 230, № 4. С. 461-466. http://doi. org/10.38197/2072-2060-2021-230-4-461-466.
Эрштейн Л. Б. (2021). Чрезмерная нагрузка преподавателей вузов как фактор разрушения высшего образования в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. № 2. С. 75-87. https://doi. org/10.15593/2224-9354/2021.2.6.
Alijani S., Karyotis C. (2019). Coping with impact investing antagonistic objectives: A multistakehold-er approach. Research in International Business and Finance, vol. 47, pp. 10-17. https://doi.org/10.1016/j. ribaf.2018.04.002.
Dolganova Y., Zaborovskaya A., Istomina N., Terziev V. (2020). State financial resources as a tool for managing sustainable development of territories. E3S Web of Conferences, vol. 208, 08015. https://doi. org/10.1051/e3sconf/202020808015.
Dumford A. D., Miller A. L. (2018). Online learning in higher education: Exploring advantages and disadvantages for engagement. Journal of Computing in Higher Education, vol. 30, pp. 452-465. https:// doi.org/10.1007/s12528-018-9179-z.
Dung D. T. H. (2020). The advantages and disadvantages of virtual learning. IOSR Journal of Research & Method in Education, vol. 10, no. 3, pp. 45-48. https://doi.org/10.9790/7388-1003054548.
Harvey L. (1987). The nature of 'schools' in the sociology of knowledge: The case of the 'Chicago School'. The Sociological Review, vol. 35, no. 2, pp. 245-278. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.1987. tb00010.x.
Huang Y., Liao R. (2021). Polycentric or monocentric, which kind of spatial structure is better for promoting the green economy? Evidence from Chinese urban agglomerations. Environmental Science and Pollution Research, vol. 28, pp. 57706-57722. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-314418/v1.
Kuhn T. (1963). The function of dogma in scientific research. In: Crombie A. C. (ed.) Scientific change: Historical studies in the intellectual, social and technical conditions for scientific discovery and technical invention, from antiquity to the present (pp. 347-369). London: Heinemann Educational Books.
Kuhn T. (1970). The Structure of scientific revolutions. Chicago: The University of Chicago Press. 222 p.
McGregor J. A., Pouw N. (2017). Towards an economics of well-being Cambridge Journal of Economics, vol. 41, no. 4, pp. 1123-1142. https://doi.org/10.1093/cje/bew044.
Nikolopoulou K. (2022). Face-to-face, online and hybrid education: University students' opinions and preferences. Journal of Digital Educational Technology, vol. 2, ep2206. https://doi.org/10.30935/ jdet/12384.
Rodriguez-Pose A. (2020). Institutions and the fortunes of territories. Regional Science Policy & Practice, vol. 12, no. 3, pp. 371-386. https://doi.org/10.1111/rsp3.12277.
Sassen S. (2018). The global city: Strategic site, new frontier. In: Ferro L., Smagacz-Poziemska M., Gomez V. M., Kurtenbach S., Pereira P., Villalon J. J. (eds.) Moving cities-contested views on urban life (pp. 11-28). https://doi.org/10.1007/978-3-658-18462-9_2.
Soja E. W. (2000). Postmetropolis: Critical studies of cities and regions. Wiley-Blackwell. 464 p.
Suwala L. (2021). Concepts of space, refiguration of spaces, and comparative research: Perspectives from economic geography and regional economics. Forum: Qualitative Social Research (Sozialforschung), vol. 22, no. 3. https://doi.org/10.17169/fqs-22.3.3789.
Syed M., Zurbriggen E. L., Chemers M. M., Goza B. K., Bearman S., Crosby F. J., Morgan E. M. (2019). The role of self-efficacy and identity in mediating the effects of STEM support experiences. Analyses of Social Issues and Public Policy, vol. 19, no. 1, pp. 7-49. https://doi.org/10.1111/asap.12170.
Tiryakian E. A. (1979). The significance of schools in the development of sociology. In Sniezk W. E., Fuhrman R., Miller M. K. (eds.) Contemporary issues in theory and research: A metasociologicalperspective (pp. 211-233). Westport, CN: Greenwood Press.
Veshapidze S., Chiabrishvili K., Zubiashvili T., Zoidze G. (2021). On the relationship between education and economic security. Ecoforum Journal, vol. 10, no. 3. D0I:10.5281/zenodo.5806515.
Информация об авторе Бучинская Ольга Николаевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник сектора территориальной конкуренции Центра экономической теории. Институт экономики УрО РАН, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: [email protected]
■ ■ ■
References
Animitsa E. G., Antonyuk V. S., Balina T. A., Belousova E. A., Blaginin V. A., Bochko V. S., ... Erlikh G. A. (2022). Development of paradigmatic ideas in the domestic regional economics. Ekaterinburg: Ural State University of Economics. 346 p. (In Russ.)
Animitsa E. G., Surnina N. M. (2006). The economic space of Russia: problems and trends. Ekono-mika regiona = Economy of the Region, no. 3, pp. 34-46. (In Russ.)
Bukhvald E. M. (2022). Municipal spatial strategic planning: Features and key challenges. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, vol. 26, no. 3, pp. 8-23. https://doi.org/10.15838/ ptd.2022.3.119.2. (In Russ.)
Vasilyeva A. V., Moroshkina M. V. (2022). Influence of the border factor on the economic systems of the Russian regions. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka = The North and the Market: Forming the Economic Order, no. 3, pp. 56-69. DOI: 10.37614/2220-802X.3.2022.77.004. (In Russ.)
Vinokurova A. V., Yakovlev A. I. (2022). Far Eastern capitals: To leave "for where" or "from"? Region-alnyeproblemy = Regional Problems, vol. 25, no. 4, pp. 46-53. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2022-25-4-46-53. (In Russ.)
Vlasova N. Yu. (2022). The concept of city's economy within the framework of the conceptual attitudes of the regional economics. In: Animitsa E. G., Antonyuk V. S., Balina T. A., Belousova E. A., Blaginin V. A., Bochko V. S., ... Erlikh G. A. Development of paradigmatic ideas in the domestic regional economics (pp. 257-268). Ekaterinburg: Ural State University of Economics. (In Russ.)
Volkova T. I. (2022). Scientific schools as a driver for the formation of demanded professional specialists. Proc. Int. Sci.-Prac. Conf. "Problems and Prospects of Development of Economy and Education in Mongolia and Russia (Ulan-Bator, April 8, 2022) (pp. 46-52). Cheboksary: Sreda Publ. (In Russ.)
Granberg A. G. (2004a). Russian economic space: Eternal problems, transformation processes, search for a strategy. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, no. 1, pp. 16-22. (In Russ.)
Granberg A. G. (2004b). Foundations of regional economics. Moscow: HSE University. 465 p. (In Russ.)
Granberg A. G. (2006). Economic space of Russia. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, no. 2, pp. 11-15. (In Russ.)
Gryaznova G. G. (2020). Multi-storey industrial buildings as a means of humanising the urban environment. Proc. Int. Sci-Prac. Conf. "Problems of Modern Integration Processes and a Search for Innovative Solutions" (August 13, 2020) (pp. 101-104). Sterlitamak: Ami Publ. (In Russ.)
Dvoryadkina E. B., Belikova O. A. (2016). Financial and budgetary system of a region: Approaches to definition and structuring. In: Innovative development of the monetary and financial systems in the conditions of spatial and economic transformations (pp. 87-109). Ekaterinburg: Ural State University of Economics. (In Russ.)
Dvoryadkina E. B. (2019). Local finance of the rural territories: Whether the rate on economic growth is possible? Proc. 8th Int. Sci.-Prac. Conf. "Architecture of finance: Illusions of global stabilization and prospects for economic growth" (April 4-6, 2017) (pp. 140-143). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics. (In Russ.)
Dvoryadkina E. B., Efimova E. G. (2020). Financial and budgetary context of the functioning of the regional system of vocational education. In: Dvoryadkina E. B., Vlasova N. Yu., Necheukhina N. S. (eds.) Economics of the services sector in the context of digitalization (pp. 69-92). Ekaterinburg: Ural State University of Economics. (In Russ.)
Dvoryadkina E. B. (2022). The subject field of regional economics and finance: Expanding, developing, enriching. In: Animitsa E. G., Antonyuk V. S., Balina T. A., Belousova E. A., Blaginin V. A., Bochko V. S., ... Erlikh G. A. Development of paradigmatic ideas in the domestic regional economics (pp. 44-50). Ekaterinburg: Ural State University of Economics. (In Russ.)
Dolgikh E. A., Pershina T. A. (2019). Statistical study of the personnel potential of science. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the Development of Science and Education, no. 47-3, pp. 40-47. https://doi.org/10.18411/lj-02-2019-56. (In Russ.)
Zuev A. A., Vnutskikh A. Yu. (2019). Young scientists of the Perm region about measures support of their activities. Sotsial'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika = Social Sciences and Humanities Theory and Practice, no. 1 (3), pp. 217-229. (In Russ.)
Matushevskaya E. A. (2022). Land and property complex: Its essence and approaches to management. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova = Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, no. 3, pp. 182-196. http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-3-182-196. (In Russ.)
Ogdonova Ts. Ts. (2010). Scientific paradigm as basic notion of modern linguistics. Vestnik Buryat-skogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya = BSU bulletin. Philosophy, no. 10, pp. 43-49. (In Russ.)
Pavlov Yu. V. (2019). Development of urban agglomerations: Problems and solutions. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk = Central Russian Journal of Social Sciences, vol. 14, no. 5, pp. 112-140. DOI: 10.22394/2071-2367-2019-14-5-112-140. (In Russ.)
Porezanova E. V. (2021). Types of synergetic effects in Russian economy. Izvestiya Saratovskogo uni-versiteta. Seriya "Ekonomika. Upravlenie. Pravo" = Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, vol. 21, no. 2, pp. 120-124. http://doi.org/10.18500/1994-2540-2021-21-2-120-124. (In Russ.)
Tatarkin A. I., Animitsa E. G. (2012). Formation of paradigmatic theory of regional economics. Ekonomika regiona = Economy of Region, no. 3, pp. 11-21. (In Russ.)
Fenin K. V. (2021). Economic polarization of Russia at the subnational level. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, vol. 230, no. 4, pp. 461-466. http://doi.org/10.38197/2072-2060-2021-230-4-461-466. (In Russ.)
Ershteyn L. B. (2021). Excessive workload of university teachers as a factor of destruction of higher education in Russia. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = PNRPU Sociology and Economics Bulletin, no. 2, pp. 75-87. https://doi. org/10.15593/2224-9354/2021.2.6. (In Russ.)
Alijani S., Karyotis C. (2019). Coping with impact investing antagonistic objectives: A multistakehold-er approach. Research in International Business and Finance, vol. 47, pp. 10-17. https://doi.org/10.1016/). ribaf.2018.04.002.
Dolganova Y., Zaborovskaya A., Istomina N., Terziev V. (2020). State financial resources as a tool for managing sustainable development of territories. E3S Web of Conferences, vol. 208, 08015. https://doi. org/10.1051/e3sconf/202020808015.
Dumford A. D., Miller A. L. (2018). Online learning in higher education: Exploring advantages and disadvantages for engagement. Journal of Computing in Higher Education, vol. 30, pp. 452-465. https:// doi.org/10.1007/s12528-018-9179-z.
Dung D. T. H. (2020). The advantages and disadvantages of virtual learning. IOSR Journal of Research & Method in Education, vol. 10, no. 3, pp. 45-48. https://doi.org/10.9790/7388-1003054548.
Harvey L. (1987). The nature of 'schools' in the sociology of knowledge: The case of the 'Chicago School'. The Sociological Review, vol. 35, no. 2, pp. 245-278. https://doi.org/10.1111/jM467-954X.1987. tb00010.x.
Huang Y., Liao R. (2021). Polycentric or monocentric, which kind of spatial structure is better for promoting the green economy? Evidence from Chinese urban agglomerations. Environmental Science and Pollution Research, vol. 28, pp. 57706-57722. https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-314418/v1.
Kuhn T. (1963). The function of dogma in scientific research. In: Crombie A. C. (ed.) Scientific change: Historical studies in the intellectual, social and technical conditions for scientific discovery and technical invention, from antiquity to the present (pp. 347-369). London: Heinemann Educational Books.
Kuhn T. (1970). The Structure of scientific revolutions. Chicago: The University of Chicago Press. 222 p.
McGregor J. A., Pouw N. (2017). Towards an economics of well-being Cambridge Journal of Economics, vol. 41, no. 4, pp. 1123-1142. https://doi.org/10.1093/cje/bew044.
Nikolopoulou K. (2022). Face-to-face, online and hybrid education: University students' opinions and preferences. Journal of Digital Educational Technology, vol. 2, ep2206. https://doi.org/10.30935/ jdet/12384.
Rodríguez-Pose A. (2020). Institutions and the fortunes of territories. Regional Science Policy & Practice, vol. 12, no. 3, pp. 371-386. https://doi.org/10.1111/rsp3.12277.
Sassen S. (2018). The global city: Strategic site, new frontier. In: Ferro L., Smagacz-Poziemska M., Gómez V. M., Kurtenbach S., Pereira P., Villalón J. J. (eds.) Moving cities-contested views on urban life (pp. 11-28). https://doi.org/10.1007/978-3-658-18462-9_2.
Soja E. W. (2000). Postmetropolis: Critical studies of cities and regions. Wiley-Blackwell. 464 p.
Suwala L. (2021). Concepts of space, refiguration of spaces, and comparative research: Perspectives from economic geography and regional economics. Forum: Qualitative Social Research (Sozialforschung), vol. 22, no. 3. https://doi.org/10.17169/fqs-22.3.3789.
Syed M., Zurbriggen E. L., Chemers M. M., Goza B. K., Bearman S., Crosby F. J., Morgan E. M. (2019). The role of self-efficacy and identity in mediating the effects of STEM support experiences. Analyses of Social Issues and Public Policy, vol. 19, no. 1, pp. 7-49. https://doi.org/10.1111/asap.12170.
Tiryakian E. A. (1979). The significance of schools in the development of sociology. In Sniezk W. E., Fuhrman R., Miller M. K. (eds.) Contemporary issues in theory and research: A metasociologicalperspective (pp. 211-233). Westport, CN: Greenwood Press.
Veshapidze S., Chiabrishvili K., Zubiashvili T., Zoidze G. (2021). On the relationship between education and economic security. Ecoforum Journal, vol. 10, no. 3. D0I:10.5281/zenodo.5806515.
Information about the author
Olga N. Buchinskaia, Cand. Sc. (Econ.), Sr. Researcher of Territorial Competition Sector of the Center for Economic Theory. Institute of Economics (Ural branch of RAS), Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
© BynuHCKaa O. H., 2023