Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ПЕТЮКОВОЙ ОКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ "ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1917-1945 ГОДАХ"'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ПЕТЮКОВОЙ ОКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ "ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1917-1945 ГОДАХ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SOVIET STATE / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / КОНФЕССИЯ / FAITH / ВЕРА / BELIEF / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пашенцев Д.А.

Монография О.Н. Петюковой опубликована в издательстве «ЮНИТИ-Дана» в 2012 году. Актуальность предпринятого автором исследования не вызывает сомнений, о чем свидетельствуют вооруженные столкновения национально-религиозной окраски на фоне обострения противоречий между современными системами правовых и религиозно-нравственных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEWON PETYUKOVA OKSANA NIKOLAEVNA MONOGRAPH"LEGAL FORMS OF THE RELATIONSOF THE SOVIET STATE AND RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN 1917-1945"

O.N. Petyukova’s monograph is published in YuNITI-Dana publishing house in 2012. Relevance of the research undertaken by the author doesn’t raise doubts to what armed conflicts of national and religious coloring against an aggravation of contradictions between modern systems legal and religiousethical standards testify.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ПЕТЮКОВОЙ ОКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ "ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1917-1945 ГОДАХ"»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Д.А. ПАШЕНЦЕВ, доктор юридических наук, профессор

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ПЕТЮКОВОЙ ОКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫ «ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1917-1945 ГОДАХ»

Монография О.Н. Петюковой опубликована в издательстве «ЮНИТИ-Дана» в 2012 году. Актуальность предпринятого автором исследования не вызывает сомнений, о чем свидетельствуют вооруженные столкновения национально-религиозной окраски на фоне обострения противоречий между современными системами правовых и религиозно-нравственных норм.

Ключевые слова: Русская православная церковь, советское государство, экстремизм, конфессия, вера, гражданское общество.

D.A. PASHENTSEV, doctor of jurisprudence, professor

REVIEW ON PETYUKOVA OKSANA NIKOLAEVNA MONOGRAPH «LEGAL FORMS OF THE RELATIONS OF THE SOVIET STATE AND RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN 1917-1945"

O.N. Petyukova's monograph is published in YuNITI-Dana publishing house in 2012. Relevance of the research undertaken by the author doesn't raise doubts to what armed conflicts of national and religious coloring against an aggravation of contradictions between modern systems legal and religious ethical standards testify.

Keywords: Russian Orthodox Church, Soviet state, extremism, faith, belief, civil society.

Систематическое изучение и внедрение позитивного опыта институ-ционализации гражданского общества, выявление эффективных технологий формирования его ценностей, выбор адекватных ориентиров и программ реализации общегражданской политики являются важнейшей целью в ходе модернизации современной России. Укреплению российской государственности мешают латентно проявляющиеся тенденции этнорелигиозного экстремизма. Важной является необходимость установления баланса во взаимоотношениях прав неверующей и верующей части общества, представителей различных конфессий, выработки оптимальной модели взаимодействия правовых и религиозных нормативных предписаний.

Монографическое исследование направлено на формирование сущностного содержания единой концепции государственно-конфессиональных отношений, что несомненно, будет способствовать стабилизации социальной, духовной и политико-правовой обстановки в Российской Федерации в рамках единого конституционно-правового пространства. Исследование правовых аспектов религиозной жизни общества представляется необходимым условием целостного восприятия исторического процесса и объективного осмысления поворотных моментов истории российского государства и права.

Ученые чаще всего обращались к изучению отдельных проблем развития государственно-конфессиональных отношений, либо к общим

вопросам свободы совести и свободы вероисповедания в России, что обусловливалось недостаточной теоретической разработанностью юридической терминологии. Поэтому особенно ценным представляется разработка автором монографии теоретико-методологической базы исследования в процессе реализации поставленной цели, а именно — изучения правовых форм отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах.

Теоретическое поле исследования достаточно широко: автор анализирует соотношение понятий «правовая форма», «форма права», «источник права». Также юридической формализации в работе подверглись понятия «государственно-конфессиональные правоотношения» и «государственно-церковные правоотношения». Автор обращает внимание на отсутствие устоявшейся терминологии в отечественной и зарубежной, светской и церковной науке; анализирует различные точки зрения, последовательно обосновывая свой авторский подход. По мнению автора, церковь не является корпорацией в современном понимании, поскольку она экстерриториальна, выходит за пределы государства; претендует на всеобщность, духовно окормляя все общество; нормы внутрицерковных установлений в условиях светского государства по общему правилу не входят в систему государственно-правового регулирования.

Также автор изучает сущность взаимосвязи правового и религиозного сознания, соотношения понятий

«право», «религия», «нравственность» в правовой системе российского государства, справедливо отмечая, что в переходные исторические периоды, когда подрывается авторитет государственного права, усиливается компенсаторная роль церковного (канонического) права.

Поэтому, как показывает истори-ко-правовой опыт, в случаях, когда правовые нормы не отвечают в полной мере внутренним глубинным характеристикам общественного сознания, позитивное право оказывается неспособным в полной мере реализовать свой регулятивный потенциал, а государственные структуры — в полной мере легитимировать свою власть. Так, революционные потрясения 1917 г. привели к религиозно-нравственному расколу российского общества, негативно влияя на массовое правосознание. Вера в мировую революцию оказалась своеобразной формой «новой религии» переломной эпохи, а народное суеверие - благодатной почвой для марксистского догматизма. Происходило формальное восприятие советской правовой доктриной христианских моральных идеалов, что впоследствии привело к дихотомии теории и практики. В годы Великой Отечественной войны на фоне актуализации архетипов патриотизма, соборности, религиозного сознания, мессианских представлений классовые ценности отошли на периферию сознания.

Реализуя поставленные в работе задачи, автор анализирует нормативную базу как светского, так и церковного характера, заложившую ос-

нову для взаимодействия советского государства и Русской православной церкви. Представляется, что автору удалось успешно справиться с этой весьма непростой задачей. Представленную работу отличает творческая научная направленность. Автор характеризует не только опубликованные нормативные правовые акты, но и активно привлекает к изучению ранее засекреченные инструкции и циркулярные письма различных ведомств и должностных лиц, обширную и разноплановую по своему характеру правоприменительную практику, добросовестно поработав с материалами центральных и региональных архивных фондов ГАРФ, РГАЭ, РЦХИДНИ, ГАНО, ГАРО, ГАТО и других.

Интерес представляет анализ документов церковно-правового происхождения - Деяний Вселенских соборов, определений и постановлений Священного Собора Православной российской церкви 1917-1918 гг., Положения об управлении Русской Православной церкви 1945 г., Устава Русской Православной церкви 2000 г., Основ социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 г., Основ учения церкви о достоинстве, свободе и правах человека, принятых на Архиерейском Соборе 2008 года.

В работе обосновываются различные классификационные подходы к проблемам взаимоотношений государства и религиозных объединений, исследуется зарубежный опыт правовой регламентации государственно-конфессиональных отношений. При этом О.Н. Петюкова

исходит из различных типов правового регулирования статуса религиозных объединений и моделей государственно-конфессиональных отношений. Автор отмечает, что государство, провозгласившее религиозную индифферентность, зачастую оказывается во власти идеологем квазирелигиозного характера, выпадая из русла цивилизационного развития. Данные теоретические положения находят фактическое подтверждение в историко-правовом контексте на примере создания и деятельности обновленческой церкви в советской России.

Раскрывая правотворческую форму отношений советского государства и Русской православной церкви в 1917-1945 годах, автор раскрывает проблемные вопросы, касающиеся правовой политики в области свободы совести, эволюции нормативно-правовой базы государственно-конфессиональных отношений. В рамках исследования правоиспол-нительной формы рассматриваются вопросы функционирования системы органов исполнительной власти, в том числе специальной компетенции; коллизии правоприменения советского законодательства в конфессиональной сфере.

Как справедливо указывается в работе, правоохранительная форма государственно-церковных отношений на протяжении рассматриваемого периода реализовывала, главным образом, правосудную функцию, не отражая потребностей общества в защите религиозных прав; в условиях тоталитарной юстиции правовые формы были подчинены непра-

вовым формам государственной деятельности. Особо в работе отражены причины и ход подготовки так и не состоявшегося судебного процесса над Патриархом Тихоном, количественные и качественные характеристики судебных и внесудебных репрессий духовенства и мирян. Весьма интересным представляется привлечение архивных материалов, показывающих основные направления деятельности общественных организаций «Московский политический красный крест» и «Помощь политическим заключенным» в 1918-1930-е гг.

Следуя логике построения системы церковного права, автор анализирует устройство и организацию Русской православной церкви в 19171945 годы, правовые основы имущественного и финансово-экономического положения церкви. Особо выделены в работе методы регистрационного регулирования деятельности религиозных объединений. Безусловно, важными представляются правовые аспекты деятельности православных общин в духовной, социальной, образовательной и благотворительной сфере в 1917-1945 годах.

Выводы, сформулированные и обоснованные в монографии О.Н. Пе-тюковой, развивают и обогащают юридическую науку, восполняют пробелы в изучении правовых аспектов государственно-церковного взаимодействия. Реализация сформулированных выводов может стать теоретической основой для решения ряда практических проблем, связанных с реализацией российского зако-

нодательства в области свободы совести. Одной из основных позитивных черт монографии является обоснование идеи о выработке единой четко выверенной концепции правовой политики российского государства в конфессиональной сфере.

Вместе с тем, хотелось бы отметить ряд спорных моментов. В частности, спорным представляется тезис автора о правозащитном характере негосударственных объединений «Московский политический красный крест» и «Помощь политическим заключенным», действовавших в 1918-1930-е гг., и полностью подконтрольных государственной власти. Тем более что в отличие от МПКК, «Помощь политическим заключенным» не имела устава и выборного руководства, кандидатуры Е.П. Пешковой и М.Л. Винавера утверждались ГПУ, на что указывает автор.

При прочтении монографии возникает закономерный вопрос: имелась ли в рамках исследуемого исторического периода смена вектора государственно-правового воздействия на религиозные организации в целом, и Русскую Православную Церковь, в частности? Если да то, какими причинами обусловливался отход от общего партийно-государственного курса, направленного на изживание религии как предрассудка общественного сознания? Или это можно рассматривать только как временный тактический ход?

Высказанные замечания касаются сложных, не в полной мере изученных проблем, по которым автор правомочен иметь свою самостоятельную точку зрения и не снижают общего положительного впечатления от работы как серьезного теоретически обоснованного законченного научного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.