Научная статья на тему 'Рецензия на монографию О. В. Лебедевой "английская новелла: история и современность" (Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 158 с. )'

Рецензия на монографию О. В. Лебедевой "английская новелла: история и современность" (Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 158 с. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА / АНГЛИЙСКАЯ НОВЕЛЛА / ЖАНРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА / ARTISTIC PARADIGM / ENGLISH SHORT STORY / GENRE PROCESSES / HISTORICAL POETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Потанина Наталия Леонидовна

Осуществлен аналитический обзор монографии, посвященной актуальной проблеме жанрообразования и жанровой поэтики. Эта проблема рассмотрена в монографии на материале английской новеллы, ее происхождения и исторической эволюции с XIV до начала XXI века. Обоснованы актуальность и теоретическая значимость научных результатов, представленных в рецензируемой книге. Показана специфика современного этапа в развитии литературоведения, состоящая в обострении научного интереса к «пульсации» художественных идей, вариациям жанров и жанровых взаимодействий. Отмечена новизна представленных в монографии наблюдений и выводов о путях трансляции традиции и особенностях ее рецепции на разных этапах развития художественного сознания. Подтверждена значимость и научная перспективность вклада автора монографии в исследование исторической поэтики английской новеллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Потанина Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE MONOGRAPH BY О.V. LEBEDEVA “ENGLISH SHORT STORY: HISTORY AND PRESENT TIME” (Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2016. 158 p.)

An analytical review of the monograph devoted to the actual problem of genre formation and genre poetics is presented. This problem is considered in the monograph on the material of the English novel, its origin and historical evolution from the 14th to the early 21st century. The relevance and theoretical significance of the scientific results presented in the book under review is substantiated. The specifics of the present stage in the development of literary criticism are shown, which consists in exacerbating the scientific interest in the “pulsation” of artistic ideas, variations in genres and genre interactions. The novelty of the observations and conclusions about the ways of the translation of tradition and the features of its reception at different stages of the development of artistic consciousness are noted in the monograph. The significance and scientific prospects of the contribution of the author of the monograph to the study of the historical poetics of the English novel have been confirmed.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию О. В. Лебедевой "английская новелла: история и современность" (Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 158 с. )»

УДК 82-1/-9

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ О.В. ЛЕБЕДЕВОЙ «АНГЛИЙСКАЯ НОВЕЛЛА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

(Великий Новгород: Изд-во НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 158 с.)

Наталия Леонидовна ПОТАНИНА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: tatulia_tmb@mail.ru

Аннотация. Осуществлен аналитический обзор монографии, посвященной актуальной проблеме жанрообразования и жанровой поэтики. Эта проблема рассмотрена в монографии на материале английской новеллы, ее происхождения и исторической эволюции с XIV до начала XXI века. Обоснованы актуальность и теоретическая значимость научных результатов, представленных в рецензируемой книге. Показана специфика современного этапа в развитии литературоведения, состоящая в обострении научного интереса к «пульсации» художественных идей, вариациям жанров и жанровых взаимодействий. Отмечена новизна представленных в монографии наблюдений и выводов о путях трансляции традиции и особенностях ее рецепции на разных этапах развития художественного сознания. Подтверждена значимость и научная перспективность вклада автора монографии в исследование исторической поэтики английской новеллы.

Ключевые слова: художественная парадигма; английская новелла; жанровые процессы; историческая поэтика

Монография Ольги Владимировны Лебедевой посвящена исследованию генезиса и развития английской новеллы на всем протяжении ее существования, начиная с XIV века до наших дней [1].

В современном литературоведении происходит формирование новых подходов к изучению процессов восприятия и интерпретации художественного опыта прошлых эпох. При этом актуализируются сложные проблемы «пульсации» художественных идей, взаимных притяжений и отталкиваний литературных жанров и стилей, вопросы о путях и способах восприятия традиции в их соотношении со спецификой воспринимающего художественного сознания. Переосмысление опыта постмодернизма обусловило сегодня новый подъем интереса к новелле, которая в силу своего небольшого формата обладает целым рядом свойств, не только привлекающих к ней читательское внимание, но и делающих ее благодатным полем для исследования как общих закономерностей историко-литературного процесса, так и национальной обусловленности отдельных жанровых форм и их функционирования на разных этапах литературного развития.

Тема, избранная автором монографии, открыла возможность глубоко и всесторонне трактовать тот емкий и в силу своей изменчивости нередко ускользающий от понятийного постижения художественный феномен, которым является английская новелла в ее соотношении с основными тенденциями развития английской литературы. Выбранное направление свидетельствует не только об актуальности, но о новизне и теоретической значимости исследования, результаты которого представлены в рецензируемой книге. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что проблемы жанра и жанровых взаимодействий представляют особую важность для современного литературоведения.

В теоретических трудах отечественных и западноевропейских ученых сконцентрирован значительный по многообразию точек зрения и концепций материал, который остро нуждается в систематизации, обобщении и практическом применении к поэтологиче-скому анализу новеллы, как современной, так и принадлежащей к другим историческим периодам. Именно такие задачи и ставит перед собой автор рецензируемого издания. Теоретические проблемы новеллистики

© Потанина Н.Л., 2018

ISSN 2587-6953. Neophilology, 2018, vol. 4, no. 13

в контексте общих проблем «короткой» (или «малой») прозы, вопросы об условиях возникновения этого жанра, исторической поэтике новеллы и ее жанровых дефинициях и дифференциациях в пределах малой английской прозы, внутрижанровых процессах и межжанровых взаимодействиях, художественной структуре современной английской новеллы до недавнего времени оставались недостаточно изученными. В книге эти вопросы представлены подробно и в системе. Здесь дано теоретическое и историко-типо-логическое обоснование генезиса, развития и исторической поэтики английской новеллы, что открывает возможности для развития теории малых жанров на основе применения системного подхода. Этот подход позволяет учитывать взаимодействие философского, культурно-исторического и литературно-эстетического контекстов для решения вопросов, связанных с определением художественной модели мира в новелле. Теоретическую значимость имеет и обоснованное в монографии уточнение жанровых дефиниций новеллы в их отнесенности с другими жанровыми дефинициями малой прозы.

В монографии О.В. Лебедевой не только теоретически обоснованы жанровая специфика и историческая эволюция новеллы, но и определено ее национальное своеобразие, описаны межжанровые взаимодействия (новеллы и очерка, новеллы и романа и др.). Отдельно рассмотрены поэтологические изменения, которые произошли в английской новелле в ХХ-ХХ1 веках. В связи с этим можно констатировать, что научная новизна книги заключается и в том, что в ней достоверно воссоздана парадигма поэтологического развития английской новеллы от ее истоков до наших дней, убедительно показана длительность и непрерывность традиции этого жанра, выявлены и детально проанализированы конститутивные свойства английской новеллы. Нельзя не отметить и то, что в монографии впервые осуществлены научно продуктивное обобщение и систематизация существующего историко-литературного материала по данной проблеме. Нельзя не отметить и тот факт, что наряду с широко известными русской публике обсуждаемое исследование вводит в научный обиход и произведения, еще не переведенные на русский язык.

Обозначенные направления исследования обусловили практическую ценность данной книги, связанную с применением ее материалов не только в преподавании курсов истории зарубежной литературы (ИЗЛ) Х1Х/ХХ и ХХ/ХХ1 веков, но и в курсах по другим периодам ИЗЛ (начиная с эпох средневековья и Возрождения). Кроме того, конечно, возможно использование результатов исследования в практике изучения творчества отдельных новеллистов, как английских, так и связанных с другими европейскими (включая русскую) и американскими литературами.

Соединение в монографии элементов культурно-исторического, сравнительного (типологического и генетического), поэтоло-гического, интертекстуального, нарратоло-гического методов и подходов закономерно, так как позволяет учесть и показать общие и особенные черты исторической эволюции английской новеллы и обосновать ее статус в современной литературе Великобритании.

Композиция книги, которую можно назвать целесообразной в своей основе, дает возможность последовательно рассмотреть историческую поэтику английской новеллистики от ее истоков до современности. При этом в поле зрения автора монографии закономерно оказываются и пограничные явления литературного процесса, что помогает лучше понять специфику английской новеллы в ее становлении.

Теоретическую значимость монографии придает и вдумчиво проведенный анализ концепций жанра английской новеллы, существующих в западноевропейской и отечественной науке. Здесь представлены ключевые характеристики новеллы, позволяющие выделить этот жанр среди других жанровых образований, подпадающих под общее определение «малой прозы».

На профессиональном уровне проведен анализ проблематики, связанной с происхождением английской новеллы, и определением национального своеобразия предвозрож-денческой английской новеллы на материале «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера. Убедительно обосновывается генетическая связь английской новеллы с ирландской сагой, для чего выявляются ее отличительные характеристики на основе анализа художест-

72

ЙБЫ 2587-6953. Неофилология. 2018. Т. 4, № 13

венной структуры кельтских прозаических повествований. Выявлены отличительные черты английской новеллистики: индивидуализация как принцип изображения человека, многогранность персональных характеристик, структурообразующий характер конфликта между человеком и обстоятельствами (судьбой), искусная композиция, использование техники пуантизма как отличительной жанровой черты новеллы и др. Наряду с итальянским влиянием в монографии справедливо отмечается наличие французской литературной традиции в жанровой истории английской новеллы.

Рассуждая о назначении и поэтологиче-ской специфике вставной новеллы в английском плутовском романе, автор монографии стремится доказать, что новелла здесь является жанрообразующим компонентом. Вместе с тем отмечается, что вставная новелла совершенствует собственную структуру, мастерство интриги, диалога, развивает повествовательную технику, осваивает эстетическую стихию частной жизни. Эти выводы хорошо укладываются в общую концепцию книги о становлении жанра английской новеллы. Выводы, сделанные на этой основе, претендуют на обобщение тех трансформаций, которые произошли в структуре жанра в течение трех столетий, но художественного материала, на который опираются эти выводы, не так уж много: это произведения Т. Нэ-ша, Г. Филдинга, Т. Смоллета, Л. Стерна, А. Рэдклиф, Х. Уолпола, К.С. Льюиса, К. Рив. При этом некоторые из вышеперечисленных авторов (К. Рив, К.С. Льюис, Х. Уолпол), скорее, просто называются, а их художественные достижения констатируются без опоры на анализ художественного текста.

Далее рассмотрены пути развития жанра новеллы в XIX веке: стремление к синтезу, психологизация и романизация малого жанра. Существенно, что здесь вводятся в литературоведческий обиход продуктивные сведения о том многообразном жанровом фоне, на котором складывалась история английской новеллы. Эти сведения, ценные сами по себе, могут стать импульсом и для дальнейшего изучения феномена малой прозы. Кроме

того, этот материал дополняет сложившиеся представления об условиях и путях осуществления межжанровых взаимодействий.

Вместе с тем, как и всякое серьезное и перспективное исследование, эта книга ориентирует на постановку новых исследовательских задач и вопросов, вызывает потребность в отдельных уточнениях и дополнениях. Так, трактуя вопросы о функционировании английской новеллы XIX века в контексте других форм малой прозы, О.В. Лебедева исключает из поля своего исследовательского внимания целый ряд крупных создателей таких форм: Ч. Лэма, Д. Макдональда, Э. Гаскелл, Т. Харди, С. Моэма и др. Такую редукцию эмпирического материала в исследовании историко-литературного характера едва ли можно признать оправданной.

Анализируя особенности преобразования английской новеллы в ХХ-ХХ1 веках, О.В. Лебедева констатирует изменения в поэтике психологизма, полижанровость, жанровый полиморфизм (Д. Джойс, В. Вульф, Д.Г. Лоуренс). При этом в поле внимания автора книги закономерно оказывается механизм взаимодействия большого и малого эпических жанров, убедительно обосновываются статус и особенности поэтики английской новеллы второй половины XX и начала XXI века. Наблюдения О.В. Лебедевой над этими проблемами, умение исследовать многозначность текста, предлагая разнообразные версии его прочтения и комментарии к ним - вызывают профессиональный интерес и поддержку. Автор демонстрирует эрудированность в сложных вопросах, затрагивающих понятия жанровых дифференциаций и дефиниций, связанных с широкими сферами современного гуманитарного знания.

В заключение следует отметить, что рецензируемая монография вносит существенный вклад как в изучение типологии жанровых процессов в литературе, так и в определение особенностей жанровой поэтики английской новеллы в контексте ее исторического развития, что открывает новые перспективы для исследования новеллы на материале английской и других национальных литератур.

КБЫ 2587-6953. ЫеорЫ1о^у, 2018, уо1. 4, по. 13

73

Список литературы

Поступила в редакцию 08.12.2017 г. 1. Лебедева. О.В. Английская новелла: история Отрецензирована 13.01.2018 г.

и современность. В. Новгород: Изд-во НОВГУ Принята в печать 08.02.2018 г.

им. Ярослава Мудрого, 2016. 158 с.

Информация об авторе

Потанина Наталия Леонидовна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, журналистики. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: tatulia_tmb@mail.ru

Для цитирования

Потанина Н.Л. Рецензия на монографию О.В. Лебедевой «Английская новелла: история и современность» (Великий Новгород: Изд-во НОВГУ им. Ярослава Мудрого, 2016. 158 с.) // Неофилология. 2018. Т. 4, № 13. С. 71-75.

REVIEW OF THE MONOGRAPH BY O.V. LEBEDEVA "ENGLISH SHORT STORY: HISTORY AND PRESENT TIME" (Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2016. 158 p.)

Nataliya Leonidovna POTANINA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: tatulia_tmb@mail.ru

Abstract. An analytical review of the monograph devoted to the actual problem of genre formation and genre poetics is presented. This problem is considered in the monograph on the material of the English novel, its origin and historical evolution from the 14th to the early 21st century. The relevance and theoretical significance of the scientific results presented in the book under review is substantiated. The specifics of the present stage in the development of literary criticism are shown, which consists in exacerbating the scientific interest in the "pulsation" of artistic ideas, variations in genres and genre interactions. The novelty of the observations and conclusions about the ways of the translation of tradition and the features of its reception at different stages of the development of artistic consciousness are noted in the monograph. The significance and scientific prospects of the contribution of the author of the monograph to the study of the historical poetics of the English novel have been confirmed.

Keywords: artistic paradigm; English short story; genre processes; historical poetics

References

1. Lebedeva O.V. Angliyskaya novella: istoriya i sovremennost' [English Short Story: History and Present Time]. Veliky Novgorod, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2016. 158 p. (In Russian).

Received 8 December 2017 Reviewed 13 January 2018 Accepted for press 8 February 2018

74

ISSN 2587-6953. Неофилология. 2018. Т. 4, № 13

Information about the author

Potanina Nataliya Leonidovna, Doctor of Philology, Professor, Professor of Russian and Foreign Literature, Journalism Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: tatulia_tmb@mail.ru

For citation

Potanina N.L. Retsenziya na monografiyu O.V. Lebedevoy «Angliyskaya novella: istoriya i sovremennost'» (Velikiy Novgorod: Izd-vo NOVGU im. Yaroslava Mudrogo, 2016. 158 s.) [Review of the monograph by O.V. Lebedeva "English Short Story: History and Present Time" (Veliky Novgorod: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University Publ., 2016. 158 p.)]. Neofilologiya - Neophilology, 2018, vol. 4, no. 13, pp. 71-75. (In Russian).

ISSN 2587-6953. Neophilology, 2018, vol. 4, no. 13

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.