Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: милушева Т. В. Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики / под ред. О. И. Цыбулевской. - Саратов: Изд-во гоу ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. - 298 с. '

Рецензия на монографию: милушева Т. В. Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики / под ред. О. И. Цыбулевской. - Саратов: Изд-во гоу ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. - 298 с. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матузов Николай Игнатьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: милушева Т. В. Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики / под ред. О. И. Цыбулевской. - Саратов: Изд-во гоу ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. - 298 с. »

РЕЦЕНЗИИ.

ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИЙ

N.I. Matuzov Monograph Review:

Milusheva T. V The Limits of State Power Activity in Russia: Issues of Theory and Practice / ed. by O.I. Tsybulevskaya. - Saratov: GOU VPO “Saratov State Academy of Law” Press, 2011. -298 p.

УДК 340.132.23(470+571)

ББК 67.0(2Рос)

Н.И. Мату зов

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: Милушева Т.В. Пределы деятельности государственной власти в России: вопросы теории и практики / под ред. О.И. Цыбулевской. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. - 298 с.

с

\ш/ момента возникновения государства лучшие представители человечества пытались ответить на сложнейший вопрос: как примирить агрессивную природу государственной власти с потребностью личности в свободе. Решить данное противоречие - значит найти оптимальную модель соотношения личности, гражданского общества, государства, права. Именно в таком контексте постановка проблемы «связанности» государственной власти наиболее значима как в теоретическом, так и практическом плане.

Актуальность темы проведенного Т.В. Ми-лушевой исследования обусловлена, во-первых, уровнем развития современного общества, требующего высокого качества государ-

212 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ственного управления, а во-вторых, противоречивой природой государственной власти, которая, достигнув определенной критической массы, способна превращаться в самодовлеющую силу, приобретать разрушительные качества, стремиться к дальнейшему неограниченному росту (с. 7). Следует согласиться с Т.В. Милушевой в том, что вследствие перманентных реформ, породивших кризисные процессы в экономике, политике, духовной сфере, в политической практике современной России, постепенно утвердилась идея авторитарной власти, всесильного государства. Именно на государство возлагаются большие надежды: установить законность, должный порядок, искоренить коррупцию, злоупотребления со стороны самой власти. Однако демократические общественно полезные цели не могут быть достигнуты антидемократическими средствами, которыми зачастую пользуется современная российская власть.

Рецензируемая работа оригинальна по замыслу и способам его воплощения. В каждой из глав монографии прослеживается творческий, новаторский подход к разработке проблемы. В целом структура книги, насколько это возможно, способствует целостному восприятию исследуемого вопроса.

Монография раскрывает актуальные вопросы функционирования государственной власти в России на основе права, справедливости, уважения достоинства, прав и свобод личности. Эти проблемы постоянно находятся в центре внимания политико-правовой науки, но благодаря инновационному освещению, серьезному анализу в данной книге они получили авторский ракурс осмысления.

Новизна исследования заключается в том, что впервые в российской юридической науке проводится комплексное изучение сложного и многогранного политико-правового феномена пределов и ограничений деятельности государственной власти. Автором монографической работы подробно рассматриваются: эволюция идеи ограничения государственной власти в истории политикоправовой мысли; показана объективная природа ограничений деятельности государственной власти, исследована роль социальных факторов (экономических, политических, этико-культурных, юридических), оказывающих влияние на этот процесс; дается развернутая классификация исследуемого феномена.

Безусловно, автор права, что, оценивая опыт прошлого, легче понять собственные сложности и проблемы на пути к практическому воплощению данных ценностей в условиях постсоциалистической России. В связи с этим Т.В. Милушевой предпринят подробный анализ взглядов, идей мыслителей разных эпох, которые в том или ином разрезе ставили и пытались разрешить вопросы связанности государственной власти. В конечном итоге, резюмирует автор монографии, идейнотеоретическую основу современных концепций ограничения государственной власти составили сформулированные в процессе эволюции политико-правовой мысли преимущественно в Новое время идеи верховенства права, автономности гражданского общества, необходимости достижения баланса частных и публичных интересов и недопустимости нарушения прав и свобод личности (с. 49-50).

Результатом серьезного научного осмысления различных точек зрения является классификация пределов государственной власти. Подразделяя их на общесоциальные (этические, религиозные, экономические, культурные и т.д.) и специальноюридические (правовые), автор дает развернутую характеристику и подчеркивает,

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 213

что юридические и иные социальные ограничения могут находиться в гармонии, однако может наблюдаться и их конфликтность. В идеале внешнее право должно проистекать из внутренней морали, традиций человека и общества и соответствовать им. Т.В. Милушева убеждена, что если в обществе сильны этические ограничения, то отпадает необходимость в детальном правовом регулировании (с. 89-90).

Новаторским представляется осмысление феномена «правовое ограничение» с точки зрения динамического подхода, в рамках которого оно рассматривается в механизме правового регулирования как правовой принцип, правовой метод, правовой режим ограничения деятельности государственной власти (с. 97-113).

Представляется обоснованным анализ прав и свобод человека, а также обязанностей государства в контексте правовых ограничений. Верно подчеркивается, что права человека, по сути, представляют собой моральные ценности свободы, достоинства, справедливости, облеченные в юридическую форму. Следовательно, делает вывод ученый, посредством законодательного закрепления прав человека в отношении государства возводятся не только нравственные, но и правовые ограничения. В таком случае признание и обеспечение прав человека может рассматриваться как нравственно-правовая обязанность государства, выражающая его предназначение с позиций требований права и морали (с. 115).

Не остается без внимания Т.В. Милушевой роль принципа справедливости в установлении пределов и ограничений для государственной власти. Обосновывая высшую ценность справедливости в установлении пределов государственной власти, автор аргументированно доказывает, что справедливость аккумулирует мощнейший ограничительный потенциал, который усиливается возможностями права и реализуется правовыми средствами.

Критически оценивая практическую реализацию исследуемого принципа в правовой системе, Т.В. Милушева приходит к заключению, что инструментальный потенциал принципа справедливости не оценен правоприменителем, воспринимающим его упрощенно и формально как декларативное правовое предписание. Судебная практика, не основанная на справедливости, вызывает недоверие населения к правоохранительным органам и суду, а в конечном счете - и к государству. По мнению автора, необходимо гармонизировать отношения в сфере реализации публичной власти на основе принципа справедливости, понимаемого как пропорциональность, соразмерность компетенции и ответственности, личного вклада чиновника и его материального вознаграждения (с. 170).

Комплексное осмысление проблемы пределов и ограничений государственной власти автор осуществляет через призму феноменов законности и легитимности публичной власти. Заслуживает поддержки следующий вывод Т.В. Милу-шевой: утверждение законности как принципа, метода, режима деятельности публичной власти осуществляется в том числе с помощью системы социальных и юридических ограничений публичной власти, находящихся в системном единстве с законностью. Ограничение и законность непосредственно отражаются в политико-правовом режиме функционирования власти, то есть определяют уровень и характер ее легитимности.

В рецензируемом монографическом исследовании поднимается вопрос об организационно-правовых механизмах ограничения государственной власти,

214 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

важнейшим среди которых является принцип разделения властей. Следует полностью согласиться с выводом Т.В. Милушевой о гипертрофированности полномочий главы государства по формированию исполнительной власти на федеральном уровне, которые компенсированы лишь гипотетической возможностью выражения недоверия Правительству со стороны парламента.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет такой вид правового ограничения как юридическая ответственность государства и его органов. Самостоятельное принятие властными субъектами соответствующих правовых норм и признание тем самым себя ответственными за собственные действия, обоснованно указывает автор, представляет собой, по сути, акт самоограничения государства, реализовать который добровольно готово не всякое государство. Для этого необходимы внутренние и внешние условия, в том числе и наличие институтов гражданского общества, способных осуществлять общественный контроль за деятельностью субъектов власти, целью которого будет понуждение государства к закреплению реальной юридической ответственности государства и его органов, должностных лиц.

Права автор и в том, что давно назрела необходимость разработки концепции юридической ответственности государственных служащих, должностных лиц, государства в целом. Одно из направлений работы - систематизация традиционных видов юридической ответственности с учетом наработок отраслевой юридической науки (с. 289).

Положительно оценивая представленную рецензируемую работу, можно рекомендовать автору обратиться к сравнительному (с учетом опыта зарубежных стран) анализу проблем функционирования государственной власти. Это, на наш взгляд, позволит значительно углубить исследовательскую тему, сделать ее еще более содержательной и интересной.

Рецензируемое научное издание важно для ориентации в вопросах сущности и функций государства и права, политико-правового режима, правотворчества, правового регулирования, прав человека, правового государства. В прикладном плане выяснение границ государственной деятельности послужит, во-первых, значимым критерием оценки деятельности государства, всей политической системы, методов их функционирования; во-вторых, даст возможность выявить направления необходимых преобразований в деятельности государственной власти, а также структурных изменений в механизме государства.

Вдумчивый, глубокий, научно обоснованный подход к анализу проблем пределов и ограничений государственной власти свидетельствует о подлинной заинтересованности автора в оптимизации процессов ее функционирования, создании предпосылок, обеспечивающих необратимый характер демократизации властных структур, а также в том, чтобы государство в целом осознавалось обществом не только как сугубо политико-правовое образование, но и в качестве ценностно-смысловой системы.

Проведенное исследование, несомненно, вносит заметный вклад в изучение одной из важнейших государственно-правовых проблем и дает импульс для новых исследований в этом направлении. Монография будет интересна и полезна не только научным работникам, но и представителям публичной власти.

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.