Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: меньчиков Г. П. Детерминизм XXI: проблемы и решения. М. : спутник +, 2015. - 96 с'

Рецензия на монографию: меньчиков Г. П. Детерминизм XXI: проблемы и решения. М. : спутник +, 2015. - 96 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: меньчиков Г. П. Детерминизм XXI: проблемы и решения. М. : спутник +, 2015. - 96 с»

РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА НАУЧНЫХ СОБЫТИЙ

V.N. Gasilin

Book Review: Menchikov, G.P. Determinism of XXI Century: Problems and Solutions. Moscow Sputnik+, 2015. - 96 p.

DOI 10.22394/1682-2358-2017-1-129-131

В.Н. Гасилин

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: МЕНЬЧИКОВ Г.П. ДЕТЕРМИНИЗМ XXI: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. М.: Спутник +, 2015. - 96 с.

ига профессора Г.П. Меньчикова посвящена актуальной проблеме, не нашедшей должной разработки в последнее время — новому осмыслению детерминизма. История этой проблемы полна коллизий и неожиданностей, она заслуживает самостоятельного изучения. Представления о детерминизме со времени зарождения не раз менялись, что иногда приводило к отказу от детерминизма вообще, к позиции индетерминизма.

В западноевропейской науке идеи детерминизма зародились во времена И. Ньютона, когда утвердилась однозначная причинно-следственная зависимость явлений (детерминизм фактически отождествлялся с причинностью). С открытием в науке новых видов детерминации изменилось и представление о детерминизме. Именно развитие науки, научных исследований всег-

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1 | 2. /

да являлось своеобразным стимулом для разработки философских представлений о детерминизме (хотя философия иногда опережала науку). Это глубоко прослеживает автор рецензируемой монографии, посвященной разрабатываемой им общефилософской концепции детерминизма.

Исследование основывается на концепции, согласно которой существуют три типа детерминизма: классический (линейный); неклассический (нелинейный); и неоклассический (фрактальный). Последний еще только формируется (последняя четверть ХХ — начало XXI в). В разработку этих концепций внес свой вклад Г.П. Меньчиков.

Автор прежде всего обсуждает общефилософские проблемы детерминизма и тактики их решения. Что касается типов детерминизма, выделенных в монографическом исследовании, то в принципе это выделение продуктивно для дальнейшего научного изучения, хотя и нуждается в более подробных уточнениях.

Очевидно, что отождествление детерминизма с линейной причинностью (автор выделил несколько основных концепций классического детерминизма) уже давно ушло в прошлое (как бы причинность ни понимали и ни интерпретировали). Линейная причинность, замечает автор, «ведет к подмене функций детерминизма функциями причинности, сужая тем самым его мировоззренческое и методологическое значение» (с. 11). В свое время М. Бунге совершенно верно писал, что она неотвратимо ведет к индетерминизму.

В неклассическом типе детерминизма, как и в философии, существует несколько концепций: классическая, неклассическая и неоклассическая. Четвертая концепция, по классификации Г.П. Меньчикова, состоит в том, что под детерминизмом понимается общее учение об универсальной связи явлений, отрицающее существование каких-либо явлений вне этой универсальной связи.

Что плохого? С точки зрения Г.П. Меньчикова, эта концепция приводит к «номологическому детерминизму». На место причинности выдвигаются законы, что, по мнению автора, ведет опять же к индетерминизму (хотя и в скрытой форме). Но ведь наука с самого начала (в том виде, в каком она сформировалась в Новое время) основывалась именно на законах, какой бы «вид» они ни имели. Каждая научная дисциплина становится подлинной наукой, когда открывает законы в своей области исследования. Да, «вульгарный, жесткий детерминизм преодолен» (так полагает и С.П. Курдюмов, последователь И. Пригожина), но это не означает, что современная наука отказывается от законов. Упрек автора в том, что в связи с представлениями о детерминизме она «все-таки вольно или невольно тяготеет к скрадыванию его ядра — причинности» (с. 14).

Пятая концепция, по классификации автора, преодолевает недостатки предыдущей, в ней под детерминизмом понимается связь, выражающая зависимость вещей (свойств вещей и отношений между ними, событий, процессов, состояний) в их существовании и изменении от любых факторов

130 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 1

(к сторонникам такой концепции относятся Я.Ф. Аскин и автор рецензии). Г.П. Меньчиков упрекает их главным образом в том, что такая позиция оставляет возможность признания зависимости от сверхъестественных факторов, что некорректно, ибо ни один из авторов этой концепции никогда не говорил ни о чем сверхъестественном.

Сторонники шестой концепции (истоки которой восходят к И. Приго-жину) — «неодетерминизма» (неклассический тип детерминизма) — смещают акцент на доминирование внутренних самопроизвольных моментов в любой системе с внешним противопоставлением. В ней также отражается незавершенная процессуальность системы, «непредсказуемая смена состояний системы, каждая из которых не является ни следствием, ни причиной» по отношению друг к другу» (с. 15), по совершенно справедливому утверждению М.А. Можейко. Часть синергетиков правомерно отвергают классический детерминизм. И опять — возникает опасность индетерминизма.

Выход из этой трудной ситуации состоит в переходе к теории современного неоклассического типа детерминизма. «Главное — неоклассическим фрактальным детерминизмом он является потому, что связывает себя с поворотом к реализму», — отмечает Г.П. Меньчиков в своей предыдущей работе «Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ)». По мысли автора рецензируемой монографии, детерминированность «впервые выводится из субстанциональных глубин бытия, из самодвижения бытия, а не из трансцендентной или имманентной заданности» (с. 17). Исследованию данных положений Г.П. Меньчиков посвятил многие страницы второй части монографии. Приводимые аргументы вполне основательны.

Само введение понятия «фрактальная детерминация» открывает новые горизонты для изучения сущности и специфики духовной детерминации. В этой области в отечественных исследованиях, к сожалению, сделано очень мало. Автор проанализировал и наметил направления исследований в области духовной детерминации: когнитивные формы, идеальную детерминацию, информационную детерминацию, репрезентационную детерминацию, целевую детерминацию, некогнитивные формы детерминаций, гомическую (желания) детерминацию, экзистенциальную детерминацию, идеаторную детерминацию, идеомоторную детерминацию, императивную детерминацию. Уже их перечисление показывает широту исследований, которые могут быть осуществлены в дальнейшем.

В целом монография Г.П. Меньчикова представляет собой труд, выстроенный на анализе концепций детерминизма, существующих в современной научной мысли. Он выступает новой оригинальной концепцией, обобщающей исследования детерминизма в XXI в. Ее достоинством является возможность использования полученных результатов в практической, прежде всего управленческой, деятельности. Достижения автора могут и должны быть использованы в процессе преподавания философских дисциплин.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.