Научная статья на тему 'Рецензия на монографию: Коларов г. «Латиноамериканская левица в края на XX В. : между сандинизма и сендеризма»'

Рецензия на монографию: Коларов г. «Латиноамериканская левица в края на XX В. : между сандинизма и сендеризма» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию: Коларов г. «Латиноамериканская левица в края на XX В. : между сандинизма и сендеризма»»

БИБЛИОГРАФИЯ

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ:

Копиров Г. «Латиноамериканская левица в края на XX в.: между сандинизма и сендеризма». — София: Университетское изд-во «Св. Климент Охридски», 2001. — 197 с.

Георгий Кадаров — выпускник философского факультета Софийского университета «Св. Климент Охридски». В 1995 г. он защитил кандидатскую диссертацию по проблеме левых движений в Латинской Америке. Автор более 30 публикаций, посвященных политической жизни в Латинской Америке, в том числе книги «Мистика и терроризм: кровавая смесь Сендеро Луминосо». Георгий Коларов преподает политологию в Варненском Свободном Университете «Черноризец Храбрый», а также ведет спецкурсы «Латинская Америка в международных отношениях» и «Политические идеологии и течения в регионе» в Софийском университете. В настоящее время он является докторантом кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

Книга Георгия Коларова представляет собой попытку классификации и анализа левых политических сил и идеологических течений в Латинской Америке, возникших в XX в. и оказавших значительное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе.

Автор предлагает к размышлению широкий круг вопросов, которые он разбивает на две большие группы по принципу их происхождения: возникшие в Европе и Азии и адаптированные к условиям латиноамериканской действительности, с одной стороны, и появившиеся в регионе как результат социально-экономических противоречий — с другой.

В качестве основных вариантов социалистических течений в книге рассматриваются ленинизм, троцкизм, маоизм и социал-реформизм.

В числе «местных» идеологий и их представителей выделены и исследованы: батльизм, апризм, теология освобождения, сандинизм и военно-революционные идеологии.

Все политические течения и идеологии рассматриваются автором во взаимосвязи и взаимовлиянии доктрин, а перспективы их развития — в аспекте альтернативного демократического развития латиноамериканских стран.

Тема исследования актуальна, поскольку практически все из указанных течений продолжают существовать, меняясь в новых демократических условиях.

Свое исследование автор начинает с обзора экономической ситуации в регионе и логически переходит к анализу специфики политической традиции в Латинской Америке, конкретно к традиции насилия, которую автор считает ключевой в политической жизни стран. Автор определяет традицию насилия как ключевую в латиноамериканской политической жизни, что часто приводит к установлению авторитарных режимов и диктатур.

Специальное внимание в книге уделено анализу тезисов знаменитого французского мыслителя Р. Дебре о вооруженной борьбе как единственной форме революционной борьбы и об авангардной роли повстанческой армии, изложенных им в работе «Революция в «революции?». Г. Коларов при этом отмечает, что сегодня, в условиях демократизации латиноамериканского общества, эти тезисы нуждаются в дополнительном уточнении.

Автор исследует деятельность КОМИНТЕРНА в Латинской Америке, дает хронологию революций в регионе, анализирует истоки партизанского движения. Как и большинство авторов, Коларов считает некоторые из этих революций, и прежде всего Кубинскую революцию, эпохальными событиями, положившими

начало новой парадигме латиноамериканского развития. Автор отмечает, что «кубинская революция положила начало новому этапу исторического развития латиноамериканского региона».

Многие коммунистические и социалистические партии Латинской Америки ищут выход из политически безысходной ситуации, сложившейся после развала социалистического лагеря. И некоторым партиям региона это удалось, как отмечает автор, приводя в качестве примера успех умеренных левых на выборах в Чили и Бразилии.

По пути социализма продолжает идти Куба.

Главный вывод автора состоит в том, что в отличие от других движений в регионе кубинские революционеры продержались потому, что нашли правильное сочетание между принципами и законами мирового революционного движения и конкретной социально-политической ситуацией Кубы.

Значительная часть данной книги посвящена Перу, где наблюдается целый спектр политических партий, движений и союзов. В главе, посвященной возникновению и развитию маоизма в регионе, автор прослеживает идеологическую составляющую «Сендеро Луминосо», зарождение сендеризма, теоретические искания ее лидера Абимаэля Гусмана, его вклад в теорию и практику современного левого экстремизма. В книге делается интересный вывод о том, что если Маркс и Энгельс представляли коммунизм как историческую необходимость, то Гусман превратил коммунистическую идею в «утопию, сочетающуюся с мистической традицией Анд». Коларов считает, что сила «Сендеро Луминосо» кроется в сложной социально-экономической ситуации Перу, а сам сендеризм может стать массовым явлением не только в Латинской Америке, но и в третьем мире.

Важное значение имеет и вторая часть исследования, посвященная леворадикальным течениям региона.

Военно-революционные движения под руководством Веласко Альварадо, Омара Торрихоса, X. Доминго Перона, по мнению автора, были направлены на корректировку курса того или иного латиноамериканского государства, но не радикальное его изменение. Автор отмечает двоякость идейных направлений подобного рода. С одной стороны, они прогрессивны, так как их целью является самостоятельное развитие государства, но в то же время их ограниченность проявляется в том, что не происходит полного разрыва со старой парадигмой развития. Поэтому вера в прогрессивных военных часто заканчивается в Латинской Америке установлением жестоких военных диктатур.

Значительным достижением автора книги является анализ доктрины так называемой «теологии освобождения», где христианские ценности сочетаются с революционным подъемом и теорией классовой борьбы в условиях социального неравенства и зависимости от США. Сандинистская революция в Никарагуа практически воплотила в жизнь эту доктрину революционного христианства, связав воедино христианство с марксистской идеологией и современным национализмом. Оптимальное сочетание этих факторов позволило сандинистам почти целое десятилетие продержаться у власти и получать до 40% голосов в последующих выборах.

В заключение хотелось отметить, что книга Г. Коларова является примером детального анализа латиноамериканских левых течений, в основе которого лежит понимание автором противоречивости и сложности революционного процесса, трудности революционных преобразований в обществе. Автор старается быть объективным в освещении сложной палитры идейных и политических взглядов левых партий, союзов и движений. Можно с уверенностью сказать, что эта книга станет важным вкладом в изучение латиноамериканистики и особенно идеологических течений региона.

А/О. ХАМИЛУЛИНА

A.Y. KHAMIDULINA

THE BOOK UNDER REVIEW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.