Научная статья на тему 'Рецензия на монографию И. В. Портновой «Анималистическое искусство в России XVIII - первой половины XX вв. »'

Рецензия на монографию И. В. Портновой «Анималистическое искусство в России XVIII - первой половины XX вв. » Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
577
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Разин А. Д.

Рецензия на монографию кандидата искусствоведения, доцента кафедры архитектуры и градостроительства Российского университета дружбы народов Портновой Ирины Васильевны «Анималистическое искусство в России XVIII первой половины XX вв.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию И. В. Портновой «Анималистическое искусство в России XVIII - первой половины XX вв. »»

1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 3 (59) май-июнь ^

Рецензия

на монографию кандидата искусствоведения, доцента кафедры архитектуры и градостроительства Российского университета дружбы народов Портновой Ирины Васильевны «Анималистическое искусство в России XVIII — первой половины XX вв.»

Монография Ирины Васильевны Портновой «Анималистическое искусство в России XVIII — первой половины XX вв.» (511 стр.), изданная в московском издательстве «Спутник» тиражом 500 экз. экземпляров, посвящена исследованию отечественной анималистики трех исторических периодов.

Автор рассматривает широкий круг вопросов: истоки, проблемы жанра в разных видах изобразительного искусства — живописи, скульптуре, графике, отношение научного познания природы и искусства, связь анималистики с традициями русской, западноевропейской культуры XVIII—XIX веков. Многосторонний подход к задачам исследования позволил автору монографии глубоко раскрыть исторические аспекты развития русского анималистического искусства. Актуальность проблемы исследования, изложенной в книге, обусловлена повышением общественного и научного интереса к теме природы в целом и анималистическому искусству в частности, которое ранее не подвергалось серьезному изучению. Сегодня нет отдельного исследования, рассматривающего историю становления и развития анималистического жанра. Кроме того, материал актуален в связи с тем, что утверждает назревшую необходимость оценки анималистического искусства в историческом аспекте. Выбрав темой исследования отечественную анималистику XVIII—XX веков, автор внёс значительный вклад в восстановление исторической справедливости.

Конкретные положения труда могут быть использованы при изучении истории отечественного искусства и при чтении общих и специальных соответствующих курсов, в практике музейных работников, художников и коллекционеров.

Монография состоит из введения, шести глав, заключения, литературы, включая архивные материалы. В соответствии с кругом исследуемых проблем каждая из глав имеет структурные разделы.

^ Новые книги 1

Так, в первой главе раскрывается становление анималистического жанра, осмысляется роль иностранных художников (прежде всего немецких) в зарождении своеобразного искусства «зверописи», организации класса «зверей и птиц» в Санкт-Петербургской Академии художеств. Отдельная глава посвящена изображению лошади в живописи и в скульптуре XIX века («иппический жанр») на примере целой плеяды живописцев (А. швабе, Н. Сверчков, Н. Самокиш, С. Виноградов, П. Ковалевский, П. Грузинский и др.) и скульпторов (П. К. Клодт, Е. Лансере. Н. Либерих, В. Грачев и др.). здесь отражена иконография конных образов (образ всадника, «коннозаводской портрет»), раскрывается характер бытовых, пейзажно-анималистических композиций, героями которых выступали не только лошади, но и «охотничьи животные», нашедшие воплощение в живописи В. Серова, А. Степанова, П. Соколова, Р. Френца. Определен характер русской анималистической живописи, который во многом был обусловлен национальными традициями и большой любовью художников к русскому пейзажу.

XX столетие предопределило отдельную главу о скульптурном и графическом образе. Именно в этих видах изобразительного искусства животное получило полное выражение в монументальной, монументально-декоративной, станковой, малых формах скульптуры, а также станковой, научной, книжной и детской анималистической иллюстрации. Произведения известных мастеров В. Ватагина, Д. Горлова, Е. Чарушина, В. Трофимова, И. Ефимова, П. Баландина, Д. Цаплина демонстрируют широкий диапазон устремлений как в разрезе традиционной реалистической трактовки, так и образно-символической.

В целом, хронологический принцип позволил автору монографии проследить исторический путь становления и развития анималистики, поставить ряд существенных вопросов, касающихся специфической природы жанра.

Изучение ранее лишь намеченной специфики анималистического искусства, а также системный анализ, примененный И. В. Портновой при рассмотрении творчества художников-анималистов, вполне характеризует значение данной работы автора.

А. Д. Разин, кандидат архитектуры, доцент, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства РУДН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.