Научная статья на тему 'Рецензия на монографию И. Г. Умновой «Литературное творчество композитора С. Слонимского»'

Рецензия на монографию И. Г. Умновой «Литературное творчество композитора С. Слонимского» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию И. Г. Умновой «Литературное творчество композитора С. Слонимского»»

ВЕСТНИК Кемеровского государственного университета культуры и искусств 11/2010

С. С. Гончаренко

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И. Г. УМНОВОЙ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА С. СЛОНИМСКОГО»

S. S. Goncharenko

REVIEW OF I. G. UMNOVA MONOGRAPH «LITERARY CREATIVITY OF COMPOSER SERGEI SLONIMSKY»

Творчество крупнейшего российского композитора наших дней Сергея Слонимского является центральной темой исследования музыковеда, кандидата искусствоведения Ирины Геннадьевны Умновой. Еще будучи студенткой Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки она обнаружила интерес к его произведениям, представила на кафедру теории музыки дипломную работу «Симфонии Слонимского (к проблеме драматургического и эстетического единства)» и защитила ее. Это положило начало последующему многолетнему изучению художественного мира композитора. Результатом ее аналитических исследований стали кандидатская диссертация по теме «Симфоническое творчество С. М. Слонимского (стилевое своеобразие в контексте театральных исканий и музыковедческих воззрений мастера)», выполненная в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор Е. Б. Долинская), доклады на международных и всероссийских конференциях, статьи в журналах «Музыкальная академия», «Музыковедение», «Музыка и время», «Музыкальная жизнь» и в научных сборниках. В 2005 г. в Москве был издан подготовленный И. Г. Умновой справочник «С. М. Слонимский. Литература и жизни и творчестве».

Монография «Литературное творчество композитора Сергея Слонимского» -новая исследовательская работа И. Г. Ум-новой. В ней глубоко и подробно анализируется одна из граней музыкальной вселенной петербургского Мастера. Главы монографии логично выстроены. Историко-типологический подход к явлению «композиторского литературоцентризма» распространяется на индивидуальный авторский аспект. Всесторонне, в культурологическом ракурсе изучены истоки литературного творчества Слонимского, представлены жанры и идеи его исследовательских трудов (монографии «Симфонии Прокофьева» и статей), музыкально-критических работ; проанализированы особенности их стилистики. Принципиально важным является установление музыковедом общих закономерностей, которые связывают исследования, статьи, эссе Слонимского с его музыкальными произведениями, в частности, с ведущими в его творчестве жанрами -музыкально-театральными и симфоническими. Таким образом, И. Г. Умновой удается многогранно представить литературное творчество композитора, убедительно вписать его в авторскую художественно-стилевую систему. Интересными и полезными как информативно-справочный материал являются таблицы, помещенные в Приложении.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

Труд И. Г. Умновой демонстрирует современный уровень научных исследований. Не вызывает сомнений, что книга будет востребована и специалистами, и любителями, всеми, кто интересуется музыкальным искусством, творчеством С. Слонимского. Материалы монографии могут быть использованы в образователь-

ном процессе, в учебных курсах истории музыки, истории музыкальной культуры и других.

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать монографию И. Г. Умновой «Литературное творчество композитора Сергея Слонимского» в ее полном объеме к изданию.

М. В. Литовченко ЧЕХОВ В XXI В. М. V Litovchenko СНЕКНОУ Ш ТНЕ ХХШ CENTURY

2010 г. - знаменательный для всех знатоков и любителей русской литературы: в январе отмечался 150-летний юбилей А. П. Чехова. К этому событию была приурочена Международная научная конференция «А. П. Чехов и мировая культура: взгляд из XXI века», которая состоялась 29 января - 2 февраля на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. В рамках конференции параллельно работали 8 секций («Поэтика», «Литературные связи», «Драматургия и театр», «Биография, мировоззрение» и др.), а также состоялся круглый стол, участники которого обсуждали актуальные вопросы изучения чеховских произведений в школе.

«Это несравненный художник... И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще». Справедливость этих слов Л. Н. Толстого доказывает уже тот факт, что заявки на участие в конференции поступили от 130 ученых

из 17 стран. Среди почетных гостей были Жаклин де Пруайяр (Франция), Хайнц Зет-цер (Германия), Нобуюки Накамото (Япония), Олдржих Рихтерек (Чехия) и многие другие. Творчество великого писателя внутренне созвучно представителям разных государств, идеологий, конфессий.

Профессор В. Б. Катаев, заведующий кафедрой истории русской литературы МГУ, на пленарном заседании отметил, что многосторонность феномена Чехова в разные годы открывали для себя разные страны - «от Канады до стран Тропической Африки, от Австралии до Скандинавии, от Японии до Балкан». Люди, разведенные по национальным и культурным полюсам, признают Чехова своим. По словам Катаева, причиной мирового признания является то, что Чехову интересен «каждый человек» и в «глобализованном, транснациональном пространстве» именно это видится «спасительным ориентиром».

В связи с необыкновенной популярностью Чехова во всем мире возникает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.