Научная статья на тему 'Рецензия на монографию «Философская лирика Мордовии конца XX начала XXI века»'

Рецензия на монографию «Философская лирика Мордовии конца XX начала XXI века» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию «Философская лирика Мордовии конца XX начала XXI века»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 17 (271). Филология. Искусствоведение. Вып. 66. С. 149-150.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Е. А. Сердобинцева

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА МОРДОВИИ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА»

В настоящее время наблюдается интерес отечественных литературоведов к развитию современного литературного процесса. Это. прежде всего, связано с тем фактом, что в художественных произведениях современных писателей отразились серьезные изменения социально-политического характера, которые мы наблюдаем в нашей стране за последние десятилетия (например, освобождение от идеологии и штампов). Кроме того, современной литературе, как и художественной культуре каждого исторического периода, присущи своя система жанров, свои эстетические поиски. Особый интерес в данном аспекте представляет лирика как наиболее подвижный, чутко реагирующий на социальные перемены род литературы. Можно достоверно утверждать, что именно лирические произведения наиболее полно аккумулируют опыт художественной традиции, так как она выражает эстетическое отношение к вечным ценностям - категориям цели, смысла жизни, нравственного идеала. Современная философская лирика с возникновением Интернета и других виртуальных средств коммуникации и обмена информацией приобрела другой характер. Современные поэты и лирики, прозаики и философы ведут диалог с миром и со своим читателем со страничек своих блогов, в социальных сетях или выкладывая свои произведения на специальных сайтах и форумах. Восприятие современной лирики затруднено тем, что она принципиально другая, чем та, на которую настроено наше стереотипное, в основном, восприятие. Изменился ритм, внутренний и внешний строй стиха, появилась полифония. И на пути к пониманию новой поэзии мы прежде всего осознаем мир, в котором живем, настраиваем ум и сердце на восприятие и понимание новых ритмов и интонаций. Современная лирика, безусловно, шагает в ногу со временем, видоизменяя не только форму подачи поэзии, но и стилистические, художественные средства, привлекая новые темы, жанровые видоизменения.

В отечественном литературоведении написано немало исследований, посвященных совре-

менному русскому литературному развитию в целом и лирике в частности. Основным тенденциям развития современной русской литературы посвящены монографии: «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX в.: типология и эволюция» В. Н. Баракова, «Русская советская лирика конца 1970-80-х годов: художественные искания; полемика» Н. Н. Гашева, «Современная советская поэзия» В. А. Зайцева, «Современная философская поэзия: очерки» А. И. Павловского, учебные пособия «Русская постмодернистская литература» И. С. Скоропановой, «Современная русская литература в конце века (1986-1990-е годы)» Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, «История русской литературы: 90-е годы XX» Ю. И. Минералова и др. Если современная русская лирика достойно отражена в трудах известных литературоведов, то рассмотрение основных тенденций развития национальной лирики в целом и мордовской, в частности, до сих пор не нашло своего отражения в исследованиях.

Философская поэзия Мордовии является наследницей богатейшей художественной традиции. Последние десятилетия развития этого жанра дали объемный, значимый материал - свидетельство процесса глубокого самопознания и миропознания, протекающего в новейшей литературе Мордовии. Именно этой актуальной, на наш взгляд, задаче посвящена монография «Философская лирика Мордовии конца XX - начала XXI века» (Философская лирика Мордовии конца ХХ-начала XXI века: монография. Саранск, 2011. 100 с.).

Рукопись авторского коллектива «Философская лирика Мордовии конца XX-начала XXI века» адресована научным работникам, преподавателям вузов, аспирантам, студентам филологических специальностей, всем интересующимся современной русской поэзией Мордовии. В задачи авторов, которые реализованы в полном объеме, входило не только освещение основных тенденций развития философской лирики Мордовии, но и рассмотрение ряда проблем, характерных для современного

состояния лирики региона на русском языке. Отрадно отметить, что впервые в научном издании такого вида даны новые имена поэтов-философов Мордовии, чье творчество до настоящего момента не исследовалось (А. Арапова, К. Тангалычева, В. Гадаева, А. Громыхина, О. Савловой, С. Казнова). Таким образом, материал монографии является уникальным. Особое внимание в работе уделено выявлению жанрово-видовой специфики поэтического наследия современных поэтов Мордовии.

Монография состоит из предисловия, двух глав, заключения и списка предлагаемой литературы. В первой главе «Жанрово-видовое своеобразие философской лирики» рассмотрена жанрово-видовая специфика и классификационные рамки философской лирики, определено место философской поэзии в системе лирических жанров. Особо хочется отметить, что философская лирика Мордовии, как отмечают авторы рецензируемой работы, представляет собой не изолированное явление, существующее независимо от современного русского и - шире - мирового литературного процесса, оно вобрало в себя лучшие традиции и новации предшествующих эпох. Среди наиболее распространенных жанрово-видовых трансформаций философской лирики Мордовии литературовед Е. А. Жиндеева, работавшая над данной главой, выделяет медитативную, медитативно-изобразительную и собственно изобразительную. Заслуживает интерес, на наш взгляд, анализ эволюции философской лирики, сущности лирического рода, основных аспектов лирического способа типизации, бытования лирики в целом.

Вторая глава «Художественное своеобразие субъектно-объектных проявлений авторского миропонимания в философской лирике Мордовии» акцентирует внимание на жанрововидовых трансформациях философской лирики современных поэтов Мордовии: А. Арапова, К. Тангалычева, В. Гадаева, А. Громыхина, О. Савловой, С. Казнова. Авторы монографии рассматривают способы моделирования художественного времени в поэзии Александра Арапова. Абстрактное понятие времени в творчестве А. Арапова представлено различно: это и одновременная быстротечность, и вечность жизни, и время настоящее, скоротечное. В творчестве другого мордовского поэта Камиля Тангалычева авторы выделяют религиозно-философский аспект как основополагающий в произведениях. Безусловной новизной отличается анализ стихотворений

К. Тангалычева, посвященных теме поэта и поэзии: «По мнению К. Тангалычева, современный поэт мало похож на пророков, тем более на ангела. Современный художник - человек мирской, живущий мыслями о насущном». Поэзия В. Гадаева интересна, по мнению авторского коллектива, с точки зрения определения нравственно-этических ориентиров лирического героя. Ярко, самобытно, чувственно В. Гадаев рассматривает в своих лирических произведениях образы своих земляков, представителей «малой» родины. Воспоминания и память как категории общественного и художественного сознания анализируются в философской лирике А. Громыхина. Заслуживает внимания материал, характеризующий лирику А. Громыхина как продолжателя традиций поэтов Серебряного века. В последнее время в современном литературоведении часто поднимается вопрос о женской литературе, ее назначении, специфике. Описывают этот феномен и авторы монографии «Философская лирика Мордовии конца XX-начала XXI века». Творчество О. Савловой достойно представлено в рукописи, среди особенностей творчества этой поэтессы выделяются проникновенность в изображении природы родного края. Уникальным представляется материал, посвященный творчеству поэта С. Казнова. Анализируя стихотворения поэта, авторы монографии предлагают проследить жанровую специфику его произведений, которые близки то посланию, то зарисовке, то сонету. В заключение монографии подчеркивается, что русская философская поэзия Мордовии конца XX-начала XXI века отвечает духу философских исканий эпохи и заслуживает дальнейшего изучения и рассмотрения в научных трудах современных литературоведов.

В рецензируемой работе содержится текстовый материал стихотворений поэтов Мордовии, позволяющий не только конкретно представить своеобразие произведений современных поэтов Мордовии, но и наглядно проследить жанрово-видовые трансформации философской лирики Мордовии конца XX-начала XXI века. Несомненно, такое детальное рассмотрение философской лирики Мордовии представляет собой серьезный вклад не только в развитие современного отечественного литературоведения.

Монография «Философская лирика Мордовии конца XX-начала XXI века» своевременна, актуальна и, несомненно, найдет своего читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.