Научная статья на тему 'Рецензия на монографию доктора культурологии В. И. Грачева «Современная художественная культура: парадигма или дискурс?! (компаративно-аксиологический анализ)»'

Рецензия на монографию доктора культурологии В. И. Грачева «Современная художественная культура: парадигма или дискурс?! (компаративно-аксиологический анализ)» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию доктора культурологии В. И. Грачева «Современная художественная культура: парадигма или дискурс?! (компаративно-аксиологический анализ)»»

В своих балетах Дидло придавал большое значение декорациям и эффектам театральной механики. Например, техника полетов получила у него художественное назначение, продолжая и дополняя танец.

Мужской танец в балетах Ш. Дидло был более техничным, нежели женский. В нем присутствовали высокие прыжки, верчения на полу и в воздухе, разнообразные заноски. По своему месту в спектакле он уже не заслонял женский танец, но пока еще превосходил его технически. Женский танец в постановках балетмейстера обладал легкостью и напоминал безостановочно сменяющийся, вьющийся орнамент из живых человеческих фигур. Балерины танцевали на высоких полупальцах, доводя до предела ту грань, за которой уже следовал подъем на пальцы. Высота поднятия ног была не выше 900. Выразительная мимика лица дополняла движения танцовщиц.

В 1823 году Ш. Дидло поставил балет «Кавказский пленник» по поэме А.С. Пушкина. Поэт утверждал, что «балеты Дидло исполнены живости воображения и прелес-

ти необыкновенной. Один из наших романтических писателей находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе» [1]. Под этим романтическим писателем Пушкин подразумевал себя.

Лучшей исполнительницей балетов Ш. Дидло была Авдотья Истомина. Ей посвятил свои знаменитые строки А.С. Пушкин:

«Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит как пух из уст Эола; То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет».[2]

Вклад Ш. Дидло в развитие русского балета сложно переоценить. Его исполнительское и режиссерское мастерство способствовали оформлению самостоятельного жанра лирико-драматического романтического балета.

список литературы

[1] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1949. Т. 5. С. 192.

[2] Пушкин А. С. Собр. соч. в 5-ти т. - СПб.: БИБЛИОПОЛИС, 1994. Т. 3. С. 16.

А.В. Соколов

рецензия на монографию доктора культурологии владимира иннокентьевича Грачева «современная художественная культура: парадигма или дискурс?! (компаративно-аксиологический анализ)»

© Соколов Аркадий Владимирович - заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, академик МАИ, Заслуженный работник культуры России, доктор педагогических наук, профессор

г^-о

о

3

ю О

Новая монография доктора культурологии В.И. Грачева* не похожа на привычные научные исследования. Как замечает сам автор, в этой написанной в непривычном стиле парадигмально-компаративного дискурса странной, где-то научной, а подчас совсем ненаучной книге он хотел поделиться своими размышлениями о современном тревожном состоянии культуры и культурологии как интегральной науке о культуре, с позиций нового метода компаративно-аксиологического анализа. Этот метод был разработан и апробирован в ходе исследований социокультурных коммуникаций в системе художественной культуры.

Актуальность темы представленной монографии обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время человечество небывало остро ощущает потребность в преодолении барьеров понимания, точнее непонимания, между людьми разных социальных слоёв и этносов. Культура и особенно художественная культура и есть одно из тех оснований, что позволит, вероятно, уменьшить это отчуждение.

В современном мире происходит интенсивная глобализация коммуникационных процессов. Она порождает множество, как верно констатирует автор, пока ещё недостаточно изученных флуктуаций и последствий в сфере художественной культуры.

*Грачев В.И. Современная художественная культура: парадигма или дискурс?! (Компаративно-аксиологический анализ): монография / В.И. Грачев. - СПб.: Астерион, 2016. - 288 с.

Сложность изучения процесса становления современной социокультурной реальности в системе культурологии обусловлена с одной стороны - недостаточностью сложившихся традиционных исследовательских подходов, их неадекватности реалиям культурной жизни российского общества, с другой - потенциально высоким познавательным и эвристическим уровнем парадигмального и дискурсивного анализа социально-культурных явлений и степенью их реализации в исследовательской теории и практики современной культурологической науки.

Понятия «картина мира», «образ мира», «модель мира», «парадигма» весьма активно используются для объяснения процессов современного познания, в том числе, и культурологического знания. Парадигмально-ак-сиогенная картина мира культуры не менее сложна, многогранна и противоречива, чем естественно-научная и физическая, поэтому и требует своего осмысления и исследования. Поскольку эта реальность культурного развития общества детерминирована разными культурно-историческими традициями, можно утверждать, что стратегии её исследования более всего соответствует парадигмально-ак-сиологический научный подход к изучению взаимодействия различных и многочисленных типов и видов социальной коммуникации, ценностей, аксиогенных характеристик, манифестируемых современным информационно-коммуникационным обществом.

В данной работе В.И. Грачев оценивает современное состояние культуры России с позиций коммуникативно-аксиогенной парадигмы. Метод парадигмально-аксио-логического анализа является развитием разработанного и апробированного ранее информационно-аксиологического научного подхода. В исследовании современной системы социокультурных коммуникаций художественной культуры и именно в рамках парадигмально-аксиологического дискурса рассматриваются основные темы данной монографии.

Книга развивает идеи автора, изложенные в предыдущей монографии «Коммуникации - Ценности - Культура» (2006 г.). В монографии разрабатывается новая для российской культурологической науки концепция аксиологической коммуникологии.

В заключение, хотелось бы выразить надежду, что рецензируемая монография внесет определенный вклад в развитие теории культуры с позиции исследовательского синтеза коммуникативно-аксиогенной парадигмы культуры в системе культурологического знания на основе парадигмального и дискурсивного анализа и будет полезна студентам, бакалаврам, магистрантам, аспирантам, культурологам, философам, социологам и всем читателям, заинтересованным в новых научных подходах и методах изучения современной культуры и культурологии.

Р.С. Выходец

междисциплинарные контуры современной геополитической науки

рецензия на учебник «Геополитика»

© Выходец Роман Сергеевич - кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Учебник1 представляет собой новый формат рассмотрения классических геополитических вопросов. Традиционные темы вписаны в широкий междисциплинарный контекст современных научных достижений в области геополитики, геоэкономики и хро-нополитики, что дает возможность сформировать у студентов объемные представления о проблемах мирового развития.

Для современного социогуманитарного знания в целом характерны интегративные тенденции, а междисциплинарность обрела статус доминирующего эпистемологического принципа. В этом смысле новый учебник отвечает всем современным научным и дидактическим тенденциям. Кроме того, абстрагируясь от безусловной образовательной ценности, учебник «Геополитика» - это при-

1 Геополитика: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Виноградова, Д.А. Рущин, Ю.Г. Дунаева, Т.Ю. Шалденкова; под ред. С.М. Виноградовой. - М.: Юрайт, 2016. - 273 с. - (Бакалавр. Академический курс).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.