УДК 378.14(049.32) ББК Ч448.043
ГСНТИ 16.21.27
Код ВАК 13.00.02
Поздняк Светлана Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected].
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА В. В. БАЙЛУКА «ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная самореализация; готовность студентов к профессиональной самореализации; процесс формирования готовности студентов к профессиональной самореализации; самостоятельная деятельность студентов, субъектность.
АННОТАЦИЯ. Предлагается краткая характеристика книги доктора философских наук, профессора, преподавателя Института социального образования Уральского государственного педагогического университета В. В. Байлука «Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации» (Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, 2016). Монография включает две части. В первой представлена интересная, хорошо продуманная, фактически новаторская концепция профессиональной самореализации, содержательную основу которой составляет самопознание личности, предложена модель формирования готовности и профессиональной самореализации, описан процесс ее практической реализации. Вторая часть монографии, не менее оригинальная и новаторская, посвящена анализу самостоятельной деятельности студентов, выступающей основой формирования готовности к профессиональной самореализации. Исследование автором проблемы организации самостоятельной деятельности студентов, нацеленной на процессы профессиональной самореализации, имеет уникальный характер по глубине проработки и полученным новым результатам. В целом, монография В. В. Байлука представляет собой целостное исследование одной из наиболее сложных и актуальных проблем педагогики.
Pozdnyak Svetlana Nikolayevna,
Doctor of Pedagogy, professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
REVIEW OF THE MONOGRAPH "FORMATION OF READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION TO PROFESSIONAL SELF-REALIZTION" WRITTEN BY DOCTOR OF PHILOSOPHY, PROFESSOR V.V. BAYLUK
KEYWORDS: professional self-realization; readiness of students to professional self-realization; the process of formation of readiness of students to professional self-realization; independent work of students; subjectivity.
ABSTRACT. This is a review of the book "Formation of Readiness of Future Specialists in Higher Educational Institution to Professional Self-realization" (Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, 2016) written by Doctor of Philosophy, Professor, Lecturer of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University, V.V. Bayluk. The monograph has two parts. The first part discusses an interesting, well-thought and even innovative concept of professional self-realization, the essence of which is self-knowledge; it also presents the model of formation of readiness and professional self-realization and describes the process of its practical application. The second part of the monograph is also very innovative; it is devoted to the analysis of independent work of students, which is the basis for formation of readiness to professional self-realization. The research of the problem of independent work of students, aimed at the processes of professional self-realization, is unique in its depth and its results. In general the monograph by V.V. Bayluk is a holistic research of one of the most difficult and urgent problems in modern Pedagogy.
В с
э
• современных условиях социально-экономического развития страны теория и практика высшего образования испытывают острейшую потребность в новых теоретико-методологических подходах, способных ответить на социальные вызовы в плане существенного повышения качества подготовки выпускника вуза. В. В. Байлук предлагает один из таких подходов, состоящий в формировании и развитии готовности студентов к профессиональной самореализации в образовательном процессе вуза. Знакомство с монографией убедительно показывает, что предлагаемый под-
ход научно обоснован, выражен концептуально, сопровождается методологическим инструментарием, что позволяет широко реализовать этот подход в системе профессионального образования.
Исследовательский поиск автора концентрируется в двух основных взаимодополняющих направлениях. Первое связано с анализом сущности профессиональной самореализации личности, ее профессиональным самоопределением и факторами, детерминирующими эти процессы. Второе направление конкретизирует и углубляет первое и охватывает широкий круг вопро-
© Поздняк С. Н., 2016
сов, связанных с теоретико-методологическим анализом сущности самостоятельной деятельности студентов. Сложнейшие, полифакторные, разнонаправленные процессы самопознавательной деятельности выступают исходной опорной точкой сознательной, целенаправленной деятельности преподавателя и студента, в том числе деятельности, связанной с их проектированием и управлением.
Фундаментальное, базовое основание исследования состоит в представлении образовательного процесса как системы различных видов деятельности, каждая из которых имеет свою цель, средства, способы, инструментарий и в целом направлена на обеспечение духовно-творческого становления и развития будущего профессионала. На наш взгляд, автору удается блестяще обосновать системогенез профессионального самореализации, убедительно раскрыть научно-теоретические, мировоззренческие, методологические основы этого чрезвычайно сложного процесса - важнейшего для современной образовательной практики на всех уровнях ее организации, но крайне слабо изученного.
Следует подчеркнуть, что доктор философских наук, профессор В. В. Байлук -один из видных отечественных специалистов по исследованию сложнейшей проблемной области, связанной с человекозна-нием, прежде всего с вопросами самопознания человека. Разработанная автором концепция самопознания опубликована в ряде монографий. Основные идеи этой концепции составили теоретический фундамент исследования автором сущности процессов формирования и развития готовности студентов к профессиональной самореализации в образовательном процессе вуза. Иначе говоря, появлению настоящей монографии предшествовал многолетний и напряженный труд автора, скрупулезная апробация научных идей в практике вузовского обучения.
Важнейший результат представленного в монографии исследования состоит в переосмыслении сущности, масштабов образовательного процесса в высшей школе, его целевых установок и аксиологических ориентиров. Автору удается смоделировать образовательный процесс как «личностно развивающее пространство», формирующее как для преподавателя, так и для студента широкое «поле возможностей», проявления их деятельной активности, свободного целеполага-ния, способствующее продуктивному развитию субъектов образовательного процесса. Целостная, последовательно и убедительно изложенная концепция автора освобождает профессиональную педагогику от традици-
онно сложившегося редукционизма в понимании сущности целей и ценностей образовательного процесса в вузе, сведению учебной деятельности студентов лишь к освоению профессиональных знаний и умений.
В. В. Байлук, широко привлекая философские, общенаучные идеи, понятия, принципы, продуктивно сочетает фундаментальный и прикладной уровень научного исследования, что позволяет последовательно и полно реализовать в исследовании научно-теоретическую, проектно-конструк-тивную функции научного знания. Автор предлагает читателю методологический инструментарий реализации обсуждаемых положений в практике обучения.
Монография включает две основные части. В первой (объединяет первую - пятую главы включительно) представлена интересная, хорошо продуманная, фактически новаторская концепция профессиональной самореализации, содержательную основу которой составляет самопознавательная деятельность личности. Далее рассматривается проблема, связанная с формированием готовности к профессиональной самореализации. Полученные результаты исследования автор интерпретирует в рамках модели формирования готовности будущего специалиста к профессиональной самореализации. При этом автор четко и последовательно рассматривает необходимые условия, принципы, методы, образовательные технологии формирования искомой готовности, анализирует деятельность педагога в рамках заданной модели. Текст монографии открывает совершенно новые смыслы профессиональной деятельности педагога, предоставляет возможность читателю понять всю глубину, ответственность, целевые и ценностные ориентиры деятельности современного педагога высшей школы.
Вторая часть монографии (шестая -пятнадцатая главы), не менее оригинальная и новаторская, посвящена анализу самостоятельной деятельности студентов, выступающей основой формирования их готовности к профессиональной самореализации. В современных условиях модернизации высшего образования проблема эффективной организации самостоятельной деятельности студентов выступает одной из наиболее актуальных, относится к числу проблем «передового края» педагогической науки. Поскольку, согласно установкам федерального государственного образовательного стандарта, цель и смысл высшего образования состоят прежде всего в духовном развитии личности, становлении субъект-ности обучающихся, предполагается развитие общих и профессиональных способностей, личностных качеств студентов, освое-
ние обобщенных способов деятельности и мышления, превращающих образование в самообразование и саморазвитие человека. Во всех документах, сопровождающих внедрение образовательного стандарта, самостоятельная работа оценивается как важнейший способ достижения поставленной цели.
Предпринятое автором исследование проблемы организации самостоятельной деятельности студентов, нацеленной на процессы профессиональной самореализации, имеет уникальный характер по глубине проработки проблемы, полученным новым исследовательским результатам. Полученные результаты направлены на решение узлового противоречия современного образовательного процесса в высшей школе. С одной стороны, удельный вес и образовательное значение самостоятельной деятельности студентов неуклонно и существенно возрастают, с другой стороны, теоретические и технологические основы ее продуктивной организации не разработаны. В имеющихся изданиях по этой проблематике самостоятельная работа ограничивается преимущественно учебно-познавательной деятельностью и ориентирована на освоение студентом новых знаний и умений, что затрудняет достижение новых образовательных результатов, определяемых ФГОС ВО, в полной мере. В этой связи монография В. В. Байлука представляется чрезвычайно своевременной и значимой.
Эвристические возможности системного подхода, принятого автором в качестве методологической основы исследования феномена самостоятельной деятельности, позволили представить ее как сложную, динамично развивающуюся, полифункциональную систему. Впервые в исследовательской практике в качестве взаимосвязанных подструктур этой системы выделены две подсистемы и соответствующие виды деятельности: внутренняя подсистема, определяемая автором как эзотерическая, включающая самопознавательную, самовоспитательную, самоуправленческую и самооздоровительную деятельность студентов, и внешняя, экзотерическая подсистема. Последняя объединяет учебно-познавательную, исследовательскую, учебно-практическую, социокультурную деятельность. Все виды деятельности взаимосвязаны. Организованные на системной основе, они обладают чрезвычайно высоким воспитательным и развивающим потенциалом. Организация самостоятельной деятельности студентов в соответствии с установками, которые развиваются в рецензируемой монографии, без сомнения, будет способствовать освоению и интеграции в деятельности каждого студента различных видов
практик и типов опыта, обеспечивающих личностное и профессиональное становление и развитие.
Ученый убедительно доказывает разную функциональную нагрузку каждого вида деятельности в образовательном процессе и в порождении процессов профессиональной самореализации. Так, по мнению автора, в системе самостоятельной деятельности студентов исходным видом является учебно-познавательная деятельность, основным -учебно-практическая, а интегративным -самопознавательная деятельность. Вместе с тем, в тексте монографии последовательно развивается идея о необходимости реализации самостоятельной деятельности как целостной системы разных видов деятельности, освоение которых студентами за годы обучения в вузе становится прочным фундаментом продуктивной социализации и профессионализации.
Каждый вид деятельности, выделенный автором, глубоко анализируется, что позволяет четко понять ее сущность, причины и механизмы формирования и условия развития. Все вопросы рассматриваются в контексте идей подготовки студентов к продуктивной самореализации в профессии.
Следует отметить особый вклад исследования В. В. Байлука в разработку вопросов, имеющих сегодня для молодых поколений особое значение, но не получивших должного представления в литературе, -это вопросы самовоспитания, самоуправления, здоровьесбережения, которые рассмотрены так, что могут быть «прямым руководством к действию» не только для преподавателя, но и каждого студента.
Сказанное позволяет считать, что познавательно-исследовательский потенциал авторского подхода выступает значимым источником развития педагогической теории профессионального образования, дает основания для уточнения/коррекции предмета исследования профессиональной педагогики в двух направлениях: 1) существенное расширение масштабов образовательного пространства вуза как условие достижения новых образовательных результатов, определяемых ФГОС ВО; 2) представление учебной деятельности студентов на системной основе - как системы взаимосвязанных соподчиненных видов деятельности, интегративную основу которых составляет самопознавательная деятельность. На наш взгляд, это направление имеет перспективное будущее для всех уровней образования.
Представляется, что разработанная автором методология изучения сущности самостоятельной деятельности обладает высоким объяснительным и исследователь-
ским потенциалом. Опираясь на эту методологию, специалисты разных профилей, в частности, педагоги, психологи, методисты, получают возможность определить специфику организации, содержания, форм, технологий осуществления самостоятельной работы студентов в процессе изучения конкретной учебной дисциплины.
Чрезвычайно интересные и полезные практико-ориентированные предложения автора по организации различных видов самостоятельной деятельности, имеющие технико-технологический характер, обладают качеством универсальности: они не только реализуемы в высшей школе, но и легко могут быть адаптированы ко всем образовательным ступеням системы отечественного образования, прежде всего основного общего образования.
Текст монографии логически выстроен, хорошо структурирован, четко представлено содержание основных понятий исследуемой проблемы, показано их соотношение. Несмотря на глобальность, чрезвычайную сложность исследуемой проблемы и философский уровень ее исследования, текст написан доступным, понятным языком, сопровождается поясняющими примерами. Безусловным «украшением» и достоинством оформления текста выступают
«золотые россыпи мудрых мыслей» замечательных людей, которые концентрируют опыт многих поколений по рассматриваемой в монографии проблематике. Эти обстоятельства существенно расширяют круг «потребителей» монографии - от научного работника до учителя-практика, разных категорий обучающихся.
Нет сомнений в том, что издание монографии положит начало большой, научно обоснованной, концептуально выстроенной и потому согласованной работе педагогов вузов по качественному совершенствованию УМК различных дисциплин не только в плане организации самостоятельной работы студентов, но и в организации образовательного процесса в целом.
Изложенное выше позволяет заключить, что монография В. В. Байлука «Формирование готовности будущих специалистов к профессиональной самореализации в вузе» представляет собой оригинальное, целостное, законченное исследование одной из наиболее сложных и актуальных проблем педагогики, обладает высокой научной новизной и практической значимостью, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС ВО к научно-методическому обеспечению образовательного процесса в вузе и рекомендуется к изданию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук В. В. Формирование готовности будущих специалистов в вузе к профессиональной самореализации : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2016.
REFERENCES
1. Bayluk V. V. Formirovanie gotovnosti budushchikh spetsialistov v vuze k professional'noy samorealizatsii : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2016.