Научная статья на тему 'Рецензия на монографию Быкова И. А. «Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования»'

Рецензия на монографию Быкова И. А. «Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию Быкова И. А. «Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования»»

Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. 200 с.

Современные технологии активно проникают во все сферы жизни общества, поэтому в политической науке становится популярным соединение технических новшеств с социальными усовершенствованиями, способствующими более эффективному управлению и решению общественных проблем. Влияние Интернета на политическую сферу не подлежит сомнению, поэтому различные технико-социальные конфигурации все чаще становятся объектом политических исследований.

Так, за последние годы были опубликованы ряд книг, посвященных сетевой коммуникации и влиянию социальных сетей на публичную политику: сборник научных трудов «Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества» (ИНИОН РАН, 2013), монографии «Социальные сети в публичной практике современной России: модернизационный потенциал» (коллектив авторов: И. В. Мирошниченко, Е. В. Морозова, А. А. Гнедаш, Н. А. Ряб-ченко, 2012), «Сетевой ландшафт российской публичной политики» (И. В. Мирошниченко, 2013), «Интернет и политика» (Г. Л. Акопов, 2013), учебник «Сетевой анализ публичной политики» (под ред. Л. В. Сморгунова, 2013), материалы Всероссийской школы молодых ученых «Сетевые ресурсы и практики в публичной политике: российский и зарубежный опыт» (2012). В отличие от перечисленных изданий в монографии еще достаточно молодого, но уже известного петербургского исследователя — кандидата политических наук Ильи Анатольевича Быкова — акцент сделан на анализе политической коммуникации, которая, по справедливому замечанию автора, выступала прежде в качестве одного из направлений политических исследований второстепенного плана (с. 3). В монографии политическая коммуникация рассматривается автором в контексте сетевых технологий, что отражается в качестве основной цели научного исследования: «разработка теоретического конструкта сетевой политической коммуникации как идеального типа коммуникации в политической жизни современного общества» (с. 9).

В работе последовательно рассматриваются теоретические подходы к политической коммуникации и их особенности в XXI в., сетевой подход в политике и в анализе политической коммуникации, использование сетевой коммуникации в государственном управлении России, проводится политологический анализ тенденций сетевой политической коммуникации в российском государстве.

В первой главе автор анализирует эволюцию теоретических подходов к политической коммуникации с точки зрения влияния средств коммуникации на политический процесс, акцентируя внимание на политических коммуникационных процессах в условиях глобального информационного общества. Обращение к работам западных исследователей конца XX — начала XXI вв. — М. Кастельсу, Э. Тоффлеру, Дж. Нэсбитту, П. Дракеру, Р.Дей-берту, В. Шульцу и другим — привели И. А. Быкова к выводу об углублении процесса медиатизации политики и ценностных изменениях, происходящих в политической культуре постиндустриальных обществ.

Автор справедливо пишет об опасностях, подстерегающих переходные общества, окунувшихся в коммуникационные процессы, не характерные для них ранее. «Медиаза-висимость» политического процесса действительно ставит под сомнение демократические завоевания, сводя их к другим зависимостям — от бизнеса, от власти и других наиболее влиятельных субъектов коммуникационного процесса.

Автор не сторонник абсолютизации роли СМИ в политическом процессе, обоснованно полагая, что термин «медиакратия» неадекватен текущей ситуации, и предпочитая использовать понятие «медиатизация», которое описывает процессы, происходящие не только в странах развитой демократии, но и во всех остальных странах мира (с. 56-57). Отмечая высокую значимость РЯ-технологий в современном политическом пространстве, исследователь аргументированно констатирует «амбивалентный характер соци-

© Н. А. Баранов, 2014

ально-политических эффектов PR-коммуникаций, способных вызвать и консервацию существующих общественных отношений, и их развитие» (с. 64).

Следует отметить, что автор удачно сочетает научный интерес как к социальным, так и к точным наукам (параграфы: 2.1 «Сетевая инфраструктура современных политических коммуникаций»; 3.1 «Сетевой подход в социальных науках: базовые понятия и принципы»; 3.2 «Специальное программное обеспечение сетевых исследований»), что в целом объясняет междисциплинарный характер современных исследований. Правда, автор ограничивается характеристикой двух наиболее востребованных интернет-технологий — Web 1.0 и Web 2.0, игнорируя при этом технологию Web 3.0, которая, по мнению экспертов, будет отличаться от Web 2.0 тем, что пользователи не только сами будут создавать контент, но сами же его будут сертифицировать: отмечать то, что заслуживает внимания их единомышленников (Что такое WEB 3.0. URL: http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/84-web-3?format=pdf). Таким образом, люди будут объединяться вокруг одного конкретного дела, профессии, увлечения, делиться мнениями, давать и получать советы, рекомендации, что приведет к созданию более дифференцированных вертикальных социальных сетей. Такая технология непременно распространится на политическую сферу и внесет свои коррективы в коммуникационные процессы.

Анализируя сетевой подход применительно к политическим процессам, автор обоснованно полагает, что он выступает дополнительным инструментом, позволяющим добиться достоверных результатов, в связи с чем приемы «сетевой визуализации и картографирования очень полезны для наглядного определения и оценки текущей политической ситуации» (с. 93).

Значительный интерес представляет параграф 4.1 «Сетевые коммуникации и концепция электронного правительства», в котором сопоставлены концепции электронной демократии и электронного правительства. Следует согласиться с авторским суждением относительно серьезных противоречий, достаточно убедительно проанализированных исследователем, в первой концепции, что привело к доминированию концепции электронного правительства, ставшей основой для проведения реформ в сфере государственного управления на основе электронных коммуникаций.

Вызывает научный интерес авторская позиция относительно государственных публичных коммуникаций в России. На основании четырех характеристик, связанных со стилистическими особенностями внедрения технологий Web 2.0 и интенсивностью интерактивного общения с гражданами, выделены четыре вероятных модели: лидерско-двухступенчатая; лидерско-интерактивная; административно-двухступенчатая и административно-интерактивная. На конкретных примерах автор достаточно убедительно продемонстрировал механизмы реализации соответствующих моделей в современной России.

В пятой главе автор анализирует сетевую публичную политику в России. Здесь следует отметить ряд важных выводов, которые сделаны на основании анализа использования Интернета и других сетевых технологий в российском политическом процессе, с которыми трудно не согласиться: необходимость учета социально-демографического фактора интернет-аудитории, наличие «цифрового разрыва» между различными регионами, вброс компрометирующих материалов при невозможности оперативного установления источника «информационных бомб», что создает Интернету негативный имидж относительно объективности распространяемой информации.

Характеризуя возможные сценарии развития в области использования новейших информационных технологий в политической деятельности, автор оптимистично надеется на тот, который тяготеет к демократическим ценностям (с. 165).

Наряду с достаточно качественным текстом в работе встречаются досадные неточности: на с. 27 делиберативную демократию автор называет делиберальной, на с. 119 и с. 150-151 произошло дублирование информации. А на с. 60 автор пишет: «...следует рассматривать такую PR-технологию как лоббизм или GR.», что не является корректным, так как лоббистская деятельность составляет лишь часть GR или, как пишут авторы

ПОЛИтЭКС- 2014. Том 10. № 1

учебного пособия «GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством», «технологическая часть GR», где речь идет не только об этике бизнеса, но и об этике власти по отношению к бизнесу и обществу (GR-связи, с. 11).

Тем не менее, данные неточности не портят общего, в целом благоприятного впечатления о монографии, в которой автор успешно решил поставленные задачи.

Таким образом, следует с удовлетворением отметить, что исследование, проведенное И. А. Быковым, вносит значительный вклад в изучение сетевой политической коммуникации и является одним из «кирпичиков», из которых складывается научное представление о современных политических процессах и явлениях.

Литература

Что такое WEB 3.0. URL: http://venture-biz.ru/informatsionnye-tekhnologii/84-web-3?format=pdf

GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учебное пособие / под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 407 с.

Н. А. Баранов

ПОЯИТЭКС- 2014. Том 10. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.