Научная статья на тему 'Рецензия на монографии Анастасии Геннадьевны Мартыновой «Хуго Симберг» и «Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX — начала XXI в.»'

Рецензия на монографии Анастасии Геннадьевны Мартыновой «Хуго Симберг» и «Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX — начала XXI в.» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительные искусства / история / Выборг / Россия / Финляндия / painting arts / history / Vyborg. Russia / Finland

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылов Павел Валентинович

В рецензии критически рассматриваются две монографии Анастасии Геннадьевны Мартыновой, посвященные Выборгу как центру художественной жизни Великого княжества Финляндского, Финляндской Республики, Советского Союза и Российской Федерации в широком историческом контексте XX–XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of studies of Anastassia Gennadievna Martynova “Hugo Simberg” and “Vyborg in Finnish and Russian painting arts and graphics at 20th — beginning of 21st centuries"

A critical review of the books of Anastassia Martynova dedicated to the city of Vyborg as the center of art’s education and creativity on the level of Grand Duchy of Finland, Republic of Finland, USSR and Russian Federation taken in a large historical context.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографии Анастасии Геннадьевны Мартыновой «Хуго Симберг» и «Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX — начала XXI в.»»

УДК 72.036 DOI

П. В. Крылов

Рецензия на монографии Анастасии Геннадьевны Мартыновой «Хуго Симберг» и «Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX — начала XXI в.»

Когда болезнь 2020 г. воздвигла санитарные кордоны вдоль государственных границ, сделав невозможным выездной туризм, единственным местом Российской Федерации (не считая, разумеется, Калининградской области), где можно буквально прикоснуться к наследию западноевропейского средневековья, оказался Выборг — небольшой районный центр Ленинградской области, переживший в минувшем августе настоящее массовое паломничество. Ситуация в миниатюре напоминала ту, что была во времена СССР, когда большинство же- ® лающих посмотреть на остатки античных древностей, что называется, § на местности, могло удовлетворить свой интерес на руинах Херсоне- ^ са и Ольвии. В историографии это нашло свое отражение в огромном корпусе работ по Северному Причерноморью классической и ви- 53 зантийской эпохи. Нечто подобное переживает в 2020 г. и научная ^ wiborgiana, отмеченная появлением целой серии интересных публика- -У ций, значительное место среди которых занимают сразу две монографии А. Г. Мартыновой1. É

d

К настоящему времени она зарекомендовала себя как талантливый и, в хо- g рошем смысле этого слова, дотошный исследователь истории художественной ¿j жизни Выборга, которую она рассматривает в тесной связи с общеисториче- -g ским и культурологическим контекстом эпохи. А. Г. Мартынову интересуют как $

проблемы крупного масштаба, отразившиеся в сочинениях монографического характера («Выборг, парк Монрепо и окрестности в творчестве художников ХУ1-Х1Х вв.»)2, так и частные вопросы, которые она раскрывает с исчерпывающей полнотой в небольших статьях3, число которых перевалило за несколько десятков.

Принимая близко к сердцу проблемы сохранения исторического наследия Выборга и увековечивания памяти выдающихся выборжан, Анастасия Геннадьевна является не только ученым, но и хорошо известным общественным деятелем, инициативы которой в области городской топонимики и установки мемориальных досок вызывают уважение и признательность. В качестве эксперта она участвовала в восстановлении одного из знаковых мест Выборга начала XX в. — ресторана «Эспиля». В исследовательской работе автор не ограничивается тем, чтобы ввести в научный оборот большой корпус находок, в том числе настоящих открытий, как, в частности, неизвестная ранее работа Н. К. Рериха «Выборгская крепость», обнаруженная ею в фондовой коллекции ГМИИ (Москва), или зарисовки художника-экспрессиониста Вяй-но Раутио (1894-1974), хранящиеся в семейном архиве его наследников. Книги А. Г. Мартыновой, ставшие итогом восьми лет, проведенных в архивах России, Финляндии, Швеции и Норвегии, представляют российскому читателю выполненное на высоком научном уровне исследование Выборга как важного, наряду с Хельсинки и Турку, центра художественного творчества довоенной Финляндии. Только в первой половине ХХ в. здесь сформировались пять художественных объединений, вдохновлявшихся в своем творчестве выборгскими сюжетами. Это были: группа художников-экспрессионистов «Ноябрь», приверженцы абстрактной живописи «Призма», импрессионисты из объединений «Про Натура» и «Септем», наконец, сюрреалисты из «Про Арте» (так называемая «школа Турку»). А. Г. Мартынова исследует не только искусство-^ ведческий, но и исторический аспект их деятельности, наглядно представляя читателю общественную роль произведений искусства и личности художника, ^ в особенности в период, предшествующий революции 1917 г. и независимости « Финляндии. Благодаря развитию фотографии и печатной открытки, живопись и графика утратили свое прежнее значение в деле беспристрастной фик-^ сации окружающего мира, превратившись в средство манифестации не только '§ художественных, но и социальных идей и верований, из которых состоит пре-у словутый «дух времени».

Ци С особенной яркостью он выявлен в биографической работе о Хуго Сим-£ берге (1873-1917), чья картина «Раненый ангел» была в 2006 г. признана «лю-® бимой картиной финского народа». Жизнь будущего ученика Акселя Галлена § с юных лет была напрямую связана с Выборгом и его ближайшими окрестно-^ стями (здесь находилось родовое поместье Симбергов Ниеменлаутта). После долгих странствий по Европе и Финляндии, с 1907 г. он являлся преподавате-£ лем, а впоследствии и директором городского Рисовального училища Выборг-С

ского общества друзей искусства, где его широкий творческий кругозор и открытость передовым тенденциям мирового искусства внесли большой вклад в подготовку нового поколения финляндских живописцев. Захватывающе читаются страницы, посвященные полемике, которую вызывали новаторские работы Симберга в финляндском обществе начала XX в., колебавшемся между болезненной утонченностью модерна и верностью патриархальным традициям давно ушедшей конфессиональной эпохи. Своего апогея этот спор достиг во время его работы над росписями и витражами кафедрального собора Тампере, завершившейся газетным скандалом в 1907 г.

Особенности тематики ряда произведений Симберга, близких по духу полотнам М. А. Врубеля наполненностью демоническими образами потустороннего мира, отражавшими устремления греховного человеческого ума, легли в основу историографического мифа о венерическом заболевании как о причине ранней кончины художника. Опираясь на документы, в том числе впервые вводимые в научный оборот, и корпус воспоминаний, А. Г. Мартынова убедительно опровергает вольное или невольное искажение исторической правды, появившееся в угоду расхожим представлениям о жизни артистической богемы Серебряного века.

Во многом социально обусловленным было и творчество художников второй половины XX в. В Финляндии в это время получает распространение так называемый «ностальгический пейзаж», характерный для мастеров из поколения «эвакко» (так в Финляндии называли переселенцев-беженцев). Живописцы и графики советского Выборга работали в русле реалистического направления, однако и здесь исторический пейзаж превалировал над жанровыми или производственными сценами.

Чтение книг А. Г. Мартыновой открывает большое число малоизвестных и вовсе неизвестных имен и фактов, стимулируя читателя продолжать свое знакомство со всё новыми гранями таланта выборгских художников. Именно эта тяга к увеличению знания и лежит в основе тех пожеланий, которые хочется адресовать и самому автору, и тем, кто, быть может, придет ей когда-нибудь

о

на смену.

Первое из них касается влияния средневековых мотивов на художествен- ^ ную жизнь города. Любому приезжему бросается в глаза обилие образов ста- ^ ринных выборгских построек — гильдейского дома, костела Гиацинта, Круг- | лой башни или замка на Воловьем острове — в продукции сувенирных лавок, но можно ли говорить о каких-либо закономерностях рецепции средневековых мотивов и форм в творчестве более высокого порядка? Например, о возможном влиянии стиля так называемой «интернациональной готики» XIV-XV вв. с ее ® вычурными формами и «плясками смерти» и на упомянутого выше Хуго Сим- ^ берга, и на его коллег и учеников? По мнению рецензента, тема «Средневековье § и современное выборгское искусство» заслуживает отдельного монографиче- ^ ского исследования.

Закономерно и оправданно обращение А. Г. Мартыновой к работам художников Финляндии и России. Интерес к Выборгу тех и других понятен, и его реализация привела к появлению многих замечательных полотен, в том числе таких, что получили свой шанс на известность благодаря кропотливым изысканиям автора. В их числе работы Виктора Светихина, Ээли Аалто, Клары Цейдлер, Михаила Маторина, Ивана Владимирова. Следующий шаг можно сделать в направлении других стран и советских союзных республик. У читателя возникает закономерный вопрос: распространялся ли радиус притяжения Выборга за пределы двух соседних стран? Учитывая роль города в средневековой истории Швеции, а также работу в Выборге археологов и искусствоведов из Эстонской ССР, в частности Е. А. Кальюнди, читательский взгляд обращается именно к этим государствам. Что не исключает возможности находок и на более дальних подступах.

Третья возможная перспектива оказывается уже намеченной в биографическом исследовании о Хуго Симберге, который сочетал в своем творчестве любовь к малой родине в Ниеменлаутта и традиционному северному пейзажу с активным использованием исторических и мифологических мотивов не только финского, но и всемирного происхождения. Талантливому автору хотелось бы пожелать написать обобщающую работу о том, как выборгские художники финского и российского периода воспринимают мир за пределами родного города, можно ли найти в их работах какой-то особенный выборгский угол зрения на проблемы вселенной.

Чтение двух содержательных книг в целом не вызвало у рецензента серьезных нареканий или намерений не согласиться с чем-либо в работах А. Г. Мар-тыновой коренным образом. Высказанные пожелания ни в коей мере не должны восприниматься в качестве критики. Оба произведения должны оказаться на полке у каждого, кто увлечен историей Выборга XIX-XXI вв., и найти до-S стойное место в библиотечных хранилищах. Возможно, автор рецензируемых монографий воспользуется высказанными пожеланиями для дальнейшей работы, или они привлекут к себе других исследователей. « Выборгская история, в том числе история художественной жизни, по сей

Л

jH день остается ненаписанной и потому неизвестной, и хочется верить, что она

^ подарит читателям еще немало открытий. «

s «

о ы V

s ¡^

о н о

s -

« 1 Мартынова А. Г. 1) Хуго Симберг. СПб.: НП-Принт, 2020. 474 с., ил. + 50 цв. вкл., ISBN

« 978-5-6044484-3-4; 2) Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX-

^ XXI вв. СПб.: НП-Принт, 2020. 322 с., ил. + 90 цв. вкл. ISBN 978-5-6044484-4-1.

^ 2 Мартынова А. Г. Выборг, парк Монрепо и окрестности в творчестве художников XVI-

^ XIX вв. СПб.: НП-Принт, 2018. Монография была включена Музейным ведомством

Й Финляндии в программу Европейского года культурного наследия (2018).

3 Мартынова А. Г. Ностальгический образ малой родины в жизни и творчестве белорусских и финских (выборгских) художников // Культура Беларуси: реалии современности. VIII Международная научно-практическая конференция, посвященная Году малой родины в Республике Беларусь. 10 октября 2019 г. Минск: Изд-во БГУ, 2019. С. 337-343.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

П. В. Крылов. Рецензия на монографии Анастасии Геннадьевны Мартыновой «Хуго Симберг» и «Выборг в финляндской и российской живописи и графике XX — начала XXI в.» // Петербургский исторический журнал. 2020. № 4 (28). С. 281-285

Аннотация: В рецензии критически рассматриваются две монографии Анастасии Геннадьевны Мартыновой, посвященные Выборгу как центру художественной жизни Великого княжества Финляндского, Финляндской Республики, Советского Союза и Российской Федерации в широком историческом контексте ХХ-ХХ1 вв.

Ключевые слова: изобразительные искусства, история, Выборг, Россия, Финляндия.

FOR CITATION

P. V. Krylov. Review of studies of Anastassia Gennadievna Martynova "Hugo Simberg" and "Vyborg in Finnish and Russian painting arts and graphics at 20th — beginning of 21st centuries" // Petersburg historical journal, no. 4, 2020, pp. 281-285

Abstract: A critical review of the books of Anastassia Martynova dedicated to the city of Vyborg as the center of art's education and creativity on the level of Grand Duchy of Finland, Republic of Finland, USSR and Russian Federation taken in a large historical context.

Key words: painting arts, history, Vyborg. Russia, Finland.

Автор: Крылов, Павел Валентинович — к. и. н., научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

Author: Krylov, Pavel Valentinovitch — Ph. D., researcher in SPbll RAN. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5936-1551

z;

X &o

3

-O

Ol

я •3

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.