Научная статья на тему 'РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГР.: МОСТОВОЙ Л.И., БУТКО Ю.Л., ДУБИНИНА В.А. ДУХОВНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ'

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГР.: МОСТОВОЙ Л.И., БУТКО Ю.Л., ДУБИНИНА В.А. ДУХОВНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАОСИЗМ / ТРАНСГРЕССИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ВОСТОК И ЗАПАД / АНТРОПОМИСТИКА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЙ ПРОСТУПОК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маликова Юлия, Тарасенко Юлия

В рецензии обосновывается актуальность и высокий научно-теоретический уровень монографии, репрезентируется ее основное содержание. Особое внимание уделено историографии, вопросам периодизации становления и развития даосизма, проблемному полю темы исследования в социокультурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Маликова Юлия, Тарасенко Юлия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГР.: МОСТОВОЙ Л.И., БУТКО Ю.Л., ДУБИНИНА В.А. ДУХОВНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ»

УДК 1/14

МАЛИКОВА ЮЛ ТАРАСЕНКО Ю" РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГР.: МОСТОВОЙ ЛИ., БУТКО Ю.Л., ^ДУБИНИНА В.А. ДУХОВНАЯ ТРАНСГРЕССИЯ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

MOSTOVOY L.I., BUTKO Y.L., DUBININA V A. Spiritual transgression in Western and Eastern philosophy. - Beau Bassin : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2020. - 117 S. - ISBN: 978-620-2 -61961-5

Аннотация: В рецензии обосновывается актуальность и высокий научно-теоретический уровень монографии, репрезентируется ее основное содержание. Особое внимание уделено историографии, вопросам периодизации становления и развития даосизма, проблемному полю темы исследования в социокультурном контексте.

Ключевые слова: даосизм; трансгрессия; духовность; Восток и Запад; антропомистика; периодизация; духовный проступок.

Для цитирования: Маликова Ю., Тарасенко Ю. [Рецензия] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2022. - № 1. - С. 230-234. - Рец. на кн. : Mosto-voy L.I., Butko Y.L., Dubinina V.A. Spiritual transgression in Western and

* Маликова Ю., 2022

Маликова Юлия - ассистент кафедры философии, истории и социально-гуманитарных дисциплин, Донбасский государственный педагогический университет (г. Славянск, Украина). e-mail:malikova.youl@gmail.com

"Тарасенко Ю., 2021.

Тарасенко Юлия - аспирантка кафедры философии, истории и социально-гуманитарных дисциплин, Донбасский государственный педагогический университет (г. Славянск, Украина)

Eastern philosophy. - Beau Bassin : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2020. - 117 S. DOI: 10.31249/rphil/2022.01.17

В свете глубоких онтологических трансформаций каждого аспекта жизнедеятельности, которые, безусловно, переживают сегодня украинское общество и государство, есть особый смысл обратиться к изучению мировых духовных практик, духовного наследия, его трансгрессии, фиксирующей нивелирование, «стирание» границ между возможным и невозможным. Фундаментальное исследование духовной трансгрессии в западной и восточной философии представлено в посвященной данному вопросу коллективной монографии Л. Мозгового, Ю. Бутко, В. Дубининой. По словам авторов, «монография охватывает социальный и индивидуальный проступок даосизма в контексте украинской философии и раскрывает проявления феномена даосского проступка в концепциях европейского постструктурализма» (Мозговой, Бутко, Дубинина, 2020, с. 3).

Монография основывается на широком круге источников, на современных теоретико-методологических подходах в гуманитарном знании, что позволяет рассматривать работу как историко-культурный портрет современной мировой философской науки, являющийся результатом исследовательского опыта постижения восточной философии в ее взаимосвязи и взаимовлиянии с западноевропейским дискурсом.

Монографию отличает высокое научное качество и теоретическая обоснованность излагаемых в ней идей, издание имеет междисциплинарный характер, представляет собой анализ влияния даосизма на становление восточной и западной философской мысли, эксплицирует особенности проявлений философских восточных нарративов в западноевропейской философии.

С научно-теоретической точки зрения, особый интерес представляют введение и первая глава монографии. Во введении обозначены объект, предмет исследования, его цель и основные направления изучения даосизма в его тесной взаимосвязи с другими системами религиозных верований и мировоззренческими парадигмами.

Первая глава монографии «Основы историко-философского исследования концепции трансгрессии в даосской антропомисти-ке» посвящена историографии исследования. Авторы справедливо

подчеркивают, что «история философии сегодня является воплощением актуального мышления, реализованного в форме герменевтики явлений философствования» (Мозговой, Бутко, Дубинина, 2020, с. 7), что еще раз наглядно отражает целесообразность, актуальность обращения к трудам ведущих философов и мыслителей, в которых изучена тема Востока. В монографии последовательно рассмотрены работы таких выдающихся мыслителей и философов, как М.Ю. Бичурин, П.П. Цветков, В.П. Васильев, В.С. Соловьев, Л.М. Толстой, Л. Унгер, К.К. Флуга, Я.Х. Шун, Л.Д. Поздеева и др. Обращение к столь многообразному теоретическому материалу позволяет сделать вывод о высокой степени научности монографии, представить целостную картину формирования даосской концепции на Востоке, проследить особенности влияния на жизнедеятельность социума, на становление других систем религиозных верований. Огромное внимание уделяется авторами дефинициям, репрезентации сущности ключевых понятий, концептов даосизма. В целом, авторы приходят к выводу, что «именно эволюционный путь даосской антропомистики способен выявить и в определенной степени обосновать основные проблемы духовного трансгресса на каждом этапе развития даосской антропомистиче-ской традиции» (Мозговой, Бутко, Дубинина, 2020, с. 26).

Во второй главе «Проблема духовного проступка в контексте формирования даосской антропомистики» авторы на основании анализа внушительного корпуса первоисточников разрабатывают собственную периодизацию становления и развития даосизма, выделяя следующие стадии формирования религиозно-философской системы мировосприятия.

Первая стадия была условно названа авторами как «бессистемная»: на данном этапе даосизм представляет собой совокупность идей, часто еще не вербализированных, понятых и интерио-ризированных в значительной степени интуитивно, неосознанно. Но уже на данном этапе формируются многочисленные обряды, являющиеся внешним оформлением имплицитных идей, средством регуляции поведения личности, достижения социальной стабильности и обеспечения поступательного эволюционного развития общества.

II в. н.э. - IV в. н.э. - период становления даосизма как религиозной системы. На данном этапе сложная, часто противоречивая

система представлений о божественном приобрела определенную точность, стройность, именно тогда, по словам авторов, «начала складываться даосская антропомотическая письменная традиция, имевшая ярко выраженный религиозный характер и предназначавшаяся, прежде всего, для практических целей фиксации, сохранения и перевода религиозной доктрины даосизма» (Мозговой, Бутко, Дубинина, 2020, с. 38).

VII - XII вв. - этап развития даосской антропомистической традиции. На данном этапе осуществляется становление новых даосских учений, для которых характерно стремление к внутреннему самосовершенствованию на основании медитации,

В XII - XIII вв. религиозная система перешла на следующую стадию своего развития. Отличительной характеристикой религиозного миропонимания указанного периода является ориентация личности на внутреннее саморазвитие на основании формирования «внутренней алхимии», особого самоощущения, характеризующегося нацеленностью на самопознание, на внутренний мир личности, достижение гармонии, прежде всего с самим собой, и проецирование этой гармонии на мир внешний, на окружающую социокультурную реальность.

Необходимо отметить, что представленная в монографии периодизация не противоречит сложившимся в научной литературе подходам, но позволяет дополнить их, выявить сущностные отличительные характеристики каждого отдельного этапа развития системы религиозных верований, проследить модификации концепции мистического проступка в даосских духовных практиках, акцентировать внимание на роли личности в трансформациях духовных практик. Авторы подчеркивают, что «путь от мифологической экстатической мистики и философской мистики сознания раннего и зрелого даосизма к мистике религиозного действия и мистике поздней алхимии позднего даосизма должен быть прослежен именно с точки зрения антропомистики, т.е. как развитие практик субъективизации» (Мозговой, Бутко, Дубинина, 2020, с. 60).

Принимая во внимание выявленные трансформации духовного проступка в даосском учении в историческом разрезе, в третьей главе монографии «Антропомистические идеи в европейской религиозной философской традиции» авторы обращаются к изуче-

нию особенностей репрезентации системы восточных верований в европейском философском дискурсе. По словам ученых, мистицизм восточных верований пронизывает всю европейскую философию: в «мистицизме глубокий синтез мысли с действием и аффектом: заимствованный у нее пыл, порывы, экстаз, используя преображенный ею язык, мистик лишь возвращал ей богатство» (Мозговой, Бутко, Дубинина, 2020, с. 99). Заимствуя у системы восточных верований мистицизм, таинственность и целостность, абстрактно-рациональная фрагментарная западноевропейская философская мысль приобретает некоторую чувственность, целостность, содержательность, под влиянием философии восточной западная получает возможности генерировать новые смыслы.

Следует отметить, что исследовательское поле монографии далеко не исчерпывается сюжетами, связанными исключительно со становлением восточного философского дискурса, затрагивая многочисленный комплекс вопросов культуры, быта, национального менталитета, национально и культурно маркированных семиотических систем. В книге затронута широкая конкретно-историческая проблематика, дающая основу для размышлений о Востоке и Западе, о взаимовлиянии и взаимообусловленности рационального и иррационального.

Самостоятельное значение имеет источниковая основа исследования, авторами были введены в оборот, в том числе, зарубежные источники на иностранных языках, мало представленные и практически неизученные в российской философской науке.

Новая книга, освещающая особенности становления восточной философской мысли, ее влияния на формирование западноевропейского философского дискурса, несомненно, способна стимулировать размышления специалистов в том, что касается дальнейшего исследования поставленных в ней проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.