Научная статья на тему 'Рецензия на материалы комплексного исследования педагогической деятельности в условиях инновационных изменений'

Рецензия на материалы комплексного исследования педагогической деятельности в условиях инновационных изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / исследование / профессиональная образование / наследие / профессиональная подготовка / профессиональный успех / мобильность / готовность / компетентность / цифровые технологии / управление образованием / pedagogical activity / study / vocational education / heritage / professional training / professional success / mobility / readiness / competence / digital technologies / education management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алина Викторовна Агуреева, Ирина Годерзовна Аникеева, Анна Николаевна Арюткина (Байгушова), Ирина Геннадьевна Баканова, Оксана Николаевна Беришвили

представлена рецензия на материалы комплексного исследования факторов успешной педагогической деятельности в период реформирования и модернизации российского образования. На заседании круглого стола, посвящённого двадцатилетию научного наследия кафедры теории методики профессионального образования Самарского университета (28 февраля 2024 г.), обсуждены его результаты. Отмечается теоретическая значимость результатов для развития педагогической науки, закономерности которой служат основанием для определения средств решения актуальных задач для развития современного образования в России. Авторами уделяется особое внимание практической значимости научных материалов, содержащих доказательства внедрения разработанных дидактических систем в образовательные учреждения участниками комплексного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review on the materials of a comprehensive study of pedagogical activity in the context of innovative changes

A review of the materials of a comprehensive study of the factors of successful teaching activity during the period of reform and modernization of Russian education is presented. At a round table meeting dedicated to the twentieth anniversary of scientific heritage of the Department of Theory and Methods of Vocational Education, Samara National Research University (February 28, 2024), its results were discussed. Theoretical significance of the results for the development of pedagogical science is noted, the patterns of which serve as the basis for determining means of solving pressing problems for the development of modem education in Russia. The authors pay special attention to the practical significance of scientific materials containing evidence of the implementation of the developed didactic systems in educational institutions by participants in a comprehensive study.

Текст научной работы на тему «Рецензия на материалы комплексного исследования педагогической деятельности в условиях инновационных изменений»

DOI: 10.18287/2542-0445-2024-30-1-204-211 Ф

НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ УДК 94

Датапоступления: 10.12.2023 рецензирования: 12.01.2024 принятия: 26.02.2024

Рецензия на материалы комплексного исследования педагогической деятельности в условиях инновационных изменений

A.B. Агуреева, И.Г. Аникеева, А.Н. Арюткина (Байгушева), И.Г. Баканова, О.Н. Беришвили, Л.В. Вандышева, И.А. Васельцова, О.Б. Зарубина, О.П. Карникова, М.П. Козырева, Л.В. Куриленко, В.А. Курина, Л.П. Меркулова, И.В. Никулина, М.Н. Овсянникова, М.И. Поднебесова, О.И. Подулыбина, Е.А. Помельникова, Л.И. Родина, А.И. Савельев, А.М. Санько, Ю.А. Соколова, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова, Ю.В. Троицкая, Е.Г. Шиханова, О.В. Юдина, Л.И. Поветьева, Е.Ю. Сысоева (Мотина), Т.И. Руднева

Аннотация: представленарецензия на материалы комплексного исследования факторов успешной педагогической деятельности в период реформирования и модернизации российского образования. На заседании круглого стола, посвященного двадцатилетию научного наследия кафедры теории методики профессионального образования Самарского университета (28 февраля 2024 г.), обсуждены его результаты. Отмечается теоретическая значимость результатов для развития педагогической науки, закономерности которой служат основанием для определения средств решения актуальных задач для развития современного образования в России. Авторами уделяется особое внимание практической значимости научных материалов, содержащих доказательства внедрения разработанных дидактических систем в образовательные учреждения участниками комплексного исследования. Ключевые слова: педагогическая деятельность; исследование; профессиональная образование; наследие; профессиональная подготовка; профессиональный успех; мобильность; готовность; компетентность; цифровые технологии; управление образованием.

Цитирование. Агуреева A.B., Аникеева И.Г., Арюткина (Байгушева) А.Н., Баканова И.Г., Беришвили О.Н., Вандышева Л.В., Васельцова H.A., Зарубина О.Б., Карникова О.П., Козырева М.П., Куриленко Л.В., Курина В.А., Меркулова Л.П., Никулина И.В., Овсянникова М.Н., Поднебесова М.И., Подулыбина О.И., Помельникова Е.А., Родина Л.И., Савельев А.И., Санько A.M., Соколова Ю.А., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б., Троицкая Ю.В., Шиханова Е.Г., Юдина О.В., Поветьева Л.И., Сысоева (Мотина) Е.Ю., Руднева Т.П. Рецензия на материалы комплексного исследования педагогической деятельности в условиях инновационных изменений II Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2024. T. 30, № 1. C. 204-211. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-l-204-2U. Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

© Агуреева A.B., Аникеева И.Г., Арюткина (Байгушева) А.Н., Баканова И.Г., Беришвили О.Н., Вандышева Л.В., Васельцова И.А., Зарубина О.Б., Карникова О.П., Козырева М.П., Куриленко Л.В., Курина В.А., Меркулова Л.П., Никулина И.В., Овсянникова М.Н., Поднебесова М.И., Подулыбина О.И., Помельникова ЕА., Родина Л.И., Савельев А.И., Санько A.M., Соколова Ю.А., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б., Троицкая Ю.В., Шиханова Е.Г., Юдина О.В., Поветьева Л.П., Сысоева (Мотина) Е.Ю., Руднева Т.П., 2024

Алина Викторовна Агуреева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: midalina@mail.ru.

Ирина Годерзовна Аникеева - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой И-12, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4. E-mail: anikeeva@mai.ru.

Анна Николаевна Арюткина (Байгушова) - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой народных инструментов, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, Фрунзе, 167. E-mail: baiguw@ yandex.ru.

Ирина Геннадьевна Баканова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики, Самарский государственный университет путей сообщения, 443066, Российская Федерация, г. Самара, ул. Свободы, 2 В. E-mail: backanovairina@yandex.ru.

Оксана Николаевна Беришвили - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Физика, математика и информационные технологии», Самарский государственный аграрный университет, 446442, Российская Федерация, Самарская область, г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Учебная, 2. E-mail: oksana20074@yandex.ru.

Людмила Владимировна Вандышева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: vandyshevalyudmila@mail.ru.

Ирина Александровна Васельцова - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт», Самарский государственный университет путей сообщения, 443066, Российская Федерация, г. Самара, ул. Свободы, 2В. E-mail: irina_vaseltsova@mail.ru.

Ольга Борисовна Зарубина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и методики преподавания иностранных языков, Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67. E-mail: zarubina@sgspu.ru.

Ольга Павловна Карникова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления социально-культурной деятельностью, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167; доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: karnikova.olga@yandex.ru.

Мария Павловна Козырева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: kozyreva-mariya@yandex.ru.

Людмила Васильевна Куриленко - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: srludmila@mail.ru.

Вера Алексеевна Курина - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления социально-культурной деятельностью, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167. E-mail: kurina06@mail.ru.

Людмила Петровна Меркулова - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и русского как иностранного, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: mlp@ssau.ru.

Ирина Вячеславовна Никулина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: nikulinaiv@yandex.ru.

Мария Николаевна Овсянникова - кандидат педагогических наук, доцент, кафедры И-12, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет, 125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4. E-mail: maroats@yandex.ru.

Мария Игоревна Поднебесова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Технология машиностроения», Самарский государственный технический университет филиал в г. Сызрани, 446001, Российская Федерация, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 45. E-mail: podnebesova_mi@mail.ru.

Олеся Игоревна Подулыбина - старший преподаватель кафедры прикладной информатики, Тольяттинская академия управления, 445144, Российская Федерация, Самарская область, Ставропольский район, территория оздоровительного комплекса «Алые паруса», здание 5. E-mail: podulybina@mail.ru.

Елена Александровна Помельникова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: pomelnikov-home@yandex.ru.

Лариса Игоревна Родина - кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: larisa_rodina2010@mail.ru.

Андрей Иванович Савельев - кандидат педагогических наук, доцент кафедры боевого применения авиационного вооружения, Филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани, 446007, Российская Федерация, Самарская область, г. Сызрань, ул. Маршала Г.К. Жукова, 1. E-mail: savandrew010871@mail.ru.

Альбина Михайловна Санько - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: sank-albina@rambler.ru.

Юлия Александровна Соколова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных и латинского языков, Самарский государственный медицинский университет, 443079, Российская Федерация, г. Самара, ул. Тухачевского, 226. E-mail: ysokolovasamara@mail.ru.

Наталья Валентиновна Соловова - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: solovova.nata@mail.ru.

Наталья Борисовна Стрекалова - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики, Тольяттинская академия управления, 445144, Российская Федерация, Самарская область, Ставропольский район, территория оздоровительного комплекса «Алые паруса», здание 5; доцент кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: snb_05@mail.ru.

Юлия Валерьевна Троицкая - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: leastwise@yandex.ru.

Елена Геннадьевна Шиханова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: elen69295@rambler.ru.

Ольга Владимировна Юдина - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики, Самарский государственный экономический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141. E-mail: ovyudina@yandex.ru.

Лариса Ивановна Поветьева - кандидат педагогических наук, директор МБОУ Школа № 32 г.о. Самара, 443095, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 226 a. E-mail: so_sdo.school_32@samara.edu.ru.

Елена Юрьевна Сысоева (Мотина) - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Московский городской педагогический университет (Самарский филиал), 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76. E-mail: eysysoeva@gmail.com.

Татьяна Ивановна Руднева-доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, заслуженный деятель науки РФ, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34. E-mail: rudneva.07@mail.ru.

SCIENTIFIC REVIEW

Submitted: 10.12.2023 Revised: 12.01.2024 Accepted: 26.02.2024

Review on the materials of a comprehensive study of pedagogical activity

in the context of innovative changes

A.V. Agureeva, I.G. Anikeeva, A.N. Aryutkina (Baigusheva), I.G. Bakanova, O.N. Berishvili, L.V. Vandysheva, I.A. Vaseltsova, O.B. Zarubina, O.P. Karnikova, M.P. Kozyreva, L.V. Kurylenko, V.A. Kurina, L.P. Merkulova, I.V. Nikulina, M.N. Ovsyannikova, M.I. Podnebesova, O.I. Podublybina, E.A. Pomelnikova, L.I. Rodina, A.I. Savelyev, A.M. Sanko, Yu.A. Sokolova, N.V. Solovova, N.B. Strekalova, Yu.V. Troitskaya, E.G. Shikhanova, O.V. Yudina, L.I. Povetyeva, E.Yu. Sysoeva (Motina), T.I. Rudneva

Abstract: A review of the materials of a comprehensive study of the factors of successful teaching activity during the period of reform and modernization of Russian education is presented. At a round table meeting dedicated to the twentieth anniversary of scientific heritage of the Department of Theory and Methods of Vocational Education, Samara National Research University (February 28, 2024), its results were discussed. Theoretical significance of the results for the development of pedagogical science is noted, the patterns of which serve as the basis for determining means of solving pressing problems for the development of modern education in Russia. The authors pay special attention to the practical significance of scientific materials containing evidence of the implementation of the developed didactic systems in educational institutions by participants in a comprehensive study.

Key words: pedagogical activity; study; vocational education; heritage; professional training; professional success; mobility; readiness; competence; digital technologies; education management.

Citation. Agureeva A.V., Anikeeva I.G., Aryutkina (Baygusheva) A.N., Bakanova I.G., Berishvili O.N., Vandysheva L.V., Vaseltsova I.A., Zarubina O.B. , Karnikova O.P., Kozyreva M.P., Kurilenko L.V., Kurina V.A., Merkulova L.P., Nikulina I.V., Ovsyannikova M.N., Podnebesova M.I., Podulubina O.I., Pomelnikova E.A., Rodina L.I., Savelyev A.I., Sanko A.M., Sokolova Yu.A., Solovova N.V., Strekalova N.B., Troitskaya Yu. V., Shikhanova E.G., Yudina O.V., Povetyeva L.I., Sysoeva (Motina) E.Yu., Rudneva T.I. Review of materials of a comprehensive study of pedagogical activity in the context of innovative changes. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika,filologiia Vestnik of Samara University. History,pedagogics,philology, 2024, vol. 30, no. 1, pp. 204-211. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2024-30-1-204-211. (In Russ.)

Information on the conflict ofinterests: authors declare no conflict ofinterest.

© Agureeva A.V., Anikeeva I.G., Aryutkina (Baygusheva) A.N., Bakanova I.G., Berishvili O.N., Vandysheva L.V., Vaseltsova I.A., Zarubina O.B. ., Karnikova O.P., Kozyreva M.P., Kurilenko L.V., Kurina V.A., Merkulova L.P., Nikulina I.V., Ovsyannikova M.N., Podnebesova M.I., Podulibina O.I., Pomelnikova E.A., Rodina L.I., Savelyev A.I., Sanko A.M., Sokolova Yu.A., Solovova N.V., Strekalova N.B., Troitskaya Yu .V., Shikhanova E.G., Yudina O.V., Povetyeva L.I., Sysoeva (Motina) E.Yu., Rudneva T.I., 2024

Alina V. Agureeva - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: midalina@mail.ru.

Irina G. Anikeeva - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department 1-12, Moscow Aviation Institute (National Research University), 4, Volokolamskoye shosse, Moscow, 125993, Russian Federation. E-mail: anikeeva@mai.ru. Anna N. Aryutkina (Baygushova) - Candidate of Pedagogical Sciences, head of the Department of Folk Instruments, Samara State Institute ofCulture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation. E-mail: baiguw@yandex.ru.

Irina G. Bakanova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Linguistics, Samara State Transport University, 2V, Svobody Street, Samara, 443066, Russian Federation. E-mail: backanovairina@yandex.ru. Oksana N. Berishvili - Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of the Department of Physics, Mathematics and Information Technologies, Samara State Agrarian University, 2, Uchebnaya Street, urban settlement Ust-Kinelsky, Kinel, Samara region, 446442, Russian Federation. E-mail: oksana20074@yandex.ru.

Lyudmila V. Vandysheva - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Theory and Technology of Social Work, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: vandyshevalyudmila@mail.ru.

Irina A. Vaseltsova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department of Physical Education and Sports, Samara State Transport University, 2V, Svobody Street, Samara, 443066, Russian Federation. E-mail: irina_vaseltsova@mail.ru. Olga B. Zarubina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of English and Methods of Teaching Foreign Languages, Samara State University of Social Sciences and Education, 65/67, M. Gorky Street, Samara, 443099, Russian Federation. E-mail: zarubina@sgspu.ru.

Olga P. Karnikova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Economics and Management of Social and Cultural Activities, Samara State Institute ofCulture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation; associate professor, Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: karnikova.olga@yandex.ru.

Maria P. Kozyreva - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of English Philology, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: kozyreva-mariya@yandex.ru.

Lyudmila V. Kurylenko - Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Theory and Technology of Social Work, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: srludmila@mail.ru.

Vera A. Kurina - Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor of the Department of Economics and Management of Social and Cultural Activities, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation. E-mail: kurina06@mail.ru.

Lyudmila P. Merkulova - Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: mlp@ssau.ru. Irina V. Nikulina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Theory and Methods of Vocational Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: nikulinaiv@yandex.ru.

Maria N. Ovsyannikova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department 1-12, Moscow Aviation Institute (National Research University), 4, Volokolamskoye shosse, Moscow, 125993, Russian Federation. E-mail: maroats@yandex.ru. Maria I. Podnebesova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Mechanical Engineering Technology, Samara State Technical University branch in Syzran, 45, Sovetskaya Street, Syzran, Samara region, 446001, Russian Federation. E-mail: podnebesova_mi@mail.ru.

Olesya I. Podulybina - senior lecturer of the Department of Applied Informatics, Togliatti Academy of Management, bldg. 5, territory ofthe health complex «Scarlet Sails», Stavropol District, Samara region, 445144, Russian Federation. E-mail: podulybina@mail.ru.

Elena A. Pomelnikova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor ofthe Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: pomelnikov-home@yandex.ru.

Larisa I. Rodina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor ofthe Department of Human Resource Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: larisa_rodina2010@mail.ru.

Andrey I. Savelyev - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Combat Use of Aviation Weapons, Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" in Syzran, 1, Marshal G.K. Zhukov Street, Syzran, Samara region, 446007, Russian Federation. E-mail: savandrew010871@mail.ru.

Albina M. Sanko - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: sank-albina@rambler.ru.

Yulia A. Sokolova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Foreign and Latin Languages, Samara State Medical University, 226, Tukhachevsky Street, Samara, 443079, Russian Federation. E-mail: ysokolovasamara@mail.ru.

Natalya V. Solovova - Doctor of Pedagogical Sciences, professor, head of the Department of Human Resource Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: solovova.nata@mail.ru. Natalya B. Strekalova - Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, head ofthe Department of Applied Informatics, Togliatti Academy of Management, bldg. 5, territory of the health complex «Scarlet Sails», Stavropol District, Samara region, 445144, Russian Federation; associate professor, Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: snb_05@mail.ru.

Yulia V. Troitskaya - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: leastwise@yandex.ru.

Elena G. Shikhanova - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor ofthe Department of Social Systems and Law, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: elen69295@rambler.ru. Olga V. Yudina - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Applied Informatics, Samara State University of Economics, 141, Sovetskoi Armii Street, Samara, 443090, Russian Federation. E-mail: ovyudina@yandex.ru.

Larisa I. Povetyeva - Candidate of Pedagogical Sciences, director of MBOU School No. 32, 226a, Stara-Zagora Street, Samara, 443095, Russian Federation. E-mail: so_sdo.school_32@samara.edu.ru.

Elena Yu. Sysoeva (Motina) - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University (Samara branch), 76, Stara-Zagora Street, Samara, 443081, Russian Federation. E-mail: eysysoeva@gmail.com.

Tatyana I. Rudneva - Doctor of Pedagogical Sciences, professor, professor ofthe Department of Theory and Methodology of Vocational Education, Honored Scientist of the Russian Federation, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation. E-mail: rudneva.07@mail.ru.

Введение

Сегодня педагогическая наука является зоной повышенной ответственности за результаты российского образования. Глобализационные процессы во всех сферах жизни и действительности современного человека выявили большое число проблем, которые требовали их решения новыми средствами, в том числе и в образовании. Два десятка лет образование функционирует в условиях инновационных изменений, однако время показало, что не все инновации реализуются успешно: приоритет за внутрипредметными инновациями (создано огромное число учебных комплексов); результатами общих методических инноваций стали обучающие программы, дистан-

ционное обучение, информационно-коммуникационные технологии. Трудности вызвали идеологические инновации, потребовавшие обновления сознания о необходимости нововведений в противовес сложившимся традициям и специальной подготовки преподавателей к инновационной деятельности для преодоления образовательных рисков.

Основная часть

Кафедра теории и методики профессионального образования с 2012 года ежегодно проводит всероссийские научно-методические конференции с международным участием, посвященные современным проблемам образования, в сотрудничестве с Российской Академией Образования.

28 февраля 2024 года конференция была посвя- зования и науки Самарской области В.А. Акопьян.

щена стратегиям его развития в условиях иннова- На секционных заседаниях участники конферен-

ционных изменений. В ней приняли участие более ции обсуждали проблемы личности в цифровой

120 человек из различных городов нашей страны. образовательной среде и технологии обучения в

В пленарном заседании приняли участие руко- условиях инновационных изменений. водители Самарского университета: проректор Современная продуктивная система нацио-

по учебной работе A.B. Гаврилов, проректор по нального образования России проектируется на

воспитательной работе и молодежной политики основе результатов педагогических исследований,

М.М. Леонов. С докладом выступил министр обра- внедренных в практику. Кафедра теории и методи-

ки профессионального образования на протяжении 20 лет выполняла комплексное исследование «Профессионально-педагогическая деятельность: инновации в развитии системы обеспечения качества подготовки специалистов».

Во время конференции был проведен круглый стол, посвященный двадцатилетию научного наследия кафедры, на котором обсуждались результаты комплексного исследования. Участники круглого стола сообщали об их внедрении в педагогический процесс, доказательствах эффективности профессиональной подготовки студентов с помощью полученных закономерностей в каждом из трех направлений научного поиска. Во-первых, была показана этапность доминирования профессионально значимых характеристик, востребованных временем, работодателем и обусловленных спецификой профессиональной деятельности. В период вступления России в Болонский процесс в качестве такой характеристики выделялась мобильность. На различных выборках (аспиранты, обучающиеся колледжа, студенты - будущие переводчики, студенты - будущие инженеры). Доказаны возможности формирования профессиональной мобильности, профессионально-педагогической и социально-технической мобильности (И.В. Никулина, Л.П. Меркулова, Ю.В. Троицкая).

С учетом запросов на специалистов, ориентированных на интеграцию видов деятельности, ведущих к профессиональному успеху, в качестве значимой личностной характеристики выступает готовность (интегративное свойство), что было подтверждено на выборках будущих специалистов (переводчиков, учителей, специалистов информационной безопасности) исследованиями преподавателей разных вузов (И.Г. Аникеевой, М.П. Козыревой, Ю.А. Соколовой, М.Н. Овсянниковой, Е.А. Помельниковой, М.И. Поднебесовой).

Внимание к качеству образования, зафиксированному в документах его показателями, выразилось значимой характеристикой - компетентностью выпускника вуза, которая изучалась на студентах экономического вуза, гидах-переводчиках, курсантах - военных летчиках, студентах гуманитарных специальностей (О.В. Юдина, Н.Б. Стрекалова, A.B. Агуреева, А.И. Савельев).

Итак, первое направление исследований своими результатами расширяло научное представление о свойствах личности выпускника вуза, доказав их обусловленность спецификой и особенностями профессиональной деятельности и запросами работодателей. Был разработан алгоритм определения структуры (компонентов) доминирующих характеристик, показателей для измерения уровня их развития.

Во-вторых, результаты комплексного исследования доказали, что смена парадигмы образования, его инновационная направленность требуют внесения корректив в его средства. Инновацион-

ные образовательные процессы в зависимости от профиля подготовки студентов потребовали иной направленности деятельности экспериментального образования учреждения, сопровождения обучающегося в ходе профессионально-личностного развития (Л.В. Куриленко, О.Б. Зарубина, Л.И. По-ветьева, И.Г. Баканова).

Были разработаны системы профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными характеристиками и заданными целевыми образовательными результатами. Программа экспериментов представлялось алгоритмом: от видов профессиональной подготовки к определению педагогических средств и условий сформированное™ профессионально значимого свойства выпускника вуза. В ходе научного поиска доказано на различных выборках (экономисты, социальные педагоги, инженеры, музыканты), что в зависимости от государственных задач меняется вид профессиональной подготовки: поэтапное формирование профессиональной мотивации; модульное погружение в специфику деятельности; профессионально-прикладная подготовка для профессионального развития; адаптивная - для развития специальных способностей средствами учебного предмета [Педагогические исследования 2004; Психолого-педагогические проблемы 2005; Методологические подходы 2013; Профессиональная педагогика 2012].

Спроектированные системы апробированы в естественных условиях авторами проектов (С.Н. Козлова, Л.И. Родина, В.А. Курина, О.П. Кар-никова, А.Н. Байгушова, О.Н. Беришвили, И.А. Ва-сельцова).

В-третьих, следующее направление комплексного исследования посвящалось управлению инновационными процессами с учетом особенностей их протекания с установкой на эффективную профессиональную самореализацию выпускников вуза. Полученные закономерности можно было отнести к воспитательным задачам, решаемым с профессиональной целью при подготовке обучающихся различного профиля (студенты педагогического колледжа, будущее учителя, социологи, студенты технического профиля). В ходе исследования разрешалось противоречие между возможностями воспитательного пространства образовательного учреждения и преобладанием традиционных подходов к управлению образовательным процессом. Доказано, что управление становится успешным, когда воспитательное пространство задает условия для продуктивного взаимодействия его субъектов, способствующие формированию профессионально значимых свойств, универсальных личностных характеристик (C.B. Сердюк, Е.Ю. Мо-тина (Сысоева), Л.В. Вандышева, Е.Г. Шиханова). Разработанные образовательные системы обогатили педагогическую практику способами управления профессиональным становлением обучаемых, а теорию профессионального образования - обо-

снованием значимости принципов развивающего управления при решении стратегических задач [Исследования 2008; Управление образовательным учреждением 2016].

Участники комплексного исследования направляли научный поиск на уточнение средств управления для достижения качества образования. В отдельных исследованиях представлены прак-тико-ориентированные концепции управления методической работой вуза, задающие стратегию определения условий функционирования методического пространства, обусловленного требованиями к реализации инновационных методических задач (Н.В. Соловова). В рискогенном обществе, обусловленном глобальной информатизацией, риски приобретают системную основу и сопровождают все виды деятельности и социальные отношения. Для предотвращения их нежелательных последствий, влияющих на качество образования, необходимо управление качеством образовательной деятельности обучающихся в открытой информационно- образовательной среде. Управление качеством отдельных образовательных процессов требует принципиальных методологических позиций, задающих стратегии развития обучающихся в открытом пространстве. Концепция опосредованного педагогического управления самостоятельной работой студентов (Н.Б. Стрекалова), реализованная в вузах Самары, создала предпосылки для проектирования новых педагогических систем, обеспечивающих качество образования в условия инновационных изменений [Соловова 2012; Руднева, Стрекалова 2018].

Участниками конференции по результатам обсуждения представленных сообщений на секциях и на заседании круглого стола, посвященном двадцатилетию научного наследия кафедры теории и методики профессионального образования Самарского университета, сделаны следующие выводы:

1. Значительный вклад результатов комплексного исследования кафедры теории и методики профессионального образования внесен в подготовку научно-педагогических кадров в Самарском университете. Развитию университетского образования в Самаре способствовала организация кафедрой сопровождения преподавателей в решении

инновационных задач. В системе дополнительного профессионального образования разработано преподавателями кафедры 30 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; более 400 аспирантов получили квалификацию «Преподаватель высшей школы». При участии преподавателей кафедры были успешно реализованы городские программы «Возрождение», «Педагог 21 века», «Русская школа», «Билингвизм», способствующие решению инновационных педагогических задач образовательными учреждениями разного уровня Самарского региона.

2. Материалами комплексного исследования доказана значимость результатов инновационной деятельности, предполагающей специальную подготовку педагогических кадров. Доказано, что наиболее востребованными в современной школе, в частности в Самарской области, являются профессии учителей физики и информатики. Кафедра располагает методическими возможностями и кадрами для организации их подготовки на бакалавриате в содружестве с другими кафедрами естественно-научного института.

3. Комплексное исследование, выполняемое в течение 20 лет, внесло определенный вклад в педагогическую науку, что оценено научной общественностью как значимый, расширивший категориальный аппарат теории и методики профессионального образования: премия во всероссийском конкурсе на соискание премии Д.И. Фельдштейна «За вклад в развитие психолого-педагогической науки в РФ» (2016 год); признание научной школы на кафедре теории и методики профессионального образования Российской академией естествознания (2017 год); золотая медаль за участие в международной выставке научной литературы в Нью-Йорке (2019 год).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам комплексного исследования защищено около 60 диссертаций аспирантами и соискателями, апробировавшими результаты научного поиска в образовательных учреждениях Самары. Отмечается, что на протяжении двух десятилетий кафедра организует работу методологического семинара для исследователей актуальных проблем современного образования. На федеральном уровне за успехи в подготовке научных кадров кафедра признана «Золотой кафедрой России».

Библиографический список

Педагогические исследования 2004 - Педагогические исследования в образовании: [сборник] / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образовал учреждение высш. проф. образования «Самар. гос. ун-т»; [отв. ред.: Т. И. Руднева]. Самара: Универс-групп, 2004 (ООО Универс-групп). 219 е., [1] л. цв. портр.: ил., схемы, табл.; 20 см.; ISBN 5-467-00030-6.

Психолого-педагогические проблемы 2005 - Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: сб. науч. ст. / [отв. ред. Т.И. Руднева]. Самара: Универс-групп, 2005 (Самара: Универс-групп). 220 е.: табл.; 21 см. (Высшее образование: сборник / Федер. агентство по образованию, Гос. образовал учреждение высш. проф. образования «Самар. гос. ун-т»); ISBN 5-467-00064-0. URL: http://repo.ssau.ru/ bitstream/Sborniki/Psihologopedagogicheskie-problemy-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya-Elektronnyi-ге8иг8-8Ь-паисЬ-81-77473/1/Руднева%20Т.И.%20Психолого-педаг.%20проблемы%20совр.%20проф.%20образ.%20 %202005.pdf.

Исследования 2008 - Исследования в области профессиональной педагогики: [сборник] / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т»; [отв. ред. Т.И. Руднева]. Самара: Универс-групп, 2008. 435 е.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-467-00158-6.

Профессиональная педагогика 2012 - Профессиональная педагогика: проблемы и поиск решений: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т»; под общ. ред. Т. И. Рудневой. Самара: Самарский ун-т, 2012. 203 е.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-547-4.

Соловова 2012 - Соловова Н.В. Управление методической работой вуза 2012 - Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т», Каф. теории и методики проф. образования. Самара: Самарский ун-т, 2012. 547 е.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-522-1.

Методологические подходы 2013 - Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография / [Т.И. Руднева, В.В. Левченко, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова]; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т». Самара: Самарский ун-т, 2013. 163 е.: ил., диагр., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-594-8.

Управление образовательным учреждением 2016 - Управление образовательным учреждением в инновационных условиях: монография / A.M. Санько, И.В. Никулина, А.Б. Храмцова, З.И. Сариева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. образования «Самарский нац. исслед. ун-т им. акад. С.П. Королева2, Каф. теории и методики проф. образования. Самара: Самарский ун-т, 2016. 196 е.: ил.; 21 см.; ISBN 978-5-86465-744-7.

Руднева, Стрекалова 2018 - Руднева Т.Н., Стрекалова Н.Б. Образовательные риски в инновационных условиях педагогической деятельности: монография. Сызрань: Ваш взгляд, 2018. 193 е.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-56041817-3-7 Соловова, Наталья Валентиновна. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Obrazovatelnye-riski-v-innovacionnyh-usloviyah-pedagogicheskoi-deyatelnosti-Elektronnyi-resurs-monografiya-73224/1/PyflHeBa%20 Т.И.%2с%20Стрекалова%20Н.Б.%200бразовательные%20риски%202018^1:'.

References

Pedagogical research 2004 - Pedagogical research in education (2004): [collection]. Rudneva T.I. (Ed.). Samara: Univers-grupp (Univers-group LLC), 219 p.; [1] sheet of color portrait: illustrated, diagrams, tables; 20 cm; ISBN 5-467-00030-6. (In Russ.)

Psychological and pedagogical problems 2005 - Psychological and pedagogical problems of modern professional education (2005): collection of scientific articles. Rudneva T.I. (Ed.) Samara: Univers-grupp (Samara: Univers-grupp), 220 p.: table; 21 cm. (Higher education: collection); ISBN 5-467-00064-0. Available at: http://repo.ssau.ru/bitstream/ Sborniki/Psihologopedagogicheskie-problemy-sovremennogo-professionalnogo-obrazovaniya-Elektronnyi-resurs-sb-nauch-st-77473/1/Py«HeBa%20T.H.%20ncHxonoro-ne«ar.%20npo6neMH%20coBp.%20npo$.%20o6pa3.%20%202005. pdf. (In Russ.)

Research 2008 - Research in the field of professional pedagogy (2008): [collection]. Rudneva T.I. (Ed.) Samara: Univers-group, 435 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-467-00158-6. (In Russ.)

Professional pedagogy 2012 - Professional pedagogy: problems and search for solutions (2012): collection of scientific works. Rudneva T.I. (Ed.) Samara: Samarskii un-t, 203 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-86465-547-4. (In Russ.)

Solovova 2012 - Solovova N.V. (2012) Management of the methodological work of a university in the context of the implementation of innovative methodological tasks: monograph. Samara: Samarskii un-t, 547 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-86465-522-1. (In Russ.)

Methodological approaches 2013 - Methodological approaches to the study of problems in the fi eld of professional pedagogy (2013): multi-authored monograph. T.I. Rudneva, V.V. Levchenko, N.V. Solovova, N.B. Strekalova. Samara: Samarskii un-t, 163 p.: illustrated, diagram, table; 21 cm; ISBN 978-5-86465-594-8. (In Russ.)

Management of an educational institution 2016 - Management of an educational institution in innovative conditions (2016): monograph. A.M. Sanko, I.V. Nikulina, A.B. Khramtsova, Z.I. Sarieva. Samara: Samarskii un-t, 2016, 196 p.: illustrated; 21 cm; ISBN 978-5-86465-744-7. (In Russ.)

Rudneva, Strekalova 2018 - Rudneva T.I., Strekalova N.B. (2018) Educational risks in innovative conditions of pedagogical activity: monograph. Syzran: Vash vzglyad, 193 p.: illustrated, table; 21 cm; ISBN 978-5-6041817-3-7. Available at: http:// repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Obrazovatelnye-riski-v-innovacionnyh-usloviyah-pedagogicheskoi-deyatelnosti-Elektronnyi-resurs-monografiya-73224/1/Py£HeBa%20T.H.%2c%20CTpeKan0Ba%20H.E.%2006pa30BarenBHBie%20 pHCKH%202018.pdf. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.