1Л
чо 1>
Z
Xfl Xfl
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА РГГУ научный электронный журнал
АРТИКУЛЬТ
Рецензия / Review
УДК/UDC 655.552+7.01
DOI: 10.28995/2227-6165-2022-3-110-114
Дарья Олеговна Мартынова Daria Olegovna Martynova
кандидат искусствоведения, ассистент Института истории, PhD in Art History, Assistant of the Institute of History, Санкт-Петербургский государственный университет
Saint-Petersburg State University d.martynova@spbu.ru
РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «ВИТАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ. АНАЛИТИКА» REVIEW OF THE COLLECTIVE MONOGRAPH "THE VITALITY OF THE ART. MODERN MANIFESTATIONS. ANALYTICS"
>4 Л I© № H
X
«
À
4 2 s
cT
0
1>
Tt
«
Й
1
5 H
Рм
<
«
«а «
« Г
«а «
»
£
Рецензия на коллективную монографию «Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика» / Отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 256 с.
Ключевые слова: теория искусства, история искусства, витальность искусства, междисциплинарные
исследования
Для цитирования: Мартынова Д.О. Рецензия на коллективную монографию «Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика» // Артикульт. 2022. №3(47). С. 110-114. DOI: 10.28995/2227-6165-20223-110-114
Review of the collective monograph "The Vitality of the Art. Modern manifestations. Analytics" / Ed. by O.A. Krivtsun. -Moscow; St. Petersburg: Center for Humanitarian Initiatives, 2022. - 256 p.
Keywords: theory of art, history of art, vitality of art, interdisciplinary research
For citation: Martynova D.O. "Review of the collective monograph "The Vitality of the Art. Modern manifestations. Analytics"." Articult. 2022, no. 3(47), pp. 110-114. (in Russ.) DOI: 10.28995/2227-6165-2022-3-110-114
В 2022 году в издательстве «Центр гуманитарных инициатив» вышла коллективная монография «Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика» (серия Humanitas) [Витальность искусства, 2022], написанная авторами из межинститутской группы «Новое в теоретическом искусствознании», под редакцией академика PAX, доктора философских наук, профессора Олега Александровича Кривцуна (рис. 1).
С 1920-х годов стало очевидно, что понятие «гармонии» не может быть доминирующим в искусстве, ведь именно в этот период общество стало подвергать сомнению превалирующий до этого в культуре окулярцентризм. В результате все видимое подвергается тщательному анализу, в связи с чем деятели искусства все чаще стали обращаться к изображению и рецепции травм, уродств, нервов, внутреннего напряжения, которые обрели свою особую, «витальную» силу, отражающуюся и в современных искусстве и культуре. В связи с этим исследование феномена «витальности» в искусстве чрезвычайно актуально.
«Витальность искусства» - новая концепция для теории и истории искусства, не делящая искусство на «гуманное» и «антигуманное», «красивое» и «уродливое», превышающее понятие катарсиса. Попытки (именно попытки) определить «витальность» искусства уже предпринимались в зарубежной теории искусства. Так, Мартина Зауэр в 2020 году написала небольшую статью под названием «От эстетики к семиотике витальности: от концепции "искусство для искусства" к ответственности. Изменение исторической мысли на примере Йозефа Альберса», где основной идеей автора было то, что нужно изменить вид восприятия: отказаться от отстраненной, нейтральной точки зрения в пользу той, которая руководствуется чувствами или «аффектами жизненной © Мартынова Д.О., 2022
D.O. Martynova Review of the collective monograph "The Vitality of the Art. Modern manifestations. Analytics "
m
Витальность искусства
«Я 7^ Кет.' ' i Современные lJ*'f4\проявления.
< ^ Щ
. ущшг-
U
CZ3 l/l Z 2 Ы
Ы —
OS 'M
Рис. 1.
Обложка издания «Витальность искусства.
Современные проявления. Аналитика» / Отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2022. 256 с.
силы» [Sauer, 2020, p. 194]. Зауэр утверждает, что именно эти аффекты позволяют говорить об истинном эстетическом переживании. Однако в своей статье исследовательница опирается исключительно на идеи и мысли, связанные с творчеством мастера Баухауза Йозефа Альберса, не углубляясь в суть самой «семиотики витальности». В этом кардинальное отличие статьи от любой из глав рецензируемой книги.
Книга «Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика» - обобщающий результат чрезвычайно увлекательной исследовательской деятельности коллектива: работа над этим масштабным трудом началась с круглого стола в Государственном институте искусствознания под названием «Витальность искусства: подходы к исследованию», который прошел 7 октября 2020 года. В рамках круглого стола было обозначено, что тема для отечественного искусствоведения - новая, провокативная, требующая «мозговых штурмов» от исследователей. Итогом этих «штурмов» и явилась рецензируемая монография, которой также предшествовали статьи в научных журналах некоторых из авторов книги [Кривцун и др., 2021]. В издании собраны уникальные материалы, ведь авторы изучили витальность в сферах, в каждой из которых они являются признанными специалистами. Они задействовали подходы и методы из искусствоведения, культурологии, философии, антропологии, психологии, философии, чтобы доказать основную гипотезу коллективного труда - более точная оценка произведения искусства происходит сквозь призму концепции «витальность искусства».
Уже в предисловии была дана концептуальная установка, которая обосновала ряд положений в представленных далее материалах: «...неклассическое искусство преобразует сами мыслительные структуры человека, переориентируя их на постижение как ацентричного художественного мира, так и на проникновение в сложноустроенный хаос реальной жизни» [Витальность искусства, 2022, С. 6].
Эта концептуальная установка усиливается в главе, написанной О.А. Кривцуном и озаглавленной цитатой Дэмиена Хёрста: «Сделать по-настоящему негативное искусство невозможно, потому что сам этот процесс позитивен», которая ярко раскрывает и то, что авторы вкладывают в понятие «витальность искусства».
> I
ни
о с
s
e ©
s
S
а
I
s
а s
а-^
s
s
u
Т/1 Л -в л
С л >ч 2 О
ы
ы #
4
Д.О. Мартынова Рецензия на коллективную монографию
«Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика»
ю Многие могут вспомнить, что ряд исследователей уже писали о том, что события Первой и
сч Второй мировых войн обнажили болезненные стороны жизни в искусстве (и авторы монографии сч
также не дают об этом забыть). Помимо этого, уже во второй половине XIX века анализ мрачных,
г
трагичных и неприятных аспектов жизни волновали теоретиков и исследователей: так, медики
(Л
1-4 больницы Сальпетриер написали ряд трудов, посвященных болезнями и деформациям в истории искусства (от Античности до современного им времени) в попытках создать эмфатические жесты, энграммы, понятные каждому представителю человечества, обнажить скрытые аспекты повседневности, отмечая в своих статьях, как важно отказаться от категории «прекрасного» в пользу «уродливого». Попытка познать «неизвестное» и «сокрытое» в целом приводила и ученых к использованию маргинальных, псевдонаучных практик: достаточно вспомнить увлечение месмеризмом во второй половине XVIII века, которое, в свою очередь, привело к визуализации «ауры», «потоков энергии» в живописи и фотографии. В своей главе О.А. Кривцун акцентирует внимание как раз на проблеме «расчеловечивания» искусства, на ее значимости: «Порождая новое пластическое мышление эпохи, артхаусные произведения искусства прибегают к деформации, к острому надлому привычной меры. Может быть, способность творчества обжигать человека, бросать его в бездну, ударить "бритвой по глазу", вселять беспокойство и есть то, что сегодня стимулирует витальность искусства?» [Витальность искусства, 2022, с. 9].
Как бы отталкиваясь от этого вопроса, авторы раскрывают новые аспекты уже изученных
персоналий и тем. Так, С.И. Савенко в главе «Истоки выразительности музыки и нон-классика.
^ Удержание витальности» пишет о проявлениях витальности в музыкальном искусстве, приводя
^ примеры витального начала в музыке. Одна из любопытных мыслей, лейтмотивом звучащая сквозь к
н всю главу, содержится в эпилоге, где читателю представлена история о Джоне Кейдже, посетившем !Е
у звуконепроницаемое помещение, с целью услышать абсолютную тишину, но даже там он слышал
¡5 звуки: результат работы его кровеносной и нервной систем, в результате чего Кейдж делает вывод
а
о том, что музыка будет с человеком, пока он жив.
2
В материале О.В. Беспалова сравниваются витальность и тотальный релятивизм в искусстве,
сч
о анализируется искусство «проблемное». О.В. Беспалов выводит и аргументирует интереснейшее сч
го понятие, предложенное ему Е.В. Сальниковой, - «отложенный катарсис». «Отложенный катарсис»
связан с тем, что «со временем то произведение, та эстетика, которая казалась больше эпатирующей
и разрушающей, начинает видеться как необходимая трансформация человеческого и
художественного, таящая в себе новую гармонию, - но «присвоить» ее человек может сразу и не
смочь. А по прошествии времени создания этого искусства оно начинает восприниматься
Ц по-другому... И в этом преодолении временных границ своей эпохи - тоже проявление Я
Н витальности» [Витальность искусства, 2022, с. 44]. В самом этом понятии, на взгляд рецензента, Рч
заключена и проблема «памяти»: как индивидуальной, так и коллективной, то, как передается и § переосмысляется произведение искусства, какой « аурой » оно окутано, и в связи с какими событиями ^ эта «аура» создается. Анализ тех или иных процессов (например, связанных с фотографией) будет ^ более успешным, если применить к нему понятие «отложенного катарсиса». Об этом же пишет и 'Ц О.В. Беспалов на примере Ф. Кафки и музыки Веберна.
¡1 М.В. Дуцев пишет о «Витальности архитектурной среды современного города». Проблема
s^ влияния зданий на человека, особенной жизни архитектурных построек ставилась как в у коллективных исследованиях в рамках междисциплинарной области health design, так и в ^ художественных проектах (например, фотографа Кэтрин Ясс), однако вновь исследователи не писали об общих основаниях и критериях «витализации» архитектурной среды. М.В. Дуцев же у выводит отдельные положения (посылы, свойства и качества витального), связанные с этой темой, ® что позволяет полноценно применять концепцию витальности к архитектуре. С.С. Ступин в своем материале отграничивает феномен витальности от близких к нему (катарсис), задавая вопросы о границах витальности и индивидуальном восприятии витального и раскрывая, как витальное помогает понять «личностную относительность».
D.O. Martynova Review of the collective monograph
"The Vitality of the Art. Modern manifestations. Analytics " s
И.Н. Проклов в главе «О витальности венского модерна» указывает на амбивалентность Z
венского модерна, пишет о проблемах его восприятия и периодизации, а также анализирует 2
феномен витальности в трудах теоретиков венского модерна (гласных и негласных): Г. Бара и —
es
З. Фрейда. Помимо этого, исследователь анализирует натурализм и антропоцентризм 6 применительно к венскому модерну, указывая на механистичность натуралистического искусства, ^ выделяя психофизиологическое единство человека и в то же время этический дискомфорт в изображениях венского модерна на примере работ Г. Климта, Э. Шиле, К. Мозера и многих других, таким образом, выделяя рецептивный фактор в теме витальности искусства.
Витальность становится своего рода «уроборосом» и в следующих главах монографии. В главе «Травма и попытки ее преодоления в творчестве художников Веймарской Германии (1918-1933)» М.А. Беликова поднимает важную тему рецепции личных и коллективных травм в произведениях художников Новой вещественности, их витальную силу, помогавшую преодолеть катаклизмы, которые переживало общество в те времена, а также которая помогала переосмыслить, поставить под сомнение видимую реальность. Беликова анализирует витальность в типажах под общим названием «холодная персона», в произведениях, связанных с посттравматическим синдромом, насилием, убийствами.
В материале Г.У. Лукиной «Живительная энергия музыки. По прочтении Э. Курта, Б. Асафьева, А. Лосева» изучается витальность в музыкальном искусстве, исследователь фокусирует свое внимание на изучении осмысления динамической сущности музыки, анализе энергийного начала музыки сквозь призму энергетической концепции Э. Курта, учения Б. Асафьева о музыкальной R форме как процессе, а также его учения об интонации и теории музыкального времени и I основоположения чистого музыкального бытия А.Ф. Лосева. U
В статье « Витальность как фактор сохранения произведением искусства вневременных смыслов ^ витальности» Н.Н. Мутья пишет о том, как произведение искусства может сохранять свое глубинное j (вневременное) звучание. Для «иллюстрирования» исследователь обратилась к произведениям
s
искусства XIX-XXI веков, так или иначе соотносящихся с личностью Ивана Грозного. g
Особо интересен анализ рецепции полотна Репина в творчестве китайского художника Чжана ^
Хуаня, так как здесь автор анализирует не только вопросы витальности, но и рецептивные а
й
механизмы. ^
t
Категории витальности анализируются и А.К. Флорковской в статье «Бесстрашие витальности:
претворение Возвышенного в живописи Владимира Матвеева, 1980-2010-е годы». Особый интерес j
s
вызывает то, что изучив различные трактовки Возвышенного как одного из проявлений витального а
а
(по Канту Возвышенное - величественное и устрашающее природное явление, по Эдмунду Берку - ^
^
«ужас» или «изумление», а в эпоху символизма (например, у Ницше) Возвышенное и прекрасное а были почти синонимами), А.К. Флорковская отметила постоянное стремление преодолеть энтропию 1 мира в искусстве, прежде чем перейти непосредственно к анализу Возвышенного в творчестве
j
московского современного живописца Владимира Матвеева. .
А.В. Карпов в исследовании «Витальность искусства и рынок: о художественном качестве U подлинном и мнимом» рассматривает проблему витальности искусства в контексте феномена художественного рынка как сложной системы культурных, экономических и социальных взаимоотношений в мире искусства. Основываясь на искусствоведческом и культурологическом m понимании арт-рынка, автор не только демонстрирует неотъемлемую ценность (внутреннее b
С/3 п
•а
г
качество) произведения искусства, но и показывает его мнимую витальность, создаваемую 2
участниками художественного рынка (галеристами, дилерами, аукционистами, кураторами и т.д.), 2 избирая примерами раритеты фирмы Фаберже, а также экспозицию российского павильона на
Венецианской биеннале современного искусства 2019 года. (
Последний блок коллективной монографии посвящен экранным искусствам и включает в себя 7 исследования Е.В. Сальниковой и Е.Ю. Андреевой.
Е.В. Сальникова в статье «Кино под знаком экспрессионизма: предвестие витальности» [ 113 ] намечает ряд дискуссионных полей (проблемы дефиниций и определения экспрессионизма в кино)
Д.О. Мартынова Рецензия на коллективную монографию •g «Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика»
ю и демонстрирует, как витальное проявлялось в фильмах экспрессионизма и картинах с 5ц экспрессионистическими элементами. Автор указывает, что экспрессионистские фильмы 1920-х годов являют собой совершенно новый тип витальности, отказывающийся от своей пары - гармонии ю в пользу дисгармонии, хаоса и крушения многих общепринятых истин, что проявляется во 1-4 внутренней свободе киноэкспрессионизма от рациональности творческих установок.
В статье «Экранируя откровение: Билл Виола - Андрей Тарковский» Е.Ю. Андреева анализирует визуальные интертексты Виолы, сравнивая их с киноязыком Андрея Тарковского, обращаясь к проблеме генерирования символического содержания в современном искусстве, которая напрямую связана с витальностью самого искусства, зависящей от способности создавать в произведениях универсальную картину мира. Здесь есть определенная «перекличка» с идеями Е.В. Сальниковой, которая писала о том, что образы киноэкспрессионизма часто выступают своего рода метонимиями или метафорами. Е.Ю. Андреева же отмечает, что символика в искусстве ХХ века подменяется симптоматикой, то есть многовалентные символы подменяются однозначными симптомами или знаками той или иной травматической проблематики.
Этот замыкающий блок статей вновь обращает читателя к проблеме витальности, заостряет внимание на ее «незримом» присутствии в культуре и искусстве, указывает на проблемы витального, на то, как моделирование хаоса обостряет внимание к изучению феномена витальности искусства.
В итоге представленные тексты в монографии формируют особенную антологию о витальности
в искусстве, доказывая через различные примеры, почему «антиискусство» жизненно важно и
почему нельзя делить искусство на «правильное» и «неправильное». Опираясь на всесторонний
^ междисциплинарный анализ витальности искусства авторы создают не только подходы к изучению
I- этого феномена, но и намечают дальнейшие перспективы его изучения, раскрывают многовалентное s
и и многовекторное существование витальности в искусстве. В силу многоаспектности и
¡5 междисциплинарности рецензируемая коллективная монография представит интерес для
Ц теоретиков и историков искусства, культурологов, философов, психологов, а также широкого круга читателей. Вариативность исследовательских подходов и новые концепции, несомненно, будут
сч
о интересны для специалистов, преподавателей ВУЗов, научных работников, кураторов, студентов, сч
rô магистрантов и аспирантов, которые смогут применить их в своих исследованиях.
■t
J?
Ен ЛИТЕРАТУРА нч
1. Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика / Отв. ред. О.А. Кривцун. - Москва; Санкт-Петербург: Центр
^ гуманитарных инициатив, 2022. m
Q 2. Кривцун О. А., Беспалов О. В., Проклов И. Н., Беликова М. А., Флорковская А.К., Лукина Г.У., Савенко С.И., Дуцев М.В.,
H Сальникова Е.В., Ступин С.С., Карпов А.В., Мутья Н.Н. Витальность искусства: подходы к исследованию // Художественная
^ культура. 2021. №1 (36). С. 304-353-
g 3. Sauer M. From Aesthetics to Vitality Semiotics - From l'art pour l'art to Responsibility. Historical change of perspective exemplified
д on Josef Albers // Bildgestalten: Topographien medialer Visualität / Ed. by L.Ch.Grabbe, P. Rupert-Kruse,N.M. Schmitz. - Marburg: Büchner, 2020. Pp. 194-213.
REFERENCES
>e
5 1. Krivcun O.A., Bespalov O.V., Proklov I.N., Belikova M.A., Florkovskaja A.K., Lukina G.U., Savenko S.I., Ducev M.V., Sal'nikova E.V.,
ф Stupin S.S., Karpov A.V., Mut'ja N.N. "Vital'nost' iskusstva: podhody k issledovaniju" [Vitality of the Art: Approaches to Research].
6
Hudozhestvennaja kul'tura. 2021. No. 1 (36). Pp. 304-353. (in Russ.) ^ 2. Sauer M. " From Aesthetics to Vitality Semiotics - From l'art pour l'art to Responsibility. Historical change of perspective exemplified
^ on Josef Albers." Bildgestalten: Topographien medialer Visualität. Ed. by L.Ch. Grabbe, P. Rupert-Kruse, N.M. Schmitz. Marburg,
S Büchner, 2020. Pp. 194-213. (in Russ.)
3. Vital'nost' iskusstva. Sovremennye projavlenija. Analitika [The Vitality of the Art. Modern manifestations. Analytics]. Ed. by O.A. Krivtsun. Moscow, Saint-Petersburg, Center for Humanitarian Initiatives, 2022. (in Russ.)
>e S ff
¡Ü