ком понимании: во-первых, переходность является состоянием, относящимся к молодежи как социально-демографической группе, а во-вторых, это понятие характеризует положение в обоих обществах. Во втором случае она означает некоторую текучесть и изменчивость социально-культурного пространства, а также пересечение систем ценностей, восходящих к различным историческим, политическим и культурным контекстам. Этот двоякий взгляд на изменяющуюся молодежь и изменяющийся контекст представляется особенно интересным.
Достоинством монографии является и то, что российские и польские авторы совместными усилиями вглядываются, прежде всего, в те аспекты положения молодежи в обеих странах, которые либо находятся в процессе изменений, либо обусловлены более широкими социальными изменениями и являются их симптомами. Авторы касаются таких аспектов, как социальные условия жизни молодежи, сходства и различия между молодежью
прежних времен и современной, ценности и жизненные приоритеты молодых граждан России и Польши, их убеждения в отношении окружающей действительности и формирующаяся у них картина мира, участие в культуре и вовлеченность в общественную и политическую жизнь, явления проведения молодежью досуга, а также модели в сфере личной и семейной жизни. Представленная картина по природе своей неоднозначна и ни в коем случае не является исчерпывающей. Это, однако, не отменяет факта, что анализ социального положения молодежи вписывается в круг актуальных направлений, по которым будет идти развитие наших обществ. И в этом аспекте закономерно возникает предложение о необходимости в дальнейшем совместных сравнительных исследований социологов университетов Гданьска и Санкт-Петербурга.
Доктор социологических наук, профессор М. Б. Глотов