Новые книги
Рецензия на книгу: Радаев В.В. Экономическая социология: учебное пособие для вузов. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005. - 603 с.
Фидря Ефим Сергеевич
аспирант кафедры социологии и политологии Северного международного университета, Магадан
Email: efidrya@rambler.ru
Несмотря на то что экономическая социология является дисциплиной федерального образовательного стандарта и преподается во многих вузах в течение нескольких лет, русскоязычных учебников по ней - учитывая также все постсоветское пространство -удивительно мало. На этом фоне издание серьезно обновленной «Экономической социологии» В.В. Радаева становится событием весьма неординарным.
Следует сразу оговориться: данный учебник ни в коем случае не является переизданием более ранней версии. Книга претерпела ряд фундаментальных изменений - не только структурного, но и содержательного характера.
Открывает ее предисловие - не дежурно-формальное, а несущее вполне функциональную нагрузку: в нем автор вводит читателя в курс дела, обрисовывая перспективы экономической социологии как научного направления, раскрывает цель книги и обосновывает свой тематический выбор, определяет ее новизну и структуру.
На наш взгляд, главной задачей учебника является систематическое изложение содержания выбранной научной дисциплины, формирующее комплексное представление об основных ее теориях и концепциях, взаимосвязанных друг с другом. А в случае с междисциплинарной научной отраслью необходимо провести параллели еще и со смежными дисциплинами. Поэтому вполне логично, что основная часть книги начинается с сопоставления двух «корневых систем» экономической социологии - экономики и социологии, а точнее, с того, как они представляют себе «своего» человека. Разбор этих двух концепций в первом разделе становится отправной точкой всей работы, задавая структуру рассуждений и форм социологического оценивания хозяйственных институтов. Подробно разобрав историю этих моделей - «двух монстров социальных наук» - и приведя их критику, автор - уже во втором разделе - тщательно конструирует «экономсоциологического человека», избегая как механического сложения двух вышеупомянутых моделей, так и вычисления некоего «среднего арифметического», представляя homo economsociologicus как «человека действующего», способного переключаться между разными логиками (включая и экономический эгоизм, и социологический альтруизм), подыскивать разные обоснования своим поступкам - т. е. совершать выбор, только при условии которого возможно осуществление действия. Успешно избежав детерминизма обоих полюсов, превращающих человека из актора в автомат, В.В. Радаев переходит к подробному рассмотрению концепции действия. Эта категория является одной из ключевых в книге - через призму деятельности актора оцениваются, рассматриваются, структурируются все основные экономико-социологические явления, затрагиваемые в ней. Такая точка зрения тесно увязана с авторским видением предмета экономической социологии, понимаемого как социальные основания экономического действия (укорененного в социальных отношениях и являющегося одной из форм действия социального).
Как уже было отмечено, вводные разделы определяют характер изложения основного материала учебника. В каждом из последующих разделов - все названия которых
начинаются со слова «Человек...» - мы встретим две вышеупомянутые модели, которые проходят через всю книгу: человека экономического и экономсоциологического. Причем homo economicus ведет себя на этой теоретической экскурсии вполне в своем духе: излагает свои теории, концепции, взгляды на той или иной хозяйственный институт, практически игнорируя социологического спутника. А вот homo economsociologicus внимательно изучает поведение собрата, тщательно его анализирует и проводит критический разбор, предлагая собственные положения. Таким образом, основные разделы учебника состоят из обязательного критического разбора положений экономической теории по данному вопросу и собственных наработок экономической социологии, не просто укорененных в социологическом дискурсе, но зачастую возникших именно относительно критикуемых экономических концепций.
Сами теоретические схемы обычно выстраиваются в исторической последовательности, выводятся одна из другой. Автор стремится не просто представить их в дискретном хронологическом порядке, но установить между ними связь, показать процесс развития и трансформации, который претерпевали концепции и под огнем критики, и под влиянием «проверок жизнью», оказывая взаимное влияние друг на друга.
Такова, например, судьба понятия «рациональность», рассматриваемого во втором разделе: возникшее в экономической теории, оно критиковалось, дополнялось и усложнялось в социологическом дискурсе, теряя абстрактность и универсальность, но прибавляя в реалистичности и объяснительном потенциале, формируя расширенное представление о хозяйственной мотивации. Корни этого явления ясно демонстрируются в следующей главе, посвященной измерениям культуры и власти. В ней раскрывается ряд важных концептов экономико-социологической перспективы, конституирующих культурно-властные отношения в качестве полноценных участников экономического действия.
Третий раздел посвящен экономической социологии рынков - в трех главах раскрывается определение и хозяйственная роль рынка, его структура, детерминанты и сложная культурная сущность. Отдельная глава посвящена роли государства - динамике степени и характера того влияния, которое этот общественный институт оказывал и продолжает оказывать на экономические процессы: как на макро-, так и на микроуровне. Не оставлена без внимания и неформальная экономика - сколь важная, столь и трудно поддающаяся исследовательскому измерению хозяйственная сфера. Разбор ее элементов, детерминирующих факторов, концептуальное обособление от других хозяйственных явлений и описание способов измерения дополняется рассмотрением взаимовлияния формальных и неформальных институтов.
В четвертом разделе человек представлен в роли предпринимателя. Здесь рассматриваются воззрения экономистов на это социальное явление, проводится анализ эволюции предпринимателей как акторов и социальной группы. Вторая глава раздела посвящена социально-психологическим характеристикам предпринимателя - его отличительным чертам характера и мотивации, социальному статусу, мобилизационному потенциалу и социальным факторам, обусловливающим предпринимательскую деятельность. Отдельное внимание уделяется социологической трактовке феномена этнического предпринимательства.
Пятый раздел отведен важнейшему явлению - хозяйственной организации. Помимо определения ее понятия, обозначения отличительных черт и способов построения, отдельное внимание уделяется вопросу распределения и осуществления власти. После постановки исходных предпосылок, в следующей главе приводятся основные подходы к анализу хозяйственных организаций - как с экономической, так и с социологической точки зрения -в условиях разнообразия форм и усложнения границ современных организаций.
Анализ трудовых отношений распределен на два раздела. Первый из них - и шестой в общем порядке - посвящен собственно трудовому процессу: таким, как он видится с двух различных перспектив. Действия менеджеров включают в себя вопросы управленческого
трудового контроля, эволюция взглядов на которые раскрывается в первой из глав раздела. Многообразие действий работников, небезуспешно пытающихся выработать свои рычаги воздействия, социальные основания и историческая динамика этой борьбы интересов представлены во второй главе.
В седьмом разделе рассматриваются вопросы трудовой занятости. И вновь, как и в предыдущем, анализ проводится с двух различных рыночных перспектив. Перспектива работодателя, регулирующего спрос на труд, формируется неоднородным и сегментированным рынком труда (внешним и внутренним). На нем действуют свои социальные механизмы, конституирующие трудовые стратегии работодателей. Другим участником рынка труда являются наемные работники, предлагающие свой «человеческий капитал». Отдельное внимание посвящено вопросу определения и измерения безработицы. Наконец, в третьей главе данного раздела рассматриваются вопросы трудовой деятельности, исключенной из рынка труда (и зачастую из сферы исследовательского внимания) и происходящей в домашнем хозяйстве. «Маргинальность» данной хозяйственной сферы и ее кажущаяся простота долгое время приводили к недооценке и упрощению представлений о домашней трудовой деятельности. В данной главе рассматриваются попытки заполнить этот пробел путем анализа сущности и разделения домашнего труда, его экономической роли и структуры домашнего хозяйства.
Вопросам потребления и денег посвящен восьмой раздел. Здесь эти «сугубо экономические» явления предстают как глубоко укорененные в социальных и культурных отношениях. Потребление рассматривается как инструмент социальной дифференциации и идентичности, наделяется символическим значением и предстает как инновационный процесс. Точно таким же неоднородным с социальной точки зрения объектом представлены и деньги - они не только обладают множеством форм, но и предполагают множественные социальные оценки - в зависимости от обладателя и источника их получения - и, разумеется, множественные способы использования.
В девятом разделе рассматривается хозяйственная роль социальной стратификации: даются определения ключевых понятий, описание характеристик стратификационных систем и социальных слоев, а также влияние исследовательского габитуса, структурирующего изучаемый объект и тем самым оказывающего влияние на саму социальную реальность. Отдельная глава отводится направлениям стратификационного анализа, как классическим -марксизму, функционализму, веберианству - так и новым, приводится их критика и определяются перспективы.
Периодически затрагиваемые в предыдущих разделах вопросы идеологического влияния теорий объяснения хозяйственной жизни находят полноценное отражение в десятом разделе, который, собственно, и посвящен хозяйственным идеологиям. Здесь раскрываются структура и содержание основных идеологических парадигм - демократизма, консерватизма, либерализма и социализма, - а также дается описание процесса их смены и возникновения идеологических гибридов.
Одиннадцатый раздел содержит анализ моделей хозяйственного развития. Первая из глав рассматривает модели однолинейного и поступательного развития (от марксизма до теорий постиндустриального общества), стадиальные теории модернизации и глобализации. Вторая описывает модели параллельного и циклического развития, в которых находится место и внесистемным формам хозяйства, и цивилизациям, и сложным матричным структурам развития, и множеству «капитализмов».
Наконец, двенадцатый раздел посвящен российской экономической социологии. В двух главах описываются становление и институционализация, методологические корни и предпосылки, основные направления современной экономической социологии в России. Здесь же приводится крайне полезный перечень релевантных исследовательских центров, баз данных и публикаций.
Завершается учебник выборочной библиографией (в которую автором включены ссылки на переводы, интервью и профессиональные обзоры, опубликованные в электронном журнале «Экономическая социология»), предметным указателем, а также программой соответствующего учебного курса и тематическими рубрикаторами. Следует отметить основательный подход автора к снабжению книги различного рода вспомогательными функциями. Подробные ссылки по ходу основного текста - как на «бумажные», так и на электронные издания, всевозможные схемы и рисунки, перекрестные ссылки на разделы и главы внутри самой книги - все эти «бонусы», несомненно, играют пусть и вспомогательную, но весьма значительную роль, заметно облегчая и стимулируя как самостоятельный поиск литературы, так и систематизацию прочитанного. Не стоит забывать, что данное издание является, в первую очередь, учебным пособием для вузов. И достаточно демократичный - если не сказать «популярный» - язык изложения материала вовсе не означает примитивности излагаемого, а лишь упрощает его освоение.
Собственно содержательная часть глав включает в себя, в первую очередь, ключевые концептуальные положения различных теорий, основные понятия и их критику. Главное внимание автор уделяет именно теоретической компоненте, стремясь выстроить динамическую структуру ее понятийного аппарата. Чтобы книга не стала «сухой» теорией, повсюду присутствуют яркие и информативные примеры описываемого явления, процесса; иллюстрирующие его сущность меткие высказывания классиков экономики и социологии. Подробное рефлексивное описание развития определенного направления приглашает читателя поучаствовать в его критике и, может быть, сформулировать собственное видение решения той или иной проблемы, а последние разделы логично предлагают на выбор ряд перспективных исследовательских направлений в отечественной экономической социологии и намечают перечень научных вопросов, которые предстоит решить.
Системность излагаемого материала способствует созданию логичного и структурированного восприятия экономической социологии как науки, имеющей свои корни и перспективы, свое прошлое и будущее, активно взаимодействующей с другими научными отраслями - в первую очередь, конечно же, с экономической теорией; обладающей собственным (детально разбираемым в книге) теоретическим аппаратом, способным уже сейчас решать актуальные научные проблемы.
Стоит заметить, что отличным пособием новая «Экономическая социология» должна стать не только для студентов (и даже не столько), но, в первую очередь, для преподавателей: точный терминологический аппарат, схематическое и четко структурированное изложение теоретических систем, мощный библиографический аппарат и ссылки на электронные ресурсы, наконец, полная программа учебного курса - все это делает «Экономическую социологию» не просто учебником, но и идеальной отправной точкой для любого исследователя, который заинтересуется этим, безусловно, одним из наиболее перспективных направлений социологии нового века.